Проблемы музыкально-исполнительского интонирования при работе с хором


Интонирование в хоре.
Вокальная работа, так же как и воспитание музыкального слуха в детском хоре является одним из важнейших факторов хорового строя.
Педагогу надо учить правильно брать дыхание, и умело его использовать, чисто интонировать мелодию, прививать им навыки двухголосия, добиваться максимальной выразительности в пении, то есть петь красиво, свободно, естественно, без физического напряжения, звонким, светлым, легким звуком. Вот тут-то на помощь и приходит вокальное распевание . Распевание организует и направляет детей, помогает усвоению певческих навыков. Оно должно быть продумано, его следует давать систематически и менять только в том случае, если предыдущее распевание хорошо усвоено.
Распевания могут быть разными, но первоначально это обычно упражнения на маленьком диапазоне звучания или даже пение хора с закрытым ртом или на удобных слогах. Например: Лю-Лё-ля...
Упражнения должны быть исполнены на одном дыхании, при правильном положении корпуса, на легато, ребята должны научиться правильно петь гласные "а", "у", "о" при полном произношении ведется работа над развитием вокального слуха, у детей, то есть каждый поющий должен слышать, как он поет и давать внутреннюю оценку своему пению. При этом очень полезно наряду с общим распеванием спрашивать детей и индивидуально.
Еще лучше, если дети сами при прослушивании школьных нескольких поющих отметят, у кого звук красивый, свободный, как бы льющийся, наряду с пением гнусавым, плоским, зажатым. Следует уделять большое внимание эмоциональному исполнению упражнений. В дальнейшем могут использоваться упражнения, где одновременно сочетается работа над дикцией и расширяется диапазоны звучания хора. Систематически и последовательно работая над дыханием, нужно добиваться, чтобы учащиеся пели на одном дыхании довольно длинные фразы. Эти упражнения нужно исполнять с усилием и усилением звучности. Очень большое внимание следует уделять пению гласных. Именно гласные являются основой пения, от них зависит качество звука, его красота и выразительность. Детям вначале трудно дается вокализация гласных, и тут на помощь им приходят согласные, которые должны произноситься твердо, упругими губами, быстро. Твердое произношение согласных, в некоторых случаях даже утрированное является основным усвоением хорошей дикции.
В начальный период обучения воспитание интонационного слуха необходимо вести параллельно с изучением ладогармонических связей. Ладовые связи выявляются прежде всего при составлении гармоний доминантовой функции с тонической. Сначала изучаются тонико-доминантовые тяготения, наиболее ярко характеризующие лад:
7-1, 5-1, 2-1, 3-1, 6-1, 4-3-1.
Затем, усваиваются тонико-доминантовые связи и параллельно ведется работа над прилегающими хроматизмами.
Ощущение ладофункциональной окраски укрепляется также путем неоднократного слушания, гармонических последовательностей с последовательным участием всех функций лада.
Постепенно развивая мелодический и гармонический слух детей, можно подойти к работе над двухголосным пением. Специальными двухголосными упражнениями нужно прежде всего развивать у детей внимание, умение слушать других, умение сдерживать силу своего голоса (петь в ансамбле). Двухголосное пение гораздо сложнее одноголосного. Каждый поющий должен петь свою партию и в то же время слышать партию другого голоса. Это не сразу удается детям. С чего же начать подготовку двухголосного, а затем и трехголосного пения? Прежде всего надо научить детей различать в аккорде разные по высоте звуки. Для этого берется на инструменте какой-либо широкий интервал и предлагается детям спеть верхний и нижний звук закрытым ртом, а затем и два звука вместе. Постепенно нужно сближать интервалы. Над терцией следует работать больше, чтобы усвоить звучание большой и малой. При работе над двухголосием очень полезно петь упражнения с закрытым ртом или названием нот, в которых один голос выдерживается, а второй движется. Очень помогает в работе над двухголосием пение простейших канонов. Параллельно с работой над двухголосием с учащимися ведется работа над вокальным ансамблем. Когда хор начинает петь трехголосную музыку, вводятся трехголосные гармонические упражнения. Методика работы та же, что и при разучивании двухголосных упражнений. Сначала весь хор "раскладывает" какой-либо аккорд, скажем секстаккорд, сыгранный на фортепиано преподавателем. Теперь, кроме нижнего и верхнего звуков, дети поют и средний звук. Разучиваются также упражнения с двумя выдержанными голосами, и с движением в третьем, или с поочередным движением в голосах.
