Выступление на педсовете по теме Портфолио как инструмент оценки личностных результатов обучающихся
Портфолио как инструмент оценки личностных результатов обучающихся
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка. Одним из методов оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
«Портфель достижений» или портфолио включён как компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу основного общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Конечно, решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение.
Что нам дает портфолио?
Портфолио позволил нам поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика.
Философия учебного портфолио предполагает:
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
Интеграцию количественной и качественной оценок
Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений.
Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Личностное порфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств развивающейся личности. Особенно актуально это для учащихся начальных классов, когда ребёнок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.
Основные цели портфолио:
· отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений обучающихся;
· активация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
· индивидуализация образования и социализация обучающегося.
Основные задачи портфолио:
· формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
· формирование и поддержка учебной мотивации школьников;
· организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений обучающихся;
· расширение возможностей контрольно-оценочных средств образования, введение альтернативных форм оценивания;
· развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся.
Функции «портфолио»
Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени
Целеполагания - поддерживает учебные цели
Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ
Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году
Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
Структура Портфолио
Что касаемо структуры портфолио, то жестких требований по введению не существует.
Портфолио ученика начальных классов может включает в себя следующие разделы:
Раздел «Знакомьтесь, это я!»
а) титульный лист;
б) автобиография;
в) рассказ о семье, родословная
г) моя маленькая родина;
д) я и мои друзья.
Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем селе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
Мое имя.
Здесь предлагается рассказать, что означает имя, которым нарекли ребенка родители. Рассказать, какой характер имеют люди с данным именем, и согласится или не согласится с этой характеристикой. Привести примеры людей, прославивших это имя. И составить небольшой рассказ о них.
Моя семья.
Надо рассказать о маме, папе и всех тех родственниках, с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции, какое место занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Возможны
даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи. Прилагаются фотографии или рисунки.
Мои друзья.
Кто они, где подружились, за что ты ценишь своих друзей, какой у них характер. Раскрыть вопрос: «А какой есть друг – ты?» Фотографии друзей и совместных игр.
Если друзей нет, и такое бывает, ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь.
Моя школа
В этом разделе ребёнок может описать свои школьную жизнь, законы школы. Ученик сам составляет свой режим дня.
Отдельные странички по предметам (что нравится, не нравится, мнение о предмете его нужности)
Мои учителя. (Отношение к ним, любимые педагоги и тренера, чем вызвано уважение)
Мои увлечения
Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
Мой город
это рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересныхместах.
Раздел «Мои учебные достижения»:
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения,
Раздел «Мое творчество»:
Ребенок может поместить свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.
Раздел «Моя общественная работа».
Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержания класса, школы, семьи, дома. Рассказы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т. д.
Раздел « Мои достижения »
-полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;
Все имеющиеся грамоты и дипломы лучше вкладывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).
Раздел « Мои впечатления »
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
Раздел «Копилка советов»
Раздел « Отзывы и пожелания»:
а) отзывы за проделанную работу;
б) рекомендации в письменном виде;
в) ободрительные письма;
Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.
Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.
Распределение ответственности в ведении портфолио
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных.
По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.
Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
В содержании портфолио для учащихся 5–9х классов важны следующие показатели:
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
I раздел "Мой портрет" (информация о владельце) помимо личных данных учащегося содержит результаты психологической диагностики,
информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
С помощью этого раздела ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, итогов года, ставит цели, анализирует достижения.
Самоанализ можно провести на первом классном часе и вложить заполненный лист в портфолио. С течением времени интересно проследить, остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются и т. д.
Во II раздел "Портфолио документов" помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности):
дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня;
грамоты за участие в конкурсах;
сертификаты;
благодарственные письма;
свидетельства и т. д.
Наличие данного раздела дает возможность качественной и количественной оценки материалов портфолио.
III раздел "Портфолио работ" (творческие работы) включает в себя материалы ученических проектов: исследований, записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить.
Но чтобы он делал, это нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка проекта». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».
Пример листа «Самооценка проекта»
1.В начале этого проекта у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
- доволен, похоже на то, что делаю обычно;
- цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе;
- очень доволен, так как результат отличается от обычного;
- необыкновенный результат, его будет сложно повторить;
Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
Отбирая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы, обучающийся проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, способность к саморефлексии.
Чтобы добиться результатов, работа с портфолио должна быть организована и системна. В начале учебного года для учащихся мы проводим презентацию портфолио, где они знакомятся с назначением и структурой портфолио, стратегией сбора материала (т.е. происходит мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно создавать портфолио). Далее в течение года проводятся консультации, классные часы, деловые игры, тренинги. В процессе определенных способов работы, обучающих упражнений формируются умения, необходимые для работы с портфолио и для развития самостоятельности и самоконтроля в обучении в целом (пример)
Критерии оценивания достижений учащихся
Для оценивания создаются рабочие группы состоящий из заместителя директора по УВР, зав.кафедрой(ами), 2-3 учителей, педагога-психолога
Достижения учащихся = результаты итоговой аттестации за 4, 9-ый класс + результаты лицейской, городской, республиканской олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы и т.п.
Критерии оценивания портфолио (по 1 баллу)
Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
Сформированность умения решать задачи;
Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.);
Развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и др.);
Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).
Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио
Позиции Компоненты Результаты-баллы
Обязательные экзамены-
федеральные Математика
Русский язык
Окружающий мир До 5
До 5
До 5
региональные Чеченский язык До 5
Экзамены по выбору-два Экзамен 1
Экзамен 2 До 5
До 5
Участие в Олимпиаде Всероссийская участие
Республиканская Победитель
Призер
Лицейская Победитель
Призер
15
13
10
8-9
5
3-4
Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио
Позиции Компоненты Результаты-баллы
Иные сертифика-тыМеждународные конкурсы
Всероссийские конкурсы
Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями доп.образования, вузами, фондами и др.
Образовательное тестирование по системе СтатГрад конкурсы по предметам в рамках предметных недель От 5 до 15
До 10
до 10
до 5
Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Спасибо за внимание!