Исследовательский проект: Исследование влияния специально разработанных комплексов на двигательную подготовленность юношей 15-16 лет на уроках физической культуры по баскетболу в Верхнесалдинском авиаметаллургическом техникуме
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Верхнесалдинский авиаметаллургический техникум
Исследовательский проект: Исследование влияния
специально разработанных комплексов на двигательную
подготовленность юношей 15-16 лет на уроках физической культуры
по баскетболу в Верхнесалдинском авиаметаллургическом техникуме
Исполнитель:
Мальцевич Татьяна Анатольевна
Преподаватель высшей категории
г.Верхняя Салда
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр.3
Глава I Обзор литературы
1.1.Анатомно-физиологическая характеристика юношей
15-16 лет стр.6
1.2. Общая характеристика физической подготовленности стр.9
1.3. Характеристика баскетбола, как средства физического
воспитания стр.14
Заключение стр.16
Глава П. Организация и методика исследования
2.1. Организация исследования Стр.17
2.2. Тесты для определения двигательной подготовленности Стр.18
2.3.Комплексы упражнений для проведения уроков физической
культуры по баскетболу в исследуемых
группах Стр.21
Глава Ш. Результаты исследования и их обсуждение стр.23
Заключение стр.34
Выводы стр.35
Библиографический список стр.36
Введение
В подготовке студентов физическое воспитание занимает одно из ведущих мест. Частью физического воспитания является физическая подготовка.
Физическая подготовка – педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков с учетом требований производства, вида деятельности.
Отмечено, что физические качества развиваются в спортивных играх. Урок, куда включены элементы спортивных игр, происходит намного эмоциональнее.
Спортивные игры популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека.
Во многих образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы.
В Верхнесалдинском Авиаметаллургическом техникуме обучаются по следующим специальностям:
- «Литейное производство»;
- «Техническая эксплуатация электрического оборудования»;
- «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»;
-«Обработка металлов давлением»;
- «Механическая эксплуатация технического оборудования»
-« Технология машиностроения»
Все вышеперечисленные специальности предъявляют к выпускникам высокие требования по физической подготовленности. Это связано с большими физическими нагрузками в выбранной ими в сфере профессиональной деятельности. А так же это связано с последующей службой в армии.
Современные условия жизни (технический прогресс) являются причиной малоподвижного образа жизни (гипокинезии).
Баскетбол является эффективным средством физической подготовки, включающим в себя естественные для всех виды движений (ходьба, бег, прыжки, повороты). Все технические приемы в баскетболе выполняются на высокой скорости в постоянно изменяющихся условиях. Это требует от игроков высокой физической подготовленности. Это послужило поводом выбора урока физической культуры по баскетболу как средства двигательной подготовки.
Изучив доступные нам литературные источники по данной теме, мы пришли к выводу, что сведений о развитии двигательной подготовленности посредством комплексов с баскетбольными мячами и без мячей (с однотипными по структуре движениями) не достаточно. Так же в доступной нам литературе мы не встретили работ по данной теме.
Все вышесказанное способствовало выбору темы нашего исследования.
Гипотеза
Разработав комплексы с баскетбольными мячами и без мячей с однотипными по структуре движениями, мы предполагали, что комплекс упражнений с баскетбольными мячами будет способствовать наиболее динамичному развитию двигательной подготовленности у юношей 15-16 лет.
Объект исследования: учебный процесс по физической культуре в Верхнесалдинском Авиаметаллургическом техникуме
Предмет - двигательная подготовленность студентов
Цель: Разработать комплексы упражнений с баскетбольными мячами и без мячей близких по структуре движений для повышения уровня двигательной подготовленности.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по теме исследования.
2. Составить и применить разработанные комплексы с баскетбольными мячами и без мячей в исследуемых группах.
3. Определить динамику двигательной подготовленности в контрольной и экспериментальной группах.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; метод математической статистики.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и библиографического списка, включающего 33 литературных источника.
В работу включено 8 таблиц и 2 рисунка.
