КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЕРСПЕКТИВА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 4 – «В» КЛАССЕ НА 2015 – 2016 УЧ. ГОД
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
№ п/п Дата Тема урока Освоение
предметных
знаний(базовыепонятия) Виды деятельности,
форма работы
(задачи урока) Форма контроля Творческая,
исследовательская,
проектная
деятельность
учащихся РК
Тема доклада Стр.
1 четверть
Мы — граждане единого Отечества (13часов)
Человек и общество (4 часа)
Универсальные учебные действия (УУД)
Предметные результаты:
• Рассказывать: о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества и о своей роли в различных обществах;
о гражданском обществе;
о Конституции РФ и Декларации прав ребёнка ООН;
о правах и обязанностях гражданина России;
о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.
• Составлять и оформлять: проект («Мой проект на благо России»); фоторассказ об общности народов России; паспорт ученика.
• Составлять и писать рассказ о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ.
Метапредметные результаты:
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник»,«отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре;
определять вид общества и обосновывать своё мнение; обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу; отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение; определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение; устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания; использовать соответствующие речевые средства для представления результата
Личностные результаты:
Проявлять: интерес к изучению темы; уважительное отношение к государственной символике, к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ,
желание изучать законы РФ, Декларацию прав ребёнка ООН и соотносить их с деятельностью героев повести - сказки; понимание успешности при изучении темы.
1 2.09 Общество - это мы! Понятия: общество и сообщества, гражданин и гражданское общество, соотечественники Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Обосновать свой выбор из рубрик «Обсудим!», «Проверь себя». Текущий Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Край, в котором мы живем. Ростовская область и народы, населяющие ее. 3-7
2 4.09 Российский народ. Российский народ. Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе. Рассуждение на тему «Почему народы, населяющие Россию достигают взаимопонимания?» Проверка усвоения по вопросам рубрики «Проверим себя».Составление классного Календаря памятных дат. Текущий Рассказать о своём земляке, целом творческом коллективе, которые в настоящее время предлагают или уже претворяют в жизнь проект для будущего процветания России. Рассказы о народах своей национальности. 8-11
3 9.09 Конституция России. Конституция РФ. Различать права и обязанности гражданина России на простом определении «хочу», «надо, должен, обязан». Текущий Подобрать в творчестве народов вашего края пословицы, нравственное значение которых соотносится со смыслом статей Конституции РФ о правах и обязанностях гражданина России. Для настенного Календаря памятных дат класса подготовить страничку, посвящённую земляку, который может служить примером исполнения обязанностей гражданина России, либо оформить страницу, посвящённую Дню Конституции РФ. 12-15
4 11.09 Права ребёнка. Декларация о правах ребёнка. Соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к детям, выработанным в культуре народов России. Обсуждение ситуаций, в которых возникает необходимость охраны ребенка, попавшего в беду. Обсуждение вопросов об обязанностях детей и их правах, предложенных в рубрике «Обсудим». Текущий Составить внутрисемейную «Декларацию прав и обязанностей», к которой можно будет обращаться в спорных ситуациях, подобрать в творчестве народов вашего края пословицы, сказки, притчи и другие произведения, в которых выражено представление о том, что необходимо для счастливого детства. Как соблюдаются права ребёнка в городе. 16-19
Устройство Российской Федерации (6часов)
Предметные результаты:
Рассказывать: об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ;
о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения);
о сопредельных с РФ странах, об особенностях культуры этих стран. Определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства.
Составлять: схему самоуправления в классе; памятку о пересечении государственной границы России. Оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ, в соседние с Россией государства.
Метапредметные результаты:
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «государство»,«федерация», «республика», «выборы», «референдум», «президент», «штандарт»,«функция власти», «министр», «министерство», «советник», «субъект РФ», «суд», «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан» и использовать их в активном словаре; определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания для составления схемы самоуправления в классе; определять государственную границу на суше, на море, в воздушном пространстве, условия её пересечения и обосновывать своё мнение; определять объекты всемирного природного наследия Белоруссии и обосновывать своё мнение; определять природные особенности и образ жизни в Монголии и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя план; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; оценивать результат собственной деятельности; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения:
формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Личностные результаты:
Проявлять: интерес к изучению темы; уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации, интерес к соседним государствам; добрососедское и уважительное отношение к многообразию культур соседних государств; интерес и желание составлять схему самоуправления в классе; понимание успешности при изучении темы.
