Дополнительная образовательная программа по физкультуре «Игры Югры», 1-4 класс



Аннотация
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.
В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции, куда относятся и народные игры. Игры являются неотъемлемой частью физического воспитания младших школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У обучающихся формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края.
Многообразное по форме и богатое по содержанию педагогическое наследие, связанное с физическим воспитанием коренных малочисленных народов Западной Сибири, должно быть изучено и внедрено в современных условиях, посредством применения самобытных упражнений, состязаний и игр.
Практика показала, что применение этих средств способствует развитию жизненно-важных двигательных способностей (основных физических качеств), укреплению здоровья, формирования характера личности.
Проект предполагает разработку и реализацию программы «Игры Югры» для учащихся 1 классов.

 Обоснование необходимости проекта
Дополнительная образовательная программа «Игры Югры» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к внеурочной деятельности, программы по физическому воспитанию учащихся 1-4 классов на основе традиций коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа; учебно-методического пособия «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера».
Дополнительная образовательная программа по своему содержанию является спортивно-оздоровительной, по функциональному предназначению – специальной (внеурочная деятельность), по форме организации – секционной. Срок реализации программы 1 год.
В формировании физически здоровой и развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение является использование подвижных игр.
У коренных малочисленных народов Западной Сибири (ханты, манси) содержится богатый потенциал самобытных средств, методов, форм развития двигательной активности, которые способствуют их подготовке к промыслам и хозяйственной деятельности, становлению духовности, социализации и связи со своей историей. Игры, состязания, самобытные физические упражнения характеризуются универсальностью, комплексностью своего воздействия: они развивают жизненно важные двигательные способности, формируют характер и систему нравственных принципов, знакомят и обучают традиционным промыслам. Разнообразные движения в игре вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Представленные в программе игры доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать ребенка как личность. «Игры Югры» в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Таким образом, игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности коренного населения физкультурном аспекте деятельности.

Цели и задачи проекта
Объектом исследования занятия физической культурой в рамках внеурочной деятельности, предметом исследования - влияние игр народов Севера и физических упражнений на развитие физических показателей и ценностных ориентиров здорового образа жизни первоклассников.
Цель проекта: разработка и внедрение дополнительной образовательной программы «Игры Югры».
Цель программы – познакомить с бытом и культурой коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа, на основе игр и состязаний народов Севера.
Достижения этой цели решают следующие педагогические задачи:
Обучающие:
приобретение знаний о играх, о традициях, истории и культуре родного края; теоретических знаний в области физической культуры, гигиены;
обучение правилам игр и других физических упражнений;
Развивающие:
гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости;
повышение физической и умственной работоспособности школьника.
Воспитывающие:
воспитание нравственных и этических качеств личности;
формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Основное содержание проекта
Разработана программа «Игры Югры».
Реализуется с 12.09.2011 г. для учащихся 1 классов (15 детей).
Пояснительная записка программы «Игры Югры»
Программа разработана для обучающихся 1 классов. Идея и новизна данной программы определяется интеграцией (в содержании программы) игр, состязаний и самобытных физических упражнений с разделом «Подвижные и спортивные игры» (программного материала предмета «Физическая культура»). Народы Севера применяют естественные факторы для закаливания организма (воздух, вода, снег, солнце). Пребывание в течение продолжительного времени в легкой одежде в условиях низкой температуры, ходьба босиком зимой и летом, различные игры на воздухе, связанные с бегом, прыжками, метаниями, выполнение физических упражнений на морозе различными способами дыхания. Традиционная система питания (продукты животного и растительного происхождения).
Быт, традиции и проживание в суровых условиях севера сформировали физическую культуру народов Севера, направленную на физическое совершенствование личности; а также на прикладное значение ее в традиционных видах деятельности. В соответствии с программой по физической культуре начального общего образования учащиеся должны приобрести необходимые жизненные навыки: общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. Технически правильно выполнять двигательные действия базовых видов спорта, научиться использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Игра – естественный спутник жизни ребёнка, обладающий и великой воспитательной силой.
Программа «Игры Югры» предусматривает привитие учащимся младшего школьного возраста всей суммы нравственных и этических норм, передачу накопленных знаний об окружающей природной среде и ее богатствах и способах существования в ней. Эта программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной активности, в частности, игры.
Особенностью программы «Игры Югры» является:
усвоение нравственного поведения и традиций народа;
подбор содержания учебного материала осуществляется в соответствии с физическими, социально-психологическими особенностями, обусловленными возрастным составом групп обучаемых;
материально-техническая оснащенность учебного процесса (спортивный зал, пришкольная спортивная площадка);
регионально-климатические условия;
содержание теоретического материала кратко сообщается на занятиях перед изучением раздела.
Методическое обеспечение и технологии программы:
Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности, которые познакомят учащихся с национальными обычаями и традициями народов Севера, с его героико-богатырским эпосом, с историей народных игр, состязаний.
Практические упражнения воздействуют на двигательные способности и умения. На занятиях, в процессе выполнения заданий, совершенствуются следующие физические качества:
Развиваем силу.
(Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий).
Развиваем быстроту и скоростно-силовые способности.
(Под быстротой понимают возможности человека, обеспечивающие
ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных
условий промежуток времени).
Развиваем выносливость.
(Под выносливостью понимают, способность к длительному выполнению какой - либо работы без заметного снижения работоспособности).
Развиваем координационные способности.
(Это возможность оптимально управлять сложными двигательными действиями и регулировать их).
Развиваем гибкость.
(Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой).
В программу включены различные комплексные гимнастические упражнения, корригирующие упражнения для правильной осанки, которые периодически изменяются, обновляются. Включены беседы о правилах общения и безопасного поведения во время игры, правила личной гигиены и закаливания организма. Вводятся понятия структуры игры, правила игры. Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, функциональные возможности, потому что в группе могут быть ученики с различными способностями. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий. Педагогические возможности преподавания содержания программы «Игры Югры» будут эффективны, так как учащиеся научатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни (ЗОЖ).
Данный проект (его содержательная часть – программа) призван помочь учащимся находить общий язык со сверстниками, пробудить интерес к многонациональной культуре своего края через игры, увидеть, что у каждого народа есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира.
Программа «Игры Югры» соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Лыжная подготовка». Каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя содержание теоретического и практического материала, комплексы упражнений, игры и самобытные физические упражнения (состязания) народов Севера, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Учебно-тематический план

