Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых ре
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дивовская средняя общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
Рассмотрено на заседании МО
протокол № ___ от
« ___»______________2016г
Председатель МО
_______ /Стельмахова А. Е./
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Дивовская СОШ»
_____________Белоножко Т.Н./
«___» _______________ 2016г
«Утверждено»
Директор МБОУ
«Дивовская СОШ»
_____ /Кривошеева Л.П./
Протокол № ________ от
« ____»____________2016г
Рабочая программа
по музыке для 3 класса
Разработал: учитель начальных классов
Левая Ирина Анатольевна
.
2016 -2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке, основных положений художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной (Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой : пособие для учителей общеобразовательных учреж-дений (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина).-3-е изд.-М.: Просвещение, 2012.) и соответствует учебному плану МБОУ «Дивовская СОШ» на 2016-2017 г.
Музыка. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Формы промежуточной аттестации
Предметная область
Учебные предметы
четверть
|
||
|||
| V
Искусство
Музыка
Зачёт
Зачёт
Зачёт
Зачёт
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе 1час в неделю, по 34 часа – во II–IV классах-1час в неделю).
№ п/п
Название раздела
Количества часов в программе
Количества часов в рабочей программе
1
Раздел « Россия – Родина моя»
5
5
2
«День полный событий»
4
4
3
«О России петь – что стремиться в храм»
4
4
4
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло
4
4
5
«В музыкальном театре»
6
6
6
«В концертном зале»
6
6
7
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
5
5
Итого
34
34
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Календарно-тематическое планирование 34ч. (1ч. в неделю)
№ п/п
Тема урока
Виды учебной деятельности учащихся
Кол-во часов
Дата проведения
Раздел « Россия – Родина моя» (5ч)
1
Мелодия – душа музыки
Выявлять настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Выражать своё эмоциональное отношение к искусству, в процессе исполнения музыкальных произведений.
Петь песни с ориентацией на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров
Выполнить творческие задания из рабочей тетради
1
2
Природа и музыка. Звучащие картины
1
3
«Виват, Россия!» («Наша слава – Русская держава»)
1
4
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева
1
5
Опера «Иван Сусанин»
М. И. Глинки
1
Раздел «День полный событий»(4ч )
6
Образы природы в музыке. Утро
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрыть средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить общность интонации в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера. Разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнить творческие задания из рабочей тетради
1
7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
1
8
В детской. Игры и игрушки
1
9
На прогулке. Вечер. Обобщающий урок 1 четверти
1
Раздел «О России петь – что стремиться в храм» (4ч)
10
Древнейшая песнь материнства («Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова)
Обнаруживать сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, венчание), песнями,
1
11
Образ матери в музыке, поэзии, живописи
1
12
Образ праздника в искусстве: Вер-бное воскресенье. Вербочки
Балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициями их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнить творческие задания из рабочей тетради
1
13
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.
1
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)
14
«Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способа развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх драматизациях.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнить творческие задания из рабочей тетради
1
15
Певцы русской старины. «Лель, мой Лель»
1
16
Звучащие кар-тины. Народные традиции и обряды: масленица.
1
17
Народные традиции и обряды: прощание с масленицей. Обобщающий урок 2 четверти
1
Раздел «В музыкальном театре» (6ч)
18
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки.
Рассуждать о значении дирижёра. Режиссера, художника- постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюре к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
1
19
Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка.
1
20
Опера «Снегу-рочка» Н.Римского-Корсакова.
1
21
«Океан – море си-нее». Опера Н.Римского-Корсакова «Садко»
1
22
Балет «Спящая красавица» П.Чайковского
1
23
В современных ритмах (мюзиклы)
1
Раздел «В концертном зале» (6ч)
24
Музыкальное состязание
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и
1
25
Музыкальные инструменты –флейта, скрипка.
1
26
Звучащие картины. Музыкальные инструменты
ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.
1
27
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена.
1
28
Симфония «Героическая». Мир Л. Ван Бетховена
1
29
Мир Л. Ван Бетховена. Звуча-щие картины. Обобщающий урок 3 четверти
1
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5ч)
30
Чудо – музыка. Ритм джаза
Выявлять изменение музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнить творческие задания из рабочей
1
31
«Люблю я грусть твоих просторов»
1
32
Мир С. С. Прокофьева
1
33
Певцы родной природы
Прославим радость на Земле!
1
34
Радость к солнцу нас зовёт. Заключительный урок - концерт
1
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
2. Примерная программа основного общего образования по музыке
3. Авторская программа по музыке Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной (Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой : пособие для учителей общеобразоват. учреждений (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина).-3-е изд.-М.: Просвещение, 2012.)
4. Хрестоматии с нотным материалом
5. Музыка. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012
6. Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2012
7. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012
Печатные пособия
Таблицы
Фортепиано. Звуки низкие, средние, высокие.
Динамика. Диапазон.
Темп.
Длительность звука. Пауза.
Доли. Такт. Размер.
Музыкальные жанры.
Музыкальные формы.
Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Народные музыкальные инструменты.
2)Портреты композиторов
Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор 2. Экспозиционный экран 3. МФУ WorkGentre 3210/3220 4. Ноутбук 5. Классная доска
Экранно-звуковые пособия
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия музыкального материала МРЗ
Оборудование класса
1. Ученические двуместные столы с набором стульев. 2. Стол учительский с тумбой. 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр
- 13 PAGE 14415 -
15