5 16.09 Государственное устройство России. Государство, президент, депутат, правительство. Устанавливать связи в особенностях государственного устройства России при помощи вопросов Рубрик «Обсудим», «Проверь себя». Обсуждение важности выборов - президента. Депутатов, губернаторов и т. д. Текущий Подобрать в текущих публикациях СМИ злободневные вопросы, которые требуют вмешательства государственной власти. Ростовская область, губернатор, мэр города. 20-23
6 18.09 Российский союз равных. Субъект, субъект РФ. Перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп, особенности региональных органов государственной власти, наличие регионального герба, гимна, флага, самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане. Текущий Подобрать в текущих материалах СМИ, рассказывающие о его взаимных связях с другими субъектами РФ. Подобрать народную сказку, изображения национальных костюмов, жилища, фотографии объектов природы, культуры, выдающихся людей изучаемого региона. Край, в котором мы живем. Ростовская область и народы, населяющие ее. 24-25
7 23.09 Практическая работа: «Флаги республик». Республики, флаг, герб. Выполнить практическую работу. Практическая работа. Нарисовать флаг любой республики РФ, объяснить, что означает каждый элемент флага. Герб и флаг Ростовской области. 25-29
8 25.09 Государственная граница России. Визовый режим, таможня. Определить границы РФ, сопредельные страны. Обсудить, как изменялась государственная граница. Обсудить особенности герба города, области. Текущий Почитать книги, посмотреть фильмы о пограничниках и их службе. Таможня города (Азов). 30-33
9 30.09 Проект о субъектах РФ на тему: «Российский союз равных». Субъекты. Составить сообщение об одном из субъектов РФ по плану. Проект. Выполнить проект «Фестиваль республик России». 10 2.10 Путешествие за границу России. Приграничные соседние государства. Называть страны ближнего зарубежья; показывать границы стран ближнего зарубежья на карте; называть природные и культурные объекты этих стран; определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств. Текущий Почитать книги о природе и культуре Беларуси и Монголии, сказки народов этих стран, посмотреть мультфильмы по этим сказкам, документальные фильмы о природе Беларуси и Монголии. Границы Ростовской области. 34-37
Сокровища России (3часа)
Предметные результаты
Рассказывать: о происхождении названий природных объектов; о хранителях языка одного из народов России;
о жизни и деятельности создателя национальной письменности; о жизни и творчестве К. Л. Хетагурова, Ю. С. Рытхэу. Определять на карте местоположение различных природных объектов. Исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план.
Составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России. Оформлять и представлять: выставку книг; презентацию о выдающихся деятелях культуры — уроженцах родного края. Определять и писать название природного объекта по его значению.
Метапредметные результаты:
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «культурное достояние народов РФ», «алфавит», «хранитель», «культура», «культурное наследие», «яранга» и использовать их в активном словаре; определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение; определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение; определять роль русского языка и культуры в творчестве деятелей при изучении темы. культуры народов России и обосновывать своё мнение; определять вклад деятелей культуры народов России в общенациональное наследие и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; выбирать вариант выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Личностные результаты:
Проявлять: интерес к изучению темы; уважительное отношение к российской культуре и многообразию культур народов России;
желание определять происхождение названия природного объекта по его значению,
понимание успешности при изучении темы.
11 7.10 Сокровища России и их хранители. Памятники культуры, истории, народов Иметь представление о схеме языков народов России; показать место родного языка на схеме языковых семей народов России; узнавать историю названий географических объектов (рек, озёр). Отвечать на вопросы рубрик «Обсудим», «Проверь себя». Текущий Подготовить выставку книг на языках народов края; подобрать материал о гидронимике края и о создателях письменности его народов. Оформить страницы настенного Календаря памятных дат, посвящённые создателям письменности народов своего края. Книги писателей разных народов, проживающих на территории области. 38-43
12 9.10 Творческий союз.
