урок математики в 5 классе по теме: Десятичная запись дробных чисел.
Тема урока: Десятичная запись дробных чисел.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
научить читать и записывать десятичные дроби, обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичную и наоборот;
развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, память;
воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи, уважительное отношение друг к другу.
Структура урока:
Организационный момент
А.О.ЗИзучение нового материала
Закрепление материала
Домашнее задание
Итог урока.
Ход урока.
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке вы узнаете много нового, но для этого вам потребуется внимательность, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Итак, все готовы работать!
2. А.О.З.
1. Заполните пропуски (дроби записаны на доске)
а) + = ? в) - =?б) - ? = г) + =?
2. Продолжите числовой ряд:
; ; …; …
3. Исключите лишнее (дроби записаны на доске)
а) . («Лишняя» дробь - , т.к. она неправильная, а остальные правильные.)
выделите целую часть
б) «Лишняя» дробь - т.к. она неправильная, а остальные правильные, )
Изучение нового материала
Прочитайте дроби. Какая дробь лишняя? Почему?
- Что интересного заметили? (У остальных дробей в знаменателе 10,100,1000)
Дроби, знаменатели которых равны 10, 100, 1000, 10000 и т.д. называются десятичными дробями и их условились записывать без знаменателя. И сегодня на уроке мы с вами научимся читать и записывать десятичные дроби.
Выпишите правильные дроби:
Сначала пишут целую часть, ставят запятую, а потом числитель дробной части.
=0,5
=0,36
Как записать эту дробь?
Алгоритм
Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.
После запятой должно стоять столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.
Поэтому дробь записывают так
Записать целую часть (она может быть равна нулю). 0
Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной. 0,
Записать числитель дробной части 0,05
=0,05
=0,005
=0,014
Выпишите неправильные дроби:
=6,9
=4,85
=4,02
=3,8
Эту новую запись для дробей придумал в XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.) (М) (А)(Г) (Н) (И) (Ц) (К) (И) (Й)
МАГНИЦКИЙ
Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайдИз истории десятичных дробей Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. В Древнем мире дробь вида 2,135436 выглядела так:2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок
Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков описал знаменитый учёный Средневековья аль-Каши Джемшид Масуд в XV веке Некоторые элементы десятичной дроби
встречаются в трудах многих ученых Европы XII- XIV веках. В книге французского математика Ф.Виета десятичная дробь записана так:дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа. Симон Стевин 1548-1620 записал дробные числа десятичными знаками. В своей книге он не только излагает теорию десятичных дробей, но и старается убедить людей пользоваться ими, говоря, что при их использовании «устраняются трудности, ошибки и прочие случайности, обычные спутники расчетов". В 1571г.Иоганн Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой До него существовали другие варианты: 3,7 писали как 3(0)7 или разными чернилами целую и дробную части. 1592 г. - в записи дробей впервые встречается запятая
5. Закрепление изученного материала.
Выполнение упражнения по учебнику
№ 647(а)
№649 (а)
Рефлексия
Сегодня на уроке мы должны были научиться читать и записывать десятичные дроби
2. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.
Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа.
Например,
5 , 0 2 9 6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)
Домашнее задание.
Стр 179-183, § 38, №647(б), 649(б)