Из опыта работы Квест – походы как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста


Квест – походы как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Миронова Наталья Павловна, старший воспитатель
Дементьева Алевтина Геннадьевна, воспитатель структурное подразделение детский сад «Колобок» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей и об особенностях её природы является одной из задач познавательного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Ознакомление с природой положено в основу экологического воспитания детей в детском саду. У дошкольников закладываются элементарные знания о закономерностях существования живой и неживой природы, разнообразных формах ее жизни, появляются умения взаимодействовать с ней, формируются основы подлинного человеческого отношения к природе.
Цель экологического воспитания в ДОО – становление начал экологической культуры дошкольников, развитие экологического сознания, мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи экологического воспитания:
1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
2. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
4. Усвоение системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях.
5. Закрепить знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножать ее богатство.
Важнейшим фактором экологического воспитания в детском саду является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы и предоставления возможности непосредственного общения с живой природой.
Наиболее эффективной формой экологического воспитания являются походы. Но как сделать поход не только пешей прогулкой и созерцанием ближайшего природного окружения, но и увлекательным, научно-познавательным и практико-деятельностным мероприятием?
В нашем детском саду в работе со старшими дошкольниками второй год практикуются походы с использованием элементов квеста. Что дают квест-походы? Они ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов. С помощью квеста можно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Слово «Quest» в переводе на русский означает «поиск», в соответствии с этим и выстраивается концепция похода. Квест-походы включают в себя игры, в которых необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки и т.д. Идея игр проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию природы. Помимо очевидной пользы от физической и умственной активности, квесты учат дошкольников работать в команде и отлично сплачивают группу, способствуют развитию наблюдательности, смекалки, сообразительности.
При подготовке к квест-походу дошкольники учатся работать сначала с картой микрорайона, которая представляет собой белое полотно с условными обозначениями жилых домов, учреждений инфраструктуры, парковая зона и т.п. Дети знакомятся с условными обозначениями, нумерацией домов, находят на карте здание детского сада, дома и учреждения. Далее дети знакомятся с картой близлежащего лесного массива или лесопарковой зоны, где все объекты отмечены условной моделью. Таким образом, дошкольники узнают, что любой природный объект можно заменить условной моделью – общепринятым топографическим изображением.
Сценарий каждого квест-похода зависит от времени года, тематического плана и направлен на решение определенного круга задач. Обязательным для проведения данного мероприятия является наличие нескольких взрослых (3-4 на группу из 20 дошкольников). Незаменимыми помощниками в проведении похода становятся родители. Заранее обговаривается время от начала до окончания похода, маршрут или маршруты, проводится инструктаж по технике безопасности.
Рассмотрим составляющую похода, организованного в конце лета и направленного на закрепление и обобщение представлений старших дошкольников о живой и неживой природе в летнее время года, отдыхе, и безопасности поведения. В целях повышения мотивации дошкольников, придания походу эффекта соревнований их лучше разделить на две команда, каждый из членной которой получает отличительный знак (повязка на голову, руку, эмблему, значок).
Команды получают карту с отмеченным на ней местом нахождения первой подсказки. Маршруты разные для обеих команд. Цель – какая из команд раньше найдет подсказку. Ориентируясь по карте, дети с помощью взрослого ищут соответствующее место Добравшись до точки остановки, детям предлагается найти предмет, в котором лежит подсказка либо по описанию, либо с помощью загадки или картинки-символа (например, чемодан с кодовым замком). К чемодану приклеены карточки – жук, паук, комар (чтобы это значило?). Чья команда быстрее догадается, как открыть замок - посчитать лапки у насекомых, чтобы узнать номер замка. Варианты кода могут быть связаны с любыми объектами живой и неживой природы. В чемодане лежат карты маршрута для команд до пункта назначения.
На пункте назначения детей ждут очередные задания. Около водоема командам раздаются карточки с изображением например, насекомых, птиц, земноводных, рыб и т.п, и дети называют места их обитания. Далее, объединившись в подгруппы, дошкольники составляют экологические цепочки, (комар-лягушка-цапля, червячок-рыбка-чайка и т.п.).
На полянке дети делятся на две, три команды. Каждая команда получает задание найти и отметить пять видов деревьев, насекомых, цветов. Далее команды ищут места обитания живых объектов (муравейники, норки сусликов, дупла деревьев, гнезда и т.п.).
Учитывая возраст детей и уровень физической подготовленности можно сделать несколько стоянок. Большой популярностью у детей пользуются задания с собиранием пазлов, детали которых заранее спрятаны на месте стоянки. По определенным подсказкам дети находят части пазла с изображением какого-либо объекта живой или неживой природы и рассказывают о нем. Нравятся игры на внимание типа «Чего не стало», «Цветочный парфюмер», «Четвертый лишний».
Как правило, ни один поход не обходится без закрепления правил безопасного поведения в природе и охраны природы. Для этого детям предлагается найти заранее спрятанные карточки-предупреждения и рассказать об их назначении.
Наряду с выполнением определенных заданий детям предоставляется возможность поиграть с подвижные игры, футбол, бадминтон и т.п.
После прохождения всех этапов традиционным является «Завтрак на траве» - дети с удовольствием едят пищу, принесенную из дома (содержимое заранее обговаривается с родителями)
В заключение дети собирают «Коробку чудес» (разойдясь по местности, ищут свои маленькие «чудеса» – лист дерева, похожий на бабочку, корешок, похожий на паука, камешек, похожий на морду медведя и т.д.), записывают «Говорящую книгу» (жужжание шмеля, писк комара, пение птиц, шелест травы, листвы на деревьях). После каждого экологического квест-похода составляется его схема с подробным описанием маршрута и представителей животного и растительного мира, обозначенных топографическими знаками либо символами, придуманными самими детьми.
Таким образом, квест-походы помогают в игровой форме перейти от ознакомления с окружающим миром по картинкам и книгам к его непосредственному исследованию.