Познавательная игра — путешествие со здоровьесберегающим сопровождением Секреты здоровья


Т.А. Мельверт
Воспитатели МБДОУ «Д/с «Огонёк»
г. Абакан
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательная игра – путешествие со здоровьесберегающим сопровождением
«Секреты здоровья»
Интеграция: Образовательных областей - «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность» (интегрированный подход создаёт возможность развитию познавательно-речевой сферы и оздоровления детей)
Цель: Закрепление представлений детей о здоровом образе жизни, с использованием здоровьесберегающих методических приёмов, избегание ситуаций, наносящих вред здоровью
Задачи:
Образовательные:
- формировать сознательное отношение к собственному здоровью
- активизировать словарь по теме «Здоровье»
- закрепить знания об основных органах чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние)
- укреплять физическую и умственную работоспособность детей
Развивающие:
- развивать способность определять и передавать эмоциональное состояние по схематическимизображениям
- развивать мышление, память, мелкую и крупную моторику, зрительное восприятие, образность
речи, умение сочетать движения и речь
Воспитательные
- воспитывать коммуникативные отношения, познавательный интерес, положительные чувства кгерою, стремление оказывать помощь
- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия
Методические приёмы:
Организационный момент позволяет настроить детей на игру (на рабочий лад), создать эмоциональный фон игры-развлечения.
Сюрпризный момент (видеоклип по сказке «Малыш и Карлсон») создает мотивационную ситуацию, направляет детей на беседу,на поиск решения проблемы, закрепляет знания о здоровом образе жизни.
Физические упражнения с использованием художественного слова оказывают тренирующее воздействие на развитие интеллекта, опорно-двигательного аппарата, улучшают физическую, интеллектуальную работоспособность детей.
Картинно – графическая модель даёт возможность видеть взаимосвязь органов с головным мозгом, активизирует словарь детей.
Игра «Зашумованные картинки»и гимнастика для глаз способствует снятию утомления,повышает способность глаз фокусировать на различном расстоянии, доказательность речи.
Игра «Узнай по вкусу»позволяет реализовать исследовательский метод, активизировать вкусовые ощущения детей.
Упражнение на активизацию произвольного слухового внимания способствует умению концентрироваться на слуховых образах.
Темпоритмическая игра «Японская машинка», речедвигательная игра «Компьютер»,стимулируют концентрацию памяти и внимания, точность и координацию движений, активизируют словарь, коммуникативные навыки.
Коммуникативная игра «Комплименты» направлена на привитие добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников, в самом себе.
Игра «У Зеркала» способствует активизации словаря, развитию тактильный ощущений, укреплению нервной системы.
Д/игра «Хорошо – плохо»позволяет развивать связную речь, умение классифицировать.
Игра «Посмотри, запомни, выбери, ответь!» обогащает речь, расширяет словарь, развивает память, зрительное восприятие.Дыхательное упражнение «Совушка – сова» способствует развитию речевого дыхания, тренирует глубину и ритмичность дыхания, объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Минутка настроенияявляется профилактикой эмоционального напряжения, утомления.
Создание ситуаций в режиме смены динамических позиций позволяет растормозить нервную систему, снять статистическую нагрузку, формируя оптимальный двигательный стереотип.
Словарная работа: Органы, секреты здоровья, активизация слов признаков
Предварительная беседа:
Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, чтение художественной литературы, составление описательных рассказов по схемографическим схемам, рисование по теме: «Эмоции» (веселое, спокойное, удивлённое лицо); лепка по теме: «Спорт», создание коллажа «Спортсмены Хакасии»
Материалы, оборудование:
Корригирующие дорожки; макет – мозг, органы лица; эскизы в форме банок для напитков и набор плоскостных фруктов к ним; призы – сюрпризы; макет пропеллер;, зеркало; карточки-задания к д/игре «Пирамида здоровья»; сюжетные картинки. ТСО: магнитофон, телевизор, DVD, аудиокассеты.
Ход НОД
1. Организационный этап:
Воспитатель:
Ребята, я сегодня получила видеодиск от Малыша из сказки «Малыш и Карлсон». Вы хотите узнать, что произошло с его другом Карлсоном? Давайте посмотрим.