Глава I. Обзор литературы
1.1. Анатомно-физиологическая характеристика юношей 15-16 лет.
Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IХ – ХI классы). К этому возрасту относятся и студенты средних специальных учебных заведений.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи чётко появляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13% , а масса подкожной жировой ткани меньше на 10% , чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие
костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растёт сила. В этом возрасте отмечается ассиметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц. Отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях со студентами этого возраста следует воздерживаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее в 19-20 лет.
В период полового созревания наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического развития студентов определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности студентов одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход.
У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развивается тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются у них гораздо ниже.
Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100см3 меньше. Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Студентам необходимо научиться правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма, и в различные возрастные периоды предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышения функциональных возможностей растущего организма. [Фолин В.П.1980г.]
В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей. Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это, делать систематически направленно.
В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузке. Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.
При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках. В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить вниманию развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способностей произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.
На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества. Интенсивность обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков.
Итак, в работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности. Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.
1.2. Общая характеристика физической подготовленности.
В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.
Характеризуют физическую подготовленность совокупностью таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость.
Процесс, в котором развиваются вышеперечисленные качества называют физической подготовкой.
В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных прикладных естественных, основных вилах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка баскетболиста, легкоатлета и т.п.). (Выдрин В.М.1986г.)
Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, т.к. в этих движениях участвуют одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствование подвижности нервных процессов. (ЗимкинН.В.1996г.)
Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.(Загорский Б.И.1989г.)
В большинстве видов спорта востребованы все физические качества, и для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо развивать несколько физических качеств. В основе совершенствования физических качеств лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей. Физические качества не развиваются изолированно: совершенствуя одно из них, мы обязательно воздействуем и на остальные.(Афанасьев Ю. В.1990г.)
Термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.(Гритченко Н.В.1987г.)
Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: Вилу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Под силой, как физическим качеством, необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.
Быстрота как физическое качество – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Выносливость – это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия занимающихся. В качестве средств развития выносливости используются: кроссы без с изменением темпа и преодолением препятствий, без по отрезкам на скорость с повторением через 5-10 секунд, упражнения в технике и тактике с различными действиями по характеру и интенсивности, различные спортивные игры.
Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей.
Для развития ловкости используются гимнастические и акробатиче6ские упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.
Гибкость – это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения. (МиняевБ.Н.1989г.)
Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.
Оба термина – «двигательные» и «физические» качества – правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Нельзя не упомянуть и то, что, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций психологического и физиологического регулирования, употребляется третий термин – «психомоторные качества».
Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы (скоростные, силовые качества и т.д.). Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, и поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации. Целесообразно различать также простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости – качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста не равнозначна ловкости гимнаста). (ИвановаА.С.1967г.)
Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Развитие двигательных качеств протекает поэтапно. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохромностью (разновременностью). Это означает, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества – в 13-15 лет, силовые – в 25-30 лет).
Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт. Двигательное умение есть способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к том, что умение превращается в двигательный навык. Двигательный навык – это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет наступившей автоматизации процесса выполнения движений. Автоматизированное выполнение движения приобретается в результате обучения или в жизненной практике, но автоматизация не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия. (ФоминН.А.1991г.)
1.3. Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания.
Баскетбол – одна из самых популярных игр. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности все систем организма, формируют координацию. (Шумкова Н.И.2002г.)
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Баскетбол, как средство физического воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.
В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди студентов и школьников.
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.(Верхаланский Ю.В.1986г.)
Одна из важнейших задач средне-специальных учебных заведений – воспитание потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями у студентов. Решение этой задачи требует от преподавателей физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельно, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.(Стонкус С.1967г.)
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры у баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.(Ахмеров Э.К.1968г.)
Итак из данной характеристики баскетбола, как средства физического воспитания, можно сделать заключение, что баскетбол является хорошим средством двигательной подготовленности студентов. Кроме того, интерес, проявляемый к проведению уроков физической культуры по баскетболу определяет направление в повышении физической подготовленности студентов и овладению основами техники игры в баскетбол.