Тест. Общенациональная российская культура, культура народов РФ, место русской культуры. Осознавать роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России. Тест. Подготовить выставку книг на языках народов своего края; подобрать материал о выдающихся деятелях культуры России — уроженцах своего края. Оформить страницы настенного Календаря памятных дат, посвящённые этим людям. Книги поэтов разных народов, проживающих на территории области. 44-47
13 14.10 Обобщение по теме: «Мы - граждане единого Отечества».
Проверочная работа. Обобщить изученный материал в разделе. Оформить альбом путешествий. Выполнить проверочный тест. Проверочная работа. 48
Внеклассной, внешкольной работы: продолжение воображаемых путешествий в республики и др. регионы РФ. Оформление «Альбома путешествий» выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Совместно с коллективом параллельного класса и с помощью старшеклассников организация конкурса видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества»
По родным просторам (19 часов)
Широка страна моя родная (6 часов)
Предметные результаты:
Рассказывать:
о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки;
о значении природных богатств в жизни людей.
Определять и показывать природные объекты на физической карте России.
Проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице.
Оформлять и представлять фоторассказ/презентацию о различных природных объектах России, родного края.
Решать (или составлять) кроссворд по теме «Удивительные озёра России».
Метапредметные результаты:
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина»,«низменность»,«возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;
определять:
различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;
особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;
свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;
водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;
использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
выбирать вариант выполнения задания;
выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные результаты:
Проявлять:
интерес к изучению темы;
бережное отношение к природным ресурсам России;
творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;
понимание успешности при изучении темы.
14 16.10 Карта — наш экскурсовод. Физическая карта. Условные знаки. Повторить материал о типах карт, цветовых обозначениях на физической карте России, познакомиться с новыми условными знаками, контурной карте. Ролевая игра « Я - учитель» для изучения рубрики «Великая страна». Закрепление по вопросам « Проверь себя». Текущий Запомнить местоположение на физической карте изученных природных объектов, подготовить связный рассказ рубрики «Великая страна», выполнить задание 6 в рабочей тетради. Карта Ростовской области. 49-53
15 21.10 По равнинам и горам. Крупные равнины и горы России. Знать основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны; показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона; характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Закрепление в рабочей тетради задание 1-2. Текущий Подготовить связный рассказ по плану, доклад и задания 4—5 в рабочей тетради. Ростовские степи. 54-57
16 23.10 В поисках подземных кладовых. Полезные ископаемые. Узнать основные значки полезных ископаемых на карте России (железная руда, уголь, золото, алмазы); показывать месторождение основных полезных ископаемых на карте России; изучить образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану Текущий Запомнить местоположение на карте важнейших полезных ископаемых России, подготовить связный рассказ по материалу на с.58—61 учебника, доклад по рубрикам «Обсудим» и «Подумаем». Полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области. 58-61
17 28.10 Наши реки. Исток, устье, русло, приток. Знать термины, обозначающие части реки. Знать и показывать на карте главные реки России и своего региона; находить на физической карте России реки. Характеризовать крупнейшие реки и наиболее известные реки в России. Текущий Проработать теоретический материал на с. 62—65 учебника, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». Река Дон. 62-65
18 30.10 Озёра — краса Земли.
Тест за 1 четверть. Озёра России Знать названия озёр России; находить и показывать на карте изучаемые озёра; характеризовать озеро своего края. Тест Ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», подготовить доклад об озёрах своего края (рубрика «Подумаем», задания 4—5 в рабочей тетради). Озёра в пригороде Ростова. 66-69
2 четверть
19 11.11 По морским просторам Моря. Океаны, пролив Прослушать доклады «Озёра нашей области».Знать моря каких океанов омывают берега России; обозначение морей на карте. Показывать на карте Россия моря и называть их. Сопоставить Белое и Чёрное моря. Рассмотреть репродукции на «Страницах Умного Совёнка». Закрепление по рабочей тетради — задания 3,4. Текущий Подготовить доклад о море нашего региона, задания 2,5,6 в рабочей тетради. 70-73
Природные зоны России (7 часов)
Предметные результаты:
Рассказывать:
о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;
о причине чередования природных зон с севера на юг;
о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России;
о приспособленности растений и животных к условиям жизни в природной зоне;
об экологических связях в природном сообществе.
Сравнивать природные зоны России.
Изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом.
Составлять цепи питания, характерные для обитателей каждой природной зоны.
Составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны.
Составлять задания для викторины об обитателях природной зоны родного края.
Метапредметные результаты:
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра»,«многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги», «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», «лесостепи», «степь», «суховей»,«пыльные бури»,«чернозём»,«полупустыни», «барханы», «такыр», «тропики», «субтропики», «дендрарий» и использовать их в активном словаре;
определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;
определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;
определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;
определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение;
определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;
устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение;
использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины.
Регулятивные умения:
выполнять задание в соответствии с целью;
выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
выбирать вариант выполнения задания;
соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные умения:
адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре;
строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Личностные результаты:
Проявлять:
интерес к изучению темы;
бережное отношение к природе;
творческое отношение к составлению заданий для викторины;
понимание своей успешности при изучении темы.
20 13.11 С севера на юг. Природные зоны, высотная вертикальная поясность. Работа по карте. Определение зон по цвету, сопоставление физической карты и карты природных зон. Работа с рубриками «Вспомним», «Проверь себя». Текущий Задания 4, 6 в рабочей тетради. 74-77
21 18.11 В ледяной пустыне. Зона арктических пустынь. Рубрики «Обсудим», «Подумаем» в чередовании с сообщениями. Уделить особое внимание исследованию Арктики. Текущий Подготовить доклады о животном мире арктических пустынь. 78-81
22 20.11 В холодной тундре. Арктика, зона тундры, вечная мерзлота. Знать расположение зоны тундры на карте. Животные и растения тундры. Прослушивание докладов, ролевая игра « Я — учитель» , работа с атласом -определителем «От земли до неба». Текущий Подготовить рассказы о климате, природных условиях, растительном и животном мире тундры. 82-85
23 25.11 Среди лесов. Тайга, широколиственный лес, смешанный лес. Знать что такое лес; животные и растения леса. Уметь отличать смешанные от широколиственных лесов. Учиться определять по карте расположение лесов. Текущий Подготовить связные рассказы о тайге. Смешанных и лиственных лесах, о лиственнице, пихте, липе, кедровой сосне, дубе, рыси, росомахе.Леса Ростовской области. 86-89
24 27.11 В широкой степи. Зона степей. Знать месторасположение зоны степей. Уметь отличать степь от леса. Животные и растения степи. Текущий Подготовить рассказы о степи, её растительности, животном мире, суслике, дрофе, пчеле-каменщике. Степная зона Ростовской области. 90-93
25 2.12 В жаркой пустыне.
Пустыня, полупустыня. Расположение пустынь на карте Россия; уметь отличать степь от пустыни; животные и растения пустыни. Особое внимание обратить на то, что в пустыне Прикаспия зимой выпадает снег, бывают бураны, в отличии от других пустынь. Сравнить верблюжью колючку, колосняк и джузгун. Текущий Подготовить рассказы-доклады о пустыне и полупустыне, их растительности и обитателях, о жуке-скарабее, верблюде и сайгаке. 94-97
26 4.12 У тёплого моря. Субтропики, тропики. Знать расположения на карте субтропиков; животные и растения субтропиков. Прослушивание докладов, ролевая игра « Я — учитель» Работа с атласом -определителем «От земли до неба». Текущий Подготовить рассказы о зоне субтропиков, доклады о сочинском Дендрарии. 98-101
Человек и природа (6 часов)
Предметные результаты
Рассказывать:
об экологических проблемах и охране природы в разных природных зонах России, включая родной край;
о растениях и животных из Красной книги России, обитающих в разных природных зонах, включая родной край, и о мерах по их охране;
о заповедниках и природных национальных парках России.
Определять на карте территориальные единицы Российской Федерации.
Выбирать природный объект, исследовать происхождение его названия, оформлять презентацию и представлять её одноклассникам.
Составлять и оформлять:
условные знаки для правил поведения в природе;
презентацию (о растениях, животных Красной книги России и своего края, о заповедниках и природных национальных парках России и своего региона);
проекты «Красная книга нашего региона», «Чудесное путешествие по России». Составлять правила для рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом».
