Проект по роману А.Лиханова «Сломанная кукла» на тему «Героиня нашего времени» на уроке литературы в 11 классе.

Школьная «Ярмарка идей – 2014»


Проект по теме:
«Героиня нашего времени»
(По роману А. Лиханова «Сломанная кукла»)


Авторы: Дудникова Екатерина,
обучающаяся 11 кл.,
МОУ «СОШ №15 имени С.А. Преминина»,
Седелкова Елена,
обучающаяся 11 кл.,
МОУ «СОШ №15 имени С.А. Преминина».
Научный руководитель-
Паюсова О.В.
учитель русского языка и литературы.
МОУ «СОШ №15 имени С.А. Преминина».


2014г.
План:

Биография Альберта Лиханова.
Главная героиня романа «Сломанная кукла» (2002г.):
Значение имени и история судьбы.
Черты характера.
Взаимоотношения с родными и друзьями.
Сломанная кукла всей истории.
Итоги анкетирования обучающихся 11 класса, родителей по теме «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей».
Синквейн.

Биография Альберта Лиханова

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в г. Кирове.В 1953 г. поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского государственного университета им. М. Горького и Свердловске. В 1958 г. вернулся в Киров, работал литературным сотрудником газеты «Кировская правда», редактором газеты «Комсомольское племя», а затем уехал в Новосибирск с собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Западной Сибири. В 1967 г. стал ответственным секретарем журнала «Смена», а с 1975 по 1987 г. возглавлял этот журнал. Первые книги прозы А.Лиханова вышли в Кирове в 1959 г., первая публикация в Москве – рассказ «Шагреневая кожа» в журнале «Юность» в 1962 г. Основные произведения объединены в трилогию «Семейные обстоятельства» (1974) – повести «Чистые камушки», «Обман» и мальчишеский роман «Лабиринт», 1995 г. опубликованы романы «Русские мальчики» и «Мужская школа». Творчество А. Лиханова отмечены премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР, международными премиями М. Горького и Януша Корчака, премиями Н.Островского и Б.Полевого, а также премией Виктора Гюго (Франция). В 1987 г. по инициативе писателя был создан Советский детский фонд им. В.И.Ленина, который он возглавил. С 1991 г. А.Лиханов – председатель Российского детского фонда, а с 1992 г. – и президент Международной ассоциации детских фондов. Тема детства – основная в его творчестве. В 2000 г.был опубликован роман «Никто», а издательство «Терра» выпустило Собрание сочинений А.Лиханова в 6-и томах.


Главная героиня романа.
Значение имени:
Имя Марии принадлежит Пресвятой Богородице, родившей миру Христа, и если бы задумались, то, может, догадались, поняли, что трижды продленное в одной семье женское имя обязывало их к чему-то особенному, что и не выговоришь, не объяснишь, и все же к чему-то подталкивало и вело Если бы знать, к чему
История судьбы:
«Маленькая Мася не знала прошлого. Она и рождена - то была для настоящего, не ведая, что великий разлом между прошлым и будущим придется и на нее».
Случилось так, что Маня забеременела, и Вячик направил свою жестокую, «волчью» любовь на маленькую беззащитную Масю. А что же Маня? «А Маня все спала, спала, спалаИнтерес к дочке, вспыхнувший поначалу, погасила сонливость, тупоумие, обуявшее ее, и бесконечная, восхитительная лень». Мася поняла, что у нее ничего своего нет - ни силы, чтобы защититься, ни матери, чтобы спрятаться за нее.
Она одна.
И сжавшаяся от боли в комочек, разодранная душа Маси кричит :
«За что мне все это?!»

Эту молитву Масе дал прочитать Алеша Благой. Она переписала в тетрадку слова, которые ее так обожгли..

Меня, мой благодетель совершенный,
Хоть жалости не стою, пожалей
И вместо меди звонкой, но презренной
Даруй мне злато милости своей.
Не повергай меня в смертельный страх
И не ожесточай мой дух скорбящий,
Не обреки бесплодным быть в трудах,
Как пахаря на почве неродящей,
Не дай мне лишь стенать, а слез не лить,
В мучениях рожать и не родить,
Быть тучею, а влагой не пролиться,
Не достигать, хоть и всегда стремиться,
За помощью к бездушным приходить,
Рыдать без утешенья, без ответа,
Не дай мне неслышащих просить.
Не дай, Господь, мне жертву приносить
И знать, что не угодна жертва эта,
И заклинать того, кто глух и нем.
Не дай во сне иль наяву однажды
Тебя на миг увидеть лишь за тем,
Чтобы не утолить извечной жажды.
Черты характера:
«Обычно люди боятся впасть в детство,
а я боюсь из детства выпасть».
А. Лиханов.
Славная, чистая, милая школьница Мася, не понимающая очень многого, но много чувствующая.
Доброта – по отношению к одноклассникам.
Дружелюбие – привязанность и дружба с Аней Бочкаревой и Алексеем Благим.
Оптимизм – желание жить, учиться, вера в будущее.
Справедливость – отстаивала свою точку зрения, доказывая правоту.
Миролюбие – стояла за мир в семье, уважала родителей и бабушку.
Нравственная чистота – берегла честь смолоду.
Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для них.
Правдолюбие – во всех ситуациях поступала честно.
Вера в Бога – обращение за помощью к Пресвятой Богородице.
живя за границей, все время тосковала по родине.