(включается видеодиск с обращением Малыша)
2. Мотивационно-ориентировочный этап:
Малыш:
Друзья! Я – Малыш из сказки. Помогите моему другу Карлсону. Он сильно переболел. Доктор Айболит его вылечил, но Карлсон очень ослаб после болезни. Он не играет, не шалит, не бегает, у него нет настроения. Убедитесь сами (предлагается для просмотра видеоклип, где Карлсон с перевязанной головой просит о помощи).
Малыш:
Свой секретный пропеллер здоровья он потерял по частям. Если помощь не придёт вовремя, то Карлсон не сможет летать.
3. Поисковый этап:
Воспитатель:
Да дело серьёзное. Надо срочно спешить на помощь!Вы, ребята, уже много знаете о том, как заботиться о здоровье, а значит, сможете помочь бедному Карлсону восстановить здоровье. Нам непременно нужно попасть в необыкновенную страну «Доктора Айболита». Ведь именно там находится главный секрет здоровья Карлсона. Вы готовы отправиться в путь и найти потерянные части пропеллера, которые хранят части секрета? (ответы детей).
Как же мы туда попадём? (дети: вызвать волшебницу, взмахнуть волшебной палочкой, попасть в компьютер, сказать волшебные слова).
Голос (аудиозапись): Глаза закрой скорей, дружок.
Кругом ты повернись.
В стране «Айболита» скорей очутись.
4. Практический этап:
Воспитатель:
Вот мы и в чудесной стране!
Упражнение на мобилизацию психофизического тонуса: (звучит музыка, дети идут друг за другом, преодолевая на пути различные препятствия).
Упражнения:
ходьба по корригирующим дорожкам
- Отправляемся вперёд. Много нас открытий ждёт!
Мы шагаем друг за другом, лесом и зелёным лугом.
ходьба на носочках по воображаемому качающему мостику
- Мостик в стороны качался, а над ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдём, на тот берег перейдём.
прыжки на двух ногах
- Друг за другом мы пойдём, и к болоту подойдём.
Перейдём преграду вмиг – и по кочкам прыг, прыг,прыг.
поднимание рук через стороны вверх, опускание вниз: регулируем дыхание
- Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.
Голову не опускаем. Дышим ровно, глубоко,
Видишь, как идти легко!
Воспитатель:
А вот и первая часть пропеллера встретилась на тропе здоровья, а в нем и часть секрета здоровья.
Какие правила нужно соблюдать, чтобы быть здоровым? (дети: заниматься гимнастикой, соблюдать режим, гулять, двигаться и т.д.)
Физкультура укрепляет мускулатуру, делает наше тело каким?(дети: сильным, ловким, выносливым, быстрым, крепким, пластичным).Правильно! Молодцы!
Вот это и есть один из секретов здоровья:«Двигайся больше – проживёшь дольше».
Тропа привела нас в главный городок нашей страны. Что вы видите? (дети: голову человека).
Здесь находитсяглавный компьютер организма, который называется… как?(дети: мозг). Как вы думаете, для чего он нужен? (дети: получает всю информацию о том, как работают органы нашего организма, и отдаёт им приказы)
Какие органы чувств имеются у человека на голове? (дети: зрение, слух, обоняние, вкус). Правильно!
Перед вами окошечко, в котором живут глаза. Глаза – это…? (дети: зрение).
Как вы думаете, для чего нужно зрение?(дети: чтобы видеть красоту природы, цвета, окружающий мир;, видеть, что находится рядом, вдали и т.д.).
Как нужно укреплять глаза? (дети: делать гимнастику для глаз, смотреть на восходящее и заходящее солнце)
Гимнастика для глаз:
- Вдаль на палец посмотри, близко к носу поднеси.
1-2-3-глаза закрой, 1-2-3- глаза открой.
(показываетсязашумованная картинка)
Посмотрите на картинку и найдите предметы, которые здесь спрятались.
Игра «Зашумованные картинки»(показ картинки с наложенными друг на друга изображениями фруктов)
Задание: Назовите, какие предметы нарисованы, и какого они цвета.
Воспитатель:
В следующем окошечке мы видим орган….? (дети: нос).
