Технологическая карта урока на тему: Урок-обобщение и систематизации знаний по сказке Г.Х.Андерсена Стойкий оловянный солдатик


Технологическая карта урока литературное чтение для 4 класса
по теме « Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.АндерсенТип урока: обобщение и систематизация знаний.
Учитель:Годовикова Галина Александровна, учитель высшей категории
Цель: обобщить и систематизировать знания по составлению характеристик главных героев «Стойкий оловянный солдатик». Создать условия, способствующие осознанию философского смысла сказки. Чему учит сказка «Стойкий оловянный солдатик»
Задачи:
Формируемые УУД: Познавательные УУД: обобщению знаний учащихся о сказке Г.Х.Андерсена, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре (планирование совместной деятельности);
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Методы обучения: Словесные и наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии. Средства обучения: а) портрет Г.Х.Андерсена б) отрывок из мультфильма «Стойкий оловянный солдатик»; в) интервью обучающихся (видеосюжет с музыкальным сопровождением)
Этапы урока Ход урока Деятельность учащихся и предполагаемые ответы Формирование УУД
Организационный момент.
(Содействовать воспитанию мотивации к учению)
Личностные УУД:
- осознанность учения
Цели и задачи урока
(направить деятельность учащихся на постановку цели и задач на основе обобщения знаний о сказках А.С.Пушкина, его творчестве)
Вступительная беседа.
Учитель: Сегодня на уроке мы вновь отправимся в путешествие необыкновенное. (Звучит сказочная музыка)
А значит мы отправимся куда, мы отправимся в: (сказку) - хором дети.
Что такое сказка?
Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом) Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний
Познавательное УУД:
- Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения, договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности
Актуализация знаний.
- Какие бывают сказки?
Что у них общего и чем они отличаются?
- Какие недостатки людей осуждаются в сказках?
А какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках?
Эти слова принадлежат А.С. Пушкину.
- Как вы понимаете эти слова?
-Как называется произведение, которое мы изучаем?
А кто написал эту сказку?
Какие произведения Андерсена вы читали?
В течение урока чему мы будем учиться.
Ребята попробуйте сами сформулировать вопросы к уроку. Какое задачи перед собой мы поставим?
Может ли человек изменить ситуацию? Как? Каким образом? Народные и авторские).
Много общего в темах, языке, образах. Однако - народная сказка - это результат коллективного творчества, а авторская создается определенным писателем
(Лень, жадность, безделье, скупость и т.п.)
(трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, стойкость и сила духа).
(Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного, вымышленного, но она мудра и поучительна). - говорит ученик.
«Стойкий оловянный солдатик»
Х.Андерсен.
Составлять характеристики героев сказки и отвечать на вопросы.
- Кто из героев в сказке добрый, а кто злой?
-Встречаются ли подобные герои в жизни?
Мораль сказки какова?
Актуальна ли сказка в наше время? Физминутка для глаз Упражнения для мышц глаза (работа по схеме). Личностные:
установка на здоровый образ жизни
Оперирование знаниями и способами действий в стандартных и нестандартных ситуациях
(умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок, анализировать содержание текста)
(Развития отдельных логических операций)
(расширение кругозора детей, обогащения их словарного запаса) Работа со сказкой.
- Анализ сказочных примет.
-Перечислите особенности сказок.
- Ребята, можно ли назвать это произведение сказкой. Если да – докажите. А для этого найдем все сказочные приметы в произведении «Стойкий оловянный солдатик»
(Дети выборочно читают, доказывая свое суждение)
Работа с иллюстрацией (солдатик, танцовщица. тролль).
Постановка проблемы
Характеристика героев – персонажей сказки
Назовите главных героев сказки.
Ребята, предлагаю разобраться, кто же в сказке добрый, кто злой и предлагает вам выбрать нужные слова , которые могут охарактеризовать сказочных героев.
На доске карточки со словами: солдатик, тролль, танцовщица
(доброта, послушание, скромность, жестокость, смирение, злость, искренность, бескорыстность, храбрость, стойкость, вежливость, отзывчивость, зависть).
- Почему вы так считаете?
Словарная работа. Слайд 3,4
Работа с лексическим значением слова
Стойкость. - прочный, неослабевающий -упорный, твердый
Батист- тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань.
Табакерка - коробочка для хранения табака.
Тролль- сверхъестественное существо, обычно враждебное людям.
Пошлина- налог, сбор.
Работа по учебнику.
Видеосюжет (отрывок из мультфильма сказки «Стойкий оловянный солдатик»
-Найдите в тексте этот отрывок. Продолжите выразительное чтение.
Ребята, обратите внимание, что это за схема?
Объясняют понятия : завязка, кульминация, развязка.
Выборочное чтение по вопросам (работа с текстом)
Найдите на линии сюжета узелки событий. Где история завязалась, развязалась? Где переломная точка сюжета — кульминация? (зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои)
- Сказочный герой –оловянный солдатик,.- ( ответы учащихся: зачин «Было когда то насвете…», Главные герои сказки – солдатик, танцовщица, трольДети подбирают слова и прикрепляют к каждой иллюстрации, соотносят и объясняют качества характера.
