Рабочая программа по предмету Окружающий мир 1 класс
Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий мир» 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру и авторской программы О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа»).
В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию.
Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.
Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» ,«Человек и общество»., «Правила безопасной жизни» (изучается по мере изучения двух первых блоков).
1 класс
(66 ч)
Человек и природа
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Природа- это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая(на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое -лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений : стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений . Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (АО листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка зверей к зиме.
Зима. Зимние месяца (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы
(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяца (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяца (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России) . разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина- Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва- столица России. Достопримечательности столицы- Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения (5ч)
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов ( не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы).
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
*различать предметы и выделять их признаки;
*проводить групповые исследования;
*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
*объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений;
*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
*описывать сезонные изменения в природе;
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
*приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
Обучающиеся получат возможность научиться:
*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
*называть основные органы чувств человека и их основные функции;
*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
* проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе;
*различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*оценивать необходимость подготовки к уроку;
*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*знать первый куплет и припев гимна России;
*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
*выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
*называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
приводить примеры несъедобных грибов своего края;
приводить примеры ядовитых ягод своего края.
Рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
Учебно-тематический план.
№
Содержание
Количество часов
1
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире
6
2
Живая природа
14
3
Природа и ее сезонные изменения
36
4
Наша родина- Россия
7
5
Повторение
3
Итого
66
Литература и средства обучения.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2012
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2012.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Давай знакомиться, мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2012.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2012.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2010
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010
Муляжи овощей, фруктов, грибов.
Видеофильмы и аудиозаписи по предмету
Плакаты по основным темам
Календарно-тематическое планирование
Тема урока, тип урока.
Предметные
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Дата
урока
Личностные УУД
Метапредметные
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Мы познаём мир.
Знать героев книги, условные обозначения книги. Членов и состав семьи, родственные отношения, возраст.
Мотивация учебной деятельности (знакомство с героями интриги, способом вхождения в урок).
Развитие готовности к сотрудничеству, дружбе
Проводить сравнение, выбирая правильный ответ (Т. № 2).
Проведение простейшей классификации изученных объектов природы на основе их существенных признаков (Т. № 1,4,5).
Следование точным инструкциям учителя и условным обозначениям учебника и тетради. Использовать речь для регуляции своей деятельности. Выбор действия в соответствии с поставленной задачей (выполнение рисунка по заданной теме).
Умение строить монологическое высказывание (У. с. 4-5). Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (игра).
Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Беседуют по иллюстрациям.
03.09.
1. Знакомство с учебником «Окружающий мир». Семья.
У. с. 1-3
Первичное предъявление новых знаний.
Знать героев книги, условные обозначения книги. Членов и состав семьи, родственные отношения, возраст, место проживания, виды деятельности
Мотивация учебной деятельности (по рисункам-подсказкам устанавливают адрес Маши и Миши Ивановых).
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (в процессе игры). Умение идентифицировать себя с героями интриги (У. с.6-7).
Описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их основные существенные признаки (У. с.4-5).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал как этапы выполнения задания (установление адреса семьи Ивановых).Подведение под понятие «признак предмета» (У. с. 6-7).
Получение возможности выполнять инструкции взрослого при проведении игры «Глаз, ухо», «Назови предмет по признакам», «Отгадай предмет», умение следовать установленному требованию.
Умение строить монологическое высказывание (У. с. 6-7, Т. № 2,3,5).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (игра).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки, делают выводы, играют, раскрашивают рисунки, маркирование (отмечают галочкой). Беседуют по иллюстрациям.
07.09.
2. Где живет семья Ивановых
У. с. 4-5
Первичное предъявление новых знаний.
Знакомство с термином «признак предмета». Познание окружающего мира с помощью глаз, ушей, нома, языка и кожи. Повторение терминов «органы чувств», «признаки предмета». Опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.
Используют при выполнении задания иллюстративный материал учебника как этапы постановки опыта (У. с. 8-9).
Проводить несложные наблюдения и ставить опыты (У. с.8-9). Делать выводы на основании полученных результатов (У. с.9).
Проведение простейшей классификации изученных объектов природы на основе их существенных признаков (Т. № 6,7). Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Следовать инструкциям и правилам при проведении опытов.
Определять, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью, слушать собеседника. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (У. с.8-9).
Умение строить монологическое высказывание (Т. № 6-7).
Парная работа, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, делают выводы. Маркируют (цветом и галочками). Беседуют по иллюстрациям.
10.09.
14.09.
17.09.
3-5. Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств
У. с.8-9
Т. № 6-7
Практическое применение полученных знаний.
Получение знаний о естественных и искусственных объектах окружающего мира с помощью органов чувств.
Мотивация учебной деятельности. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями.
Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.
Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, самостоятельно выполняют задания.
21.09.
6.Заключительный урок по теме «Мы познаем мир».
