Конспект занятие волшебница соль


Технологическая карта
Организованной учебной деятельности
Группа: средняя
Образовательная область: «Познание»
Раздел: «Естествознание»
Тема: «Волшебная соль».
Цель: вызывание интереса к изучению свойств соли
Задачи: Формирование представления о соли и её свойствах; развитие воображения, фантазии, познавательных интересов, способностей устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы; развитие речи как средство общения, воспитание интереса к экспериментальной и опытнической деятельности.
Оборудование: соль, картинка Звёздочка, тарелочки с солью, лупы, стаканы с водой, ложечки, кисточки, краски, клей, салфетки, иллюстрации к рассказу.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Билингвальный компонент: соль- тұз
Словарная работа: йодированная, поваренная
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей Учет деятельности
+ -
Мотивационно-побудительный В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки),
Говорит, мне чудо гостья: «Сегодня всем вам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете,
И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом
Сейчас узнаете о нем».
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Слова сопровождают действиями
Проявляют интерес
Слушают загадку и отгадывают её Организационно-поисковый -Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? 
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.
-Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? .
-Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
-А сейчас я предлагаю вам на некоторое время превратиться в волшебников.
- Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп
Топ-топ, повернись,
И в волшебной лаборатории очутись!
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
-Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности
При работе с солью надо соблюдать:
1- не трогать руками глаза,
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- сначала посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
-И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
-Что вы можете сказать о её внешнем виде? 
- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
-Что вы видите? 
- Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)
- А теперь продолжим изучать свойства соли.
- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
- У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,
-Что произошло с солью? 
- Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде)
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится.
-Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? 
- Хорошо давайте проверим.
Опыт № 3: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет краски)
- У вас на столах у всех находится разноцветная краска.
Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью
-Что с ней произошло 
- Какой вывод можно сделать (соль закрасилась)
- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку
- Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.
- Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью
- Но это еще не всё, как я уже говорила, что с солью можно еще и рисовать
- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли нарисовать рисунок
- Присаживайтесь поудобнее
- Ребята послушайте меня внимательно, сейчас мы нарисуем рисунок, который будет называться «Звёздочка»
Объяснение:
В середине картона нарисуйте большую звезду, простым карандашом
На звезду нанесите кисточкой клей
Посыпать солью звезду с нанесенным на неё клеем
Стряхните лишнюю соль
Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски
Дождаться полного высыхания
- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
(Самостоятельная работа детей. Под музыку)
- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают
Физкультминутка
Мы сидели, мы устали
Дружно все мы рисовали
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора
Встали дружно, потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись
Всем гостям мы улыбнулись
- Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.
- Посмотрите и скажите
. каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)
- Давайте покажем наши рисунки гостям.
(Дети показывают гостям рисунки)
- Ребята, можно ли сказать про соль:
. Что она- волшебная? 
- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная
- Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
- Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп
Топ-топ, повернись,
И в ребяток превратись! Внимательно слушают
Отвечают
Рассматривают иллюстрации
Да важна
Рассказывают пословицы о соли
Повторяют волшебные слова
Внимательно слушают и запоминают правила
Соль похожа на порошок
Соль состоит из белых кресталов
Делают вывод
Соль растворилась в воде
Отвечают
Она закрасилась
Проходят к столам
Внимательно слушают и запоминают последовательность работы
Выполняют
Самостоятельно работают
Слова сопроваждают действиями
Стряхивают соль
Отвечают
Показывают рисунки гостям
Да
Произносят волшебные слова Рефлексивно-коррегирующий Итог занятия:
- Ребята давайте расскажем нашим гостям, как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? 
-Что мы делали сегодня? 
- А в кого превращались (Мы превращались в волшебников)
- Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
- И в подарок я хочу подарить вам вот такие медальки «Лучший исследователь»
Под веселую музыку детям вручаю медальки
- А теперь давайте попрощаемся с гостями Рисование солью
Проводили опыты, играли
Превращались в влшебников
Прощаются Ожидаемые результаты:
Воспроизводят: виды соли и её свойства
Понимают: значения соли в природе
Применяют: проводят опыты, делают выводы и умозаключения