п/п

Раздел, тема
Количество часов



всего
Практические
занятия

1.
Основы знаний о спортивно-оздоровительной деятельности
В процессе занятий


2.
Подвижные игры и состязания:
30


2.1
На материале лёгкой атлетики

12

2.2
На материале гимнастики

9

2.3
На материале лыжной подготовки

9

3.
Способы спортивно-тренировочной деятельности
3



итого
33

При составлении плана учебно-тренировочных занятий учитывалось, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В программе указаны темы для теоретических и практических занятий, рекомендованы примерные допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.
1.Основы знаний о спортивно-оздоровительной деятельности
В процессе занятий формируются знания по следующим темам:
правила поведения на спортивной площадке; гигиенические требования к одежде и обуви на занятиях; история и культура родного края; применение национальных видов спорта в традиционных профессиях народов Севера (охота, рыболовство, оленеводство).
Подвижные игры и состязания (30 час)
На материале лёгкая атлетика (12 часов): «Догонялки», «Бездомный заяц», «Бег по-медвежьи», «Заячьи прыжки», «Ловкий охотник», «Медведь и ягодники», «Прыжки в высоту», «Скачки стерха», «Волк и зайцы», «Метание палки на дальность», «Бег на трех ногах», «Бег с «капканом»», «Берегись охотника».
Знать: основы личной гигиены; правила поведения во время игры.
Уметь: играть в игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстоянии 5 м., ловля, ведение, броски.
На материале гимнастика (9 часов): «Бой медвежат», «Кто сильнее», «Качалка на качалке», «Переправа», «Извилистая тропа», «Победи троих», «Поднимание партнера лежа на спине», «Удержись на бревне», «Перетягивание палки».
Знать: основные факторы, влияющие на здоровье человека; правила проведения игр, эстафет и праздников.
Уметь: выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость); проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
На материале лыжной подготовки (9 часов): «Бег на подволоках», «Волокуша», «Гонки на нартах», «Тир на снегу», «Развивай глазомер», «Скороходы-снегоступы», «Ловля оленей», «Куропатки и ягодки», «Биатлон».
Знать: историю возникновения игр; влияние физических упражнений на укрепление здоровья.
Уметь: владеть спортивным инвентарём; применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Способы спортивно-тренировочной деятельности (3 часа)
Контрольные игры и соревнования:
«Игры Югры» проводятся ко Дню рождения ХМАО-Югра (декабрь).
«Папа, мама, я – спортивная семья!» проводятся в феврале.
«Сибирские игры» - проводятся во время недели «Здоровья» (апрель).
Контрольные испытания и нормативы выполняются в процессе занятий, после прохождения программного материала каждой темы, мониторинг показателей здоровья и физической подготовленности в начале и в конце года.
Контрольные нормативы:
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки

