НОД с детьми старшей группы Волшебница соль (образовательная область познавательное развитие)


Непосредственно- образовательная деятельность, с элементами экспериментальной деятельности.
(старшая группа)
ТЕМА: « ВОЛШЕБНИЦА СОЛЬ».
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментов с солью.
Задачи: - формировать представление о соли как о необходимом для человека продукте;
- развивать мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать и делать выводы;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к экспериментированию, уступчивость.
Ход НОД
1.Организационный момент.
Мы сейчас покажем сказку
Только сказку не простую
Про зловредного царя
И царевну молодую
Все расселись? В добрый час
Начинаем наш рассказ…
2.Основная часть.
Показ детям сказки «Про соль» используя кукольный театр.
Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил – был славный царь – Илья,
Вот подумал: «Стар стал, я»
Дочерей своих позвал
И наказом наказал:
«Будет царством править та,
Чья любовь сейчас сильна».
Старшая сестра вбегала,
В реверансе приседала:
«Будь всегда, отец, богатым
Я люблю тебя как злато».
Младшая, принцесса – диво
Так умна, стройна, красива,
И ответ грянул как гром:
«Я люблю тебя, как соль».
Был разгневан царь отец,
И промолвил, наконец:
«Соль – дешёвый минерал,
Так, тебя я воспитал,
Заберу твои убранства
Изгоню тебя из царства».
Но, не зря она была
И красива и умна
Царю руку подавала.
И в лабораторию позвала.
- Что такое лаборатория?
(ответы детей)
Лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
Принцесса и нас пригласила в лабораторию.
(дети проходят и присаживаются за столы застеленные клеёнкой)
- Перед тем, как вместе с принцессой приняться за исследования, нужно повторить правила поведения в лаборатории.
Повторение правил безопасности.
Без разрешения запрещается:
- вставать с места;
- трогать оборудование и приборы
- засовывать что – либо в нос, рот, уши
- громко разговаривать.
Активизация знаний детей.
- Прежде, чем приступить к опытам с солью, предлагаю рассказать царю, что вы знаете о соли.
(рассказы детей с опорой на их жизненный опыт).
- Соль – это белый порошок, состоящий из мелких кристалликов. Что же происходит с солью, при попадании в воду.
Опыт №1.  «На растворимость».
Для эксперимента вам понадобится две баночки с водой. Одна баночка с холодной и другая баночка с тёплой водой. Соль можно взять крупную, можно взять мелкую. Ложка для соли и поднос (клеёнка).
Сначала добавить соль в холодную воду и посмотреть как быстро или не очень она растворится, или не растворится в воде. Затем тоже самое, нужно проделать со стаканом тёплой воды.
- Что произошло с солью в воде?
- Изменилась ли вода в баночке после растворения соли?
- В какой воде быстрее растворилась соль, в теплой или холодной?
- Где в жизни мы используем это свойство соли?
- Будет ли вкусной пища, если её не солить?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Соль очень хорошо растворяется в воде и  не изменяет прозрачность воды. В тёплой воде соль растворяется гораздо быстрее, чем в холодной.
Не зря соль называют волшебницей. Сейчас, мы посмотрим, как при помощи соли можно научить яйцо плавать.
Опыт № 2. « На плотность воды».
Для данного эксперимента вам понадобится одно сырое яйцо, два стакана с пресной холодной водой, поднос для проведения эксперимента, соль можно крупную и мелкую, ложка для соли.
Положить сырое яйцо в пресную воду. Яйцо утонет, упадёт на дно стакана. Добавить в другой стакан соль и поместить в него яйцо, наше яйцо всплыло на поверхность воды. Затем добавить в стакан с солёной водой пресную воду и яйцо станет понемногу опускаться на дно. Чем больше разбавлять солёную воду пресной, меняя концентрацию солёной воды, тем ниже опустится яйцо.
- Что происходило с яйцом в пресной воде?
- После чего яйцо стало всплывать?
- Какой мы вывод можем сделать?
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Поэтому в море, где солёная вода, легче плавать, чем в реке или ставке.
Физкультминутка
«Вверх рука и вниз рука»
В лаборатории, после различных экспериментов принято немного размять руки, ноги, шею.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка
Быстро поменяли руки
Нам сегодня не до скуки
Приседание с хлопками
Вниз хлопок и вверх хлопок
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем, будет прок.
Крутим, вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
- Царь отец, очень заинтересовался экспериментами, но так и не понял, чем так полезна и необходима соль. Принцесса приглашает нас в видеозал своей лаборатории.
(Дети встают из – за столов для экспериментов и переходят к экрану, для просмотра презентации).Просмотр презентации: «Эта удивительная соль!»
Слайд №1 – где и как добывают соль;
Слайд №2, 3 – свойства и виды соли;
Слайд №4, 5 – для чего людям соль;
Слайд № 6,7 – соль и медицина;
Слайд № 8 – соль и косметология;
Слайд № 9 – применение соли во время гололёда;
Слайд № 10 – пословицы о соли.
- Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми свойствами соли, которая всегда есть у нас дома, и может, казалась нам не интересной. Мы ещё обязательно вернёмся в нашу лабораторию, ведь в мире так много интересного и необычного.
- Посмотрите на нашего царя – батюшку, он покраснел, наверное, ему стыдно за свою вспышку гнева. А у меня есть предложение. Нарисуем ему от нас картины при помощи соли. На столах разложены листы бумаги, присыпанные солью на клей ПВА. Дети рисуют пейзаж, используя приём «примакивания».
3. Итог.
Предлагаем детям рассмотреть рисунки друг друга. Поделиться впечатлениями от пейзажей и посещения лаборатории.