Подбор упражнений для проведения уроков по баскетболу и специально разработанных комплексов развивающих умение владеть мячом имеет большое значение в исследовании двигательной подготовленности студентов.
Глава П. Организация и методика исследования
2.1. Организация исследования.
Исследование проводилось с 2010г. по 2011 год на базе Верхнесалдинского Авиаметаллургического техникума.
В исследовании принимали участие 2 группы юношей, по 15 человек в возрасте 15-16 лет из групп МТЭО-57 и ТЭЭО-32
После того, как мы провели тестирование и определили уровень исходных данных двигательной подготовленности, мы пришли к выводу, что исходные показатели взятых для эксперимента групп, не имеют существенных различий. После чего мы назвали первую группу (Т-32) – контрольной, а вторую (Т-57) – экспериментальной.
Исследование осуществлялось в П этапа.
На I этапе были составлены комплексы упражнений с баскетбольными мячами (см.таблицу № 1) и без баскетбольных мячей с однонаправленным характером движений (см.таблицу № 2).
После чего комплексы были апробированы и применены на практике. Упражнения были использованы в основной части урока, которые проводились 1раза в неделю по 2 часа.
В экспериментальной группе применялись упражнения с баскетбольными мячами (комплекс № 1 см. стр. 21 ), в контрольной группе применялись упражнения без мячей с однотипным характером движений (комплекс № 2 см. стр.22 ).
После окончания I этапа было проведено повторное тестирование уровня двигательной подготовленности. И в конце эксперимента, года были получены конечные результаты.
2.2. Тесты для определения двигательной подготовленности.
Тест – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальными требованиями:
- должна быть определена цепь применения любого теста (или тестов);
- следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования;
- необходимо определить надежность и информативность тестов.
Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условия, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое значение – результатом тестирования (теста).
В основе тестов, используемых в физическом воспитании лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания).
Такие тесты называются двигательными или моторными. Тесты бывают единичными и комплексными. Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака (какой-либо способности). Поскольку структура каждой координационной способности являются сложной, то с помощью такого теста оценивается, как правило, только один компонент такой способности (например, способность к равновесию, быстрота простой реакции и др.). Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течении длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучается. При этом задача теста по своей трудности последовательно повышаются.(Лях В.И.1998г.)
С помощью комплексного теста оценивается несколько признаков или компонентов разных или одной и той же способности. Классификация двигательных тестов по преимущественным им показаниям вытекает из систематизации физических (двигательных) способностей. В этой связи различают кондиционные тесты (для оценки выносливости, скоростных способностей, силы, гибкости, активной и пассивной) и координированные тесты (для оценки координационных способностей).
Таким образом, с помощью тестов можно определить уровень двигательной подготовленности, что позволяет осуществлять корректировку занятий на уроках физической культуры, в том числе по баскетболу за счет включенных в него специальных упражнений.
В своей работе мы использовали следующие тесты автора (Лях В.И., 1998 г.).
Тест 1. Прыжки через скамейку.
Студент стоит боком к скамейке высотой 40 см. По звуковому сигналу он начинает выполнять прыжки правым и левым боком через скамейку. Время выполнения этого теста 20 секунд. Тест выполняется из одной попытки, результат фиксируется в протокол (количество прыжков).
Тест 2. Ведение и бросок мяча по кольцу.
На середине баскетбольной площадки ставятся три стойки на расстоянии 3-х метров друг от друга. Студент стоит с мячом за лицевой линией баскетбольной площадки. По звуковому сигналу начинает выполнять ведение мяча, дальней рукой от стоек до противоположной стороны площадки, выполнять бросок по кольцу в движении до попадания мяча в кольцо. То же выполняется в противоположную сторону. На выполнение теста дается одна попытка, результат фиксируется в протокол. В момент попадания мяча во второе кольцо.
Все материалы исследования были подвержены математической статистке по следующим параметрам:
М1, М2 – средне-групповой показатель.
Абсолютный показатель прироста результатов.
Процентный показатель прироста результатов.
