Конспект родительского собрания по теме «Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»


Пояснительная записка
Тема родительского собрания: «Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
Актуальность темы:
Подростковый возраст своеобразен и интересен. Подростковый возраст (от 10-11 до 15 лет) считают переломным. Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому, что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Трудности во взаимоотношениях с подростками объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.
Задача учителя помочь родителям грамотно оценить проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста.
Цель собрания: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания;оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
Задачи: 1. Познакомить родителей с особенностями подросткового периода.
2. Выработать новую тактику поведения по отношению к подросткам.
3. Предупредить конфликтные ситуации в семье и в школе.
Область применения: родители обучающихся 8 класса.
Ожидаемые результаты: научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, увидеть проблемы ребёнка в переходном возрасте.

Разработка родительского собрания
«Особенности подросткового возраста.
Как научиться понимать и принимать подростка?»
Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания;оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
Задачи: 1. познакомить родителей с особенностями подросткового периода;
2. выработать новую тактику поведения по отношению к подросткам;
3. предупредить конфликтные ситуации в семье и в школе.
Оформление: на доске цитаты:
•   «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках» (И. Гете);
•   «Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет» (Л.С. Выготский).
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация «Психологические возрастные особенности подростка»
Ход собрания
Вступление. Что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель, когда его ребенок вступает в период полового созревания.
Тестирование родителей
Давайте попробуем ответить на вопрос: «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?» Тест «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»
Родительский всеобуч «Психофизическое развитие подростков»
Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами, какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще. Какие изменения происходят в детях.
Слайд 2. Сначала я вам предлагаю ответить на простой вопрос, кто же такой подросток. Для этого вам необходимо написать на распечатке, которая у вас на столах ассоциации к слову подросток, подростковый возраст. Приложение 2. (Распечатка для родителей)
Кто-нибудь может, озвучить, что у вас получилось?
Так же подумайте, обсудите, запишите, какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми?
Что у вас получилось?
Все, что вы сказали, верно.
Слайд 3. Посмотрите ассоциации наших с вами детей к этим же терминам.
На распечатке у вас представлены особенности поведения подростков. Я вам предлагаю поработать с ними с течение 5-7 минут. Сравните их, применимо к вашим детям. Выделите 7-10 наиболее актуальных особенностей поведения, расположите их в порядке возрастания (один номер можно ставить не более, чем двум особенностям поведения). Что было год, полтора назад, что сейчас? Изменилось ли что-то? И как?Затем обсудим, что у вас получилось…
Обобщая нашу работу, посмотрим, как психологи характеризуют подростковый возраст, какие проблемы выделяют и каковы способы их решения, какие приоритеты выделяют для себя именно наши дети.
Слайд 4. Происходит перестройка подростка на всех уровнях: психологическом, физиологическом, социальном.
Слайд 5. В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что сопровождается временным нарушением процессов нервной системы и приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным. Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в развязность или грубость.
Слайд 6. Происходит:
Интенсивное физическое и физиологическое развитие:увеличиваются рост и вес
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Слайд 7. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать “гормональную бурю”. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Многие переживают Такие физические изменения.
Слайд 8. Формируется новый образ физического “Я”.
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Слайд 9. Согласно диагностике, дети нашего класса по-разному воспринимают изменения во внешнем облике, происходящим в этом возрасте, но в целом их отношение носит позитивный характер: то есть **% детей эти изменения радуют, **% опрошенных они безразличны (скорее всего здесь, преобладают ответы мальчиков), **% огорчены изменениями во внешнем облике и **% испытывают злость, раздражение в связи с этим.(Диагностика и анкетирование детей проводятся заранее). Приложение 4.
Слайд 10. Также усиливается развитие самосознания. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и “Я-концепция”.
Слайд 11.Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Слайд 12-13. Проявляется чувство взрослости.
В желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.
Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и анализировать их.
Слайд 14. В рамках изучения ответственности ребенка за свои совершаемые поступки характерна полярность, а именно: количество опрошенных детей, практически всегда задумывающихся о своих поступках, и, напротив, предпочитающих снимать с себя ответственность за совершаемые действия, представлены в равной степени – **%. Вместе с тем **% детей, по их мнению, лишь иногда несут ответственность за свое поведение.
Вместе с тем оценивать свое поведение со стороны приходилось, по мнению, детей, **%, а **% задумываются об этом лишь иногда, и**% предпочитают не думать об этом.
Слайд 15. Формируется “Я-концепция” ребенка.
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Внутренний мир.
Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия (самоанализ), потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Слайд 16. Реальное Я.
Представления о собственной внешней привлекательности.
Представления о своем уме.
Представления о своих способностях в разных областях.
Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах.
Слайд 17. Идеальное Я.
Идеальное “Я” может сильно отличаться от реального.
При высоком уровне притязаний.
При недостаточном осознании своих возможностей.
Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию .
Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества.
У подростка развивается саморегуляция.
Слайд 18. Учащимся предлагалось оценить свой образ глазами окружающих (родных, друзей). Дети выделяют следующие качества (то есть они считают, что они):
общительный – **%
добрый - **%
злой – **%
открытый – **%
жизнерадостный – **%
искренний – **%
сильный – **%
ленивый – **%
вредный – **%
предатель – **%
уверенный в себе – **%
увлекающийся – **%
смешной (прикольный) – **%
Иными словами детям в данном возрасте в наибольшей степени характерны общительность, доброта, жизнерадостность, открытость новому, в сочетании с уверенностью в себе и склонностью к увлекаемости, авантюризму.
Происходит перестройка и на социальном уровне.
Слайд 19. Общение со взрослыми.
Слайд 20. Общение со сверстниками.
Слайд 21, 22. Особенностью данного возраста является направленность на общение, что отражено и в результатах относительно предпочтительности сферы общения с ровесниками, а именно **% предпочтут пообщаться с друзьями, чем выполнить домашнее задание – **%; подселятся возникшей проблемой или трудностью с другом – **%, опрошенных детей, и лишь **% обратятся к родителям; **% детей предпочитают послушать музыку, чем обратиться к чтению литературы или уходу за животными – **%; пойти с родителями в гости согласятся лишь **%, остальные **% предпочтут остаться дома, поговорить по телефону с другом, или пригласят его домой; Вместе с тем дети считают себя достаточно взрослыми, то есть проявляется чувство взрослости, стараются высказать свое мнение по каким-либо вопросам **%, и лишь треть учеников **% согласятся с мнением родителей и учителей, даже если свое мнение отлично от него.
По результатам диагностики. В случае возникновения трудности ребенок практически в раной мере предпочитает обратиться к родителям **% или к друзья **%. Говоря о досуге, можно сказать, что **% детей предпочитают проводить время с друзьями на улице, **% хотели бы поучаствовать в вечеринке или побывать на дискотеке, и **% заниматься в спортивных секциях.
Слайд 23. Посмотрите, какие особенности поведения подростков выделяют психологи:
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности,
крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих,
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров,
целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
на все требуют доказательств,
неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе,
потребность в общении сменяется желанием уединиться,
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью,
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью,
нежность, ласковость бывают на фоне,
стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности,
выбирают себе кумиров,
проявляется соревновательный мотив.
Обмен опытом по преодолению проблем подросткового возраста  детей (обсуждение ситуаций из жизни)
Практические рекомендации
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.
Раздается памятка для родителей. Приложение 3. (Памятка для родителей)
Проект решения родительского собрания
Рекомендовать родителям строить новую тактику общения с детьми, учитывая психофизические особенности подросткового возраста.
Используемая литература:
«Настольная книга классного руководителя» Л.С. Бескоровайная. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001
«Планирование воспитательной работы в классе» под редакцией Е.Н. Степанова, ООО «ТЦ Сфера», 2000
«Родительские собрания»  Н.И. Дереклеева – М.: ВАКО, 2004
Журнал «Зона риска». – Волгоград: Издатель 2006 № 1-6

Тест «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»
1. На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок...
а)  перестает прислушиваться к мнению родителей;
б)  может попасть в плохую компанию;
в)  начинает осознавать себя как самостоятельную личность.
2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку...
а)  о том, что вы хорошо учились;
б)  о похожих проблемах и способах их решения;
в)  забавные случаи.
3. Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о его делах?
а)  не больше часа;
б)  около 2 часов;
в)  больше 2 часов.
4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как сын или дочка сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия...
а)  отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно;
б)  встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника;
в)  дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.
5.  Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего?
а)  отчуждения;
б)  употребления алкоголя и наркотиков;
в)  ранних половых контактов.
6.  В каком возрасте нужно начинать беседовать с ребенком о сексе?
а)  с 12 лет;
б)  с 14 лет;
в)  когда он сам начнет задавать вопросы.                                              
7. Ребенок признался, что девочка (мальчик), которая(-ый) ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажете?
