Урок математики по теме Десятичная запись дробных чисел (5 класс)

Урок математики в 5-м классе по теме "Десятичная запись дробных чисел"
Цель: ознакомить учащихся с десятичной записью дробных чисел.
Задачи: Образовательные:
ознакомить учащихся с десятичной дробью;
учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Развивающие:
развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.
Воспитательные:
развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор с экраном для демонстрации презентации, магнитная доска, карточки с десятичными дробями и буквами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Будь внимательней, дружок. Начинаем мы урок. Посмотрите, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку “5”.
2. Устная работа (фронтальная работа с классом).
- Для украшения актового зала к празднику купили шаров. Среди них  красных. Какую часть составляют красные шары? () - В магазин привезли картофеля. До обеда продали  всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? () - Замените число  дробью со знаменателями . () - Коля прочитал книги, что составляет  страниц. Сколько страниц в книге? () -  солдат построились в ряд.
Все они дружно идут на парад.
 было усатых.
Сколько было безусых солдат? ()
Самопроверка устной работы (слайд).
3. Сообщение темы урока.
На слайде записаны дроби:
          
- Прочитайте дроби. - Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули) - На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные)
- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:
 (Возникает проблема)
- Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Запишите тему урока “Десятичная запись дробных чисел” ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). - Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким?
Эти дроби перед вами. Полюбуйтесь ими сами. В знаменателе, смотри –  Единица и нули.
4. Работа по новой теме.
- Как записать дробные числа по-другому?
Числа со знаменателями и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, ; ; .
- Посмотрите на таблицу ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Дробное число
Количество нулей в знаменателе
Десятичная дробь
Количество цифр после запятой


1

1


2

2


3

3


3

3


4
?
4


5
?
5

- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой) - Как же вы запишите последние числа? (выберите верный вариант)
А. 0,037  Б. 0,0037  В. 0,37
А. 3,5216 Б. 0,035216 В. 0,35216
- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.
Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.
Записать целую часть (она может быть равна нулю).
Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
Записать числитель дробной части
- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)
 (М)  (А) (Г)  (Н)  (И)  (Ц)  (К)  (И)  (Й)
МАГНИЦКИЙ
Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
“Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”.
- Как вы понимаете эти слова?
Историческая справка.
- Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) 28 43 или
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради (самостоятельно).
- Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями.

Проверка ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
- Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными.

Проверка ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
3. Выполнение упражнения по учебнику.
№ 1147
6. Подведение итогов урока.
- Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной? - Как называют число, записанное перед запятой? - Как называют число, записанное после запятой? - Как определить, сколько знаков должно быть после запятой? - Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?
7. Домашнее задание.
п. 30 с. 180, №1166(а), 1170.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 713Рисунок 715Рисунок 717Рисунок 718Рисунок 722Рисунок 723Рисунок 725Рисунок 728Рисунок 729Рисунок 730Рисунок 737Рисунок 745Рисунок 747Рисунок 748Рисунок 751Рисунок 752Рисунок 758Рисунок 763Рисунок 764Рисунок 765Рисунок 769Уђ Заголовок 115