2.3. Комплексы упражнений для проведения уроков физической культуры по баскетболу в исследуемых группах.
Комплекс № 1( с мячами)
№№
Упражнения для развития двигательной подготовленности
Методические рекомендации
1
Быстрые шаги вперед, назад, влево, вправо с касанием пола рукой и ведением мяча другой рукой.
Касание выполняется после каждого шага. Ведение мяча выполняется правой и левой рукой.
2
Низкие старты на дистанцию 5-10м. Выполняются с ведением мяча.
Дистанция пробегается с ускорением.
3
Передача мяча у стены в парах со сменой мест.
Выполняется одним мячом. После каждой передачи меняются местами. Без остановки
4
Ускорение на 30 м с вращением мяча вокруг корпуса, шеи.
Вращение выполняется с лева на право и наоборот.
5
Стоя спиной к линии старта, мяч в руках. По звуковому сигналу, выполняется поворот на 180o, ведение мяча до отметки, кувырок вперед, ускорение до противоположной лицевой линии площадки. Обратно бег спиной вперед.
Отметка на расстоянии 10 м от линии старта. Линия старта – лицевая баскетбольной площадки коснутся лицевой линии рукой.
6
Ведение двух мячей одновременно.
Выполняется двумя руками синхронно и вразнобой.
7
Игра в пятнашки в парах с ведением мяча каждым игроком.
Без пробежек.
8
Рывок с ведением мяча на 6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидного «мостика» с мячом в руках. После приземления, бросок мяча в цель.
Бросок может выполнятся по кольцу, партнеру или в нарисованной на стене круг.
Комплекс № 2( без мяча)
№№
Упражнения для развития двигательной подготовленности
Методические рекомендации
1
Быстрые шаги вперед, назад, влево, вправо с касанием пола рукой.
Серия выполняется 6-7 раз без остановок.
2
Ускорение на дистанцию 10-15 м.
Выполняется из разных исходных положений (стоя спиной к линии старта, упор присев, упор лежа).
3
Ускорение на дистанцию 30 м с поворотами на 360o.
Поворот выполняется по звуковому сигналу, чередуя через правое и левое плечо.
4
Стоя спиной к линии старта. По звуковому сигналу выполняется поворот на 180o, ускорение на 8 м, кувырок назад, ускорение до противоположной линии баскетбольной площадки, обратно бег спиной вперед.
Коснутся рукой лицевой линии баскетбольной площадки.
5
Перемещение в баскетбольной стойке (вперед, назад, влево, вправо).
Направление перемещения меняется по зрительному сигналу, который подает учитель.
6
Ускорение на дистанцию 6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидного «мостика». После приземления – выпрыгивание из полого приседа.
Ускорение выполняется из разных И.П. (сед наш врозь, упор лежа, стоя спиной к линии старта).
7
Игра в пятнашки в парах.
Игроки меняются ролями после того, как один из игроков догнал другого.
Глава Ш. Результаты исследования и их обсуждение.
Перед началом эксперимента, мы провели тестирование, в котором определили исходный уровень двигательной подготовленности групп Т-57 и Т-32. В результате тестирования представлены в таблицах 1 и 2.
Исходные показатели двигательной подготовленности исследуемых групп.
Контрольная группа Таблица 1
№№
Фамилия, имя занимающихся
Результаты тестов определяющих уровень двигательной подготовленности студентов
тест 1
тест 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Абрамов И.
Анастасин А.
Алабужин А.
Бекетов Е.
Лимонов Д.
Березуцкий И.
Зоков А.
Клименко В.
Ларкин А.
Лебедкин В.
Седельников С.
Чучалин
Шумилкин А.
Шестаков
Яроцкий М.
26
23
23
19
23
19
23
23
19
23
23
20
27
18
23
24,0
26,1
25,9
34,9
26,9
25,8
25,9
37,3
26,1
28,0
24,7
25,9
26,5
23,9
25,9
М1
22,1
25,0
Экспериментальная группа Таблица 2
№№
Фамилия, имя занимающихся
Результаты тестов определяющих уровень двигательной подготовленности студентов
тест 1
тест 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Афанасьев М.