Скоростные
Бег 30 м. с высокого старта с опорой на руку, сек.
6,5
7,0

Силовые
Прыжок в длину с места, см
Сгибание рук в висе лёжа
(кол-во раз)
130
5
125
4

К выносливости
Бег 1000м
Передвижение на лыжах – 1,5 км
Без учёта времени
Без учёта времени

К координации
Челночный бег 3х10м., сек.
11,0
11,5

Ресурсы
Проект «Игры Югры» рассчитан на 1 год. Ресурсы школы позволяют реализовать содержание программы «Игры Югры». В наличие школы имеется 2 спортивных зала и футбольное поле. Имеется сектор для метания и две прыжковые ямы. Из дидактического обеспечения – индивидуальные карточки, разноуровневые задания.
Для занятий по программе имеется соответствующий спортивный инвентарь: различные мячи, канат, гимнастическое бревно, гимнастические маты, гимнастические скамейки, гимнастические палки, стойки с планкой для прыжков в высоту, скакалки, музыкальный центр.
Особого финансирования проект не предусматривает.
Целевая аудитория.
Для выполнения дополнительной образовательной программы обучающиеся распределяются с учетом возраста и спортивной подготовленности в спортивно-оздоровительную группу. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6-7 лет, учащиеся 1 классов, смешанная группа (мальчики и девочки). Количество 15 детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный (январь-август 2011г.) - разработка программы; (сентябрь 2011года) – определение исходного уровня двигательной подготовленности, проведение мониторинга показателей здоровья и физической подготовленности обучающихся.
2 этап – основной (сентябрь 2011 - апрель 2012 г.) – реализация программы «Игры Югры».
3 этап – контрольный (май 2012 г.) – мониторинг показателей здоровья и физической подготовленности, принятия ценностных ориентиров ЗОЖ, с целью подведения и обобщения итогов работы; распространение опыта работы.
Ожидаемый результат и социальный эффект
Ценностные ориентиры содержания программы
Содержание программы «Игры Югры» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации ЗОЖ.
Планируемые результаты
По окончании изучения программы «Игры Югры» первоклассниками должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
– формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игр и соревнований;
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство под руководством учителя.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Созданный проект «Игры Югры» доступен каждому учителю физической культуры и дает возможность применить его в работе по окончанию срока.
Методическое обеспечение образовательной программы:
Игры на материале лёгкой атлетики:
ДОГОНЯЛКИ
С помощью считалки выбирают водящего, он должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.
Игра способствует развитию быстроты, ловкости, выносливости, в зимнее время является хорошим закаливающим средством.
БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ
Играющие распределяются на группы по 3 человека. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок – «домик». «Домики» размещаются в разных местах площадки. Внутри каждого «домика» стоит «заяц». Один бездомный «заяц» бегает между «домиками», а за ним гоняется «охотник». Если «охотник» догонит зайца, то они меняются ролями, «заяц» становится «охотником», а «охотник» – «зайцем». Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой «домик», тогда стоящий там «заяц» выбегает и становится бездомным. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.
Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, координацию движений.
БЕГ ПО-МЕДВЕЖЬИ
Вариант 1. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение стоя на четвереньках. По команде судьи начинается «бег по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись 2 руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом первым к финишу.
Вариант 2. Дистанция не ограничивается, побеждает тот, кто «по-медвежьи» пробежит большее расстояние за определенное время.
Загадка: За деревней яркая звезда. (Медведь).
«Бег по-медвежьи» развивает силу ног, рук, координацию движений, ловкость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настойчивости.
ЗАЯЧЬИ ПРЫЖКИ
Перед состязанием определяют дистанцию, в начале которой проводится стартовая (финишная) линия, а также контрольная линия, до которой необходимо допрыгать. Первые номера участников команд становятся у стартовой линии, принимая исходное положение стоя ноги врозь. По команде ведущего, участник, оттолкнувшись двумя ногами, и приземляется на одну (любую) ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется на две ноги и т. д.
Загадка: Четырёхногий мужик в белом гусе прыгает, скачет. (Заяц).
Состязание способствует развитию скоростно-силовых качеств, координации движений, ловкости.
ЛОВКИЙ ОХОТНИК
Состязание подразделяется на несколько этапов: I этап – участники бегут, перепрыгивают через нарты (количество 5-10 штук); II этап – с кочки на кочку (прыжки с двух ног по разметкам, расстояние между разметками учитывается в зависимости от физической подготовленности); III этап – метание мяча (шишки) в цель (фигура оленя); IV этап – участникам необходимо определить следы зверей, птиц (начерченные на бумаге); V этап – проползти под барьерами, (расстояние 510 м).
Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости, координации движений, меткости, глазомера.
МЕДВЕДЬ И ЯГОДНИКИ
Для игры необходима игровая площадка прямоугольной формы, длиной до 20 м – и шириной 10 м. Для игры очерчивают игровую площадку прямоугольной формы, с длиной примерно 15 м и шириной – 7-10 м.
Описание игры. В центре площадки провести линию, разделяющую ее на две половины. На одной половине площадки сидит «медведь» – водящий, которого выбирают с помощью считалки в начале игры. Остальные дети, «ягодники», которые заходят на половину «медведя» и изображают сбор ягод. «Медведь» должен неожиданно вскочить и схватить кого-либо из игроков – «ягодников». Те в свою очередь, стараются увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если водящему удавалось поймать одного из игроков, они меняются ролями: пойманный игрок становился «медведем» – водящим, а водящий – «ягодником». Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садится на свое место на своей половине площадки, а «ягодники» опять начинают «собирать ягоды», и игра возобновляется.
Лучшими игроками становятся те, которые ни разу не побывали в роли водящего или были им меньшее количество раз.
Загадка: Хозяин леса, хозяин бога. (Медведь).
Игра вырабатывает быстроту реакции, ловкость; она воспитывает смелость и решительность.
ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ
Для прыжков специально подготавливают место, обычно втыкают или вбивают в песок, землю палку длиной примерно 1,5 2м, привязывают к ней веревку, другой ее конец держит ведущий. Веревку первоначально привязывают на доступную высоту для ее преодоления всеми участниками состязаний. Описание состязания.

