Проект по познавательно – исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста «Волшебница — вода
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ПРОЕКТ
По познавательно – исследовательскому развитию
детей старшего дошкольного возраста
«Волшебница - вода»
образовательная область
познавательно – исследовательское развитие
Выполнила: Байгильдина
Филюза Ильдаровна
Воспитатель
МАДОУ «Октябрьский детский
сад «Сказка»
Руководитель: Муратова
Анжелика Артуровна,
к.п.н., доцент
Оренбург 2015г.
«СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДЕНО»
Ведущий специалист УООиП
Зав. МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка»
______________________Казакова А.В.
_________________Грубская Т.А..
«_____» ______________________2015 г.
«_____» ______________________2015 г.
«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете
МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка»
Протокол № _______________________
«_____» ______________________2015 г.
Проект
познавательно – исследовательское развитие
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебница - вода»
Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения «Октябрьский детский сад «Сказка» Октябрьского района Оренбургской области
Автор: Байгильдина Филюза Ильдаровна
Воспитатель МАДОУ «Октябрьский детский
сад «Сказка»
Оренбург 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка..
Актуальность проекта
Педагогическая целесообразность разработки
Матрица проекта
Название проекта
Тема проекта
Методы и приемы, используемые при организации деятельности детей
Цели и задачи
Планируемые результаты
Вид проекта
Участники проекта
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Организационные формы работы над проектом
Материально-техническая база, необходимая для реализации проекта
Список использованной литературы
Приложения (конспекты, опыты, пальчиковая гимнастика)
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Актуальность проекта .
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Волшебница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
1.2. Педагогическая целесообразность разработки
Старший дошкольный возраст – самоценный этап в процессе развития основ экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят или ругают) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым.
У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объектно-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.
Развитие основ экологической культуры у старших дошкольников можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определённой социальной группы.
Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.
Основываясь на деятельностном подходе в структуре развития основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие компоненты:
Экологическая культура
Деятельность в природе:
- восприятие природы;
- овладение знаниями, умениями, навыками;
- природоохранная деятельность.
Экологизация сознания:
- потребности, установки, интересы;
- эмоции, переживания, чувства;
- эстетические и этические оценки.
Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, которое формируется в процессе деятельности. Элементы экологического сознания, которые проявляются в дошкольном возрасте, носят пока ещё ориентировочный характер.
Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по это проблеме.
В старшем дошкольном возрасте более отчётливо проявляются элементы основ экологической культуры ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более сознательные оценки поведения людей в природе, формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:
потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы) ;
эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные) .
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.
Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры старших дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.
В процессе развития основ экологической культуры у старших дошкольников можно условно выделить три этапа, опираясь на персонифицированное отношение к осознанию природы как самостоятельной ценности:
- к себе;
- к другому;
- к природе.
2. МАТРИЦА ПРОЕКТА
2.1. Название проекта:
«Волшебница – вода»
2.2. Тема проекта:
«Неизведанное рядом».
2.3. Проблемное поле
Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
2.3. Методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта «Волшебница – вода»
Дошкольное детство важный этап в формировании будущей личности. Каждый ребенок обладает огромными потенциальными возможностями, которые у ребенка либо реализуются и развиваются либо нет.
Огромное влияние при этом имеет среда, в которой вырастает ребенок. И для того, чтобы ребенок нормально рос и развивался необходимо создать оптимальные условия. Причем, среда может как активировать развитие ребенка, так и тормозить его. Значительную часть жизни ребенок проводит в коллективе детского сада, поэтому очень важно обеспечить подрастающей личности все материальные и нематериальные условия для развития.
В своей работе по воспитанию и образованию детей я использую различные методы и формы работы: от традиционных до инновационных и современных.
1.Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.
Метод демонстрации, включает различные приемы:
А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
ИКТ. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
2. Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение используется в процессе наблюдения явлений природы и рассматривания предметов, пейзажных картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям.
Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Рассказ детей - это может быть пересказ экологических сказок, литературных произведений о животных, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
3. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы:
- исследование,
- планирование выполнения задания,
-постановка задания,
- оперативное стимулирование,
-контроль и регулирование,
-анализ результатов,
-определение причин недостатков.
- метод лабораторных работ,
-метод практических работ,
- метод игры.
2.4. Цели и задачи.
Цель проекта: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи проекта:
Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Активизировать природоведческий словарь ребенка.
Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
2.5. Планируемые результаты.
Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
2.6 Вид проекта : исследовательский, творческий, групповой.