Метапредметные результаты:
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «природный объект», «Калевала», «Сибирь», «кочевать», «эвенки», «оседлость», «жить оседло», «экология», «экологический кодекс», «экологическая проблема», «экосистема», «опустынивание», «Красная книга России», «заказник», «промысел», «заповедник», «природный национальный парк» и использовать их в активном словаре;определять европейскую и азиатскую часть России и обосновывать своё мнение;
определять зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания и обосновывать своё мнение;
определять экологические проблемы каждой природной зоны России и обосновывать своё мнение;
определять мероприятия по охране природы каждой природной зоны и обосновывать своё мнение;
определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать своё мнение;
использовать приобретённые знания для создания рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом».
Регулятивные умения:
выполнять задание в соответствии с целью;
давать самооценку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;
выбирать вариант выполнения задания;
соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные умения:
адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Личностные результаты:
Проявлять:
интерес к изучению темы;
бережное отношение к природе;
творческое отношение к составлению правил для рубрики проекта «Природа - наш дом»;
понимание своей успешности при изучении темы.
27 9.12 Мы - дети родной земли. Экскурсия в парк. Народ. Знакомство с народностями России. Работа с рубриками «Обсудим», «Подумаем», «Проверь себя», сообщения. Выставкой книг о природной зоне Дона. Экскурсия в парк. Задание № 3 в рабочей тетради. Экскурсия по экологической тропе. 102-105
28 11.12 В содружестве с природой. Сибирь. Установить связь занятий народов Сибири с природными условиями. Работа с рубриками «Обсудим»,«Подумаем», «Проверь себя», раскрашивание узоров в рабочей тетради. Текущий Почитать сказки народов Сибири, посмотреть мультфильмы, снятые по сказкам. Донские сказки. 107-109
29 16.12 Как сберечь природу России? Красота и неповторимость природы, экология. Знать толкование слова экология. Правила охраны природы в разные времена года. Природные сообщества леса, луга, пресного водоёма. Работа с рубрикой «Вспомним». Текущий Подготовить рассказы об экологических проблемах природных зон, исследовательскую работу по экологическим проблемам региона. Охрана природы в Ростовской области. 110-113
30 18.12 По страницам Красной книги.
Проверочная работа. Заповедник, заказник. Знать растения и животных, занесённых в Красную книгу. Охрана редких растений и животных. Чтение и обсуждение рассказов из книг «Великан на поляне», «Зелёные страницы». Проверочная работа. Доклады о редких и исчезающих видах. Создание проекта «Красная книга нашего региона». Красная книга Ростовской области. 114-117
31 23.12 По заповедникам и национальным паркам. Обобщение.
Тест за 2 четверть. Национальный парк Знать различие заповедников и национальных парков. Охрана заповедников. Тест. Подготовить доклады об охраняемых территориях родного края. Ростовской заповедник и заказник. 118-123
32 25.12 Создание проекта «Чудесное путешествие по России». Прослушивание докладов и просмотр презентаций. Создание проекта «Чудесное путешествие по России». Проект. 124
Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение изучения природы родного края, его экологических проблем, участие в местных экологических проектах.
Путешествие по Реке времени (29 часов)
Предметные результаты:
рассказывать о происхождении названий природных объектов;
рассказывать о хранителях языков народов России; рассказывать о жизни и деятельности создателя национальной письменности; определять на карте местоположение различных природных объектов; исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план; подбирать и писать пословицы разных народов, близкие по значению; составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России.Метапредметные результаты:
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре;
— определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;
определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
выполнять задание в соответствии с целью;
выполнять учебное задание в соответствии с планом;
выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
выбирать вариант выполнения задания;
соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные умения:
адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре;
строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Личностные результаты:
Проявлять:
интерес к изучению темы;
бережное отношение к природе;
творческое отношение к составлению заданий для викторины;
понимание своей успешности при изучении темы.