· Вариант 1. Проводятся эти состязания таким образом: один из участников подходит к веревке, становится напротив нее, слегка приседает и затем, быстро разогнув ноги в коленных суставах, подхватывает себя руками, перепрыгивает через нее. Если он выполняет прыжок, не задев веревки, попытка ему засчитывается как удачная. Если прыгун задевает веревку любой частью тела, то он выбывает из дальнейшей борьбы. После того, как участники выполнили по одной попытке на определенной высоте, ведущий поднимает веревку выше, и состязания продолжаются. Победителем становится участник, который преодолел наибольшую высоту.
Вариант 2. Участники состязаний перепрыгивают через веревку с разбега, примерно в 1015 м, отталкиваясь при этом обязательно двумя ногами. Все остальные условия проведения состязаний аналогичны варианту 1.
Состязание развивает силу ног, скорость, координацию движений, смелость.
СКАЧКИ СТЕРХА
Дистанция для прыжков устанавливается в зависимости от возраста и физической подготовленности. Из исходного положения, стоя на одной ноге, участники выполняют скачки на одной до контрольной линии, затем меняет положение ног и выполняют скачки на другой от контрольной линии до старта. Затем скачки выполняет другой участник и т. д.
Загадка: На песчаном плесе необозримого озера золотые кресты. (Следы стерха (аиста)).
Состязание способствует развитию прыжковой выносливости, координации движений.
ВОЛК И ЗАЯЦЫ
С помощью считалки выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки – «сосны». Каждая «сосна» определяет своё место на площадке – круг, прочерченный на снегу (полу). Игра начинается по сигналу ведущего. «Заяц» убегает от «волка», который старается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «сосной», для этого ему надо забежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «сосну» (руки в стороны, вверх). Если «заяц» забежал в какой-либо круг, он становится «сосной», а игрок, выполнявший роль «сосны» покидает круг, убегая от «волка» к другой «сосне». Если «волку» удаётся запятнать «зайца» или замешкавшуюся и оставшуюся в кругу «сосну», то водящим, «волком» становится запятнанный участник, и игра продолжается дальше. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.
Загадка: Кто за дверью лесной встал как столб под сосной и стоит среди травы уши больше головы? (Заяц).
Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, координацию движений.
МЕТАНИЕ ПАЛКИ НА ДАЛЬНОСТЬ
Каждый участник имеет свою палку, длиной 60-100 см, толщиной 5 см. Участник берет палку за один конец, подходит к отметке, от которой производятся броски, и, выполнив замах через сторону, бросает ее как можно дальше вперед. Выигрывает тот, кто забросит палку дальше других, и та команда, где больше дальних бросков.
Состязание способствует развитию подвижности и силы верхнего плечевого пояса, укреплению мышц туловища, развивает ловкость.
БЕГ НА ТРЁХ НОГАХ
Участники делятся на несколько команд и становятся в колонны по два на линии старта. Прежде чем дать команду к бегу, пара связывает себе прикасающиеся ноги. По сигналу пары со связанными ногами бегут к обозначенному предмету и возвращаются обратно. Пара, прибежавшая первой, приносит команде очко.
Развивает ловкость, быстроту, координацию движений, силу ног.
БЕГ С «КАПКАНОМ»
Дистанция в беге зависит от возраста и уровня физической подготовленности. К правой и левой ногам каждого бегуна привязываются мячи (резиновые мячи в сетке). Это и будут «капканы». По команде ведущего члены команды бегут наперегонки до контрольного ориентира и возвращаются обратно.
Состязание развивает быстроту, силу ног.
БЕРЕГИСЬ ОХОТНИКА
У одного из играющих в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они меняются ролями. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.
Игра развивает скорость, ловкость, быстроту реакции, выносливость, координацию движений.

