Презентация опыта работы по здоровьесбережению
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27» пос.Мостовик ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ШКОЛЫ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) СОДЕРЖАНИЕ I Введение Актуальность проблемы - здоровьесбережение обучающихсяII Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.2.1.Общее направление учебного процесса. 2.2. Психологическая комфортность урока.III ЗаключениеIV Использованная литератураVI Приложение Введение. 1.Актуальность проблемы - здоровьесбережение обучающихся Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Стандарт включает в себя требования: - к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; - к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к условиям реализации здоровьесберегающего обучения представлены следующим образом: гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; образовательной среды, комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам;соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса(требования, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); соблюдение правил организации учебно-воспитательного процесса;пожарной безопасности; требований охраны труда. В процессе обучения в начальной школе в соответствии со здоровьесберегающими технологиями главной целью становится сформировать у детей необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, то есть способствовать формированию у школьников культуры здоровья. II. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.2.1. Общее направление учебного процесса. Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу - это та стартовая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. В 2011 году в класс пришли 19 первоклассников. Данные о состоянии их здоровья представлены в таблице. Показатели 1 КЛАССНАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА I группа здоровья 9 ЧЕЛОВЕК 47% II группа здоровья 9 ЧЕЛОВЕК 47% III группа здоровья 1 ЧЕЛОВЕК 5,3% Основная физкультурная группа 17 ЧЕЛОВЕК 89% Подготовительная группа 1 ЧЕЛОВЕК 5,3% Нарушение осанки, костно-мышечной системы 1 ЧЕЛОВЕК 5,3% Нарушение зрения 1 ЧЕЛОВЕК 5,3% Сердечно-сосудистые проблемы 5 ЧЕЛОВЕК 26% Только 9детей, имеющих I группу здоровья практически здоровы. Напрашивается вопрос, как сохранить здоровье учащихся. Познакомилась с основами здровьесберегающих технологий, изучила необходимую литературу по данной теме, чтобы создать условия для сохранения и улучшения здоровья детей и обеспечения их успешности в обучении. Здоровьесберегаюшее обучение ориентировано на обеспечение психоэмоционального, физического и социального здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров: 1) учёт особенностей класса; 2) создание благоприятного психологического фона на уроке; 3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4) создание условий для самовыражения учащихся; 5) обращение к разнообразным видам деятельности; 6) предупреждение гиподинамии. На заседании ШМО учителей начальных классов было принято решение начинать учебный день с утренней зарядки в виде танца. Учет пропусков по болезни показал, что заболеваемость детей ОРВИ снизился на15%.У себя в школе мы постарались обеспечить рациональный двигательный режим в учебное время, организуя учебный процесс в рамках трех часов физической культуры. Мероприятия здоровьесберегающего характера Проводятся Дни здоровья;Плановые эвакуации детей;Праздники (спортивные, экологические,трудовой десант, зарница, праздники здоровья в ДК пос.Мостовик.);Подвижные перемены;Проектная деятельность; Классы участвуют в фестивалях и конференциях по ЗОЖ; Конкурсы плакатов; Выступления агитбригад;В школе организовано горячее здоровое питание( повар сам готовит);Со II класса ведется курс «Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя и окружающих»;Товарищеские встречи между учителями и учащимися и др. Все эти мероприятия способствуют развитию здорового образа жизни учащихся. 2.2 Психологическая комфортность урока. Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье не надо ничего придумывать что-то особенное. Необходима рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий. При рациональной организации урока должны учитываться: творческий характер образовательного процесса;психоэмоциональный комфорт каждого ученика;применение нестандартных форм урока;оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук и др.);физкультминутки, музыкальные паузы;игровые моменты урока и занимательность;соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей;смена умственной и физической деятельности;чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью; проветривание кабинета перед началом занятий, гигиенические навыки;дыхательные упражнения;релаксация Правильно организованное здоровьесберегающее обучение помогает предотвратить усталость, утомляемость, повышает мотивацию младшего школьника к учебной деятельности и помогает приросту учебных достижений. III Заключение А в заключение хочется сказать словами Жана – Жака Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» IV Использованная литература Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования«Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе» Н.А.Будаева – журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/11, с.32-36«Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей технологии» Л.В.Середина – журнал «Начальная школа» №11/201 , с. 61-63 Фотографии из личного архива школы.