33 30.12 В путь по Реке времени. История. Знать прошлое своего народа; знать великие события и тех, кто внёс значительный вклад в историю и культуру Отечества. Работа со схемой «Река времени». Учиться различать поэтический вымысел и реальную историческую основу событий в произведениях Текущий Подобрать героические и исторические песни, предания, сказания, легенды народов своего края. Легенды Дона. II часть учебника
3-7
3 четверть
34 13.01 Путешествуем с археологами. Археологические раскопки, курган, сокровища. Археология. Иметь представление о происхождении человечества, как жили происхождении человечества, как они расселялись по земле. Беседа о Троянской войне, чтение раздела «Странички Умного Совёнка», работа по рубрике «Обсудим», лабораторная работа. Текущий Поискать в сказках, легендах, преданиях своего края отражение древних представлений о мире, отметить персонажей, которые пришли в них из далёкого прошлого. Танаис. 8-11
35 15.01 По страницам летописи. Летописец Нестор. Иметь представление о известном Несторе – летописце; деловая игра для знакомства со сведениями о восточнославянских племенах, обсуждение текста «В мире жить — с миром жить», продолжить знакомство с археологическими находками, важными для истории своего края. Текущий Выполнить в рабочей тетради задание № 2 Сообщение об археологических находках нашего края. Аркаим12-15
36 20.01 Истоки древней Руси. Древняя Русь. Знать древние торговые пути их значение в объединении разных племен в единое Древнерусское государство. Работа со «Страничками Умного Совёнка», работа со схемой «Реки времени», рубрикой «Проверим», выяснение роли родного края в истории Древней Руси до Монгольского нашествия. Текущий Сшить или нарисовать древнерусские костюмы, задание 4 в Р.т. 16-19
37 22.01 Мудрый выбор. Выбор, Крещение Руси. Знать важнейшие деяния княгини Ольги князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Работа с рубрикой «Вспомним», с текстом учебника, рубрикой «Проверим», сравнение соборов Святой Софии в разных городах, составление родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, работа со схемой «Реки Времени», знакомство с Крещением Руси. Текущий Сообщение о земляках, совершивших значительный выбор в важнейшие минуты своей жизни, последствиях этого выбора, задания 3,5 в Р.т. Люди – герои Дона. 20-23
38 27.01 Наследница Киевской Руси. Золотое кольцо, зодчество. Знать роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси. Работа с картой России, путешествие по городам Золотого кольца, рубрики «Подумаем», «Проверь себя», «Странички Умного Совёнка». Текущий Рассказывать об архитектурных сооружениях своего края, продолжающих традиции древнерусского зодчества, задания 1, 4 в Р.т. Памятники архитектуры города. 24-27
39 29.01 Москва – преемница Владимира. Междоусобица. Знать эпоху княжеских междоусобиц и монголо-татарского нашествия на Древнюю Русь. Беседа о белых и чёрных полосах в жизни, работа с рубриками «Подумаем», «Проверим», картой, «Страничками Умного совёнка». Вывод, почему междоусобица могла разрушить Русь. Текущий Продолжить оформлять Календарь памятных дат, рассказать о произведениях живописи художников края о единстве, согласии, любви между людьми. 28-31
40 3.02 Начало Московского царства. Фамилия. Знать эпоху укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Беседа о том, что могут рассказать фамилии, работа с рубриками «Подумаем», «Проверим», картой, «Страничками Умного совёнка», составление родословного древа правителей Московской Руси. Текущий Рассказать об исторических событиях в жизни края в эпоху ИванаIII и Ивана Грозного, выяснить происхождение своей фамилии. 32-35
41 5.02 Подвижники Руси и землепроходцы.
Экскурсия в картинную галерею. Подвижник, праведник, землепроходец. Знать деяния соотечественников в XVI-XVII вв. развитие самых разных направлений деятельного творчества людей. Работа с пословицей, подбор родственных слов к слову подвижник, работа с картой, рубрикой «Подумаем». Экскурсия в картинную галерею. Продолжить оформлять Календарь памятных дат, посетить картинную галерею. Экскурсия в картинную галерею. 36-39
42 10.02 На пути к единству. Волга, смутное время. Знать события Смутного времени в жизни страны. Уметь обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Путешествие по городам Волги, работа с картой, текстом учебника. Рубриками «Проверим», «Подумаем», задания № 1, 3.4 в Р.т. Текущий Продолжить оформлять Календарь памятных дат, продолжить знакомство с наследием Древней Руси в иконописи, литературе, архитектуре. 40-43
43 12.02 Начало Российской империи. Пётр I. Уметь высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Знать преобразования в жизни страны во время первых царей династии Романовых и эпоху Петра I. Работа со старинной гравюрой в р.т., рассказ о жизни Петра I. Текущий Рассмотреть фотографии с видами Петергофа, Петербурга, Кронштадта. 44-47
44 - 45 17.02
19.02 «Жизнь Отечеству, честь никому!» Честь учёного, воина, гражданина, достоинство Отечества, общее благо. Знать деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Знакомство с жизнью Суворова или Ломоносова или Кутузова, работа со всеми рубриками и картой. Текущий Найти сведения об уральских учёных. Донские учёные. 48-49
50-51
46 - 47 24.02
26.02 Отечественная война 1812 года. Бородинская битва.