Солдатик — центральный персонаж этой сказочной истории, тот герой, вокруг которого построен весь её сюжет. Именно его приключения, мысли и чувства описывает Андерсен на протяжении всего повествования. Главное его определение — стойкий, как в прямом, так и в переносном смысле. Он твёрдо стоит на своей одной ноге и храбро проходит через все невзгоды, попадая в сложные ситуации.
Бумажная танцовщица.Она не произносит ни слова на протяжении всей сказки и даже не двигается. Поэтому её характер трудно понять. Но главное, что своим мастерством и красотой она привлекла внимание солдатика, зародила в его душе настоящее чувство любовь с первого взгляда.
— Тролль из табакерки
Он завистлив, зол и, вероятно, умеет колдовать, наводя чары, которые заставляют детей делать очень странные вещи. Например, ни с того ни с сего бросать красивую игрушку в огонь. 
Выразительно читают продолжение видеосюжета.

Сюжетная линия.
Завязка- начало событий (И вот однажды коробка открылась)
Кульминация – Самый напряженный момент в сюжете (солдатик выпал из окна)
Развязка – конец событий (когда мальчик кинул оловянного солдатика в печку) Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других
Познавательные:
-находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Познавательные УУД:
- анализ объектов
Коммуникативные УУД:
-умение строить речевое высказывание
Познавательные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания
Личностные УУД:
- учебная мотивация
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД:
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений
Регулятивные УУД:
проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации.
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений
Физкультурная минутка
Физминутка «Танец на балу» (анимация) Представим что мы находимся в прекрасном замке на балу, наши мальчики это храбрые солдаты, а девочки прекрасные леди» Имитируют под мелодию , представляют себя на балу. Личностные:
- установка на здоровый образ жизни
Работа по учебнику.
( анализ своей деятельности на уроке, развития речи, памяти)
(прививать нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности).
Ребята, так как мы с вами путешествуем по страницам сказки, сказка за каждый правильный ответ подарит вам волшебные странички. И кто соберет больше ожидает сюрприз.
Итак мы отправляемся дальше в путешествие, где сказка приготовила нам задания. Попробуем справиться с ними. Слайд 5,6,7.
Составление логической цепочки.
Работа с кластером.
Работа в парах. С помощь кластеров составляют схему действующих героев (автор, оловянный солдатик. Танцовщица, тролль, мальчик…)
(один или два ученика, объясняют свой выбор) Двое у доски.
- А мы, ребята, отправимся дальше в путешествие по сказке. Слайд 8 .Мы перелистнём следующую страничку.
Игра викторина. Ответить на вопросы викторины. Викторина выполняется в виде игры , ответы прикрепляем на плакат.
Вопросы викторины:
Какую мысль автор спрятал между строк?
- Какие чувства в читателе вызывает эта сказка?
Грусть, жалость, боль, вызванные гибелью героев. И Радость, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказках.
Вывод учителя:
- В первых же фразах сказки звучат два главных мотива произведения и вообще произведений Андерсена.
Мотив светлой радости, связанной с ожиданием чуда.
Мотив грусти, печали, от понимания кратковременности, хрупкости чуда. Они лежали, все двадцать пять, в картонной коробке. В ней было темно и тесно:
- Почему так сложилась судьба оловянного солдатика?
- Какую мысль автор хотел донести до читателя таким финалом сказки?
На этот вопрос мы сможем ответить только в ходе анализа сказки.
- Чем был интересен последний солдатик?
- Что говорит о его внутренних качествах?
- Что сближало солдатика и танцовщицу?
- Каким мы видим солдатика в сказке?
.Какое отношение автора к герою сказки?
Какие еще испытания на прочность воли выпали солдатику? С помощью кружков дети составляют логическую цепочку.
Составляют схему, объясняя свой выбор.
Отвечают на вопросы.
(он особый, самый замечательный:)
(Да, он умеет видеть красоту).
(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней )(серьезным, влюбленным)
Андерсен хотел показать, что в человеке изначально заложено добро и зло, такова человеческая природа и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор Познавательные УУД:
- умение работать с тестом
Познавательные УУД:
-установление причинно-следственных связей
Личностные УУД:
- самооценка
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Подведение итогов, выводы
Оценивание.
Рефлексия.
Можно ли сказать, что сказка «Стойкий оловянный солдатик актуальна и в наше время?
Видео сюжет «Интервью» 1 мин.
Чему учит сказка «Стойкий оловянный солдатик»
Критерии оценивания
Выразительное чтение.
Полные ответы.
Умение описывать характер и поступки героев.
Умение выражать свое мнение.
- Ребята, что вам понравилось на уроке?
- Что получилось?
- Что не получилось?
С какими трудностями вы встретились?
- Удалось ли нам ответить на вопросы которые мы задали в начале урока? Какие это были вопросы.
Проходят года. Но время не властно над памятью поэта.
Эта сказка учит не сдаваться даже в самых сложных ситуациях. Она рассказывает о том, какое уважение и даже сильную любовь может вызвать стойкость характера и храбрость. Этому не помеха ни физические недостатки, ни злобные козни. Даже не смотря на кажущееся поражение, мы видим, что солдатик все равно выходит победителем. 
Просмотр видеосюжета.
Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".
Личностные УУД:
- самооценка;
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности; адекватно воспринимать оценку учителя
Регулятивные УУД:
-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
- социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу
Домашнее задание Домашнее задание:
- Написать отзыв о сказке стойкий оловянный солдатик»