Проект Исторические места моей малой Родины


-546735-158115МАОУ Суерская СОШ
Упоровского района Тюменской области
Проект учащихся 4 класса в рамках ОРКСЭ
Модуль «Светская этика»
«Исторические места моей малой Родины»

Классный руководитель: Гольцман А. А.
2013 – 2014 учебный год
Содержание.
Паспорт проекта ……… 2 стр.
Аннотация
- обоснование темы проекта
- проблема
- цель
- задачи
- предполагаемый результат……………. 3 – 4 стр.
Основное содержание проекта ………… 5 – 18 стр.
Список использованной литературы ………. 19 стр.
Авторы проекта ………. 20 стр.
-1-
Паспорт проекта
«Исторические места моей малой Родины».
1.Название работы: «Исторические места моей малой Родины»
2. Фамилия, имя, отечество автора (полностью), класс:
Брант Кирилл Владимирович, 4 класс
Дизер Мария Ивановна, 4 класс
Пахомова София Олеговна, 4 класс
Сарсигеева Дарина Олеговна, 4 класс
3. Фамилия, имя, отечество руководителя работы, место работы:
Гольцман Анна Александровна, учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса МАОУ Суерской СОШ
4. Место учебы, адрес, индекс, телефон:
МАОУ Суерская СОШ Упоровского района Тюменской области
627172 Тюменская обл., Упоровский район, с. Суерка, ул. Гагарина д. 17
Телефон: 8 (34541) 45 415
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Задачи образовательных областей:
Социализация
- формирование гражданских, патриотических чувств.
Коммуникация
- развивать свободное общение с взрослыми и детьми;
- развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности.
Познание
- 2-
- создать условия для реализации проектной деятельности;
- продолжать обогащать знания детей о родном крае.
Аннотация.Обоснование темы проекта: «Родина – есть священная Тайна каждого человека, так же как и его рождение» - говорил русский философ отец Сергий Булгаков. Действительно, наша жизнь тесно связана с историей нашей страны. И когда мы изучаем историю, невольно возникает вопрос: какой вклад в её развитие внесли наши земляки, что представляла моя малая Родина в важнейшие исторические периоды. И хочется найти на старинных фотографиях, в текстах воспоминаний знакомые лица и имена. И, найдя их, мы гордимся, что наши земляки в трудную ли, в значительную ли минуту для Отечества были вместе со своей страной, своим народом. Мы живём в красивейшем уголке нашей славной Родины, который зовётся село Суерка. Но проведенное анкетирование среди учеников нашего класса показало, что они недостаточно знают историю нашего родного села и какой вклад в историю нашей страны внесли наши земляки. Каждый день, проходя мимо местных достопримечательностей, молодое поколение села не представляет себе их значение. Мы решили создать проект, в котором осветили некоторые исторические моменты нашей Суерки, от момента возникновения села до сегодняшних дней. С помощью этого проекта, мы надеемся, ученики нашей школы познакомятся с новыми фактами из истории нашего села, узнают имена тех, кто когда-то жил здесь и в сложные периоды для нашей страны не остался в стороне, а пожертвовал своей жизнью для её светлого будущего.
Проблема: Исходя из вышеизложенного, мы сформулировали проблему: несмотря на богатую историю села Суерка, большая часть учеников нашей школы не интересуется и не знает её, что показало анкетирование. Поэтому мы должны глубже изучить, познакомиться с историческими местами нашей малой Родины.Цель: - Узнать историю села, происхождение его названия.- Показать вклад жителей села в историю страны.- Создать презентацию.
Задачи: 1. Собрать информацию об истории села.2. Познакомиться с героическим прошлым жителей села.3. Изучить достопримечательности села.
- 3-
4. Полученную информацию оформить в виде презентации.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта мы получим знания о прекрасных местах, приобретём знания об истории села, достопримечательностях, будем знать имена тех, кто основал и прославил село. Хоть оно и мало, но богато историей. Мы можем этим гордиться, потому что всё это - наша Родина, дороже которой не может быть ничего на свете. Время движется вперед и мы вместе с ним. Но мы не можем идти вперёд, не оглядываясь назад, в прошлое. Каждый патриот своей Родины должен знать её историю, возвращаться к прожитому нашего старшего поколения. Не зная прошлого, нельзя представить будущее. Глубже узнав историю Суерки, ребята нашей школы начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, и вот тогда - то можно будет сказать, что цель и задачи проекта выполнены.
- 4-
Исторические места моей малой Родины
1 слайд
Мы представляем проект «Исторические места моей малой Родины».
2 - 3 слайд
326707576200У каждого из нас есть своя «малая Родина» - это место, где ты родился и вырос. Для нас – это село Суерка Упоровского района Тюменской области.
Наше село является маленькой частичкой огромной страны. Но эта частичка имеет свою богатую историю. Суерка славится людьми, которые известны не только в нашем крае, но и по всей России. Каждый день, проходя мимо местных достопримечательностей, молодое поколение села не представляет себе их значение. И мы решили создать проект, в котором осветили некоторые исторические моменты нашей малой Родины, от момента возникновения села до сегодняшних дней, узнать имена тех, кто когда-то здесь жил. Мы думаем, что наша работа покажется интересной и познавательной, так как в ней содержатся не только рассказы, но и фотографии, иллюстрации.
4 слайд