Взаимоотношения с родными и друзьями:
«Нет предательства более непростимого, нежели предательство маленького человека взрослым»
А. Лиханов.
Мася была одинока в семье. Она жила сама по себе. Квартира, школа, квартира. Это был ее замкнутый круг. Ей никто не уделял особого внимания. Как отвергнутый ребенок - со всеми и не с кем. Её кинули все.
Она встречается с Алешей Благим, с милым мальчиком, читавшим стихи Григора Нарекаци. Светлоголовое, сияющее создание, которое, несмотря на свои немногие лета, вчитывается и вдумывается в смысл христианских заповедей, содержащихся в стихах древнего поэта – монаха. По-детски Мася испытывает влечение к нему, но влечение это оскверняет надругательство над Машей Вячиком. Это юное создание, только созревающее для настоящей жизни, было срублено прямо на корню.
Ее подругой была Анечка Бочкарева – добрая, ласковая, душевная. И ничего такого особенного она не сказала в ответ на Масину исповедь, только слушала, даже не ужасалась, и это самое лучшее, потому что Мася и так сломалась. Эта слабость была нужна Масе сильней, чем надежность крепкой руки. Анечка всем своим существом как бы говорила Масе: «Держись, ты ведь крепче меня и физически сильнее, а, представляешь, все это могло бы случиться со мной. Что тогда?». Аня дала в руки Масе небольшую куколку в неновом платьице, сказав при этом: «Она успокаивает! И приносит счастье!».


Сломанная кукла всей истории.
Кукла - это игрушка,
так и человек может стать игрушкой в чужих руках.
Игры взрослых, которые ставили своей целью наживу, сделали Масю куклой, своими действиями и поступками сломали ее судьбу, а затем и вовсе погубили. Больше остальных виноваты в этом Маня и Вячик. Люди, души которых прошли весь путь нравственного оскудения, потеряли не только духовность, но и всякую человечность вообще.
Она была куклой во взрослых руках, маленькой, беззащитной куклой. Кукла была сломана, как была сломана жизнь Маси. Глаза куклы были навсегда открыты, глаза человека – навсегда закрылись. Это и стало подлинным итогом пагубного стремления взрослых к «покою, деньгам, свободе».
О, ВЛАДЫЧИЦА НЕБЕСНАЯ,
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА,
СОХРАНИ РОССИИ ЕЕ ДЕТЕЙ!


Синквейн.
Кукла
Сломанная Одинокая
Борется с несправедливостью Мася сдалась! Погибла
«За что мне все это?»



Девиз Альберта Лиханова: « Не предай и не продай!»


Итоги анкетирования обучающихся 11 класса
по теме «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей».
Тест:
Перед вами 10 выражений,которые характеризуют человека.
Выпишите те качества,которые,по вашему мнению,можно отнести к вам.
Добрый – 12 чел. Безразличный – 1 чел.
Злой – 0 хороший друг – 11 чел.
Терпеливый – 8 чел. Умный – 5 чел.
Нетерпеливый – 3 чел. Помощник – 10 чел.
Упрямый – 9 чел. Обидчивый – 5 чел.
Анкета:
А.Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил,
Как ты поступишь?
1.Откроешь дверь – 3 чел.
2.Попросишь назваться человека,стоящего за дверью – 10 чел.
Б.Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди,называя себя специалистами различных служб,просят открыть дверь,как ты поступишь?
1.Откроешь дверь – 7 чел.
2.Сделаешь вид,что в доме никого нет – 1 чел.
3.Позвонишь родителям или знакомым людям – 5 чел.
В.Если ты услышишь,что дверь всшей квартиры кто-то открывает,как ты поступишь?
1.Будешь ждать того,кто в неё войдёт – 7 чел.
2.Спросишь,кто там – 3 чел.
3.Сообщишь родителям – 6 чел.
Г.Если к тебе на улице подойдёт незнакомый человек,как ты поступишь?
1.Вступишь с ним в разговор – 6 чел.
2.Молча отойдёшь в сторону – 3 чел.
3.Пойдёшь туда,где есть люди – 5 чел.
Д.Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними,как ты поступишь?
1.Примешь их предложение – 11 чел.
2.Откажешь им – 3 чел.
3.Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения – 1 чел.
Е.Если ты хочешь войти в подъезд,а за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей,как ты поступишь?
1.Не пойдёшь в подъезд – 2 чел.
2.Дождёшься знакомых или соседей и только тогда пойдёшь в подъезд-9чел
3.Пройдёшь мимо своего дома и пойдёшь туда,где больше людей – 3 чел.
Ж.Если ты войдёшь в подъезд,а там незнакомые тебе люди,как ты поступишь?
1.Пойдёшь спокойно по лестнице домой – 10 чел.
2.Позвонишь в любую квартиру – 2 чел.
3.Начнёшь звать на помошь – 1 чел.


15