Барабанов С.
Баранов В.
Валеев Р.
Ведров И.
Завьялов Н.
Запольский В.
Кокшаров О.
Костюкович В.
Ключерев С.
Куцин В.
Кузеванов Н.
Емельянцев С.
Микушин Е.
Папырин П.
26
25
25
23
23
19
22
24
19
21
22
22
23
19
23
25,0
26,1
26,0
24,9
25,9
25,3
25,9
26,3
26,6
27,0
34,0
24,0
26,0
25,0
25,4
М1
22,4
25,2
Сумма результатов теста
М= __________________
Количество человек в группе
По результатам 1 теста средне-групповой показатель в экспериментальной группе составил – 22,1, в контрольной – 22,4, по 2 тесту в экспериментальной группе - 25,0, в контрольной 25,2.
Средне-групповые показатели исходных результатов тестирования представлены в таблице № 3
Таблица 3
№№
Название групп
1 тест
2 тест
1
Экспериментальная группа
22,1
25,0
2
Контрольная группа
22,4
25,2
Разница
0,3
0,2
Как видно из таблицы № 3, где представлены средне-групповые показатели результатов тестов автора (Лях В.И., 1998 г.) для определения двигательной подготовленности, исходные данные контрольной и экспериментальной групп, не имеют существенных различий.
Так в прыжках через скамейку средне-групповой показатель в экспериментальной группе (Т-57) равен 22,1, в контрольной (Т-32) равен 22,4.
Во втором тесте (ведение, броски до попадания в два кольца) в экспериментальной группе равен 25,0, в контрольной равен 25,2.
В контрольной группе по 1 тесту максимальный результат составил 27 прыжков, его выполнил один студент (Шумилкин), в экспериментальной группе этот результат равен 26 прыжкам, его тоже выполнил один студент (Афанасьев). В этом же тесте минимальный результат в контрольной группе показал (Шестаков) – 18 прыжков, в экспериментальной группе этот результат составил 19 прыжков, его показало три человека (Завьялов, Костюкович, Микушин).
По 2 тесту в контрольной группе максимальный результат равен 23,9``, выполнил 1 (Шестаков), в экспериментальной группе этот результат равен 24,0`` (Кузеванов), минимальный результат в контрольной группе равен 37,3 сек. (Клименков), в экспериментальной группе равен 34,0 сек. (Куцин).
После применения специально разработанных комплексов, в мае 2005 года было проведено повторное тестирование.
Результаты тестирования контрольной группы представлены в таблице № 4, экспериментальной группы в таблице № 5.
Результаты повторного тестирования на определение уровня двигательной подготовленности контрольной группы.
Таблица 4
№№
Фамилия, имя занимающихся
Результаты тестов определяющих уровень двигательной подготовленности студентов
тест 1
тест 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Абрамов
Анастасин
Алабужин
Бекетов
Лимонов
Березуцкий
Зоков
Клименко
Ларкин
Лебедкин
Седельников
Чучалин
Шумилкин
Шестаков
Яроцкий
26
23
22
21
24
21
23
24
20
23
25
22
26
20
25
23,0
26,2
25,0
32,9
26,9
25,9
25,2
36,2
26,3
25,1
24,3
24,3
24,9
23,8
24,9
М2
25,3
24,0
Результаты повторного тестирования на определение уровня двигательной подготовленности экспериментальной группы.
Таблица 5
№№
Фамилия, имя занимающихся
Результаты тестов определяющих уровень двигательной подготовленности студентов
тест 1
тест 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Афанасьев М.
Барабанов С.
Баранов В.
Валеев Р.
Ведров И.
Завьялов Н.
Запольский В.
Кокшаров О.
Костюкович В.
Ключерев С.
Куцин В.
Кузеванов Н.
Емельянцев С.
Микушин Папырин П.