Суерка – Родина родная,Леса, пригорки и поля,
Мы все одна семья большая.Одна Суерская земля!
- 5-
5 слайд
Наше село образовалось в 1610 году.
Сначала оно называлось Осипово.
6 слайд
Осипов – фамилия первого поселенца этой земли, который считается основателем села.
Село Суерка возникло как один из острогов на крутом берегу реки Тобол, построенных, освобожденными от податей, казаками. Название острогу дали по имени небольшой реки Суерь, протекающей неподалеку, в Курганской области. Вслед за казаками шли переселенцы из России. По имени одного из них, Осипа Николаевича Давыдова, пришедшего сюда из Великого Устюга, село, долгие годы называлось еще и Осипово.

7 - 8 слайд
В 1783 году дорога от Москвы через Владимир, Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тару, Иркутск, Верхнеудинск и Нерчинск была официально узаконена в качестве Большого Сибирского тракта. Большая Сибирская дорога, являясь трассой первой категории, сыграла огромную роль в истории. Это не только кандальный путь, но и курьерский, торговый путь.
Это была красивая дорога. Её можно заметить и сейчас, следуя из Суерки в Упорово, на вершине бугров, расположенных между Суеркой и Бызово.
- 6-

Одна из частей кандального пути находится по правую руку от деревни Тютрино, вдоль старой (бывшей) дороги Упорово – Суерка. Местные жители называют эту часть поля Потинскими увалами.
9 – 10 слайд
На берегу реки Тобол широко раскинулось наше село Суерка. Тобо́л — река в Казахстане и России, левый приток Иртыша. Длина реки — 1591 км, площадь её водосборного бассейна — 426 000 км².
- 7 –
11 слайд
В Суерке находится храм, носящий имя преподобного Серафима Саровского.
-2000250В 1901 году было получено разрешение на строительство храма, который строился на средства прихожан, в том числе и купечества, освящён был в 1914 году во имя преподобного Серафима Саровского. Он стал красивейшим памятником архитектуры 19 века: высота колокольни – 29 метров, точёный иконостас покрыт сусальным золотом, стены украшены фресками.
12 слайд
Не одно столетие славилась Суерка чудотворным образом Божией Матери, история написания которого восходит ко второй четверти восемнадцатого столетия. Тогда в этих краях свирепствовала мировая язва. Одному из прихожан явилась Богородица и повелела написать Смоленскую  икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что и было сделано затворником – иеромонахом Макарием. По написании икона была принесена в Суерку и после  отслуженного перед  нею  молебна бедствия прекратились. Икона Божией Матери по сей день находится в Суерском храме.

- 8 -
В 2009 году состоялся областной телеконкурс «7 чудес Тюменской области». По результатам зрительского голосования Упоровский документальный фильм о чудотворной иконе Божией Матери из Суерского Храма Серафима Саровского вошёл в число победителей и занял почётное 6-е место.
13 слайд
Более ста лет назад в Суерке было три купца: Фунин, Ботов и Жильцов. У Фунина (имя история не сохранила) были магазин и двухэтажный жилой дом, который сгорел в 1914 году, а вот лавка – ранее «Ликёроводочный магазин» сохранилась и до наших дней. Это нынешний магазин «Удача».

14 – 15 слайд
Многие жители Суерки гоняли ямщину (то есть на лошадях отвозили товар). В селе было место, где можно было отдохнуть, поесть, переночевать – это постоялый двор. В Суерке он сохранился до наших дней.
Находится он по ул. Советской №60, где живут Н.И. Глебова и Л.И. Вальковская. Раньше дом принадлежал Петру Угренинову, после него Ивану Дементьевичу Власову. Здесь было два дома, один из них находился в ограде. В нём хранилась упряжь, и жили работники, которые управлялись со скотиной. Большие амбары, скотные дворы занимали всё место на берегу. Двухэтажный дом, выходивший на улицу, и есть постоялый двор. Семья жила внизу, а приезжий люд на втором этаже.
- 9 –

16 – 17 слайд

В нашем селе есть здание, которое построено было в 1926 году. Это был молочный завод. Село было богатое, цветущее, в каждом дворе велось хозяйство. После того, как был построен молокозавод, население молоко сдавало туда. Даже была установлена норма: 20 литров сданного молока, а взамен 1 кг сливочного масла, которое тут же изготавливалось. Качество молочных продуктов было очень высоким. До Великой Отечественной войны масло с нашего молокозавода даже продавали за границу: Германию, Голландию.
- 10 -
Сейчас здание принадлежит ООО «Стройсиб».