Обобщение и систематизация знаний.
Различение объектов живой и неживой природы. Выделение из объектов неживой природы изделий человека.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (звуки и запахи по дороге в школу).
Ритуал вхождения в урок. Умение идентифицировать себя с героями интриги (У. с.11).
Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы (У. с.10-11).
Проводить простейшую классификацию изученных объектов (изделий и объектов живой природы) на основе их существенных признаков (Т. № 8).
Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой и неживой природы (У. с. 10-11). Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Получение возможности выполнять инструкции взрослого при проведении игры «Объекты живой природы», умение следовать установленному требованию (выполнение изделия из листа бумаги).
Умение строить монологическое высказывание (У. с. 10-11, Т. № 8).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (игра).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, играют в игру «Объекты живой природы», маркируют, делают выводы. Самостоятельное выполнение изделия из листа бумаги. Беседуют по иллюстрациям.
24.09.
7. Живая природа. Что нас окружает
У. с 10-11
Т. № 8
Первичное предъявление новых знаний.
Различение объектов живой и неживой природы. Выделение из объектов неживой природы изделий человека.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.
Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы.
Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.
Следовать инструкциям и правилам при проведении экскурсии.
Умение строить монологическое высказывание.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, наблюдают, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям.
28.09.
8. Что нас окружает
Урок-экскурсия
Уточнение представлений о животных. Знакомство с признаками живых организмов.
. Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (какие животные живут в твоем дворе?).
Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков (У. с. 12).
Описывать на основе иллюстрации явления живой природы (цикл развития цыпленка, У. с. 13).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (У. с. 13).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков (отнесение к птицам, насекомым, животным, Т. № 9).
Устанавливать причинно-следственные связи (Каких животных называют домашними?).
Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Следовать инструкции при выполнении задания (Т. № 9).
Умение строить монологическое высказывание. Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, изображают животных с помощью мимики и жестов, отгадывают загадки, штрихуют, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям.
01.10-.
05.10.
9-10. Животные – часть живой природы
У. с. 12-13
Т. № 9
Хрест. с.4
Первичное предъявление новых знаний.
Отличительные признаки диких и домашних животных. Закрепление знаний о животных.
Мотивация учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний (игра, отгадывание животных из рассказа Н. Сладкова «Угадай: кто я?» и загадки).
Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (диких – У. с. 14 и домашних – У. с. 15 животных).
Подведение под понятие (дикие и домашние животные) на основе выделения существенных признаков.
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (Как семья Ивановых заботиться о животных?).
Устанавливать причинно-следственные связи (Что случилось с кошкой?). Самостоятельное маркирование (Т. № 10).
Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Т. № 11). Применять установленные правила в планировании способа решения (Т. № 10).
Умение строить монологическое высказывание (Расскажи о своем любимом животном).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, отгадывают загадки, делают выводы, вырезают и наклеивают карточки с изображением домашних животных. Беседуют по иллюстрациям.
08.10.
12.10.
11-12. Дикие и домашние животные
У. с. 14-15 Т. № 10,11
Первичное
предъявление новых знаний.
Установление существенных признаков насекомых.
Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.
Подведение под понятие (насекомые) на основе выделения существенных признаков (У. с. 16, Т. № 12).
Проводить простейшую классификацию изученных объектов живой природы на основе их существенных признаков (Как ты думаешь, паук =- насекомое?).
Описывать на основе иллюстрации изученные объекты живой1 природы (пчела, паук), выделять их основные существенные признаки (У. с.17).
Работа с дидактическими иллюстрациями (хрест. с. 5).
Самостоятельное маркирование (Т. № 12). Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Следовать инструкции при выполнении задания (Т. № 12).
Умение строить монологическое высказывание.
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, маркируют и раскрашивают иллюстрации, делают выводы. Беседуют по иллюстрациям.
15.10.
13. Насекомые – часть живой природы
У. с. 16-17
Т. № 12
Хрест.с.5
Первичное предъявление новых знаний.
Установление общих признаков растений
Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта (разговор о комнатных растениях). Ритуал вхождения в урок.
Подведение под понятие (растения – часть живой природы) на основе выделения существенных признаков (У. с.19, хрест с. 6-7).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий этапы постановки опыта (У.с. 19).
Работа с дидактическими иллюстрациями (Какие растения ты видишь с вертолета?). Ставить опыты, используя простейшее оборудование (У. с. 19).
Проводить сравнение, выбирая верное решение, правильный ответ (Листья каких растений рассматривает Маша? У. с. 18-19).
Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Составлять план и последовательность действий, следовать инструкциям и правилам при проведении опыта.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (подведение итогов опыта).
Умение слушать собеседника, вступать в диалог.
Умение строить монологическое высказывание.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Работа в парах,
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, учатся ставить цель Проведение опыта (наблюдение за прорастанием семян и ростом растений). Беседуют по иллюстрациям.