Нос – это…? (дети: обоняние, дыхание). Для чего нужен этот орган? (дышим, чувствуем запахи.)
Упражнение на регулирование дыхания: по сюжетному стихотворению «Любопытная Варвара»(И.П.: стоя прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Поворачивая голову в правую сторону, выполняется резкий шумный вдох, при повороте головы влево – короткий вдох. Затем – плавный пассивный выдох в момент возвращения головы в И.П.)
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Воспитатель:
Давайте с закрытыми глазами угадаем запахи (чеснока, апельсина, огурца). Молодцы! Хорошо работает ваш нос и мозг.
Какой орган живёт в этом окошечке? (дети: ухо).
Ухо – это? (дети: слух).
Для чего они нужны? (дети: благодаря им мы слышим звуки, что они означают).
Проверим, как работают ваши ушки(прослушивание звуков).
Упражнение на активизацию слухового внимания: «Слушаем звуки природы»(водопад, скрип снега, жужжание комара, щебет птиц, стук дятла и т.д.)
Воспитатель:
В последнем окошечке живёт? (дети: рот, язык).
Язык – это…? (дети: вкус)
Лимон кислее, чем арбуз,- ты это понял вмиг.
И сладкий вкус, и кислый вкус распробует… язык.
Игра «Угадай на вкус»(дети с закрытыми глазами пробуют, определяют и отгадывают на вкус фрукты)
Воспитатель:
Чтобы мы были здоровы, все органы должны чётко и слажено взаимодействовать между собой.
Давайте включим мозговые компьютеры. Ваш компьютер должен выдать правильный ответ.
Игра «Компьютер»(Дети пальчиком касаются лба: «чик» - компьютер включен.Воспитатель задаёт ребёнку вопрос, ребёнок сначала выполняет движение, фиксируя в памяти вопрос: на раз-хлопок в ладоши, на два-хлопок по коленям, на три, четыре - два прыжка с поворотом вокруг себя, затем выдаёт правильный ответ).
Сопутствующие вопросы детям:
- Что у тебя на самом верху? (голова)
- Что ты видишь на голове? (лицо)
- Что находится у тебя сзади головы? (затылок)
- Что находится справа и слева? (уши)
- Что у тебя на верхней части лица? (лоб)
- Что ниже лба? (брови)
- А под бровями? (глаза)
- Между глазами? (нос)
- Под носом? (рот)
- Ниже рта? (подбородок)
Воспитатель:
Молодцы! Ни один компьютер не сломался! Тогда продолжим работать на компьютере. Напечатаем картинки и узнаем, что полезно, а что может навредить нашим органам.
Речедвигательная игра «Японская машинка» (Сидя на стульчиках, дети выполняют ритмические движения: на раз-хлопок в ладоши, на два-ладошками хлопок по коленям, на три-щелчок пальчиками правой руки, на четыре-щелчок пальчиками левой руки.И продолжаем снова, проговаривая четверостишие).
Д/игра «Хорошо – плохо»(классификация сюжетных картинок, например, ребёнок в наушниках громко слушает музыку, облизывает рану языком, слишком близко смотрит телевизор, летом носит панамку).
Задание:Рассказать, что полезно, а что может навредить нашим органам чувств.
Воспитатель:
Какие правила нужно соблюдать, чтобы быть здоровым? (дети: чтобы быть здоровым нужно…)
Видите, ребята, все органы чувств надо беречь и ухаживать за ними.
А вот и вторая часть пропеллера, именно в нем спрятан второй секрет здоровья:
Глазками моргнули, рот в улыбке растянули.
Брови вверх подняли, на носик пальчиком нажали.
И секрет второй сказали:«Органы я берегу, вред я им не нанесу»
Двигаемся дальше по тропе здоровья.
Упражнение:«Ножки без запинки (шли, топали, семенили, прыгали, скакали, плелись) по тропинке»
Тропинка привела нас в город «Хорошего Настроения». В этом городе живут человечки с разными эмоциями. Попробуйте угадать настроение жителей этой улицы!
Вопросы детям:
- Какое выражение лица у твоего человечка?
- Как ты думаешь, отчего твой человечек грустный (весёлый, сердитый).
- Сделайте такое выражение лица, как у твоего человечка.