Знать об Отечественной войне 1812г. Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа. Знакомство с Бородинским сражением, работа со всеми рубриками, картой, раскрашивание рисунка пожара в Москве в р.т. Текущий Сообщения о людях края –ветеранах боевых действий. Участники боевых действий - родом из Ростовской области. 52-53
54-55
48 2.03 Великий путь.
Моя семья в истории России. Железная дорога. Знать развитие промышленности и торговли российской империи ХХ в. Работа со всеми рубриками, картой, знакомство с новым испытанием для русского народа- мирного восстановления, знакомство со строительством железных дорог. Текущий Сообщение на тему «Моя семья в истории России». Моя семья в истории России. 56-59
49 -50 4.03
9.03 Золотой век театра и музыки.
Экскурсия в театр. Шаляпин. Знать о развитии театрального и музыкального искусства России в XIX- начале XX в. , создании Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Виртуальное посещение Московских и Санкт – Петербургских театров, консерваторий, прослушивание песен Шаляпина, работа со схемой «Реки Времени». Экскурсия в театр. Сообщения о композиторах ХIХ века. Экскурсия в театр. 60-61
62-63
51 11.03 Расцвет изобразительного искусства и литературы. А.П. Чехов. Знать о развитии изобразительного искусства и литературы в XIX- начале XXв виртуальная экскурсия по Санкт – Петербургу. Чтение «Страничек Умного Совёнка». Текущий Сообщения о художниках и писателях ХIХ века. А.П. Чехов. 64-67
52 16.03 Обобщение по теме: расцвет изобразительного искусства и литературы.
Тест за 3 четверть. А.С. Пушкин. Знать о развитии изобразительного искусства и литературы в XIX- начале XXв. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Прослушивание и обсуждение сообщений. Тест. Сообщения о художниках и писателях ХIХ века. 4 четверть
53 30.03 В поисках справедливости. Георгиевский крест, совесть. Знать события в истории России начала ХХ в. Работа со всеми рубриками. Текстом учебника. Схемой «Реки Времени». Текущий Найти в своём городе следы революционного времени – в названиях улиц. Гос. учреждениях. Революционное наследие в названиях улиц города. 68-71
54 1.04 Век бед и побед. Победа. Знать СССР в период до начала Великой отечественной войны 1941-1945гг. рубрика «Вспомним», встреча с ветеранами ВОВ. Текущий Рассмотреть в семейном альбоме довоенные фотографии, найти сохранившиеся вещи довоенного времени. Ветераны ВОВ города Ростова-на-Дону. 72-75
55 - 56 6.04
8.04 Вставай, страна огромная! Великая Отечественная война. Знать основные этапы Великой отечественной войны 1941-1945гг. Знакомство с основными этапами войны на исторических памятниках, иллюстрациях, записях. Текущий Рассмотреть в семейном альбоме военные фотографии, записать рассказы родных о тех событиях. Семейный альбом военного времени. 76-77
78-81
57 13.04 Трудовой фронт. Трудовой фронт. Знать о героизме людей в основном женщин подростков стариков трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества. Чтение и обсуждение текста учебника и «Страничек Умного совёнка». Текущий Рассказать о труде своих земляков для победы за свободу Отечества. Ветераны - труженики тыла города Ростова-на-Дону. 82-85
58 15.04 Нет в России семьи такой… Личная историческая память. Знать о документах и реликвиях Великой отечественной войны 1941-1945гг. хранящиеся в семьях как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа. Чтение и обсуждение текста учебника и «Страничек Умного совёнка». Текущий Рассказать о семейных традициях празднования памятных дат, связанных с военной историей семьи. Семейный альбом военного времени. 86-91
59 20.04 После великой войны. Реликвия. Знать о восстановлении разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после великой отечественной войны. Чтение и обсуждение текста учебника и «Страничек Умного совёнка», заполнение таблицы. Текущий Продолжить оформлять Календарь памятных дат Познакомиться с документами поисковых групп. Строители города. 92-95
60 -61 22.04
27.04 Достижения 1950 – 1970 годов.
