План-конспект урока профессионально-трудового обучения в 7 классе по теме Изготовление элемента соединения УК-4 — шипа (из материалоотходов)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25 г. Братска
План-конспект урока профессионально-трудового обучения
(столярное дело) по теме:
" Изготовление элемента соединения УК-4 -шипа
(из материалоотходов)"
(7 класс)

Составил и провёл
на фестивале открытых уроков
«СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА»
учитель профессионально-трудового обучения
(столярное дело) Дятлов В.В.

2013
Цели:
Формирование умения изготавливать элемент соединения УК-4 - шипа.
Развивать функцию мышления: умение планировать, анализировать свою деятельность.
Воспитывать уважительное отношения к труду, бережное – к материалам, оборудованию.
Оборудование:
1. Части пословицы «Глаза боятся, а руки делают» на магнитах (напечатаны)
2.Тема урока «Изготовление элемента соединения УК-4 – шипа» (напечатана).
3. Образец табурета, иллюстрации предметов, где используется соединение УК-4 – дверь, окно, тумбочка.
4. Карточки с терминами и их значениями (термины отдельно на доске).
Термины Значение
Шип сторона, на которой выполняем разметку.
Лицевая сторона бруска элемент соединения.
Торец бруска запас материала по размеру.
Рейсмус конечная часть бруска.
Припуск метки, оставленные рейсмусом.
Риски часть шипа, которую не видно в гнезде.
Щёчки разметочный инструмент.
Полупотёмокинструмент для ручного пиления.
Ножовка боковые стороны шипа.
5. Технологическая карта у каждого ученика, чертёж – на доске и у каждого ученика (в папке).
6. Раздаточный материал для упражнения «Восстанови план работы».
7. Инструменты (миллиметровая линейка, карандаш, угольник, рейсмус, ножовка – у каждого учащегося).
8. Зелёная и красная карточка у каждого учащегося для повторения инструктажа по ТБ,
9. Заготовки из материалоотходов.
Тип урока – комбинированный.
Методы обучения: коррекционно-развивающие упражнения, рассказ, беседа, тестирование, практическая работа.
Словарная работа: шип, рейсмус, лицевая сторона бруска, торец бруска, припуск, риски, щёчки, полупотёмок, ножовка. Ход урока:
I. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – давайте их поприветствуем.
-Попрошу дежурного отчитаться о явке учащихся на урок и о готовности к уроку (отчёт дежурного).
-Ребята, посмотрите внимательно на доску. Прочитайте слова.
-Кто может восстановить пословицу? (1 ученик выходит к доске и собирает пословицу «Глаза боятся, а руки делают» из частей).
-Давайте вместе прочтём пословицу. Как понимаете её значение? (Ответы учеников. Вывод: Иногда страшно браться за какую-то работу, кажется, что ничего не получится. Но когда начинаешь делать и прилагаешь старание и умение, то любая работа получается) - Сегодня на уроке трудового обучения мы будем прилагать старание, чтобы получить хороший результат работы.
II. Сообщение темы урока.
(Показ учителем образца изделия УК-4).
- Как вы думаете, что мы будем учиться изготавливать?
( ответы детей – будем учиться изготавливать соединение УК - 4)
- Сегодня на уроке мы будем учиться изготавливать элемент соединения УК-4 – шип ( тема урока напечатана).
III. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, вспомните, где используется соединение УК-4? (ответы детей с показом учителем готового изделия, иллюстраций – табурет, дверь, окно, тумбочка).
- Сегодня на уроке нам понадобится знание некоторых терминов. Давайте вспомним, значение слов.
- Возьмите карточки с терминами. В правой колонке у вас термины, в левой – значение этих терминов. Соотнесите термины и их значения с помощью карандаша.
Термины Значение
Шип сторона, на которой выполняем разметку.
Лицевая сторона бруска элемент соединения.
Торец бруска запас материала по размеру.
Рейсмус конечная часть бруска.
Припуск метки, оставленные рейсмусом.
Риски часть шипа, которую не видно в гнезде.
Щёчки разметочный инструмент.
Полупотёмокинструмент для ручного пиления.
Ножовка боковые стороны шипа.
- Давайте проверим (дети зачитывают – учитель показывает)
- Повторили термины, можно переходить к новой теме.
IV. Изложение нового материала.
(Рассказ учителя с демонстрацией работы с опорой на технологическую карту и чертёж (у детей в папках - технологические карты, чертежи).План работы:
Разметка шипа.
1. Приготовить миллиметровую линейку, угольник, рейсмус, карандаш.
2. Отмерить необходимую длину бруска – 120 мм и отпилить припуск.
3. От торца отложить по линейке длину шипа – 40 мм- и нанести карандашом метку.
4. По угольнику и этой отметке провести линии на всех четырех сторонах бруска.
5. Установить рейсмус на заданный размер – 10 мм - (толщина шипа) и провести риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце.
Выпиливание шипа.
1. Приготовить инструмент – ножовку.
2.Запилить шип с внешних сторон линий разметки.
3. Спилить щечки.
4. Разметить полупотемок – 15 мм.
5. Спилить полупотемок.
 
V. Первичное закрепление знаний (план работы закрыть, убрать).
Ребята, а теперь давайте восстановим план разметки и выпиливания шипа (учащиеся восстанавливают план и озвучивают его - проговаривают).
VI. Физкультминутка.
- Ребята, давайте немного отдохнём перед практической работой. Все встали (дежурный проводит физминутку)
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
Упражнения для улучшения кровообращения малого таза.
VII. Практическая работа.
- Сейчас мы будем выполнять практическую работу по разметке и выпиливанию шипа.
- Какие инструменты нам понадобятся? (линейка, карандаш, угольник, рейсмус, ножовка). Приготовьте.
- Ребята, давайте вспомним технику безопасной работы с ножовкой. Проведём тест. Возьмите красные и зелёные карточки. Зелёная карточка - верное утверждение. Красная – неверное. 
( Можно пользоваться неисправным инструментом.Инструмент перед работой нужно подготовить.
Полотно ножовки нельзя направлять пальцем.
Полотно ножовки можно направлять пальцем.
После работы инструмент можно класть в любое место.
После работы ножовку нужно класть только в лоток.) -При выполнении работы вы можете столкнуться с такими трудностями:
Шип запиливать нужно с небольшим припуском от линии разметки.
- Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам и чертежу.
Индивидуальная дозированная помощь слабоуспевающим учащимся.
VIII. Подведение итогов занятия.
Анализ работ. Оценивание.
Чему учились? (Учились изготавливать элемент соединения УК-4 – шип).
На следующем уроке будем учиться выдалбливать глухое гнездо -отверстие, подгонять и собирать элементы соединения УК – 4 на клею).
IX. Уборка рабочих мест, мастерской.
Литература.
Журавлев Б.А., Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. - М: "Просвещение", 1988 г.
Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока (Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. - М.: Изд-во "Эслан", 2003. с. 117-119.