Урок по истокам для 5 класса по теме Московский кремль Щит военный, щит духовный
Технологическая карта урока
Предмет: Истоки.
Базовый учебник: А.В. Камкин, «Истоки. Память и мудрость Отечества. 5 класс», М., «Истоки», 2011
1-й урок по теме «Московский кремль».
Тема урока: «Щит военный, щит духовный»
Цель урока: Показать Московский Кремль как крепость военную и крепость духовную.
Задачи урока:
узнать происхождение слова кремль;
показать роль кремля в истории русских городов;
показать особое место Московского Кремля среди кремлей других городов
познакомить с сооружениями Московского Кремля, подтверждающими его военное и духовное значение
Тип урока: урок первичного усвоения новых знаний
Необходимое оборудование: учебник, компьютер, иллюстративный материал
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный момент Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок в хорошем настроении! Садитесь. Приветствие учителя, друг друга Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
2 Постановка темы и цели урока Наш учебник по истокам в 5 классе называется «Семь чудес России». С какими чудесами России мы познакомились в том году?
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним чудом России Послушайте четверостишие М.Ю.Лермонтова:
Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
О чем пойдет речь сегодня на уроке? Правильно, о Московском кремле.
Открывается доска, на которой написано:
Московский кремль.
Эта тема большая, мы будем изучать ее 5 часов.
А теперь давайте посмотрим презентацию и определим тему и цель нашего сегодняшнего урока.
Ответы учеников:
Их 5. Соха и топор, Крестьянские хоромы, Соловки, Храм Покрова на Нерли, Икона Живоначальная Троица. Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
3 Актуализация знаний 2-й слайд – посмотрите внимательно на изображение и ответьте на вопросы:
- что собой представляет кремль?
- с какой целью строили кремль?
- что окружает кремль?
- что находилось внутри кремля?
- почему в кремле обязательно строили храмы?
Давайте определим (назовем) цель нашего урока: что мы должны узнать сегодня?
Кремль строился для военных целей, как крепость для защиты и для того чтобы в храмах молиться, то есть защищать людей духовно.
Давайте определим тему нашего урока. Какое слово звучало у вас чаще всего? С какой целью строился кремль?
Слово защита.
Защита какая? Военная.
А еще защита какая? Духовная. (С какой целью строились храмы?)
Значит тема нашего урока звучит так: «Защита военная, защита духовная» или еще короче: выделите корень от слова защита, что получилось? Щит. Тогда тема звучит так: «Щит военный, щит духовный». (Открывается тема, она закрыта чистыми листами). Нам нужно с вами постепенно открыть все листы на доске, таким образом мы придем от незнания к знанию.
Обсуждение и ответы учащихся.
Кремль – это укрепленные
стены и башни, вокруг ров с водой и подъемные мосты, он строился для защиты от врагов, то есть это была военная защита, внутри кремля находятся храмы, дворец князя и дома знати (бояр). Храмы тоже защищали от врагов, потому что в них молились о мире и спокойствии. Это была духовная защита.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
4
Первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) Давайте определим (назовем) цель нашего урока: что мы должны узнать сегодня?
Мы с вами сказали, что кремль строился для военных целей, как крепость, т. е. для защиты и для того чтобы в храмах молиться, то есть защищать людей духовно, значит… Я открываю первое слово – показать… что показать?
Цель: показать Московский кремль как крепость военную и крепость духовную.
Чтобы достичь цели, мы свами должны решить задачи.
Первая задача.
Откройте тетради, стр. 11, задание №1, прочитайте задание: Выясни значение слова кремль.
У вас на столах лежат листочки с текстом. Вы должны прочитать текст, выбрать главное и записать в тетради. Работаем в четверках и обсуждаем решение. (Можно подчеркнуть в целях экономии времени). Запись краткая.
Текст.
Что же обозначает слово «кремль», откуда оно появилось? Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец.
В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости. Слово «кремль» впервые появляется в летописи под 1317 годом как «кремник». Есть несколько версий его происхождения.
Заслушиваются ответы детей Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4.Объяснять понятия.
Одна из них связывает слово «кремль» с греческим словом «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Другая версия связывает происхождение слова «кремль» со словами «кремник» в значении «крепость внутри города» и «кромьство» — «внутренность». Кремль являлся обязательной принадлежностью старинного русского города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. Высокий вал и возведенные на нем каменные (в старину чаще деревянные) стены, сторожевые и подъездные башни придавали кремлям грозный вид.
Стенам кремля наши предки придавали и священное значение. Так, надвратные башни извне и изнутри имели иконы, перед которыми часто горели лампады. Нередко имелись надвратные или башенные церкви. Стена города воспринималась не только как важная военная крепость, но и как крепость Божия, молитвами святых невидимо охраняющая город.
Под их защитой размещался княжий двор, а впоследствии двор воеводы, складские помещения, пороховые погреба, дома служилых людей. Возвышались храмы, стояли дома священнослужителей. В случае опасности за стенами кремля укрывалось все население города и близлежащих сел и деревень.
