А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «СНЕГУРОЧКА» (музыкально-театрализованное занятие)
А. Н. Островский. «Снегурочка» (музыкально-театрализованное занятие)
Цели: учить любить музыку, театр; воспитывать интерес к литературному искусству, к старине; учить видению красоты природы.
Оборудование: портреты А. Н. Островского, П. И. Чайковского, цитаты из «Снегурочки» на плакатах; фонограмма, костюмы; худ. фильм «Снегурочка».
Действующие лица: ведущий, музыковед, автор, действующие лица оперы: 1-й рассказчик, 2-й рассказчик, 3-й рассказчик, 4-й рассказчик, 5-й рассказчик, мальчик.Зал украшен репродукциями картин из русской живописи с изображением берез, на тему русских сказок. На заднем полотне портреты: А. Н. Островский, П. И. Чайковский. В записи звучит музыка из цикла фортепьянных пьес П. И. Чайковского «Времена года». На сцену выходит ведущий.
Ведущий. В 1873 году дирекция московского Большого театра решила поставить роскошный спектакль-феерию с музыкой, ариями и балетом. Пьесу было предложено написать А. Н. Островскому, музыку же к спектаклю попросили написать П. И. Чайковского. А. Н. Островский долго искал тему для своей пьесы. Однажды в Переславле он отправился в лес, где было обширное Берендеево болото. Он задумался, почему у болота именно такое название. Повстречав мужика – местного жителя, спросил, не знает ли он, почему болото называют Берендеевым. Мужик пояснил, что очень давно болото было огромным и страшным. И за топями непроходимыми, непролазными был обширный остров, на котором рос сосновый лес, были луга, поля. В деревнях жили люди. Правил тем народом добрый и справедливый царь Берендей. В Берендеевом царстве люди жили в свое удовольствие, налогов не платили, рекрутчины не было, знай себе землю пахали – хлеб растили. И все люди там были красивые, веселые, ласковые. Поклонялись они Яриле-солнцу, которое к ним было щедрее на тепло, чем к их соседям. А потом берендеи разошлись по всей губернии и стали жить по деревням.
Старинное предание запало Островскому в душу. Особенно поразил его рассказ о Ярилиной долине, где пришлые берендеи устраивали народное гуляние.
«Вот бы показать это на сцене! Празднество в честь Ярилы-солнца. А главным действующим лицом представить Снегурочку – прекрасное дитя Мороза и Весны! Царство берендеев! Получится прекрасная феерия! Весенняя сказка!» – рассуждал Александр Николаевич.
И в один из назначенных дней состоялась его встреча с композитором П. И. Чайковским. Островский говорил о Ярилиной долине, о звонком ключе, о Снегурочке, о берендеях. Чайковский с большим чувством поддержал эту идею. Ровно через месяц, 31 марта 1873 года, в день своего рождения, Александр Николаевич Островский дописал последнее явление «Снегурочки», а еще через неделю начались репетиции в театре. (По Вл. Муравьеву.)
Музыковед. К «Снегурочке» Островского Чайковским написано три струнных квартета и одна симфония.
Ведущий. Чтобы иметь правильное представление о действиях и действующих лицах, надо хорошо знать эту сказку. Примемся же за чтение.
1-й рассказчик. Пролог.
Начало весны. Полночь. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна-красна. Шестнадцать лет назад она стала женой сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и весенним холодам.
Ярило-солнце смотрит на союз Мороза и Весны с большим гневом. Жалея дочь Снегурочку, Весна боится перечить Деду-Морозу, который должен покинуть землю Берендеев и умчаться в Сибирь. Сурового Мороза удерживает слух о том, что Ярило задумал погубить Снегурочку, поселив в ее сердце огонь любви к пастуху Лелю, старается отдать ее под присмотр слобожанину Бобылю. Мороз советует Снегурочке как можно подальше быть от Леля, не слушать его песен. Проводив масленицу, Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой, а Лешему поручают присматривать за ней. Снегурочка рада, что она будет жить у людей.
Ведущий (после чтения). Что вам больше всего понравилось? Кто понравился? Почему? Чего бы вы могли пожелать Снегурочке? Какие костюмы нужны героям?
2-й рассказчик. Явление I.