- Как можно изменить или поднять настроение? (вежливые слова, комплименты)
Воспитатель:
Давайте подарим и мы комплименты: «Грубых слов не говорите, только добрые дарите!»
Игра «Комплименты»Дети водят хоровод. Один ребёнок стоит в центре с закрытыми глазами, воспитатель глазами показывает на ребёнка, который должен сделать комплимент своему товарищу. Стоящий в центре ребёнок угадывает, кто из детей осыпает его комплиментами.
1-2-3-4-5- постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит
Комплимент тебе подарит?
Воспитатель:
А сейчас все подойдём к зеркалу и ласково назовём каждую частичку нашей головушки(своего лица).
Игра «У Зеркала»(дети выполняют соответствующие словам движения)
Головушка – солнышко (гладят голову)
Лобик – Бобик (морщат лоб)
Носик – абрикосик (пальчиком достают до носика)
Щёчки – комочки (ладошкой гладят щёчки)
Зубочки – дубочки (стучат зубками)
Реснички – сестрички (моргают глазками)
Ушки – непослушки (массаж мочек ушей)
Воспитатель:
Я вижу, как у вас поднялось настроение. А вот и ещё одна часть пропеллера нашлась, а с ней и часть секрета здоровья, какой?«Влияет без сомнения на всех нас настроение». Продолжаем двигаться дальше, проговаривая с детьми:
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
По дорожке, по дорожке скачем мы на левой ножке.
Воспитатель:
С хорошим настроением, улыбкой на лице мы прибыли в страну «Аппетитную». На главной площади этого города возвышается «Пирамида здоровья».
Дидактическая игра «Пирамида здоровья»
Вопросы детям:
Какие продукты находятся у основания пирамиды? (каши, хлеб, картошка, масло)
Что можно сказать про эти продукты? (эти продукты требуются нашему организму в первую очередь)
Какие продукты делают наш организм сильным? (орехи, рыба, кукуруза, курица)
В каких продуктах больше всего витаминов? (овощах, фруктов)
Воспитатель:
Кто знает, как правильно нужно питаться? (соблюдать режим, не переедать, не есть много сладкого и т.д.)
Проверим, как работает ваш мозговой компьютер. Внимательно посмотрите на карточку и запомните, какие продукты необходимы для работы мозга.
Игра «Посмотри, запомни, выбери, ответь!»
Молодцы! Ваш мозг работает хорошо.
А какие продукты необходимы для укрепления здоровья? (дети: овощи, фрукты).
Что ты (Полина) предлагаешь для укрепления (профилактики) здоровья?
Давайте заготовим полезные гостинцы для Карлсона. (дети заготавливают и рассказывают, что они делают: апельсиновый сок, яблочное пюре, грушевый компот, джем)
Смотрите, вот и четвёртая часть пропеллера, где находится полезная часть секрета. «Овощи и фрукты – полезные продукты»
5. Рефлексивно-оценочный этап:
Воспитатель:
Наконец, мы и в «Секретном» городе. Вот сколько частей пропеллера. Значит мы сможем собрать пропеллер, ведь он поможет Карлсону укрепить своё здоровье (дети под музыку собирают). Давайте повторим секреты, укрепляющие здоровье.
Предлагаю отправить пропеллер с секретом здоровья Карлсону. Для чего? (чтобы он следил за своим здоровьем и укреплял его).
Воспитатель:
Секрет нашего путешествия прост: желание помочь друзьям, которые попали в беду.
Голос (аудиозапись): Глаза закрой скорей, дружок. Кругом ты повернись.
И в детский сад опять вернись.
Ребята, Доктор Айболит отправил вам витаминки и диск с мультфильмом «Малыш и Карлсон»
Минутка настроения: Никогда не унываю и улыбка на лице.
Потому что принимаем витамины АВС.
Библиографический список
1. Курцева З.И. Ты – словечко, я словечко/ М.: Баласс, 2002.
2. Составитель Хворостухина С.А., Дыхание по методам Стрельниковой и Бутейко / М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
3. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» / П.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».
4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие / М.: ЛИНКА-ПРЕС, 2000.
5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет / М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир / М.: «Баласс», 2003.