Чрезвычайно важно воспитать в коллективе навыки пения без сопровождения. До сих пор существует ошибочное мнение, что заниматься этим можно лишь достигнув определенного уровня. Действительно, пение многоголосных сложных произведений, без сопровождения - наиболее трудный вид исполнительства, доступный далеко не каждому хору. При пении а капелла наиболее полно выявляется мастерство хора, его звучность, строй, ансамбль, нюансировка. Для детского хора пение без сопровождения способствует выявлению специфического детского звучания, особой прозрачности детских голосов.
Когда же хор начинает петь а капелла? Думается, что буквально с первых же занятий. Пение без сопровождения будет способствовать выработке навыков пения в унисон. Важно, что такое пение способствует интенсивному развитию музыкального слуха. И что именно раннее пение, может привести хор к исполнению сложных произведений и наоборот, занимаясь даже много лет и не имея навыков пения, хор начинает топтаться на месте. И привычка петь всегда с сопровождением сдерживает его развитие и возможности, прежде всего потому, что хор будет петь в темперированном строе. Значит, все будет звучать фальшиво, без учета специфики нетемперированного строя. Начиная уже с двухголосных песен, пение может украсить любую программу.
Хор при таком пении чувствует себя более самостоятельным. Активность каждого хориста, естественно, возрастает, малейшие шероховатости, складывающиеся при аккомпанементе, при пении хорошо слышны. Хор становится в руках дирижера более гибким, творческим.
Среди специфических особенностей пения есть одна очень важная возможность пропевания произведений в самых различных тональностях: на полтона, на тон ниже (выше), а иногда, если позволяет диапазон, на большую и малую терции, и даже чистую кварту или чистую квинту(выше, ниже).
Для чего мы пользуемся такой возможностью?
Известно, что тональность, в которой написано данное произведение, не всегда удобна для исполнения. Скажем, не очень ладно получается строй в тональности ре мажор(хор все время понижает строй, реже иногда повышает). Исполнение же произведения в тональности ми-бемоль мажор улучшает интонацию. На репетициях полезно пропевать произведения в неудобных тональностях (реже-более высоких, чаще-более низких). Почувствовав себя "неудобно", хористы пропевают свои партии, преодолевая непривычные трудности, связанные с низкой тесситурой. Как правило, строй в таких случаях в значительной степени выравнивается, и это качество может сохраниться при возвращении в исходную тональность. Таким образом, становится очевидна положительная роль пения в творческом росте хора. Дети неправильно интонирующие, которые привыкли петь с сопровождением фортепиано, продолжают неправильно интонировать, не слыша себя. Фортепианное сопровождение заставляет петь в строго определенной тональности, тогда как пение позволяет найти "примарный" тон, удобный для всех детей, помогает им услышать себя и услышать других.
Невольно думаешь о методике проведения уроков пения в наших школах. Часто с начала и до конца занятий звучит фортепиано (при этом иногда слишком громко) и учитель пения весь урок, все занятия строит на своем сопровождении. Играть и проводить урок уже само по себе трудно, да и фортепиано здесь не всегда хороший союзник. Многоголосное пение в наивысшей степени способно развивать в певцах чуткость к интонированию.
Задача дирижера - неустанно развивать в себе и в хоровых певцах чуткость к интонированной выразительности музыки как в самом широком, так и в более узком значении, непременно связывая эти два момента. Развитие музыкального слуха мы подразумеваем понимание певцами логики музыкальной речи, в первую очередь ее ладовой выразительности. Нельзя игнорировать выразительность самих интервалов, характер их выразительности и зависимости от их сущности ладового значения. Если сущность ладовых функций аккордов состоит в их способности вызывать ожидание движения или ощущение покоя, то назначение интонирования - стимулировать эту способность, т.е. при помощи интонационных оттенков способствовать движению или покою. Следовательно, хорошим строем будет такой строй, который хорошо удовлетворяет указанной способности. Поскольку ладовое чувство есть "эмоциональное переживание определенных отношений между звуками" то работа над строем неотделима от работы над интонационной выразительностью.
Проникновение в сложную музыкальную ткань произведения, в замысел его автора-процесс для неопытных еще певцов новый, нелегкий. В его основе должно лежать с детского возраста умения слушать и слышать музыку. Очень важно обращать внимание молодых певцов на богатство средств музыкальной выразительности, на особенности музыкального языка того или иного композитора, стиля, жанра. Остановившись на какой-либо "находке" композитора - особой интонации, исключительно красивом мелодическом обороте, аккорде, интересной теме,- дайте молодым музыкантам вслушаться, ощутить их красоту их образное значение в песне, получить от этого радость. Путь этот ведет хоровиков к осмысленному, эмоционально выразительному пению. Они начинают понимать, что сила пения в выразительной вокальной интонации, фразировке.
"Пойте мысли! - требовал от певцов Станиславский.
Величайший русский певец и актер Ф.Шаляпин также говорил об этом: "... в правильности интонации, в окраске слова и фразы - вся сила пения".