Анализ стихотворения Антона Дельвига «Снова, други, в братский круг»


Анализ стихотворения А. А. Дельвига
«Снова, други, в братский круг»
Снова, други, в братский кругСобрал нас отец похмелья,Поднимите ж кубки вдругВ честь и дружбы, и веселья.Но на время омрачимМы веселье наше, братья,Что мы двух друзей не зримИ не жмем в свои объятья.Нет их с нами, но в сей часВ их сердцах пылает пламень.Верьте. Внятен им наш глас,Он проникнет твердый камень.Выпьем, други, в память их!Выпьем полные стаканы,За далеких, за родныхБудем ныне вдвое пьяны.
Стихотворение посвящено очередной годовщине открытия Царскосельского лицея, оно было написано 19 октября 1826 года. Всего в творчестве Антона Дельвига стихотворений, посвящённых «лицейскому празднику», четыре: это «19 октября» 1822, 1824, 1825 и 1926 гг, последнее более известно по первой строке «Снова, други, в братский круг».
Конечно, широкому кругу читателей в большей степени известны стихи Пушкина к лицейским годовщинам, как и то, что именно Пушкин был хранителем традиций лицейского братства.
Но лицеисты отмечали дату открытия Лицея и без него. Так состоялась встреча друзей 19 октября 1822 года, когда Пушкин был в южной ссылке. Тогда «лицейский зал» для встречи «воскрес» в квартире Илличевского. В 1824 году, находясь в Михайловском, Пушкин снова не смог присоединиться к празднованию 19 октября. Но сама встреча состоялась. В квартире Яковлева и Вольховского снова прозвучали стихи Дельвига.
Семь лет пролетело, но, дружба,
Ты та же у старых друзей:
Всё любишь лицейские песни,
Всё сердцу твердишь про Лицей.
В 1825 году в Михайловском Пушкин пишет самое известное своё лицейское стихотворение «19 октября», но снова не может обнять друзей, пришедших на встречу. А Дельвиг пишет своё «19 октября» 1825 года.
В третий раз, мои друзья,Вам пою куплеты я
В этом же стихотворении Дельвиг обещает:
И в четвертый раз, друзья,Воспою охотно яВам лицейский праздник.
Поэт как будто предчувствует, что, несмотря на обещание Пушкина быть с друзьями 19 октября 1826 года, обстоятельства помешают тому быть, и воспевать встречу придется снова ему, Дельвигу.
Поэтому вполне закономерно, что стихотворение 1826 года начинается словом «снова»:
Снова, други, в братский кругСобрал нас отец похмелья,Поднимите ж кубки вдругВ честь и дружбы, и веселья.
«Снова» здесь можно рассматривать в двух контекстах: снова встреча – это признак сложившейся традиции, и снова лицейское братство воспевает Дельвиг.
В первой строфе обозначена тема – веселье в братском кругу в честь дружбы. На общее настроение веселья накладывается отпечаток высокого чувства к друзьям, дружбе, Лицею, где эта дружба родилась, в застольной речи звучит устаревшая форма обращения «други» и слово «вдруг» в устаревшем значении «разом, дружно», а в честь дружбы поднимаются не стаканы, а кубки.
Во второй строфе настроение меняется.
Но на время омрачимМы веселье наше, братья,Что мы двух друзей не зримИ не жмем в свои объятья.
Используя прием умолчания, не называя имен, автор напоминает друзьям о недавних событиях 1825 года и их последствиях. И друзья, и читатели понимают, что речь идет о декабристах Кюхельбекере и Пущине. Но, несмотря на расстояние и трагические события, разделяющие друзей, они чувствуют взаимосвязь, собравшиеся на встречу шлют слова поддержки и знают, что их друзья пылают ответным дружеским чувством, тем более ценным сейчас, когда они в беде.
Нет их с нами, но в сей часВ их сердцах пылает пламень.
При чтении следующих двух строк смутно наметившаяся ранее параллель с более известным стихотворением становится явной.
Верьте. Внятен им наш глас,Он проникнет твердый камень.
Справедливости ради следует отметить, что стихотворение Дельвига написано в 1826 году, а Пушкинское послание «В Сибирь» – в 1827 году, то есть, пальма первенства в создании образа дружеского «гласа», проникающего через затворы и камень, принадлежит Дельвигу.
Заканчивается стихотворение призывом выпить в память друзей, которых нет рядом, за друзей «далеких, родных».
Стихотворение написано четырёхстопным хореем с использованием перекрёстных женских и мужских рифм.
Использование художественных средств сведено к минимуму. Это устаревшая высокая лексика, метафоры «отец похмелья», «в их сердцах пылает пламень». Минимализм использования средств выразительности делает речь, обращённую к близким друзьям, максимально простой и прозрачной, но при этом служит для создания общего пафоса дружбы.