Конспект открытого занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи
Конспект открытого занятия
по коррекции лексико-грамматической стороны речи,
подготовленный учителем-логопедом СШ №95 Р.Р. Муртазиной
Тема: Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Цели:
Образовательные: обучать подбирать родственные слова.
Коррекционные: развивать умение осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и с опорой на грамматические вопросы, развивать умение проводить дифференциацию родственных и неродственных слов, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать языковое чутье, зрительное и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексические оттенки.
1.Сегодня мы продолжим работу над однокоренными словами и словами с омонимичными корнями.
Какую общую часть имеют все однокоренные слова? (Корень.)
В корне заключен смысл всей группы родственных слов. Кстати, а что означает само слово « корень»?
Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» : означает выдели самое главное. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут «корень зла».У слов корень - самое важное, самое главное. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих . И эти многие слова с одним корнем называются родственными.
2. А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Какие корни «убежали» из слов?»
Даны слова с пропущенными корнями, в каждом столбике пропущен один и тот же корень. Определите, какой корень «убежал» из каждого столбика слов и верните его, подобрав нужную картинку. Этой картинкой нужно закрыть квадратик.
Для данной игры необходимо изготовить карточки, разделенные на две части. В правой части карточки прописаны «окончания» слов. Левая часть карточки пустая. В нее будут помещаться пропущенные картинки-«корни».
Карточка №1. Карточка №2
Соответствующая ик Соответствующая ок
картинка- ичек картинка- ник
«корень» овка «корень» овоз
ницы оруб
овод
Карточка №3. Карточка №4.
Соответствующая ик Соответствующая ище
картинка- астый картинка- овой
«корень» очек «корень» ишко
очистка ашный
ной ик
Даны картинки для подбора, на которых изображены зуб, дом, лес, нож.
3. А сейчас вы сами будете подбирать однокоренные слова.
Перед вами картина зимнего леса, но ее не видно, так как на ней много снежинок. Чтобы увидеть ее, нужно подобрать однокоренные слова к слову «Зима».
Назовите ласково зиму. (Зимушка)
День зимой какой? (Зимний).
Птицы, оставшиеся на зиму. (Зимующие).
Что они делают? (Зимуют).
Им приходится что делать? (Зимовать).
Как называется дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой? (Зимник).
Как называется место, помещение, где зимуют люди, и место, где зимуют животные? (Зимовье).
По мере называния детьми однокоренных слов «снежинки» переворачиваются и прикрепляются рядом с картиной.
4. А теперь послушайте сказку:
Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для второклассников, попросил прислать ему на работу слова Гора, Пар, Осина и Лимон. Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. И тогда Гора привела с собой Горло и Горняка, Осина захватила слова Осинник и Оса, Пар взял прилагательные Парный и Паровой, а Лимон явился с Апельсином и Мандарином.
Удивился Автор, когда увидел некоторых родственников, и отправил их домой.
Почему удивился Автор?
Какие слова он отправил назад в Словарь?
На доске слова. Вычеркните те слова, которые Автор отправил в Словарь.
Гора – горло, горняк;
Пар – парный, паровой;
Осина – осинник, оса;
Лимон – апельсин, мандарин.
6. Итак, вы заметили, что не все слова с похожими корнями являются родственными. Есть и « чужаки» -слова с омонимичными корнями, имеющими другое значение.
(Омонимы- слова, одинаковые с другими по звуковой форме, но отличные по значению.)
Послушайте диалог:
-Вы кто такие?
-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
-А ты кто?
-А я ваша тетка- гусеница.
Есть ли в этом рассказе родственники? Назовите их. Какое слово лишнее и почему?
7. При выполнении следующего задания нужно быть внимательными. На карточках даны слова и под словами пустые квадратики (можно контуры других фигур). Под первыми словами квадратик закрашен. Вам нужно найти родственные слова первому слову и закрасить под ними квадратик.
Карточка №1 со словами:
Вода, проводник, водопад, безводье, заводной, водитель, водопой, водяной, привод, завод
Карточка №2.
Боль, выболтать, больница, проболтался, заболел, болтунья, болтать, разболелся, больно, болезненный
Карточка №3.
Нос, носорог, носатый, носильщик, переносной, носик, долгоносик, носить, безносый, выносить
Карточка №3.
Рис, рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисунок, рисиника, рисуночек, рисовод, рисовать
8. Физкультминутка. Игра с мячом «Четвертый лишний». Ученики возвращают мяч, называя четвертое лишнее слово.
Коза, козел, по-козлиному, стрекоза.
Лес, лесник, лестница, лесок.
Море, морщины, морской, моряк.
Беседа, беседка, соседка, беседовать.
Осина, подосиновик, оса, осинник.
Летчик, летать, полет, лето.
Вырубка, трубка, зарубка, порубка.
Гора, горка, гореть, горный.
9. А сейчас вы будете подбирать однокоренные слова, опираясь на вопросы. Прочитайте слова. Дополните колонки недостающими однокоренными словами так, чтобы они правильно отвечали на поставленные вопросы. Выделите корень. Обратите внимание на то, что гласная в корне в группе родственных слов пишется всегда одинаково.
ЧТО? - КАКОЙ? - ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЗИМа - ЗИМний - ЗИМовать
соль - -
говор - -
- смотровой -
мороз - -
- - болеть
зелень - -
- заводной -
10. Следующее задание «Доскажи словечко». Вставьте пропущенные слова с тем же корнем, что и у выделенных слов.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело ...(делается)
Хватит тебе, молодцу, горе (горевать).
Не впервой волку зиму (зимовать).
Молодой растет, а старое стариться).
Все живое хочет (жить).
Итог.
Все ли слова с одинаковыми корнями являются родственными?
Какие два условия нужны для того, что бы отличить родственные слова от неродственных? (1. Наличие сходства значений. 2. Наличие общего корня).
Зачем нам нужно уметь отличать родственные слова от им подобных? (Чтобы из группы родственных слов находить проверочное слово для слова с безударной гласной).
Подготовила:
учитель-логопед
сш.№ 95 г.Казани
15