а)  предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто  и дружелюбно;
б)  успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше;
в)  постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и переживаний.
8. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал с удовольствием. Ваши действия?
а)  предложите ему выбрать другое занятие;
б)  постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца;
в)  упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности.
9.  Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб, на дискотеку. Ваша реакция...                                                                                
а)  придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется  отложить встречу с друзьями;
б)  поговорите с ним об опасных соблазнах, которые таят в себе клубы,  и запретите посещать подобные места до 18 лет;
в)  отпустите при условии, что ребенок будет «выходить на связь» в условленное время.
10. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно успокоить?
а)  обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа;
б)  сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают прыщи;
в)  собрать информацию о существующих косметических средствах борьбы с угрями и пообещать купить их.
11.  Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы предпримете?
а)  будете искать сигареты в карманах его куртки;
б)  строго спросите, не начал ли ребенок курить
в)  заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.
12. Вы увидели личный дневник, в котором ребенок описывает свой сексуальный опыт...
а)  признаетесь, что читали дневник, и выскажете свое беспокойство;
б)  при случае заведете разговор о контрацепции;
в)  вызовете ребенка на откровенный разговор, чтобы детально разобраться в ситуации.
13. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно...
а)  просите его меньше общаться с этим другом;
б)  не разрешаете приглашать друга к вам домой;
в)  откровенно высказываете свое мнение о нем.
14. Что вы скажете ребенку, если услышите, как он грубит бабушке?
а)  «Как ты разговариваешь с бабушкой?!»;
б)  «Что у вас произошло?»;
в)  «Пожалуйста, не обижай бабушку!».
15. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой нам не нравится. Вы...
а)  постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке любимого коллектива;
б)  предложите послушать записи других современных и классических исполнителей;
в)  подвергнете критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.
Ключ к тесту
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
а 5 5 5 5 1 5 1 1 3 3 3 5 3 5 1
б 3 1 3 3 3 3 5 5 5 5 5 3 5 1 3
в 1 3 1 1 5 1 3 3 1 1 1 1 1 3 5
Анализ результатов теста
16-35 баллов - готовность номер один. Ваш ребенок не страдает от недостатка внимания и знает, что родители всегда будут на его стороне и в любой момент придут на помощь. Ежедневный родительский труд дает вам основание для уверенности в том, что все «вложенное» в ребенка не позволит  ему совершить непоправимых ошибок. Тем не менее, не стоит забывать принцип: «Доверяй, но проверяй!». Каким бы самостоятельным ни казался ребенок, все-таки он еще не совсем взрослый. Контролировать местонахождение, успеваемость и круг общения можно косвенно и ненавязчиво, например, через общих знакомых или родителей друзей подростка. Не стоит поощрять излишнюю фамильярность в общении и стараться быть для ребенка «своим в доску». Для гармоничного развития ребенку нужно ощущать твердые жизненные принципы родителей, их спокойствие и уверенность.
36-55 баллов - у страха глаза велики. Вы чересчур восприимчивы к трудностям переходного возраста. Вас пугают газетные статьи о подростковой преступности, наркомании и СПИДе. Диковатая подростковая мода, современная музыка, употребление жаргона - все это вызывает в вас внутренний протест, который может заставить сына или дочь «закрыться», в ваших отношениях с ребенком не хватает непринужденности. Если ежедневно не давать возможности проявлять самостоятельность, как он научится ответственности? Гиперопека и нравоучительные беседы никогда не оправдывают возлагаемых на них надежд. Лучше просто время от времени болтать с ребенком о фильмах и музыке, о каких-то незначительных событиях, исподволь расспрашивая его о друзьях, взглядах на жизнь, и ненавязчиво высказывать свое мнение. Подросток обязательно примет все это к сведению.
56-75 баллов - без диктатуры. Вам необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, чтобы уберечь и его, и себя от серьезных конфликтов. Основная проблема состоит в излишней требовательности, нежелании принимать систему ценностей подростка и мириться с изменениями в его характере. Жесткий контроль, постоянные запреты, отсутствие личного пространства заставляют ребенка протестовать и отстаивать свою свободу, часто проявляя грубость и даже жестокость. Не имея возможности приглашать друзей к себе домой, ребенок всё свободное время пропадает на улице или «висит на телефоне». В такой ситуации необходимо подумать, что вы можете предложить ему вместо подобных развлечений. Например, можно записать ребенка в туристический клуб, если он испытывает тягу к приключениям, или в танцевальную студию, если он целыми днями слушает рэп.