Особенности проявления страхов у детей и способы их коррекции


Особенности проявления страхову детей среднего дошкольного возрастаи возможности их коррекции Педагог-психологБрысина Маргарита Валерьевна Объект исследования: страхи детей среднего дошкольного возрастаПредмет исследования: особенности проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста и возможности их коррекции Цель исследования: выявить особенности проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста и возможности их коррекции Задачи исследования:1.Изучить состояние проблемы исследования страхов у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях; 2.Разработать диагностический комплекс, позволяющий изучить проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста.3.Выявить особенности проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста.4.Разработать коррекционно-развивающие мероприятия, включающие игры и упражнения с детьми и занятия с родителями, способствующие преодолению детских страхов. Гипотеза исследования: к особенностям проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста можно отнести определенные их виды: боязнь темноты, страх потеряться, страх животных, страх сказочных чудовищ. Система коррекционно-развивающих мероприятий, включающих: психогимнастические упражнения, игры для детей и специально организованные занятия для родителей, будут способствовать преодолению детских страхов. Методы исследования: Теоретические: анализ литературы по проблеме исследованияЭмпирические: опрос, наблюденияМетодики исследования1.Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.2.Методика наблюдения за поведением ребенка с целью выявления детей, склонных к проявлению страхов (согласно критериям, предложенным П. Бейкер и М. Алворд). Рис. 1. Распределение страхов детей среднего дошкольного возраста (методика «Страхи в домиках» в модификации М.А.Панфиловой) Рис. 2. Распределение выборочной совокупности детей по степени выраженности страхов (опросник М. Алворд и П.Бейкер). Направления коррекционно-развивающей работы по преодолению детских страхов 1.Психологическое просвещение родителей в вопросах проявления страхов у детей;2.Повышение самооценки ребенка;3.Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;4.Отработка навыков владения собой в стрессовых ситуациях. Содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению детских страхов В содержании работы выделяются два блока, которые обеспечивают решение поставленных задач. 1 блок – Работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ярко выраженные страхи.2 блок – Работа с родителями, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах эмоционального развития ребенка, и в том числе преодоления детских страхов.Система мероприятий с детьми состоит из 16 занятий в течение 8 недель. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня с подгруппой детей, длительностью 30 мин. Выводы: - к особенностям проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста относятся следующие их виды: боязнь темноты, страшных снов; страх потеряться; животных; сказочных чудовищ, что доказывает гипотезу исследования; - коррекция страхов может осуществляться педагогами детских дошкольных учреждений посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии на индивидуально-групповых занятиях с детьми, а также родителями, при условии повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросах эмоционального развития ребенка, и в том числе преодоления детских страхов