19.10.
14. Растения – часть живой природы
У. с 18-19
Хрест. с.6-7
Первичное предъявление новых знаний
.
Черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев.
Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта (У. с. 20).
Проводить сравнение, выбирая правильный ответ ( сравни растения, Что общего, чем отличаются? У. с. 20).
Работа с дидактическими иллюстрациями (Назови растения, У. с.20).
Самостоятельное маркирование (Т. № 13).
Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Применять установленные правила в планировании способа решения (Т. № 13).
Умение строить монологическое высказывание.
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, самостоятельно маркируют. Беседуют по иллюстрациям.
22.10.
15. Что общего у деревьев, кустарников, трав.
У. с 20
Т.№.13
Хрест. с.8
Первичное предъявление новых знаний.
16-17.Растения и их части.
Знакомство с новым термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).
Наблюдение над способом распространения растений на новые места.
Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (У. с. 21).
Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Работа с дидактическими иллюстрациями (Это рисунок Маши и Миши, У. с.21, Т. № 14).
Оценка достоверности получаемой информации (Он не ошибся? Правильный ли вывод сделала Маша? У. с. 21).
Маркирование (Т. № 16).
Моделирование ответа с помощью простейших инструментов – стрелок (Т. № 15).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации (Т. № 15, 16).
Умение строить монологическое высказывание (Расскажи, что ты знаешь об этих растениях? Т. № 16).
Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, маркируют, дорисовывают недостающие части растений, работают со стрелками-указателями. Беседуют по иллюстрациям.
26.10.
29.10.
09.11.
12.11.
18-19.Как растения расселяются на новые места.
У. с. 21-23
Т. № 14-16.
Хрест. с. 9
Первичное предъявление новых знаний.
20.Обобщаю-щий урок по теме.
16.11.
21. Природа и ее сезонные изменения
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Выбор одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (времена года, месяцы).
Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с. 24-25).
Описывать на основе иллюстраций явления живой природы (смена времен года), выделять их основные существенные признаки (У. с. 24-25).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (смена времен года, У. с. 24-25).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации (Т. № 17).
Умение строить монологические высказывания (У. с. 25).
Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
Беседуют по иллюстрациям.
Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают. Делают выводы. Раскрашивают, дорисовывают. Участвуют в игре-пантомиме.
19.11.
У. с. 24-25
Т. № 17
Первичное предъявление новых знаний.
Закрепление полученных знаний о сезонных изменениях в природе на примере осени.
Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта (наблюдения детей о труде людей осенью в саду, огороде, поле). Ритуал вхождения в урок.
Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Описывать на основе иллюстраций объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки (окраска листьев осенью, листопад и ветвепад, У. с. 26-27, Хрест. с. 12-15).
Проводить несложные наблюдения, используя простейшее оборудование (лупа), делать выводы на основании полученных результатов (Рассмотри в лупуУ. с. 27).
Определять характер взаимоотношений человека с природой (Почему нельзя разжигать костер в лесу? У. с. 27).
Проводить сравнение (Лиственница в разное время года У. с. 26-27).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Умение строить монологическое высказывание (Как ты думаешь? У. с. 26, Почему? У. с. 27).
Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
Беседуют по иллюстрациям. Отвечают на вопросы. Рассуждают, сравнивают, делают выводы, слушают. Участвуют в игре-пантомиме (показывают, какую работу они помогали взрослым выполнять осенью в саду или огороде).
23.11.
22.Жизнь растений осенью
У. с. 26-27
Хрест. 12-15 Первичное предъявление новых знаний.
Обобщение и систематизация.
Изменения в жизни растений осенью. Разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Понятие лиственных и хвойных растений. Представители растений, произрастающие в родном краю.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.
Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (правила поведения во время экскурсии).
Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования. Делать выводы на основании полученных результатов.
Различать изученные объекты живой природы (деревья) и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков (устанавливать соответствие между деревом и его листьями, Т. № 19).
Следование инструкциям и правилам при проведении наблюдений.
Умение строить монологическое высказывание.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Работают с лупой, тетрадью и блокнотом. Наблюдают, делают выводы. Работают с дневником наблюдений (Т. № 19).
26.11.
30.11.
23.Жизнь растений осенью
Т, № 19
24.
Урок – экскурсия
Труд людей осенью в саду, огороде, поле.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (признаки осени). Соблюдать правила личной безопасности (вопросы охраны здоровья, У. с. 29).
Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Проводить сравнение, классификацию, выбирая правильное решение (деление плодов на овощи и фрукты, У. с. 29).
Осуществлять взаимный контроль при работе в паре.
Строить монологическое высказывание (.. расскажи каким трудомУ. с. 29).
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (игра «Деление плодов на овощи и фрукты», У. с. 29).
Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, делают выводы, составляют рассказ, наклеивают и раскрашивают рисунки овощей и фруктов (Т. № 18). Беседуют по иллюстрациям учебника.
03.12.
25. Труд людей осенью
У. с. 28-29
Т. № 18
Обобщение и систематизация знаний
Жизнь птиц осенью. Понятия «перелётные», «зимующие», «оседлые», «кочующие птицы»;
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; оказание интеллектуальной помощи героям, которые в ней нуждаются (Маша давно ждет помощи от класса).
Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Установление причинно-следственных связей (Почему этих птиц разделил на две группы?, У. с. 30).
Маркирование (Т. № 21).
Описывать на основе иллюстраций объекты живой природы (подготовку птиц к зиме), выделять их основные существенные признаки (У. с. 30).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 21).
Умение строить монологическое высказывание (Дополни своими примерами, У. с. 30).
Умение строить монологическое высказывание (А как ты думаешьХрест. с. 16).
Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Маркируют, раскрашивают птиц. Беседуют по иллюстрациям учебника.
07.12.
26. Как животные готовятся к зиме (птицы)
У. с..30-31
Т. № 21
Хрест. 16-19 Первичное предъявление новых знаний.
Жизнь животных осенью. Подготовка к зимнему периоду.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
оказание интеллектуальной помощи героям, которые в ней нуждаются (Маша давно ждет помощи от класса).
Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Описывать на основе иллюстраций объекты живой природы (подготовку животных к зиме), выделять их основные существенные признаки (запасы пищи, спячка, зимние убежища, шерсть, У. с. 31).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 20).
Самоконтроль (Проверь себя, Т. № 20).
Умение слушать, выступать в диалог, обращаться за помощью.
Умение строить монологическое высказывание (Расскажи о них. , Хрест. с. 21, Опиши его, Хрест. с. 22).
Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Делают выводы. Беседуют по иллюстрациям учебника.
10.12.
14.12.
27-28. Как животные готовятся к зиме (звери)
У. с. 30-31
Т. № 20
Хрест. 20-23 Обобщение и систематизация знаний
Обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Правила безопасного поведения во время зимних игр.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (наблюдения детей за зимними изменениями в природе его родного края). Соблюдать правила личной безопасности (правила безопасного поведения во время зимних забав, У. с. 33).
Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Проводить несложные наблюдения и ставить опыты с использованием простейшего оборудования (опыт с гирей и льдом, У. с. 32). Делать выводы на основании полученных результатов (Лед – это замерзшая вода, У. с. 33).
Описывать на основе иллюстраций объекты и явления живой природы (У. с. 32-33).
Самостоятельное маркирование (Т. № 23).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 22).
Умение строить монологическое высказывание (Расскажи по рисункам, У. с.32).
Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, наблюдают, рисуют. Маркируют опасные ситуации. Беседуют по иллюстрациям.
17.12.
29. Пришла зима
У. с. 32-33
Т. № 22-23
Первичное предъявление новых знаний.
Расширение представлений о сезонных изменениях в природе – элементарное представление об образовании снежинок.
Мотивация учебной деятельности (введение заданий занимательного характера – опыт со снегом, снежинки У. с. 34-35).
Соблюдать правила личной безопасности (Почему нельзя есть снег?, У. с. 35).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия).
Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой природы (У. с. 34-35).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий этапы постановки опыта (У. с. 35).
Проведение несложных наблюдений и опытов с использованием простейшего оборудования. Формулирование выводов на основе полученных результатов (Проверь, чист ли белый снег?, У. с. 35).
Следование инструкциям и правилам при проведении опытов и наблюдений (У. с. 35).
Умение строить монологическое высказывание (Как ты думаешь?, У. с. 34).
Наблюдают, рассуждают, слушают, сравнивают, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, беседуют по иллюстрациям. Проводят опыт, делают выводы.
21.12.
24.12.
30. Снежные загадки
У. с. 34-35
Хрест. 24
Первичное предъявление новых знаний.
31. Пришла зима.(урок-экскурсия)
Уточнение и дополнение знаний о зимовке животных.
Признаки сходства млекопитающих (зверей). Помощь животным в зимнее время года.
Мотивация учебной деятельности (введение заданий занимательного характера – игра «Зоркий глаз», на основе имеющихся знаний – повторение материала о подготовке зверей к зиме).
Ритуал вхождения в урок. Осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение (Почему нельзя забирать орехи из дупла? Можем ли мы помочь лесным животным в нашем крае?, У. с. 36-37).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).
Описывать на основе иллюстраций объекты живой природы (жизнь зверей зимой в лесу, У. с. 36-37).
Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (У. с. 37, Хрест. с. 26).
Устанавливать причинно-следственные связи (Так почему же зайцы снега ждут, Хрест. с. 27; Глубокий снег для лисицы хорошо или плохо?, Хрест. с. 29).
Маркирование (Т. № 26).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (У. с. 37, Хрест. с. 26, Т. № 25).