2.7. Состав участников
В проекте участвуют дети старшей группы №5
Количество детей, участвующих в проекте 22 человека
Дети очень любознательные, активны в наблюдениях на прогулках, проявляют потребность в исследовательской деятельности.
В реализации проекта «Волшебница - вода» принимают участие:
- Осипова Юлия Викторовна – музыкальный руководитель;
- Попова Мария Ивановна – инструктор по физической культуре.
Родители принимают тоже не малое участие в реализации данного проекта.
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ
ЗАДАЧ
Время проведения проекта с 01.12.2015г. – 01.01.2016г.
№№
пп
Этап
Содержание деятельности
Сроки
1
Поисковый
Педагоги: Определяет цель, задачи.
Сбор информации, материалов
Дети: Принимают цель и задачи, предложенные воспитателем, дополняют поставленные задачи.
Родители: Анкеты для родителей с вопросами о том, как они относятся к формированию экологической культуры детей.
2 дня до проекта
2
Аналитический
Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами
2 дня
3
Практический
Воспитатель организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки.
3 дня
4
Презентационный
Организует презентацию проекта через выставку рисунков, поделок, творческих работ, оформление стенгазеты
1 день
5
Контрольный
Смайлики
Организационные формы работы над проектом
№№
пп
Деятельность по участникам
Формы работы
Название/Тема
Сроки
1
Деятельность педагога
Чтение
Беседы
Просмотр мультфильмов
Стихи и загадки о воде, водных обитателях
Живая вода. Польская сказка
Сказка «Как утка землю добывала»
«Вода на земле»
«Где живет вода в детском саду?»
«Кто живет в водоеме?»
«В порту», «Мореплавание Солнышкина», «Катерок», «Немо»
В течение проекта
1-ая неделя
декабря
В течение проекта
2
Деятельность узких специалистов
Художественное творчество
(рисование,
апликация,
лепка).
Музыка
Физическое развитие и здоровье
«Золотая рыбка»,
«Аквариум»
««Море»
«Подводные обитатели » (пластилинография)
Песня «Синяя вода», «Улыбка»
П.и. «Удочка»
«Лягушки и цапля»
«Море волнуется»
«Водяной»
в течение проекта
07.12.2015
17.12.2015
3
Совместная деятельность педагога и детей
Опыты
«Круговорот воды в природе»
«Свойства воды»
«Воду пьют растения»
«Облако»
«Вода может перемещаться»
24.12.2015
4
Совместная деятельность детей друг с другом
Социализация
Сюжетно – ролевая игра «Моряки», «Пароход», «Морское путешествие»
В течение проекта
5
Совместная деятельность детей
Познание
Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в природе”.
Выполнение детских творческих работ по теме проекта.
Наблюдения за явлениями, связанными с водой.
Опыты с водой.
В течение проекта
6
Совместная деятельность ребенка с родителями
Познание
Создание альбома «Мир воды».
Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
Изготовление книжек – малышек о воде.
В течение проекта
7
Деятельность родителей
Познание
Знакомство с содержанием стендовой информации.
Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.
Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.
Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.
В течение проекта
Итоговое мероприятие (форма презентации проекта). Итоговое комплексное занятие “Путешествие в царство воды”, мини – музей, КВН совместно с родителями «Этот чудесный мир воды»
Описание продукта, полученного в результате проекта
- Творческие работы: рисунки: "Аквариум", «Золотая рыбка», «Наша река Оредеж»
- Аппликация: «Море»
- Лепка: пластилинография – "Подводные обитатели"
- Оригами: "Кит"
- Стенгазета "Вспомним отдых на воде»
Интеграция образовательных областей, например: художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, словесное искусство, музыкальное искусство), познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
№№
пп
Название образовательной деятельности
Содержание
(краткое)
Задачи
1
Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)
Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Круговорот, как я его понимаю»
- развивать творческие способности детей, фантазию,
- развивать мелкую моторику рук,
- развивать умения подбирать цветовую гамму при рисовании,
- воспитывать бережное отношение к природе.
2
Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство)
Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».
- прививать интерес к художественной литературе,
- развивать логическое мышление,
- развивать творческие способности детей,
- развивать речь,
- прививать любовь и бережное отношение к природе.
3
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство)
Использование музыки.
- развивать музыкальный слух детей,
- познакомить с видением природы глазами композиторов,
- развивать фантазию, творческие способности.
4
Познавательное развитие
Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).
Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».
Занятие «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».
Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду».
Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды». Занятие «Берегите воду». Занятие «Ручейки и озера» Занятие «Кто живет в реке» (с элементами театрализации).
