Статья Системно-деятельностный подход и пути его реализации в Условиях ФГОС
Системно-деятельностный подход и пути его реализации в Условиях ФГОС
«Великая цель образования – это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
Введение в действие новых федеральных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс, направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.
Наука и жизнь не стоит на месте – она постоянно развивается и меняется, это значит, что школа должна готовить своих учеников к будущей жизни, новой и пока ещё неизведанной. В стране повысился спрос на социально активную, творческую индивидуальность, способную самостоятельно решать проблемы и лично отвечать за свои действия. Таким образом, результат образования сегодня должен измеряться не объёмом полученных знаний, а уровнем развития надпредметных способностей, которые позволят эти знания использовать для решения практических жизненных задач. В настоящее время необходимо вооружить учащегося таким важным умением, как умение учиться, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, а не просто дать ребенку определённый багаж знаний. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Системно-деятельностный подход это методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Отличительной особенностью нового стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Стандарты нового поколения, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на деятельностной парадигме, которая связана не с усвоением и запоминанием готовых знаний, а с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Определяется такое развитие характером организации деятельности детей, в первую очередь учебной. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях психолого-педагогической концепции, разработанной в отечественных трудах Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, рассматривающих основные закономерности личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития детей.
Следует отметить, что деятельностный подход не является новым.
С давних времен педагоги выделяли два основных направления, по которым может быть организовано учение: для одного из них свойственна активность учителя на уроке и пассивность ученика; для другого, самым важным становится активность самого ученика, ориентированного на самостоятельное добывание знаний. Н.Ф. Талызина, в своих трудах, отмечает, что «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними».
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение учениками всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). При такой организации учебного процесса знания, умения и навыки становятся производными от качества сформированности универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Организационная методическая сторона школьного обучения в деятельностном режиме преподавания на основе формирования универсальных учебных действий представляет собой реализацию последовательных этапов учебного занятия, которые полностью совпадают со структурой деятельности.
В современной практике приобрели популярность многие формы и методы обучения, основанные на деятельностном подходе. Например, такие как: проблемное обучение, метод проектов, уроки-экскурсии и др.
Остановимся на методе проектов и рассмотрим использование деятельностного подхода на примере урока в 5 классе, когда учащиеся только начинают самостоятельно и осознанно работать над творческим проектом и созданием проектного изделия.
Цель любого проекта – создание нового, эффективного, конкурентно-способного и экологического продукта, отвечающего потребностям человека.
На первом уроке идёт знакомство с понятием «творческий проект», демонстрируются готовые работы старших учащихся, вызывается интерес и желание сделать нужные, полезные, красивые вещи своими руками.
Работу над творческим проектом можно разделить на три этапа:
1.« поисковый »
2.« технологический»
3.« заключительный»
Рассмотрим, что включает в себя каждый этап
На поисковом этапе выбирается тема проекта: подумайте для кого и что именно вам хотелось бы сделать.
Поисковый этап включает в себя:
1. Определение проблемы.
2. Выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления проектного изделия.
3.Определение требований к проектируемому изделию.
4.Подбор нескольких вариантов изделий и выбор лучшего.
Следующий этап - технологический
На технологическом этапе выполняется конструирование изделия.
Технологический этап включает в себя:
1. Определение конструкции изделия.
2. Разработка последовательности изготовления
3. Подбор и приобретение необходимых материалов и инструментов
4. Организация своего рабочего места.
5. Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы.
Последний этап – заключительный
На заключительном этапе создания проекта проводится испытание и контроль готового изделия, определение материальных затрат на его изготовление, оценка проекта и изделия.
Заключительный этап включает в себя:
1.Окончательный контроль готового изделия
2.Проведение испытаний изделия.
3. Анализ работы - что получилось, а что нет.
4. 3ащита проекта.
К защите проекта должны быть представлены: пояснительная записка (папка с описанием) проекта, презентация и готовое изделие.
На следующем уроке предлагаю учащимся оформить пункты поискового этапа проекта в виде презентации по заданному алгоритму:
выбор темы для проекта (проблема - это самый первый шаг в процессе выполнения творческого проекта,проблему ставит учитель или ученик).
обоснование выбора проблемной ситуации
цель и задачи для решения проблемы
представление о планируемом результате
межпредметные связи (перечень предметов необходимых для изготовления творческого проекта)
первоначальные идеи выбора изделия
требования к изделию и выбор лучшей идеи
анализ прототипов и выбор собственного варианта
актуальность выбранного изделия
Для успешной работы, пятиклассникам, я предоставляю, заранее, подготовленный макет презентации, с заголовками, таблицами и т.д., в который они, самостоятельно, вносят необходимую информацию, иллюстрации, заполняют таблицы. Под моим наблюдением учащиеся работают за компьютерами, используя предоставленный макет презентации и папку, в которой находятся разные иллюстрации и информация по теме «Создание изделий из текстильных материалов». (На первом этапе, учащиеся не пользуются интернетом, но я поясняю, что необходимую информацию можно найти не только в книгах, учебниках и журналах, но и в интернете). После выполнения задания подводим итоги.
Итог урока:
1. Ответить на вопросы:
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое творческий проект?
- Назовите этапы творческого проекта.
В заключении подбадриваю учеников добрыми наставлениями и поговорками:
“Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”. Марк Аврелий «Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвенья, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем творчества».
На уроке технологии в 5 классе вы учитесь трудиться, приобретаете навыки различных технологических приемов, попробовали себя сегодня в творческих проектах, то есть соприкоснулись с технологией творчества.
Будьте уверены, что все полученные знания и умения вам пригодятся в дальнейшей жизни.
Домашнее задание: Подбор интересной исторической или научной информации по теме. Источники для поиска информации могут быть любыми, но их необходимо записать и сохранить в презентации, на указанном слайде.
Конечно, чтобы провести такой урок, необходима тщательная предварительная подготовка, которая проводится на всех предыдущих уроках.
До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Основной педагогической задачей системно-деятельностного подхода является организация условий инициирующих детское действие. Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:
не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно;
поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;
при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».
Такие уроки имеют ряд преимуществ:
природосообразны, ориентированы на естественный рост и развитие ребёнка, а значит менее здоровьезатратны;
способствую развитию универсальных умений, позволяющих активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности;
создают условия для самовыражения;
способствуют развитию исследовательских способностей и творческого мышления;
создают психологический комфорт, так как общение строится на субъект-субъектных отношениях.
В условиях интенсификации процесса информатизации образования, необходимо активно использовать ИКТ как инструментарий формирования универсальных учебных действий. Широкие возможности современных информационных технологий следует применять не столько для демонстрации учебного материала, сколько с целью активизации и развития учебной самостоятельности школьников.
«… Очевидно, что знание, которое ребенок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено… Включение ребенка в деятельность…активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию»
В.В. Давыдов
Что дает системно-деятельностный подход учителю?
Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся
«Увидеть» себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения
Приходить к новому способу обучения поэтапно
Повысить качество образования уже на первых этапах
Включиться в инновационный процесс
Обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД .
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" http://www.garant.ru2. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Автор: Е.В. Якушина, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории медиаобразования ФГНУ "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования, Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
4. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. – 2010. – №6 с. 2-11.
Интернет-ресурсы:
http://www.pedsovet.orghttp://profisayan.wordpress.com
http://tulaschool65.ru/