Самоконтроль (Т. № 26).
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (парная работа - сравнение следов на снегу).
Умение строить монологическое высказывание (Расскажи, У. с. 36-37, Хрест. 27,29).
Отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям, работают в парах. Слушают рассказы, рассуждают, делают выводы. Сравнивают следы лап. Раскрашивают рисунки (Т. № 25). Работают с дневником наблюдений (Т. № 27). Рисуют следы животных (Т. № 27).
28.12.
11.01
32-33. Жизнь лесных зверей зимой.
У. с.36-37
Т. № 25, 26, 27
Хрест. с. 26-29
Первичное предъявление новых знаний.
Обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами.
Ответственное отношение к природе на примере посильной для детей помощи птицам зимой (изготовление кормушек, подбор корма).
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (Хрест. с. 30-35).
Осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение (У. с. 38-39).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, Т. № 28).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У. с. 38-39, Хрест. с. 31, 34).
Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (Игра «Да-нет»).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (корм зимующих птиц, виды кормушек, У. с. 38-39).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль (Игра «Да-нет»).
Умение строить монологическое высказывание (Как ты думаешь, Расскажи, Хрест. с. 30, 33, 34).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, делятся наблюдениями, сотрудничают в группах и вступают в диалог. Рисуют кормушку. Беседуют по иллюстрациям. Слушают рассказы. Играют.
14.01
18.01
34-35. Как помочь птицам зимой.
У. с.38-39
Т. № 28
Хрест. с. 30-35
Первичное предъявление новых знаний.
Жизнь животных и растений в воде подо льдом, существенные признаки рыб.
Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (О чем мечтают дети?).
Соблюдать правила безопасного поведения у водоемов зимой.
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У. с. 40-41, Хрест. с. 38, 39).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (У. с. 41).
Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (Т. № 29).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль (игра – жеребьевка).
Умение строить монологическое высказывание (Расскажи, Хрест. с. 36, Т. № 29).
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (парная работа –разыгрывание пантомим).
Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, делятся наблюдениями, сотрудничают в группах и вступают в диалог. Рисуют кормушку. Беседуют по иллюстрациям. Слушают рассказы. Играют. Разыгрывают пантомимы.
21.01.
25.01.
36-37 Есть ли жизнь в воде подо льдом.
У. с.40-41
Т. № 29
Хрест. с. 36-40
Первичное предъявление новых знаний.
Особенности жизни деревьев, кустарников и травянистых растений в зимний период.
Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (Что увидели Маша и Миша под снегом в поле, саду и лесу?, У. с. 42).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (Хрест. с. 41).
Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой природы (У. с. 42-43).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий этапы постановки опыта (У. с. 42).
Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (лупа), делать выводы на основании полученных результатов (У. с. 42, Т. № 30).
Устанавливать причинно-следственные связи (Зачем стряхивают снег с деревьев в саду? У. с. 42).
Следование инструкциям и правилам при проведении опыта и наблюдений.
Умение строить монологическое высказывание (У. с. 42, Хрест. с. 41).
Беседуют по иллюстрациям. Высказывают свои предположения, слушают, отвечают, проводят опыт, работают в тетради, начинают эксперимент для длительного наблюдения, с помощью учителя делают выводы. Выполняют рисунки по результатам наблюдений. Слушают рассказы.
28.01.
38. Как зимуют деревья, кустарники и травы.
У. с.42-43
Т. № 30
Хрест. с. 40-41
Первичное предъявление новых знаний.
Определение разных видов деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам.
Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги. Осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение (У. с. 38-39).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 44-45).
Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой природы (описание кроны деревьев, У. с. 44-45).
Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование (лупа), делать выводы на основании полученных результатов (У. с. 45).
Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (отличие деревьев по плодам, У. с. 44).
Использовать природный материал (плоды деревьев) в процессе изучения нового материала.
Следование инструкциям и правилам при проведении наблюдений.
Взаимоконтроль (У. с. 45).
Умение строить монологическое высказывание (У. с. 41).
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (У. с. 45).
Отвечают на вопросы, строят высказывания, слушают, рассматривают иллюстрации в учебнике, работа с хрестоматией, делают выводы. Выполняют практическую работу с природным материалом.
01.02.
39. Учимся различать деревья и кустарники зимой.
У. с. 44-45
Хрест. с. 42-43
Различение деревьев и кустарников родного края зимой.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.
Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (правила поведения во время экскурсии).
Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования. Делать выводы на основании полученных результатов.
Различать изученные объекты живой природы (узнавание деревьев и кустарников по их силуэтам) и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков (особенности деревьев и кустарников зимой: силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек, запах древесины).
Следование инструкциям при проведении наблюдений.
Взаимоконтроль.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Ведут наблюдения в природе. Отвечают на вопросы. Фиксируют результаты наблюдений (Т. № 31).