2. Игры на материале гимнастики:
БОЙ МЕДВЕЖАТ
Чертится круг диаметрам 1,5 – 2 м. В него становятся на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладонями. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его коснуться земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.
Состязание развивает силу, ловкость, координацию движений, внимание, волевые качества.
КТО СИЛЬНЕЕ
Для этого состязания требуются веревка длиной в 23 м и два камешка (шишки). Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завязать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек (шишка). По сигналу каждый старается, перетянув противника, достать свой камешек (шишку). Выигрывает тот, кто достал свой камешек (шишку).
Состязание способствует развитию силовой выносливости, координации движений, ловкости.
КТО СИЛЬНЕЕ
Для данного состязания чертится круг диаметром 5 м. Внутри круга делается разметка, определяющая центр круга. От центра круга на расстоянии 1 м по обе стороны чертятся две параллельные линии, где располагаются участники. На хорее (шест) по центру делается отметка, которая делит его пополам. Описание состязания. Участники встают в круг, друг напротив друга, берут хорей за противоположные концы, центр хорея должен совпадать с центром круга. По сигналу ведущего участники начинают перетягивание. Побеждает тот, кто перетянул соперника за центр круга.
Состязание развивает силу, координацию движений, волевые качества.
ПЕРЕПРАВА
На каждую команду необходимо изготовить по три деревянных бруска высотой и шириной 10 см, длиной 20-25 см. Положив два бруска на линию старта, играющие становятся на них обеими ногами, а третий брусок они держат в руках. По сигналу оба игрока, не сходя с брусков, кладут третий брусок перед собой и перешагивают на него одной ногой. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него.
Состязание развивает ловкость, координацию движений.
ИЗВИЛИСТАЯ ТРОПА
На одной прямой расставлены предметы (хорей, чурбачки). Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперёд, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его как можно быстрее, а третий раз совсем быстро. То же самое делают остальные ребята. После этого на одной прямой линии ставятся пять предметов, которые ребята также обходят змейкой, спиной вперёд и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линии можно увеличить. За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Вариант 2. Участнику завязывают глаза, и он должен обойти предметы лицом вперед.
Игра развивает зрительную память, ловкость, координацию движений.
ПОБЕДИ ТРОИХ
Две одинаковые по длине и толщине верёвки 2 – 3 метра связываются посредине так, чтобы получились четыре одинаковых конца. Соревнуются четверо ребят, каждый берёт свой конец верёвки, натягивает его, получается «крест». На одинаковом расстоянии от каждого участника на полу (на земле) кладется предмет. По команде участники состязания тянут свой конец веревки, пытаясь первым схватить предмет. Победителем становится участник, которому удалось перетянуть троих соперников.
Состязание развивает ловкость, быстроту, реакцию, упорство в достижении цели.
ПОДНИМАНИЕ ПАРТНЕРА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА СПИНЕ
В данном состязании принимают участие только мальчики. Один из партнеров принимает положение лежа на спине, руки вдоль туловища.
Другой, расставив ноги врозь, принимает устойчивое положение, наклоняется вперед, захватывает ноги лежащего партнера на уровне коленей так, чтобы стопы ног упирались ему под ягодицы. Задача – поднять партнера и поставить в положение стоя. Лежащий партнер старается сопротивляться напряжением мышц тела так, чтобы оно было неподвижно.
Состязание совершенствует силу, силовую выносливость всех групп мышц туловища, воспитывает волю, смелость.
УДЕРЖИСЬ НА БРЕВНЕ
Каждая пара (по одному от каждой команды) становится на бревно. Задача стоящих на бревне руками столкнуть своего «противника» с бревна. Та команда, в которой окажется больше удержавшихся на бревне, становится победителем.
Состязание развивает ловкость, координацию движений, упорство в достижение цели.
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ
Описание самобытного физического упражнения. Участники садятся напротив друг друга, стопами упираются друг друга. Руками захватывают палку. Разведение рук и ног не должно превышать ширину локтя. По команде или свистку выполняется упражнение. Победа присуждается участнику, перетянувшему соперника, и палка осталась в его руках.
Самобытное физическое упражнение развивает все мышцы тела, силовую выносливость, воспитывает волю к победе.
3. Игры на материале лыжной подготовки:
БЕГ НА ПОДВОЛОКАХ
Самобытное физическое упражнение проводится в зимнее время на площадках с глубоким снегом. Количество участников не ограничивается, участники делятся на несколько команд. Для состязания необходимо иметь охотничьи лыжи (подволоки), в зависимости от возраста детей. Участники встают в одну линию и по команде судьи начинают бег по прямой дистанции до контрольного ориентира и возвращаются обратно. Кто первым пересекает финиш, тот и выигрывает и приносит команде очко.
Способствует развитию силы мышц ног, рук, выносливости, воспитывает волевые качества, необходимые охотнику-промысловику.
ВОЛОКУША
Во главе команд – капитаны. В руках у них «волокуша» – оленья шкура или приспособленные под неё другие приспособления. Игра проводится в следующем порядке: первые номера берут волокушу, вторые номера садятся на нее. По сигналу участники бегут до контрольного ориентира и бегут в обратно. Добежав до своей команды, второй номер берёт волокушу, а третий садится.
Развивается скорость, выносливость, силу рук, ног, мышц спины.
ГОНКИ НА НАРТАХ
Участники делятся на команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берёт нарты (санки) за верёвку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.
Развивается скорость, выносливость, силу рук, ног, мышц спины.