- развивать знания о живой и неживой природе,
- воспитывать бережное отношение к природе
5
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?
- познакомить с экосистемой, с ролью человека в этой системе,
- поговорить о причинах, по которым человек должен заботиться о природе,
- воспитывать бережное отношение к природе
6.
Физическая культура
Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте».
- укреплять здоровье дошкольников;
- развивать физическую активность детей
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
Для реализации проекта необходимо разнообразить наблюдения за объектами живой и неживой природы, с помощью презентации разъяснить причины, по которым мы просто обязаны заботиться о природе.
5.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе. (календарь наблюдений, микроскопы, материал для наблюдений, материал для опытов, природный материал, образцы полезных ископаемых).
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
3. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты»
6. Альбом «Волшебница – вода»
ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Долгосрочный проект
(на 1 месяц )
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
Недели
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
1
Совместная со взрослыми деятельность
1-ая
И
2-ая
неделя
коммуникативная
игровая
Трудовая
Познавательно-исследовательская
Музыкально-художественная
3-я
И
4-я
неделя
двигательная
Восприятие художественной литературы и фольклора
Познавательно - исследовательская
коммуникативная
продуктивная
2
Совместная с другими детьми деятельность
1-ая
И
2-ая
неделя
познавательная
двигательная
конструирование
художественная
игровая
3-я
И
4-ая неделя
игровая
коммуникативная
продуктивная
игровая
двигательная
3
Самостоятельная деятельность
1-ая
И
2-ая неделя
коммуникативная
игровая
продуктивная
познавательная
трудовая
3-я
И
4-ая неделя
Игровая
художественная
Конструирование
Двигательная
самообслуживание
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
7. ПРИЛОЖЕНИЯ
Конспект занятия в старшей группе
«Свойства воды».
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, вода – растворитель. Познакомить с простейшим способом фильтрования воды.
Материалы и оборудование: стаканы разной формы, полоски бумаги, вода, сахар, соль, подсолнечное масло, мука, фильтровальная бумага.
Ход занятия:
Сегодня на занятии мы поговорим о свойствах воды. Как настоящие ученые мы будем проводить опыты с водой
Для первого опыта нам потребуется стеклянный стакан. Нальем в стакан холодную водопроводную воду. Вода льется небольшой струйкой и заполняет стакан. Поднесем его к глазам и посмотрим сквозь воду в стакане на ваши игрушки. На полу лежит большой разноцветный мяч, рядом с ним – цветные кубики. Хорошо ли вам видны игрушки? (ответы детей).
Хотя вода немного искажает их форму, но игрушки видны хорошо. Какой вывод мы можем сделать из нашего опыта? (ответы детей). Чистая вода – прозрачная!
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода – прозрачна!
Чтобы определить цвет воды, проведем еще один опыт. Девять небольших полосок раскрасим красками в разные цвета: одну полоску сделаем красной, другую – оранжевой, третью – желтой, четвертую – зеленой, пятую – голубой, шестую – синей, седьмую – фиолетовой, одну полоску раскрашивать не будем, оставим белой, а последнюю – в черный цвет.
Нальем в стакан холодную воду и будем по очереди сравнивать цвет воды в стакане с цветом полосок. Для этого каждую полоску поднесем к стакану с водой.
- С какой из полосок совпадет цвет воды? (ответы детей), Правильно ни с одной. Чистая вода не имеет цвета. На вопрос какого цвета вода, мы ответим так: вода бесцветна.
Вот мы с вами и определили и второе свойство воды – ее бесцветность.
Понюхаем воду. Чем пахнет чистая вода? (Ничем. Можно сказать у воды нет запаха.
Мы с вами только что установили несколько важных свойств воды. Повторим их. Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивайте.
Чистая вода – прозрачная.
Чистая вода – бесцветная.
Чистая вода не имеет запаха.
Послушайте стихотворение:
Есть ли запах у воды? Нет.
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Тем вода приметна,
Что совсем бесцветна!
Давайте проведем еще один опыт. Возьмем несколько стаканов разной формы: один стакан высокий и узкий, другой широкий и низкий, третий «пузатый». Нальем в каждый из них воду. Вода приняла форму того стакана, в который ее налили. Перельем воду из высокого и узкого стакана в широкий и низкий. Вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.
Значит вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Если взять чайную ложку и налить немного воды на стол, она растечется по плоскому столу лужицей.