04.02
40. Учимся различать деревья и кустарники зимой
У. с. 45
Т. № 31
Урок-экскурсия
Изменения, происходящие в природе с приходом весны (увеличение светового дня, таяние снега и льда, сосульки).
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (сравнение природы в зимнее и весеннее время года).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).
Описывать на основе иллюстраций объекты и явления живой природы, выделяя их основные существенные признаки (изменение природы с приходом весны: изменения в природе, мире животных и растений, У. с. 46, Хрест., с. 44).
Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования. Делать выводы на основании полученных результатов (Чист ли лед? У. с. 46).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий этапы постановки опыта (У. с. 46).
Следование инструкциям при проведении наблюдений (опыт с сосулькой, У. с. 46).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 32).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (парная работа).
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (парная работа, У. с. 47).
Умение строить монологическое высказывание (У. с 46-47).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, беседуют по иллюстрациям. Раскрашивают рисунки. Дорисовывают предметы. Проводят опыт, наблюдают, делают выводы.
08.02
41. Пришла весна.
У. с. 46-47
Т. № 32
Хрест. с. 44
Первичное предъявление новых знаний.
Жизнь растений весной. Раннецветущие растения. Причины раннего цветения растений. Отличие раннецветущих растений от других растений.
Ритуал вхождения в урок.
Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (рассматриваем цветущие растения вместе с Машей и Мишей).
Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (Каждый сорванный цветок – это целое погубленное растение, Хрест. с. 48).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, Т. № 33).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 48-49, Хрест. с. 47-48).
Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой природы (цветущие деревья и кустарники, У. с. 48-49).
Проводить сравнение, выбирая правильный ответ (название растения с особенностями его внешнего вида, У. с. 49, Хрест. с. 48-49).
Установление причинно-следственных связей (Почему эти цветы так назвали?, У.с. 49, Хрест. с. 46).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 33).
Умение строить монологическое высказывание (У. с. 48-49, Хрест. с. 47-49).
Слушают рассказы, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Соотносят название растения с его изображением (Т. № 33). Беседуют по иллюстрациям. Раскрашивают рисунки.
18.02
22.02
42-43. Первоцветы.
У. с.48-49
Т. № 33
Хрест. с. 46-49
Первичное предъявление новых знаний.
Обобщение и систематизация знаний.
Обобщить жизненные наблюдения детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны. Рассматривание зачатков листьев в почках. Наблюдение за распусканием почек.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.
Соблюдать правила безопасного поведения у водоемов и на улице весной.
Проведение несложных наблюдений (за распусканием почек, за изменениями, происходящими в природе весной) с использованием простейшего оборудования (лупа). Делать выводы на основании полученных результатов.
Следование инструкциям при проведении наблюдений.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы.
25.02
44. Жизнь растений весной.
Изменения в жизни насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей весной.
Ритуал вхождения в урок.
Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (А что видят дети?, У. с. 50).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, Т. № 34-1).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 51, Хрест. с. 52).
Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (У., с. 51, Т. № 34-1).
Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (животных и птиц), выделять их основные существенные признаки (изменения в их жизни с приходом весны, У. с. 50-51).
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, А знаешь ли ты, какие бабочки уже занесены в Красную книгу?, Хрест. с. 51).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 34-1).
Взаимоконтроль (при определении последовательности предложений) и самоконтроль (Т. № 34-1).
Умение строить монологическое высказывание (У. с. 50-51, Хрест. с. 50-51, 53,55).
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (групповая и парная работа «Приметы весны», У. с. 50-51).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят гнездо и птицу, которая в нем живет. Раскрашивают рисунки. Беседуют по иллюстрациям.
01.03.
04.03.
45-46. Как животные весну встречают.
У. с.50-51
Т. № 34-1
Хрест. с. 50-55
Первичное предъявление новых знаний. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Появление потомства у животных (на примере лягушки). Забота животных о своем потомстве (на примере поведения птиц и млекопитающих). Введения термина «млекопитающие» животные.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
Соблюдать правила безопасного поведения в лесу (Надо ли подходить к медвежатам, если ты встретишь их в лесу, а мамы с ними нет?, Хрест. с. 63).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, Т. № 34-2).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (цикл развития лягушки, У., с. 52; забота птиц о своих птенцах, У. с. 53).
Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (родители и х детеныши), выявлять их основные существенные признаки (Все ли они похожи на своих родителей?, У., с. 52).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 34-2).
Взаимоконтроль (Поиск начала и конца предложения).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (групповая и парная работа – поиск окончания предложения среди одноклассников).
Умение строить монологическое высказывание (У. с. 52-53, Хрест., с. 56, 58, 59, 60, 61, 63,64).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают.
Беседуют по иллюстрациям. Работают в группе и парах.
11.03
15.03.
47-48. Про больших и маленьких.