В некоторых городах кремли существуют и сейчас.
Работа
Чтение текста.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Сколько значений слова кремль? – 2. - Какие?
Какова была наша задача? Мы ее выполнили. Открываются листы на доске.
Задача 2.
Прочитайте следующее задание.
Почему не только в Москве мог появиться кремль?
Вы уже прочитали текст, найдите в нем ответ на этот вопрос. Решение коллективное.
Открываем 2-ю задачу, она звучит так:
Показать роль Кремля в истории русских городов.
Решили мы эту задачу?
Задача 3.
Читаем следующий вопрос:
Почему Московский Кремль занимает среди них особое место?
Если мы спросим любого россиянина, что есть сердце Москвы, наверняка, он ответит — «Московский кремль». Московский Кремль нельзя не видеть. Боровицкий холм — место рождения Москвы, Кремль — город-крепость (самая большая сохранившаяся средневековая крепость Европы), духовный центр Москвы и России, твердыня власти, сокровищница искусства. Кремль — общерусская национальная святыня и одно из чудес света. Там, наконец, просто — очень красиво и интересно.
Мы ответим на этот вопрос, прочитав учебник, вступительное слово, стр.93.
Дети читают текст самостоятельно, отвечают на поставленный вопрос. Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
5
6 Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Динамическая пауза Молодцы, мыс вами решили 3-ю задачу. Открываем листы, и она звучит так:
Показать особое место Московского Кремля среди кремлей других городов.
4-я задача.
У вас на столах лежит план Московского Кремля, рассматриваем и формулируем 4-ю задачу:
Познакомиться с сооружениями Московского Кремля.
Открываем последние листочки.
Читаем учебник дальше (стр.93 - 95), отвечаем на вопросы:
- Сколько лет стенам Московского кремля?
- Сколько лет строились?
- При каком царе?
- Какова высота стен?
- Ширина стен?
- Что представляют собой зубцы по верху стен?
- Почему?
Встали. Представьте, что вы находитесь на крепостной стене и вглядываетесь в даль - нет ли врагов.
Рука у головы, вправо, влево.
Увидели врага, натянули лук, пустили стрелу.
В ответ полетели стрелы, присели за выступ, встали, опять присели.
Враги неожиданно отступили, радость –руки над головой, мы победили!
Сели. Ответы на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
7
8
Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
А теперь поговорим о башнях Московского Кремля. Смотрим на план Кремля, скажите сколько всего башен было? (20)
Ребята подготовили рассказы о некоторых из них, внимательно слушаем, смотрим слайды, обводим в кружок башни, о которых узнали и определяем, чей рассказ был лучше.
История какой башни вам больше всего запомнилась?
Итак, мы познакомились только счастью сооружений Московского кремля. Об остальных достопримечательностях мы познакомимся на следующем уроке.
А теперь откройте рабочую тетрадь.
Активное занятие в четверках «Щит военный, щит духовный» (Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 13).
Задание 1. Самостоятельно.
Учащимся предлагается прочитать три текста о Московском Кремле. Найти в каком из отрывков идет речь о Кремле как о щите военном, а в каком — как о щите духовном. Пометить текст как указано в задании.
Задание 2. Работа в четверке.
Учащимся предлагается обсудить содержание текстов вместе, прийти к единому решению.
Давайте послушаем ваше решение.
Почему вы так решили?
Экспертная оценка.
Рассказ подготовленных заранее детей (предварительное домашнее задание) об 11 башнях Московского Кремля.
Рассматривают план Московского Кремля,
отвечают на вопросы.
Работа в группах. Выступление каждой группы заслушивается и оценивается.
Обоснование ответов. Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
9
10
Рефлексия деятельности
Домашнее задание
Вывод.
Кремль — общерусская национальная святыня и одно из чудес света. Сред остальных знаменитых кремлей нашего Отечества он занимает особое место. Но, так же как и другие кремли, Московский Кремль для нашей столицы являлся и щитом военным, военной крепостью и щитом духовным, крепостью Божией, молитвами святых невидимо охраняющей город.
Рефлексия.
Закончите фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
У меня получилось…
Урок мы начинали с улыбки. А с каким настроением вы заканчиваете урок?
У вас на столах лежат стикеры 3-х цветов:
Синий – уныние
Желтый – раздумья;
Зеленый – цвет весны, радости, жизни,
посмотрим, оживет ли наше дерево, которое нарисовано на доске, подойдите и приклейте стикер того цвета, которое соответствует вашему настроению
Домашнее задание.
Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 12. Задания3, 4, 5.
Выбирают фразу и отвечают
Заслушиваются мнения детей.
Запись домашнего задания, вопросы по выполнению домашнего задания.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно – познавательной деятельности
11 Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Оценивание достижений учащихся:
Актуализация знаний.
Отметить учеников, верно сформулировавших понятия.