Ребята, конечно, вы любите по утрам пить сладкий чай. Как его готовит мама? (ответы детей ). Она заваривает чай в заварном чайнике, наливает в стакан воду, добавляет заварку и кладет в стакан кусочек сахара. Вы размешиваете чай ложечкой и кусочек сахара исчезает.
- Куда он делся? (ответы детей ). Растворился в воде
Вода – растворитель. В ней можно растворять разные вещества.
- Назовите какие? (Сахар, соль). Эти вещества быстро растворяются в воде, и при этом вода остается прозрачной.
Возьмем стакан, нальем в него воду и бросим в нее кусочек сахара. Скоро он исчезнет, растворится в воде, То же самое произойдет если бросить в воду щепотку соли. Но вода растворяет не все вещества. Если налить в стакан с водой чайную ложечку подсолнечного масла, оно не растворится, а только растечется по поверхности воды тонкой пленкой или будет плавать в виде желтых капелек.
Если бросить в стакан с водой горсть обычного речного песка, вода сначала станет мутной, а потом песок осядет на дно. Он также не растворится в воде.
Представьте себе, что в стакан налили воду и бросили в нее горсть муки. Вода в стакане сала мутной. Попробуем ее очистить. Перельем воду через фильтр в другой стакан. Вода стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре. Только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь отверстия фильтра и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.
Теперь будем фильтровать воду, в которой плавает пленка масла, через специальную фильтровальную бумагу. Вода хорошо отфильтровалась, следы масла видны на фильтровальной бумаге.
Вы узнали о самом простом способе фильтрования воды. Но есть и другие, более сложные. Ведь вода, которая попадает в наши квартиры по водопроводным трубам, тщательно фильтруется. Ее очищают на водоочистительных станциях. Из воды удаляют частицы грязи, водоросли, микробы. Но и такую очищенную воду нужно обязательно фильтровать через специальные домашние фильтры, а потом кипятить. Ведь кипячение убивает микробов.
Вопросы:
Имеет ли вода цвет?
Есть ли у воды запах?
Почему воду называют растворителем?
Какие вещества хорошо растворяются в воде?
Какие вещества в воде не растворяются?
Как очистить воду?
Почему воду для питья нужно кипятить?
Как сделать простейший фильтр?
Рефлексия: Чем мы сегодня с вами занимались? Что узнали нового о свойствах воды?
Конспект занятия в старшей группе
«Вода в жизни растений».
Цель: Закрепить знания детей о значении воды в жизни растений.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, комнатное растение, лейка.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о значении воды в жизни растений. Представьте, что вам подарили красивое комнатное растение. Горшок с цветком поставили на подоконник, и мама подробно объяснила вам, как надо ухаживать за растением, чтобы оно всегда было свежим, а его листья не засохли и не пожелтели. Кстати, мама подарила вам и маленькую пластмассовую лейку. Из нее вы будите поливать цветок.
Без воды растения жить не могут. Одним нужно больше воды, другим меньше, третьим одна капля. Но вода необходима любому растению.
Сколько нужно воды растениям, я расскажу вам позже, а пока послушайте о том, как растения «пьют» воду. Растения забирают воду из почвы с помощью тоненьких волосков, которые покрывают корни.
Из клеток корневых волосков вода просачивается в клетки мякоти корня и, двигаясь из клетки в клетку, попадает в тончайшие трубочки – сосуды.
По сосудам вода поднимается к стеблю, к веткам и листьям. Что же заставляет воду подниматься к кронам самых высоких деревьев, т. е. двигаться вверх.
Оказывается, корни всасывают воду, создавая определенное давление. Его называют прикорневым. Холодная вода плохо всасывается корнями, а теплая – хорошо. Поэтому поливать растения, в том числе и домашние цветы лучше водой комнатной температуры.
Воду недаром называют «соком Земли». Она входит в состав клеток растения в виде особых растительных соков, в которых есть минеральные соли и сахара. Вода нужна для набухания и прорастания семян, особенно много ее необходимо растениям во время роста.
А вот когда начинает созревание плодов, и овощам и фруктовым деревьям воды нужно меньше. Их можно не поливать.
Для полива огородники часто используют дождевую воду, собранную в большие бочки. Она прогревается за день на солнышке. Поливают сады и огороды и речной водой.
Послушайте стихотворение:
Добрая реченька.
В теплую погоду, тихим ясным вечером,
Поит огороды маленькая реченька.
Ива серебристая. Тополь замер чуткий,
Дай ведро водицы, реченька – голубка!
- Что происходит дальше с водой, которая попала в внутрь растения?