26
25
25
22
24
21
24
24
21
23
25
25
25
21
26
23,8
22,3
24,0
24,7
24,8
25,3
25,9
25,5
23,1
22,2
28,9
24,2
23,1
23,5
23,3
М2
22,9
22,1
После повторного тестирования максимальный результат по 1 тесту в контрольной группе 26 прыжков, количество выполнивших этот результат 2 человека (Абрамов, Шумилкин), в экспериментальной группе результат оказался тем же, его выполнили 2 человека (Афанасьев, Папырин).
Минимальный результат в контрольной группе равен 20 прыжкам, такое количество имеют 2 участника эксперимента (Ларкин, Шестаков), в экспериментальной группе 3 человека с результатом 21 прыжок (Завьялов, Костюкович, Микушин).
По 2 тесту максимальный результат в контрольной группе 23,0 сек. у 1 человека (Абрамов), в экспериментальной группе этот результат равен 22,3 сек. (Барабанов).
Минимальный результат в контрольной группе равен 36,2 сек. (Клименко), в экспериментальной группе этот результат равен 28,8 сек. (Куцин).
Средне-групповые показатели результатов тестов в экспериментальной и в контрольной группах после применения комплексов представлены в таблице № 6.
Таблица 6
№№
Название групп
Тест 1
Тест 2
1
Экспериментальная
25,3
22,1
2
Контрольная
22,9
24,0
Разница
2,4
1,9``
После того, как было проведено повторное тестирование и получены конечные результаты исследуемых групп, мы рассчитали абсолютный прирост результатов и процентный прирост результатов по двум тестам в контрольной и экспериментальной группах
Результаты данных расчетов по контрольной группе представлены в сводной таблице № 7 и по экспериментальной группе в сводной таблице № 8.
Динамика двигательной подготовленности контрольной группы.
Таблица № 7
№
Фамилия, имя
занимающихся
Результаты тестов определяющих уровень двигательной подготовленности студентов
тест 1
тест 2
исходный уровень
результ.
повтор.
тестир
абсолют.
показат.
прироста
результ.
%
показат.
прироста
результ.
исходный уровень
результ.
повтор.
тестир
абсолют.
показат.
прироста
результ.
%
показат.
прироста
результ.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
15
Абрамов И.
Анастасин А.
Алабужин А.
Бекетов Е.
Лимонов Д.
Березуцкий
Зоков А.
Клименко В.
Ларкин А.
Лебедкин
Седельников
Чучалин А.
Шумилкин А.
Шестаков Т.
Яроцкий М.
26
23
23
19
23
19
23
23
19
23
23
20
27
18
23
26
23
22
21
24
21
23
24
20
23
25
22
26
20
25
0
0
-1
+2
+1
+2
0
+1
+1
0
+2
+2
-1
+2
+2
-
-
-4,5
9,5
4,5
9,5
-
4,5
4,5
-
9,5
9,5
-4,5
9,5
9,5
24,0
26,1
25,9
34,0
26,9
25,8
25,9
37,3
26,1
28,0
24,7
25,9
26,5
23,9
25,9
23,0
26,2
25,0
32,9
26,9
25,8
25,2
36,2
26,3
25,1
24,3
24,9
16,7
23,8
24,9
+1``
+0,1``
+0,9``
+2``
0
0
+0,7``
+1,1``
-0,2``
+2,9``
+0,4``
+1``
-0,2``
+0,1``
+1``
4,3
0,4
3,6
6
-
-
2,7
3
-0,7
11,5
1,6
4,3
-0,7
0,4
4,3
М
22,1
22,0
22,5``
24,0``
Динамика двигательной подготовленности экспериментальной группы
Таблица 8
№
Фамилия, имя
занимающихся
Результаты тестов определяющих уровень двигательной подготовленности студентов
тест 1
тест 2
исходный уровень
результ.
повтор.
тестир
абсолют.
показат.
прироста
результ.
%
показат.
прироста
результ.
исходный уровень
результ.
повтор.
тестир
абсолют.
показат.
прироста
результ.
%
показат.
прироста
результ.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Афанасьев М.
Барабанов С.
Брабанов В.
Валеев Р.
Ведров И.
Завьялов Н.
Запольский С
Кокшаров О.