ТИР НА СНЕГУ
К дереву или столбу высотой 1,5 2 метра прибивают круглую мишень диаметром 1 метр с начерченными на ней 5 кругами, в 1015 метрах от мишени располагаются играющие и, сделав 5 снежков (шишек), бросают их в нее. За попадание в центр засчитывается 5 очков, а в следующие круги соответственно 4, 3, 2, 1 очко. Выбивший больше очков побеждает.
Игра развивает глазомер, меткость броска, ловкость, координацию движений.
РАЗВИВАЙ ГЛАЗОМЕР
Ведущий указывает на какой-нибудь предмет и просит ребят определить какое до него расстояние (в шагах). Дети все по очереди должны ответить. Далее участники проверяют свои ответы, т. е. измеряют шагами расстояние до предмета. Выигрывает тот, кто правильно определил расстояние до предмета.
Игра развивает глазомер, внимание, тренирует зрение.
СКОРОХОДЫ-СНЕГОСТУПЫ
У каждой команды по одной паре снегоступов (доски длиной 2030 см и подбиты оленьей шкурой, по середине перемычка как лыжное крепление, мягкое). По сигналу первые номера, надев снегоступы, быстро устремляются к флажкам на расстоянии 2040 метров. Обежав флажки, игрок возвращается назад и передаёт снегоступы вторым номерам и т. д.
Состязание развивает координацию движений, быстроту, ловкость, выносливость, волевые качества, которые необходимы в промыслово-трудовой деятельности.
ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ
Участники делятся на две команды. Одни олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут. Лучшими считаются те, кого поймали последними.
Игра развивает находчивость, быстроту, ловкость, координацию движений.
КУРОПАТКИ И ЯГОДКИ
Взявшись за руки, участники образуют круг. Это будет клетка. Внутри клетки 68 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, медленно бегом). По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в свое гнездо).
Развивает быстроту, ловкость, координацию движений, внимание.
Примерные комплексы общеразвивающих упражнений
Комплекс № 1.
Мы зарядку начинаем!
И на месте все шагаем.
Руки вверх подняли, выше,
Их опустили, глубже дышим
Взгляд ребята, тоже выше –
Может Карлсон есть на крыше?!!
Упражнение второе:
руки ставь за головою
словно бабочки летаем,
крылья сводим, расправляем
1-2-1-1!
Дружно делает наш класс.
Упражнение номер три:
Вверх немножечко смотри,
Руки вверх поочередно
И легко нам и удобно
1-2-3-4!
В дружбе мы живем и в мире.
Очень хорошее есть упражнение:
руки к плечам, круговое движение
Раз – вперед, два – назад
физкультура каждый рад
1-2-3-4
расправляем плечи шире!
Руки на бок, ноги врозь.
Так давно уж повелось.
Физкультура каждый день
Прогоняет сон и лень
три наклона делай вниз
На четыре – поднимись!
Гибкость всем нужна на свете
Наклоняться любят дети
И направо и налево
Пусть окрепнет наше тело!
Раз – направо, два – налево
Пусть мужает наше тело!
В заключение, в добрый час
Мы попрыгаем сейчас
1-2-3-4 – руки вместе, ноги шире!
1-2-3-4 нет детей сильнее в мире!