Через крошечные отверстия, которые есть на каждом листочке, вода испаряется. Она превращается в невидимый пар и улетает в облака. В облаках пар охлаждается, опять становится жидкостью, собирается в дождевые капельки, которые падают на землю. Значит, растения участвуют в круговороте воды в природе. Если листья крупные, как у фикуса или бегонии, то родина растения там, где много влаги. Чем крупнее лист, тем больше влаги с него испаряется. Особенно много влаги испаряется с молодых листочков.
За сутки с листьев капусты испаряется один литр воды, с кукурузных листьев – 800 граммов, а с листьев красавицы – березы больше 60 литров. Вот почему в березовой роще всегда свежий и влажный воздух.
Если листья растения мелкие, или вместо листьев – колючки, как у кактуса, значит родина растения – засушливые районы планеты. О сухом климате говорит и восковой налет, покрывающий листья и мельчайший густой пушок на поверхности листа.
Теперь, посмотрев на листья цветка вы можете определить, много ли ему требуется влаги или мало, и будите поливать его правильно.
В природе по берегам рек, ручьев, озер и прудов обычно растут влаголюбивые растения, их листья крупные, стебли сочные, а соцветия пышные. Им нужно много воды.
И маленький цветок душистой фиалки , и могучий столетний дуб, и водоросли на дне реки, и мхи, устилающие землю в еловом бору, - растения. Мы видим их всюду: в лесу, на лугу, в поле, в саду. Весной и летом земля словно наряжается в изумрудно – зеленое платье из свежих листьев.
Послушайте стихотворение:
Зеленое платье планеты.
Весенние свежие травы покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы. Зеленою стала Земля.
В лесу теперь тень и прохлада,
А воздух - целебный настой.
Растенья – нам добрые братья,
Былинка и дуб – исполин.
Планеты зеленое платье
Давайте, друзья, сохраним!
Растения – живые существа. Они дышат, питаются, растут и размножаются. У большинства растений есть корни. У одних они расположены глубоко в земле, у других находятся в верхнем слое почвы. Корнями растение всасывает из почвы воду, в которой растворены минеральные соли и питательные вещества. А листья растений поглощают из воздуха углекислый газ. Под воздействием солнечных лучей он превращается в крахмал и сахар, необходимый растениям для жизни и роста.
Вы, наверное, замечали, что если комнатному растению не хватает света, его листья желтеют и вянут, а цветы засыхают. Без солнечного света зеленые растения жить не могут.
Крахмалом и сахаром растения щедро делятся с человеком и животными. Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, а забирают из нее углекислый газ. Если бы на нашей планете исчезли растения, то в воздухе совсем не осталось кислорода, и тогда люди и животные не смогли бы жить на Земле. Ведь им нечем было бы дышать.
Чтобы сохранить жизнь на планете, мы должны заботиться о зеленом наряде Земли, сажать растения и ухаживать за ними
Отгадайте загадку:
Он стоит на окне
И тихонько шепчет мне:
«Ты воды не пожалей,
Меня из леечки полей!»
(комнатный цветок).
Вопросы:
Могут ли растения жить без воды?
Как забирают растения воду из почвы?
Как вода попадает в стебли и листья растений?
Когда растениям нужно больше воды?
Когда фруктовые деревья можно не поливать? Почему?
Что вы знаете об испарении воды листьями растений?
О чем могут рассказать листья растений?
Участвуют ли растения в круговороте воды? Расскажите об этом.
Задания:
Нарисуйте и раскрасьте цветок в горшке, лейку, лист березы, клена, тополя, дуба, кактуса, цветок водяной лилии и кувшинки.
Составьте рассказ со словами: дождь, береза, влажная земля, листья, испарение воды с листьев березы, водяной пар, облака, капля.
Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей»
Дождик, дождик, веселей (руки вверх, движения пальчиками)
Капай, капай, не жалей! (указательным пальцем показать в стороны)
Только нас не замочи (прямоугольник над головой)
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще: (выбрасывание пальчиков из кулачков вперед)
Станет травка гуще! (руками изобразить травку)
В-ль: Дети, давайте покажем Капитошке, какие тучки у вас получились.
В-ль: Какая работа понравилась вам больше всего и почему?
В-ль: Туча – кошка, хвост трубой
Туча с длинной бородой,
Туча – лошадь, туча – жук
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места,
Перессорятся все двести,
А потом заплачут вместе:
И кричит внизу народ:
«Разбегайся, дождь идет!»
Опыты к проекту
«Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
«Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
«Растения пьют воду»
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
«Животворное свойство воды»
Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 415