Костюкович
Ключерев С.
Куцин В.
Кузеванов Н.
Емельянцев С
Микушин Е.
Папырин П.
26
23
25
23
23
19
22
24
19
21
22
22
23
19
23
26
25
22
22
24
21
24
24
21
23
25
25
25
21
26
0
0
0
-1
+1
+2
+2
0
+2
+2
+3
+3
+2
+2
+3
-
-
-
-4,5
4,1
9,5
8,3
0
9,5
8,6
12
12
8
9,5
11,5
25,0
26,1
26,0
24,9
25,9
25,3
25,9
26,3
26,6
27,0
34,0
24,0
26,0
25,0
25,4
23,8
26,2
24,0
24,7
24,8
25,3
25,3
25,5
23,1
24,2
28,8
24,2
23,1
23,5
23,3
+1,2``
+0,1``
+2``
+0,2``
+1,1``
0
+0,6``
+0,8``
+3,5``
+2,8``
+5,2``
-0,2``
+2,9``
+1,5``
+2,1``
5
0,4
8,3
0,8
4,4
-
2,3
3,1
15,1
11,5
18
-0,8
12,5
6,3
9
М=
22,4
25,3
25,2
22,1
Сравнив сводную таблицу результатов контрольной группы (№ 7) мы видим, что по первому тесту (прыжки через скамейку за 20``) 4 человека не изменили свой результат (Абрамов, Анастасин, Зоков, Лебедкин). Шесть человек улучшили свои предыдущие результаты на 2 прыжка (Бекетов, Березуцкий, Седельников, Чучалин, Шестаков, Яроцкий). Трое студентов (Лимонов, Клименко, Ларкин) улучшили результаты на 1 прыжок. И 2 ухудшили его на 1 прыжок (Алабужин, Шумилкин), Это связано с пропусками уроков по болезни.
По второму комбинированному тесту (ведение, бросок в два кольца). Одиннадцать человек превысили свой предыдущий результат, двое остались на том же уровне и двое ухудшили его на 0,2 сек.
Из таблицы № 8 (сводные данные экспериментальной группы) видно, что в 1 тесте 4 человека остались на том же уровне (Афанасьев, Барабанов, Баранов, Кокшаров), 6 студентов улучшили его на 2 прыжка (Завьялов, Запольский, Костюкович, Ключерев, Емельянцев, Микуши), трое (Куцин, Кузеванов, Папырин) увеличили свои предыдущие результаты на три прыжка. Валеев ухудшил результат на один прыжок
По тесту 2 в экспериментальной группе улучшили результаты 13 человек, один остался на прежнем уровне и у одного результат изменился в отрицательную сторону и составил 0,2 сек.
После получения окончательных результатов эксперимента, мы вычислили процентный прирост результатов в исследуемых группах.
Так по первому тесту (прыжки через скамейку за 20``) в экспериментальной группе процентный прирост составил 6,5%, в контрольной 4,1%.
Во 2 тесте (ведение, бросок в 2 кольца) в экспериментальной группе процентный прирост равен 7,6, в контрольной группе равен 2,7%.
Результаты тестирования для определения исходного уровня двигательной подготовленности и результаты повторного тестирования графически представлены на рисунках №№ 1 и 2.
Рисунок 1
Динамика двигательной подготовленности юношей 15-16 лет
Исходные показатели исследуемых групп
Тест 1
Тест 2
(прыжки через скамейку за 20 сек.)
(ведение мяча, бросок в 2 кольца)
Контрольная группа
Эксперимент. Группа
Контрольная группа
Эксперимент. Группа
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
21,1
22,4
25
25,2
Рисунок 2
Динамика двигательной подготовленности юношей 15-16 лет
Конечные данные исследуемых групп
Тест 1
Тест 2
(прыжки через скамейку за 20 сек.)