Комплекс № 2 (с гимнастической палкой)
1. И.п. – стойка, палка внизу, хват сверху. 1–2 – руки вверх, подняться на носки, потянуться и посмотреть на палку (вдох); 3–4 – и.п. (выдох). Повторить 6–8 раз в медленном темпе.
2. И.п. – стойка ноги врозь, палка горизонтально за спиной под локтями. 1 – поворот туловища вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 4–5 раз в каждую сторону, в среднем темпе. Поворачиваясь, ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.
3. И.п. – стойка, палка внизу. 1 – 4 – поднимая руки вперед, сесть на пол произвольным способом и выпрямить ноги, не касаясь палкой пола; 5–8 –встать без помощи рук в и. п. Повторить 6–8 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное.
4. И.п. – то же. 1 – наклон вперед, палку положить т пол (выдох); 2 – выпрямиться, руки вверх (вдох); 3– наклон вперед; взять палку (выдох); 4 – и. п. (вдох). Повторить 6–8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.
5. И. п. – стойка, палка горизонтально за спиной под локтями. 1 выпад левой ногой в сторону с наклоном вправо (выдох); 2 – толчком возвратиться в и. п. (вдох); 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 4–5 раз в каждую сторону в среднем темпе.
6. И.п. – лежа на полу на спине, палка внизу, хват на ширине плеч. 1–2 – сгибая левую ногу вперед, просунуть ее между рукой и палкой, выпрямить и опустить вниз (палка между ногами); 3–4 – и.п. То же другой ногой. Повторить 4–6 раз поочередно каждой ногой в среднем темпе. Дыхание равномерное, без задержек.
7. И.п. – стойка, палка впереди. 1 взмах правой ногой вперед, носком коснуться палки (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – 4 – то же левой ногой. Повторить 4–5 раз каждой ногой поочередно в среднем темпе. Ноги не сгибать, туловище вперед не наклонять.
8. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс, палка на полу между ногами. Прыжками менять положение ног. Выполнить до 20 прыжков и перейти на ходьбу на месте.

Комплекс № 3 (со скакалкой)
1. И.п. – стойка, скакалка сложенная вчетверо внизу. 1 – 2 – натянуть скакалку, руки вверх, потянуться, посмотреть на скакалку (вдох); 3–4 – и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз в медленном темпе. Руки не сгибать.
2. И.п. – широкая стойка, сложенная вдвое скакалка низу. 1– поднимая руки вперед – в стороны и натягивая скакалку, поворот туловища вправо (вдох); 2 – и.п. выдох). 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 4–5 раз в
каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, ноги в коленях не сгибать и с места не сдвигать.
3. И.п. – стойка ноги врозь, сложенная вдвое скакалка на шее, руки согнуты. 1–2 – пружинистые наклоны влево, разгибая левую руку вниз и сгибая правую руку а голову; 3 – 4 – пружинистые наклоны вправо, меняя положение рук. Повторить 45 раз в каждую сторону среднем темпе. Выполняя упражнение, скакалку натянуть, ноги не сгибать. Дыхание равномерное, без задержки.
4. И.п. – стойка, сложенная вчетверо скакалка внизу. – 2 – поднимая руки вперед и натягивая скакалку, присесть на носках (вдох); 3 – 4 – и.п. (выдох). Повторить 7 – 8 раз в медленном темпе. Приседая, туловище держать вертикально, колени развести, смотреть на скакалку.
5. И. п. – стойка ноги врозь на скакалке, руки согнуты, скакалка натянута. 1– 2 – разводя руки в стороны, наклон вперед (выдох); 3 – 4 – и.п. (вдох). Повторить 78 раз в медленном темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать, спину держать ровно, голову поднять, смотреть вперед.
6. И.п. – стойка, сложенная вчетверо скакалка внизу. – 4 – переступить через скакалку поочередно правой и левой ногой; 5 – 8 – то же в обратном направлении в.п. Повторить 4-5 раз в среднем темпе. Дыхание равномерное, без задержки.
7. И. п. – стойка, скакалка сзади. Прыжки на обеих ногах, вращая скакалку вперед. Скакалку вращать кистями. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте.
Комплекс №4
Выполнить каждое упражнение 5-6 раз.
Исходное положение (И.п.) – основная стойка (о.с.)
на счет 1 – руки в стороны, 2 – вверх,
– вперёд, 4 руки вниз.
Исходное положение – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1 – наклон вперед, хлопок ладонями  за  левым  коленом,  выдох; 
2 – и.п.,   вдох; 3 – 4 – то же с другой ногой.
3. И.п. – ноги врозь, руки на   пояс.
1 – руки в стороны, поворот направо, 2 – и.п., 3 – 4 – то же влево.
4. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1 – наклон влево, руки вверх, 2 – и. п.; 3–4 – то же вправо. 4 раза.
5. И.п. – о.с.
1 – руки вверх, прогнуться, 2 – наклон вперёд, руками коснуться пола,
3 – упор присев, руки вперёд, 4 – и.п.
6. И.п. – о.с.
1 – упор присев, 2 – упор лёжа, 3 – 1, 4 – о.с.
7. И.п. – о.с.
1 – 2 – 2 прыжка на левой ноге, 3 – 4 – 2 прыжка на правой ноге,
5 – 8 – 4 прыжка на двух ногах.
Ходьба на месте, с восстановлением дыхания