Проверочная работа. Гагарин, космос. Знать о достижениях СССР в науке и технике промышленности и образовании искусстве и спорте в 1950-1970 гг. Чтение и обсуждение текста учебника и «Страничек Умного совёнка». Текущий
Проверочная работа. Познакомиться с достижениями, характеризующими труд земляков во второй половине XXв. Строители Ростова-на-Дону. 96- 99
100
Блок внеклассной, внешкольной работы: организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края, конкретного местожительства (названия города (села), рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях, устные свидетельства и письменные документы о знаменитых земляках, примечательных событиях в разные исторические периоды и т. п.). Посещение достопримечательностей и святынь своего края, города (села). Организация очных и заочных экскурсий по городам Золотого кольца России. Составление фоторассказов для «Альбома путешествий» или организация выставки рисунков. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества с включением страниц, посвященных событиям истории своего края и своих земляков. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» и «Книги памяти» по семейным воспоминаниям к празднованию Дня Победы.
Современная Россия (9часов)
Предметные результаты:
показывать на карте и называть столицы независимых государств ближнего зарубежья;
характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы XX в.; приводить примеры преобразований в экономике, политике; знать факты положительного опыта сотрудничества науки и промышленности, развития сельского хозяйства; знать
Метапредметные результаты:
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.
Регулятивные умения:
выполнять задание в соответствии с целью;
выполнять учебное задание в соответствии с планом;выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
выбирать вариант выполнения задания;
соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные умения:
адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре;
строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Личностные результаты:
Проявлять:
интерес к изучению темы;
бережное отношение к природе;
творческое отношение к составлению заданий для викторины;
понимание своей успешности при изучении темы.
62 29.04 Современная Россия. Демократизация, гласность, суверенитет, кризис. Знать о особенностях периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Путешествие по «Реке времени», работа со всеми рубриками, учебная игра « Страны СНГ» Текущий Оформить выставку «Сохраняем прошлое и строим будущее своего края». Задания 4, 5 в Р.т. 101-105
63 4.05 Здоровье России. Хороша честь, когда есть, что есть. Продовольственная безопасность страны. Уметь характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Работа с символическими изображениями России в образе мужчины – богатыря, женщины – матери. Работа со всеми рубриками. Текущий Найти факты положительного опыта развития сельского хозяйства в своём крае, задание 2.3 в Р.т. 106-109
64 6.05 Умная сила России. Социальная ответственность. Знать сотрудничество науки и промышленности развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране- важнейшая задача нашего времени. Работа со всеми рубриками. Беседа. Текущий Найти факты положительного опыта сотрудничества промышленности и науки в своём крае, задание 2 в Р.т. 110- 113
65 11.05 Светлая душа России.
Экскурсия. Лопари, душа России Знать о выдающихся явления в современной культурной жизни России их значение для нашей страны и для других стран мира. Знакомство с произведениями народных мастеров народов России. Экскурсия. Принять участие в мастер – классах по народным промыслам, задание 3 в р.т. Памятники культуры города. Экскурсия. 114-117
66 13.05
Комплексная работа за 4 класс. Обобщить полученные знания за год. Комплексная работа Показать уровень своих знаний на более высоком уровне. 67-
68 18.05
20.05 Обобщение по теме: Мы строим будущее России.
Проверочная работа. Обобщить знания по теме. Проверочная работа. Подготовить своё портфолио, закончить заполнение. 69 25.05 Итоговый тест. Текущий Календаря памятных дат. 70 27.05 Начни с себя! Уметь характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности Текущий Защита портфолио 118-122
Блок внеклассной, внешкольной работы: встречи со специалистами сельского хозяйства, работниками пищевой промышленности, науки, техники, искусства своего края. Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края и знакомство с применением новых научных разработок для их развития. Улучшения условий труда и благоустройства жизни работников и жителей города (села). Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей, с приглашением в оргкомитет конкурса представителей местных властей города (района, села)