Решение проблемы, открытие новых знаний.
Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.
Выражение решения проблемы.
Отметить учеников, наиболее полно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.
Выполнение продуктивных заданий по теме.
Отметить учеников, которые представляли работу группы, а также тех, кто выполнял задание самостоятельно.
Самоанализ урока.
Целеполагание:
На уроке присутствовало преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию;
Было групповое обсуждение значения темы и цели урока;
Учителем были организованы сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным учебником;
Определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ
Обучающиеся сами сформулировали цели и учебные задачи;
Присутсвовали разные формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности)
Рассмотрение разных вариантов ответов;
Оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ
Выделение учащимися проблем, постановка задач;
Поиск информации, дающего представление о происхождении понятия;
Поиск способа решения;
Участие обучающихся в дискуссии.
РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ
Предоставление возможности ученику самому исправить ошибку
Предупреждение ошибки учителем
Исправление ошибки другими учащимися
Исправление ошибки учителем.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА:
помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося;
выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке;
уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей;
подбадривает неактивных, привлекает их к работе;
инструктирует, советует;
прибегает к внушению, убеждению учащихся.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
организует обсуждение критериев выполнения задания;
отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели,
приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося;
организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ:
осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач;
выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе;
прогностическая оценка учащимися своих возможностей.
ГРУППОВАЯ РАБОТА:
предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность;
учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.);
учитель контролирует соблюдение групповых норм;
учитель включается по запросу группы;
учитель периодически проясняет ситуацию решения;
проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе.
ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ:
вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;
термины, непонятные слова и выражения объясняются;
существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются
выясняется место нового понятия в системе других понятий;
ученики поощряются к объяснению понятий своими словами.
Что же обозначает слово «кремль», откуда оно появилось? Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец.
В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости. Слово «кремль» впервые появляется в летописи под 1317 годом как «кремник». Есть несколько версий его происхождения. Одна из них связывает слово «кремль» с греческим словом «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Другая версия связывает происхождение слова «кремль» со словами «кремник» в значении «крепость внутри города» и «кромьство» — «внутренность». Кремль являлся обязательной принадлежностью старинного русского города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. Высокий вал и возведенные на нем каменные (в старину чаще деревянные) стены, сторожевые и подъездные башни придавали кремлям грозный вид. Стенам кремля наши предки придавали и священное значение. Так, надвратные башни извне и изнутри имели иконы, перед которыми часто горели лампады. Нередко имелись надвратные или башенные церкви. Стена города воспринималась не только как важная военная крепость, но и как крепость Божия, молитвами святых невидимо охраняющая город. Под их защитой размещался княжий двор, а впоследствии двор воеводы, складские помещения, пороховые погреба, дома служилых людей. Возвышались храмы, стояли дома священнослужителей. В случае опасности за стенами кремля укрывалось все население города и близлежащих сел и деревень.
В некоторых городах кремли существуют и сейчас.
Синий – уныние
Желтый – раздумья;
Зеленый – цвет весны, радости, жизни,
Что же обозначает слово «кремль», откуда оно появилось? Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец.
В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости. Слово «кремль» впервые появляется в летописи под 1317 годом как «кремник». Есть несколько версий его происхождения. Одна из них связывает слово «кремль» с греческим словом «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Другая версия связывает происхождение слова «кремль» со словами «кремник» в значении «крепость внутри города» и «кромьство» — «внутренность». Кремль являлся обязательной принадлежностью старинного русского города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. Высокий вал и возведенные на нем каменные (в старину чаще деревянные) стены, сторожевые и подъездные башни придавали кремлям грозный вид. Стенам кремля наши предки придавали и священное значение. Так, надвратные башни извне и изнутри имели иконы, перед которыми часто горели лампады. Нередко имелись надвратные или башенные церкви. Стена города воспринималась не только как важная военная крепость, но и как крепость Божия, молитвами святых невидимо охраняющая город. Под их защитой размещался княжий двор, а впоследствии двор воеводы, складские помещения, пороховые погреба, дома служилых людей. Возвышались храмы, стояли дома священнослужителей. В случае опасности за стенами кремля укрывалось все население города и близлежащих сел и деревень.
В некоторых городах кремли существуют и сейчас.
Синий – уныние
Желтый – раздумья;
Зеленый – цвет весны, радости, жизни,
Синий – уныние
Желтый – раздумья;
Зеленый – цвет весны, радости, жизни,
Синий – уныние
Желтый – раздумья;
Зеленый – цвет весны, радости, жизни,
Синий – уныние
Желтый – раздумья;
Зеленый – цвет весны, радости, жизни,
Синий – уныние
Желтый – раздумья;
Зеленый – цвет весны, радости, жизни,
Синий – уныние
Желтый – раздумья;
Зеленый – цвет весны, радости, жизни,
Синий – уныние
Желтый – раздумья;
Зеленый – цвет весны, радости, жизни,
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4