(ведение мяча, бросок в 2 кольца)
Контрольная
группа
Эксперемент. Группа
Контрольная группа
Эксперемент. Группа
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
22,9
25,3
25
25,2
Заключение
Исследование двигательной подготовленности студентов в экспериментальной и контрольной группах на основе применения комплексов упражнений с баскетбольными мячами и без мячей с однотипной структурой движений показало, что студенты выполняют упражнения с мячами с большим интересом и желанием, чем без мячей.
В период применения комплексов с баскетбольными мячами отмечается значительное развитие умения владеть мячом. И к концу исследования происходит увеличение результатов (прирост) в показателях двигательной подготовленности, что обеспечивает решение задач стоящих перед учебным процессов по физической культуре.
Часть ребят начинают посещать баскетбольные секции и секции других спортивных игр.
Выводы
Изучая доступные нам литературные источники по данной теме, мы сделали заключение, что наша тема в них мало освещена. В литературных источниках мы не обнаружили комплексов с мячами и без мячей для двигательной подготовленности юношей исследуемого возраста.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. В доступной нам литературе не достаточно отражена выбранная нами тема работы.
2. Исходные данные средне-групповых показателей не имеют существенных различий.
3. Применение специально разработанных комплексов с мячами и без мячей в исследуемых группах к концу эксперимента дали положительную динамику в приросте результата.
Однако наиболее высокий уровень результатов по проведенным тестам показала экспериментальная группа, в которой применялся комплекс упражнений с баскетбольными мячами. Так по прыжкам через скамейку за 20 секунд экспериментальная группа опередила контрольную на 9,4%, по второму комплексному тесту (ведение, бросок в 2 щита) экспериментальная группа превзошла контрольную на 8,5%.
Таким образом, мы может рекомендовать применение комплекса упражнений с баскетбольными мячами для повышения уровня двигательной подготовленности и развития умения владеть мячом.
Библиографический список
Алексеев Л.В. «Спортивные игры вчера, сегодня, завтра.» М., 1969.
Афанасьев Ю.В. «Развивая двигательные качества.- М: «Физическая культура в школе. 1990.
Ахмеров Э.К. «Спортивные и подвижные игры в школе». Минск, 1968
Верхаланский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М., 1988
Выдрин В.М., Гужаловский А.А., Кряж В.Н. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Ф и С, 1986
Голубев В.П. Основы спортивной тренировки. М.: 1982
Гамельский А.Я. Баскетбол, секреты мастера. М.: 1997
Гомельский А.Я. Будни баскетбола.М.: 1964
Гомельский А.Я. Тактика баскетбола. М.: 1966
Гритченко Н.В. Основы физического воспитания. М.: 1987
Ежи. Танага. Энциклопедия физических упражнений. М.: Ф и С, 1998
Железняк Ю.Д.Спортивные игры.-М.Издательский центр”2002-520с.
Загорский Б.И. Физическая культура. М.: 1989
Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: 1994
Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости, М., Ф и С, 1996
Зинин А. Первые шаги в баскетболе. М.: 1972
Зинин А. Детский баскетбол. М.: 1969
Иванова А.С. Теория и методика физического воспитания. М.: 1967
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: 1982
Кожевникова З. Тренировка ловкости баскетболиста. М.: 1971
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: 1998
Лях В.И. Координационные способности школьников. М.: 1989
Лях В.И. Координационные способности школьников. Физическая культура в школе. 2000. № 4. С 31-33
Лях В.И. Кооринационные способности школьников. Физическая культура в школе. 2000. № 5. С 69-71
Миняев Б.Н. Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. М.: 1989
Портных Ю.И. Спортивные игры. М.: 1971
Самаркин В.Н. Школа мяча. Баскетбол. Физическая культура в школе. 2000. № 3. С 31-34
Стонкус С. Индивидуальная тренировка баскетболистов. М.: 1967
Фенин К.И., Данилов В.А. Баскетбол. Программа для спортивных секций, коллективов физической культуры и спортивных клубов. М.: 1971
Фомин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: 1980
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: 1991
Шумкова Н.И.Проведение учебных и учебно-тренировочных занятий по баскетболу в школе. Екатеринбург.’’Граф”,2002-100 с.
Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. М.: 1987
13PAGE 15
13PAGE 142615