Статья на тему: Решение проблем семейного чтения в условиях современной библиотеки
МБОУ Гимназия №1
город Воронеж
педагог-библиотекарь
Кленина Ольга Михайловна
Статья на тему:
Решение проблем
семейного чтения
в условиях
современной библиотеки.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта для всех. По глубине проникновения в жизнь и во внутренний мир человека книга не имеет себе равных среди других средств массовой информации. Велика ее роль и в установлении взаимопонимания между представителями разных поколений.
Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.
Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.
Сейчас как никогда неизмеримо возросла роль книги и чтения как средства выхода из духовного кризиса, который углубляется в современных условиях бездуховности и интеллектуальной беспомощности, охватившей наше общество в последние годы.
Книга дает ребенку возможность впитать духовный опыт времен, народов и поколений.
Она обогащает знаниями, дает уникальную возможность познать и выразить себя в слове.
Одной из ведущих форм деятельности в библиотеке МБОУ Гимназия №1 можно назвать работу, направленную на пропаганду и развитие семейного чтения, выполняемую в течении нескольких лет педагогом-библиотекарем Клениной Ольгой Михайловной.
Основные задачи проекта:
помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залог учебного, а затем и жизненного успеха,
активизировать работу с родителями с целью продвижения детского чтения в семье,
вовлечь каждого члена семьи в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.
Главные темы проекта:
способствовать укреплению семьи,
способствовать укреплению роли книги и чтения в организации семейного досуга,
организовать в стенах библиотеки культурно образующую модель объединения детей и взрослых.
Основные социальные функции проекта «Семейное чтение»:
повышение психолого-педагогической культуры детей и родителей,
возрождение традиций семейного чтения,
осуществление новых форм общения и досуга гимназистов и их родителей.
Основные направления деятельности педагога-библиотекаря Клениной Ольги Михайловны , осуществляемые в рамках проекта «Семейное чтение»: психолого-педагогическое, просветительное, воспитательное, досуговое, клубное и кружковое.
Данные направления предполагают проведение:
тематических книжных выставок,
разнообразных бесед о книгах, затрагивающих проблемы семейного воспитания,
разноплановые библиографические обзоры,
лекции и круглые столы, посвященные проблемам семьи,
формирование посредством книги читательской компетенции детей и их родителей.
Особое внимание в ходе реализации проекта «Семейное чтение» уделяется приобщению к чтению самых маленьких читателей. Увлекательное знакомство с миром книг происходит в цикле занятий клуба «Юный книголюб».
Здесь дети погружаются в мир волшебных сказок и чудесных историй, сами выступают в роли сочинителей и художников-оформителей собственных книг.
В осуществлении идей проекта «Семейное чтение» неоценимую роль оказывает «Театр Книги», объединивший всех гимназистов, увлеченных литературой и театром.
В результате осуществления проекта расширяется читательский кругозор школьников посредством театральных постановок, литературных вечеров, литературно-музыкальных композиций, осуществляемых совместно детьми и их родителями.
Особенно любимы детьми и взрослыми семейные вечера, конкурсы, викторины.
Весьма удачным можно назвать цикл занятий в рамках проекта «Семейное чтение» - «Искусство быть читателем».
Здесь состоялись встречи с воронежскими писателями Н.Кузнецовой и А.Бондаревым, разнообразные беседы о формировании интересного круга чтения.
Большой резонанс вызвал недавно состоявшийся дискуссионный клуб с оживленным обсуждением вопросов создания личной библиотеки.
Педагог-библиотекарь Кленина Ольга Михайловна реализует деятельность данного проекта, все время находясь в активном поиске новых идей: как лучше организовать работу проекта и увлечь максимальное количество детей и их родителей идеями семейного чтения, как оформить комфортный интерьер, какие новые темы для обсуждения выбрать.
Самые интересные мероприятия в рамках проекта «Семейное чтение»:
Гостиная добрых знаний.
Презентации книг «Любимая книга нашей семьи».
Беседа «Что почитать вашему малышу».
Конкурс семейных плакатов «Мы выбираем КНИГУ».
Дискуссионный клуб: «Выбор книг для домашней библиотеки: за и против».
Конкурс буктрейлеров «Читать - модно!».
Акция «Рукописная книга» - совместное творчество детей и их родителей.
Проект «Семейное чтение» реализуется в течение трех лет и пока находится на самом старте, но хочется верить, что его ждет перспективное будущее.
Литература:
Журналы «Начальная школа» №1-12 2013г, №1-12 2014 г.
Журналы «Школьная библиотека» №1-12 2013г, №1-12 2014 г, №1-12 2015 г.