18- 19 слайд
1921 год был для нашей страны тяжёлым – по стране прокатилась волна политических восстаний. Коснулось это и наших мест. Нужно было срочно собрать хлеб для голодающих России. Были созданы специальные отряды, которые занимались сбором хлеба. Но не все местные крестьяне понимали политику того времени, и поэтому не хотели отдавать, потом и кровью заработанный хлеб. Но советская власть этого требовала. Те люди, которые были против этого сбора, объединялись в банды и с оружием выступали против отрядов продразвёрстки. Собранное зерно хранилось в казённом амбаре. Охраняли его комсомольцы, тогда ещё первые на селе. В один из майских дней из лесу появилась банда, амбар подожгли, а тех, кто его сторожил, казнили.

-11-
Позднее на месте казни установили памятник с именами погибших. Его можно увидеть и в наши дни. Находится он на берегу Тобола.
20 – 23 слайд
Точной даты появления школы в нашем селе нет, но по отчётным данным в архиве, она уже работала в 1921 году. Находилась она на берегу реки Тобол.
Это один из домов купца Ботова, который был перевезён из деревни Тютрино. Поставили школу на месте поповских домов. И когда копали яму под фундамент, то рабочие в земле обнаружили клад: одежда, фарфоровая посуда, деньги, бричка со сбруями.

- 12-
Вот так выглядела школа в военные годы. Этот рисунок сделан одним из учеников в 1941 году.
Так как школа находилась на берегу реки, то с каждым годом при разливе, берег подмывало, и он обваливался. Было принято решение построить новое здание в другом месте.
В 1973 году новая школа распахнула двери для учеников.

-13 -
И выглядит она теперь вот так!

23 слайд
В селе есть памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.

466 человек ушло на фронт. Вернулись не все. Лишь только 126 увидели свой родной дом, семью. 346 – погибли. Но односельчане всегда помнят об этом. Каждый год 9 Мая возле памятника проводится митинг – дань памяти и уважения погибшим воинам.
- 14 -
24 – 26 слайд
В годы Великой Отечественной войны наше село приютило 160 детей из блокадного Ленинграда.

Часть детей жила в Тютринской школе. Маленькие дети окунулись в мир тепла и добра наших земляков. Местное население, как только могло, помогало детскому дому: продуктами, одеждой, игрушками.
Среди малышей- блокадников находилась будущая народная артистка России – Светлана Карпинская, которая снялась во многих фильмах, один из которых – «Девушка без адреса».

- 15 -
Позднее школа была перестроена. Но память о Ленинградцах всегда жива.На стене бывшей Тютринской школы находится мемориальная доска.

Да и сами блокадники не забывают детский дом. Последний их визит был в 2009 году.

- 16 -
27 слайд
Известный российский предприниматель, генеральный директор и совладелец нефтегазовой компании ОАО «Сургутнефтегаз». Богданов Владимир Леонидович, который родился и вырос в нашем селе.
3714750-41910028 слайд
Земляки с благодарностью говорят о нем – ведь именно на средства, пожертвованные им, восстановлен храм. Храм, где он крестился в детстве, храм, рядом с которым на сельском погосте похоронен его отец. В селе, где до сих пор живет его мама.

- 17 -
29 слайд
Заключение.В ходе реализации проекта мы получили знания о прекрасных местах, приобрели знания об истории села, достопримечательностях, узнали имена тех, кто основал и прославил село. Хоть оно и мало, но богато историей. Мы можем этим гордиться, потому что всё это - наша Родина, дороже которой не может быть ничего на свете. Время движется вперед и мы вместе с ним. Но мы не можем идти вперёд, не оглядываясь назад, в прошлое. Каждый патриот своей Родины должен знать её историю, возвращаться к прожитому нашего старшего поколения. Не зная прошлого, нельзя представить будущее.


- 18 –
Список использованной литературы.
1. Архивные данные из музея МАОУ Суерской СОШ.
2. Фото, сделанные участниками проекта.
3. Интернет – ресурсы:
а) ihtus.ru›062009/st12.shtml
б) maps.yandex.ru
в) turto/area/uporovskiyregion/towntr…
г) 5bissue5d…2012-08…velikoe-pereselenie…
д) wiki/Тобол_(река)
-19 –
Авторы проекта.
Учащиеся 4 класса:
Сарсигеева Дарина
4629151861185 Дизер Мария

Пахомова София Брант Кирилл

- 20 -