Сибирские игры
Начинаем соревнования «Сибирские игры». В Тюменской области у северных народов регулярно проводятся соревнования по прыжкам через нарты, а мы с вами будем прыгать через гимнастическую скамью. Первый вид соревнований это прыжки.
1 задание. Прыжки через гимнастическую скамейку.
Лыжные гонки очень популярны во многих странах мира. И наши лыжники в этом виде спорта имеют очень много наград. Мы тоже сейчас посостязаемся.
2 задание. Лыжные гонки.
Кто не знает этот замечательный вид спорта как биатлон. Очень популярен он в Сибири, да и в странах, где находится Лапландия. У наших спортсменов большие успехи в этом виде спорта.
3 задание. Итак, игра Биатлон.
Этот вид спорта популярен во всем мире, в том числе и в Сибири.
4 задание. Эстафета Велокросс.
Северные народа часто устраивают соревнования гонки в оленьих упряжках.
5 задание. Олени в упряжках.
Это истинно русский, сибирский вид спорта. Да и вообще в Сибири в хоккей играют в каждом дворе. Вспомним, как это делается.
6 задание. Хоккей с мячом.
7 задание. Ручной мяч

Спортивный праздник
"Мама, папа, я – спортивная семья!"
1 конкурс – комбинированная эстафета
2 конкурс – «Весёлый пингвин
3 конкурс – «Потешная эстафета»
конкурс – попади в обруч
конкурс – транспортировка ребёнка
конкурс – задания с препятствиями
конкурс – волейбол с воздушным шариком

«Игры Югры»
Игровая программа:
«Здравствуй, догони»
«Бег на лыжах»
«По следам зверя»
«Олени и пастухи»
«Меткий охотник»
«Муравейник»
«Бой медвежат» конкурс капитанов.
Литература

Учебно-программное:
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы» В.И. Лях, А.А. Зданевич; Москва, Просвещение, 2011 год
«Программа по физическому воспитанию учащихся 1-4 классов на основе традиций коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа», Н.И. Синявский, В.В.Власов, О.А. Фынтынэ Ханты-Мансийск, 2003 год.
«Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера», Н.И. Синявский, В.В.Власов, О.А. Фынтынэ учебно-методическое пособие, Ханты-Мансийск, 2003 год.
Учебно-теоретическое:
«Теория и методика физического воспитания и спорта» Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов, Москва, «Асадема», 2000 год.
Учебник "Физическая культура 10-11 классы" под редакцией В.И. Ляха,
А.А. Зданевича. Москва, «Просвещение», 2007 год.
Учебник «Физическая культура 1-4 классов» В.И. Лях А.А. Зданевич; Москва, «Просвещение», 2006 год.
«Мой друг – физкультура» В.И. Лях. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва, «Просвещение», 2007 год.
«Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе» В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий, Москва, «Владос», 2002 год.
Учебно-практическое:
«Тесты в физическом воспитании школьников», В. И. Лях. Москва, Издательство «АСТ», 2006 год;












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415






Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Радужный


2011 год





Проект «Игры Югры»

Тип проекта: практико-ориентированный



Автор:
Никитина Людмила Александровна
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415