У. с.52-53
Т. № 34-2
Хрест. с.56-64
Первичное предъявление новых знаний. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Изменения, происходящие с приходом лета в живой и неживой природе. Оздоровительный и закаливающий эффект пребывания на свежем воздухе.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (летние месяцы, изменения в природе с приходом лета). Соблюдение правил поведения во время игр в летний период (Правила безопасного поведения у водоемов, У., с. 55; Хрест., с. 66).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия).
Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа (сравнение весны с летом, признаки лета, У., с. 54).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (пантомимы на тему «Как я летом помогаю взрослым в поле, на огороде, в саду»).
Умение строить монологическое высказывание (Устное сочинение, У., с. 55).
Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Беседуют по иллюстрациям. Выполняют пантомимы. Формулируют правила безопасного поведения в летнее время года.
18.03.
49. Лето пришло.
У. с.54-55
Хрест., с. 66
Первичное предъявление новых знаний
Съедобные и несъедобные ягоды. Питательные и целебные свойства ягод.
Научить распознавать наиболее распространенные ядовитые растения своего края. Правила сбора ягод.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какие ягоды ты собираешь?, У., с. 56).
Соблюдение правила безопасного поведения в лесу (несъедобные ягоды, У.с. 57, Хрест., с. 68-69).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 56-57, Хрест. с. 68).
Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (ягоды: съедобные и несъедобные), выявлять их основные существенные признаки (Являются ли ягоды плодами?, У., с. 56).
Определять характер взаимоотношений человека с природой (Если оно ядовито для человека, надо ли его уничтожать?, Хрест., с. 68).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 35).
Взаимоконтроль и самоконтроль (игра «Верно - неверно»).
Умение строить монологическое высказывание (У.. с 56, Хрест., с. 67-68).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в группах – придумывание рассказа-загадки о ягоде).
Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы,
Раскрашивают рисунки. Придумывают и отгадывают загадки.
01.04.
50. В лес по ягоды пойдем.
У. с.56-57
Т. № 35
Хрест. с. 67-69
Первичное предъявление новых знаний
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какие ягоды ты собираешь?, У., с. 56).
Соблюдение правила безопасного поведения в лесу (несъедобные ягоды, У.с. 57, Хрест., с. 68-69).
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (А в вашей местности растут такие грибы?, У., с. 58).
Соблюдение правила безопасного поведения в лесу (несъедобные грибы, У.с. 59, Хрест., с. 72-73).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 56-57, Хрест. с. 68).
Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (ягоды: съедобные и несъедобные), выявлять их основные существенные признаки (Являются ли ягоды плодами?, У., с. 56).
Определять характер взаимоотношений человека с природой (Если оно ядовито для человека, надо ли его уничтожать?, Хрест., с. 68).
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 58-59, Хрест. с. 70, 72-73). Умение устанавливать причинно-следственные связи (А почему же его назвали подосиновиком?, Хрест., с. 70, 71). Проведение несложных наблюдений и опытов с использованием простейшего оборудования. Формулирование выводов на основании полученных результатов (У.. с. 58). Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (грибы: съедобные и несъедобные), выявлять их основные существенные признаки (Гриб Это отдельное царство природы, У., с. 58).
Определять характер взаимоотношений человека с природой (Не уничтожай несъедобные и червивые грибы. Они тоже приносят пользу., У.. с. 59).
Проводить сравнение, классификацию (деление грибов на съедобные и несъедобные), выбирая верное решение (Т., № 36).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 35).
Взаимоконтроль и самоконтроль (игра «Верно - неверно»).
Следование правилам и инструкциям при проведении наблюдении и опытов (У., с. 58).
Самоконтроль (Как ты считаешь, о какой пользе говорила Маша?, У., с. 59).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 36).
Умение строить монологическое высказывание (У.. с 56, Хрест., с. 67-68).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в группах – придумывание рассказа-загадки о ягоде).
Умение сроить монологическое высказывание (У.. с. 58-59, Хрест., с. 69-71).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в группах – чтение рассказов из хрестоматий и их краткое изложение одноклассникам).
Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы,
Раскрашивают рисунки. Придумывают и отгадывают загадки.
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора грибов. Читают рассказы. Вырезают и наклеивают карточки с изображением грибов.
05.04
08.04
51-52. С лукошком за грибами.
У. с.58-59
Т. № 36
Хрест., с. 69-73
Первичное предъявление новых знаний
Лекарственные растения, их целебная сила. Правила сбора целебных трав.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (А какие лекарственные растения растут в твоем крае? У., с. 60).
Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (Какие лекарственные растения помогают в этих случаях?, У., с. 60).
Умение устанавливать причинно-следственные связи (между названием растения и его внешним видом, свойствами).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У.. с. 60-61).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (У., с. 61).
Проводить сравнение, выбирая верное решение (Какие лекарственные растения помогают в этих случаях?, У., с. 60).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 37).
