Спирты:строение, классификация, изомерия, свойства спиртов


План-конспект урока – 10 класс, естественно-математический профиль.
Тема: «Спирты: строение, классификация, изомерия, свойства спиртов» 2ч.
Цели урока: продолжить работу над понятием «вещество» на примере спиртов: на основе строения познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами спиртов, дальнейшее развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать умения осуществлять самостоятельную деятельности на уроке; воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Образовательные задачи:
Продолжить работу над понятием «вещество» на примере спиртов;
Рассмотреть строение, гомологические ряды спиртов;
Познакомить учащихся с основами номенклатуры спиртов и типами изомерии у них;
На основе состава и строения познакомить учащихся со свойствами спиртов.
Развивающие задачи:
Продолжить работу над развитием умения анализировать, сравнивать и делать выводы;
Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
Продолжить работу по составлению электронных и структурных формул спиртов и умением называть их по международной номенклатуре;
Развивать умения и навыки составления уравнений реакций.
Воспитательные задачи:
Воспитание коммуникативных качеств, умение работать в группе и нести ответственность за конечный результат коллективной деятельности;
Воспитание культуры речи химического языка, умения слушать.
Данный тип урока относится к ТИО. На изучение отводится два урока.
Методы: проблемно-поисковый.
Методические приемы: беседы, самостоятельная работа по маршрутным картам, составление опорных схем для устного ответа.
Средства обучения:
Маршрутная карта;
Модели молекул спиртов;
Химическое оборудование.
Оборудование и реактивы:
Модели молекулы этанола и метанола;
Таблица «Изомерия и номенклатура органических соединений»;
Таблица «Относительная электроотрицательность химических элементов»;
Вода, образцы спиртов;
Набор пробирок, пробиркодержатель.
Ход урока:
Организационный момент (постановка цели урока).
Вступительное слово учителя:
Потребление алкоголя в средние века было не просто дурной привычкой, за счет этанола организм получал около 25% энергии! Это не в последнюю очередь объяснятся тем, что обычным напитком в те времена было пиво, которое и до сих пор нередко называют «жидким пивом». Известно дезинфицирующее и антибактериальное действие этанола, его влияние на поведение человека. Но чрезмерное его употребление вызывает нарушение психики, разрушение внутренних органов и даже смерть.
Впервые в XV веке слово «алкоголь» применил к этиловому спирту немецкий врач и естествоиспытатель, основатель алхимии Теофраст Парацельс.
Знакомство с кислородсодержащими соединениями мы начинаем с класса спиртов.
В начале урока учитель создает группы по уровню подготовки учащихся (I уровень, II и III).
Изучение нового материала:
I группа. Маршрутная карта.
Цель: познакомиться с классификацией спиртов, на основе этого построить гомологический ряд; рассмотреть типы изомерии спиртов.
Ход работы:
На основе текста учебника составить схему «Классификация спиртов».
Составить схему «Изомерия спиртов».
Подготовить краткий устный отчет.
II Группа. Маршрутная карта.Цель: познакомиться с типом химической связи и типом решетки спиртов и на основе этого сделать вывод о физических свойствах спиртов.
Ход работы:
На основе электронного строения молекул спиртов сделать вывод о типе связи и решетки.
На основе данных сделать вывод о физических свойствах спиртов.
Подготовить краткий отчет.
III группа. Маршрутная карта.
Цель: на основе строения молекулы спирта сделать вывод о типе химических реакций, характерных для спиртов.
Ход работы:
Объяснить тип химических реакций, характерных для спиртов;
Составить уравнения реакций и назвать полученные вещества.
На работу в группах я отвожу 20 минут.
Обсуждение результатов работы и подведение итогов теоретической части урока, заполнение опорного конспекта.
Осмысление нового материала.
Демонстрация №1. Образцы спиртов: этанол, этиленгликоль, глицерин.
Проблема:
Обратите внимание на консистенцию спиртов, как вы думаете, с чем это связано?
(Примерный ответ: с увеличением гидроксильных групп вязкость спиртов повышается).
Демонстрация №2. Отношение спиртов к воде.
(Примерный ответ: низшие спирты хорошо растворимы в воде).
Первичное закрепление изученного материала.
Для самостоятельной работы учащимся предлагаются задания различного уровня сложности.
Задание для I и II уровня.
Дано вещество
СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3
ОН
назовите вещество по международной номенклатуре;
предложите два изомера данному веществу и назовите их;
предложите два гомолога данному веществу и назовите их;
укажите тип гибридизации атомов углерода и атома кислорода в данном соединении;
какой тип кристаллической решетки в данном веществе и будет ли оно являться электролитом?
Задания для III уровня:
Составьте структурные формулы всех изомерных спиртов состава С5Н12О и назовите их по международной номенклатуре.
Только ли спиртам может соответствовать данная формула? Составьте формулу одного вещества, имеющего такой же состав, но не относящегося к классу спиртов.
Работы сдать учителю.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Домашнее задание: параграф 17, страница 143-147. Упражнение 1-7. Каждый учащийся имеет право выбора задания. Проработать статьи «Получение и применение спиртов».
Опорный конспект по теме «Спирты»
Физические свойства.
а)С-Н и С-О – к/п (сигма)
С-С – к/н,
б) # молекула.
в) и
г) Н2О и Н2О
Визитная карточка.
Sp3-гибр-я, 129o28’,
Изомерия:
а) У/С: С-С-С-С;
б)П-я ОН;
в)Спирты=простые эфиры.



CnH2n+1O
Получение.
а) CnH2n+ Н2О;
б) CnH2nО+Н2;
в) CnH2n + [O];
г) CnH2n+1Г + МеОНХимические свойства.
Реакции.
а) Ме +Сп. = CnH2n+1OMe+H2;
б) CnH2n+1O+НГ=CnH2n+1Г+Н2О
в) Н2О = (-О-) или CnH2n
г) CnH2n+1O == CnH2nО(оксл)
д) CnH2n+1O+СnH2nO2=Сложный эфир+ Н2О
Алкан + ол (ОН)
Применение.