Пастух Лель посещает Бобыля. Снегурочка просит его спеть, дарит ему цветок. Но Лель, увидев вдали девушек и заслышав их пение, бросает цветок Снегурочки, бежит к ним. Появляется красавица Купава, которая сочувствует Снегурочке, но озабочена тем, что приезжает Мизгирь, ее жених. В Ярилин день назначена их свадьба. Мизгирь богатыми подарками выкупает невесту, за руку выводит ее из круга девушек. Но вдруг он видит Снегурочку, потрясен ее красотой, отказывается от Купавы. Купава опозорена, она хочет утопиться, но Лель не дает ей это сделать. Народ в гневе, советует обратиться за расправой к царю Берендею.
3-й рассказчик. Явление II.
Дворец Берендея. Слепые гусляры славят царя, но он не спокоен: люди изменились, исчезло в них служение красоте. Немилость Ярилы растет час от часу. Берендей решает вернуть расположение Ярилы и принимает решение отметить Ярилин день венчанием всех женихов и невест. Купава просит Берендея наказать Мизгиря за измену и позор. Мизгиря находят. Берендей требует, чтобы он женился на Купаве. Мизгирь признается, что полюбил Снегурочку. Берендей осуждает его на вечное изгнание. В это время появляется Снегурочка. Ее красота трогает душу Берендея, он сравнивает ее с ландышем. Мизгирь умоляет царя отсрочить его изгнание: «Клянусь, любовь моя зажжет Снегурочки нетронутое сердце».
4-й рассказчик. Явление III.
Накануне Ярилина дня парни и девушки водят хороводы. За прекрасный голос Берендей предлагает Лелю выбрать девушку. Лель выбирает Купаву. Снегурочка, плача, убегает в лес. Надвигается ночь. Снегурочка мечтает о любви Леля. Она убегает, и Мизгирь, преследуя ее, попадает в глухую лесную чащу. Леший, охраняя Снегурочку, кружит его по лесу. Светает. Лель и Купава на поляне клянутся в вечной любви, готовятся вместе встретить Ярилин день. Снегурочка, глядя на Леля и Купаву, терзается: «О мать Весна-красна! Отдай любовь иль жизнь мою возьми!».
5-й рассказчик. Явление IV.
Раннее утро. Озеро с водяными лилиями. Снегурочка ждет свою мать. Весна-красна поднимается из озера, окруженная цветами. Это ее последний час пребывания на земле берендеев: «С рассветом дня вступает Бог Ярило в свои права, начинает лето». На прощание Весна дарит дочери венок из волшебных цветов. Это символ «Любовных сил… родник неистощимый». Разгорается заря. Снегурочка любуется природой. Весна советует дочери укрыться в тени леса, спрятать от Ярилы-солнца свою любовь. Из лесу выходит измученный Мизгирь. Снегурочка бежит ему навстречу, бросая на него любовный взгляд. Народ заполняет долину. С ними царь Берендей. Мизгирь просит благословить их на брак. Ярила посылает жгучие лучи на все вокруг. Снегурочка тает. Мизгирь тоже погибает: бросается в озеро. Мороз теряет власть над Весной-красной. Ярило-солнце возвращает свою благосклонность стране берендеев. Праздник в разгаре. Воцарились мир и благополучие.
Ведущий. Какая красивая сказка! Действительно, хочется хорошего праздника, веселья. Читаем «Пролог» и репетируем его. Какой же будет обстановка? Например, сцена «Весна вступает в свои права». Еще лежит снег на Красной горке. Кусты, редкие молодые березки, а дальше сплошной густой лес. за рекой царство царя Берендея: все постройки деревянные, в окнах огни. На небе полная луна. Вдали кричат петухи.
Закроем глаза и мысленно побываем в посаде царя Берендея.
А теперь возьмем лист альбома и нарисуем берендеево царство.
Дети рисуют.
Мальчик. Давайте распределим роли на I явление и подумаем, какие костюмы будут у героев, а затем зарисуем их.
Идет чтение по ролям I явления. Затем конкурс рисунков к нему.
Музыковед. В течение всего занятия звучала музыка П. И. Чайковского, в соответствии с каждым моментом сказки.
Ведущий (детям). Чему учит нас это прекрасное произведение? А теперь состоится показ фильма «Снегурочка»
дети отправляются на просмотр фильма.
Занятие окончено. Дается задание нарисовать рисунки к любому явлению.