Самооценка ( сравните их с советами Маши и Миши, У., с. 61).
Умение строить монологическое высказывание (У., с. 60).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят название лекарственного растения с его изображением (Т., № 37). Рисуют. Беседуют по иллюстрациям. Формулируют правила сбора лекарственных растений.
12.04
53. Зеленая аптека.
У. с.60-61
Т. № 37
Первичное предъявление новых знаний
Правила сбора целебных трав.
Бережное отношение к зеленым растениям.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.
Проведение несложных наблюдений с использованием простейшего оборудования (лупа). Делать выводы на основании полученных результатов.
Следование инструкциям при проведении наблюдений.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, наблюдают, сравнивают, делают выводы.
15.04
54.Лекарственные растения.
Урок-экскурсия.
Безопасное поведение в природе. Введение термина «экология».
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (У., с. 62-63, Хрест., с. 74-75).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У., с. 62-63).
Использование знаково-символических средств (Т., № 38).
Определить характер взаимоотношений человека с природой (Т., № 38). Находить примеры влияния этих отношений на
природные объекты, на здоровье и безопасность человека.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (Т. № 38).
Умение строить монологическое высказывание (У., с. 63).
Отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям, составляют предупредительные знаки. Высказывают предположения, делают выводы.
19.04
55. Природа и мы.
У. с.62-63
Т. № 38
Хрест., с. 74-75
Первичное предъявление новых знаний
Обобщение и систематизация знаний по теме.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Поиск и выделение информации из различных источников (учебник, хрестоматия, тетрадь) по указанию маршрутной карты.
Учиться оценивать свою работу в группе и работу всех членов группы.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Отвечают на вопросы, работают с
иллюстрацией, в малой группе.
Осуществляют контроль по «Карте успеха».
22.04.
56. Игра - путешествие в Природу.
Обобщение и систематизация знаний.
Родина. государство, родной край. Государственные символы России (герб, флаг, гимн).
Ритуал вхождения в урок.
Осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
Осознание своей этнической принадлежности.
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У., с. 64-65, 67).
Умение работать с картой (У., с. 64-65).
Устанавливать причинно-следственные связи (связь названий городов и улиц с географическим положением; цветов флага с их значением).
Различение государственной символики (У., с. 65-66).
Использовать карту для выявления признаков и свойств объекта (страны): размеры, границы (У., с. 64-65).
Проводить сравнение, выбирая верное решение (Похожи ли старинные и современные монеты?, У., с. 67).
Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У., с. 66).
Следовать инструкции при выполнении заданий.
Умение строить монологическое высказывание (У., с. 66-67).
Слушают, отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям. Рассуждают, делают выводы. Слушают гимн страны.
26.04.
03.05.
06.05
57-58. Наша Родина - Россия.
У. с.64-67,
Первичное предъявление новых знаний
59.Государст-венная символика.
Столица нашей родины – Москва. Достопримечательности Москва (Красная площадь, Кремль).
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (прослушивание гимна).
Осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
Оказание помощи героям интриги (Помогаем Мише составит план экскурсии по Москве).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами (У., с. 68-69).
Различение государственной символики (У., с. 69, герб Москвы).
Умение работать с картой (У., с. 68-69).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (У., с. 68-69).
Проводить сравнение (названия достопримечательности с ее изображением), выбирая правильный ответ (У., с. 69).
Взаимоконтроль (при парной работе) и самоконтроль (по карте).
Умение строить монологическое высказывание (У., с. 71).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в парах: составление плана экскурсии).
Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом. Рассуждают. Работают в парах. Составляют план экскурсии.
10.05
13.05
60-61. Москва - столица нашего государства.
У. с.68-69
Первичное предъявление новых знаний
Подготовка учащихся к экскурсии в город. Познакомить с термином «общественное место». Изучение видов транспорта на улицах города.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (виды общественного транспорта).
Начальные навыки социальной адаптации детей в общественном транспорте.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (Сегодня мы с Машей и Мишей отправимся на экскурсию в город., У., с. 72).
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (У., с. 72-73).
Моделирование (составление маршрута экскурсии).
Применять установленные правила в планировании способа решения (поведение в общественных местах).
Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии («гражданин», «пешеход», «пассажир»).
Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, демонстрируют образцы социального поведения.
17.05.
20.05.
62-63. Экскурсия в город. Транспорт.
У. с.72-73
Первичное предъявление новых знаний
64-66.Клуб»Мы и окружающий мир»
Познакомить с новым источником знаний – занятием в клубе по интересам. Рассказать об условиях членства в клубе. Создание карточки членства в клубе.
Формировать интерес к занятиям научной деятельностью.
Умение работать с разными источниками информации.
Применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями.
Умение планировать свои действия по достижению результата.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (У., с. 76-77).
Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом
24.05
15