Урок производственного обучения Сварка короба из тонколистовой стали.

Тема урока: Сварка короба из тонколистовой стали.
Цели урока:
I. Обучающая цель: формирование практических навыков выполнения сварки тонколистовой стали в нижнем, вертикальном, и горизонтальном положении швов.
Задачи:
Научить применять ранее изученные знания и умения в процессе выполнения заданий.
Продемонстрировать процесс сварки во всех пространственных положениях.
Научить студентов производить визуально-измерительный контроль наплавки в вертикальном положении шва.
II. Развивающая цель: развитие информационной, учебно-познавательной компетенций.
Задачи:
Развивать умение работать самостоятельно с учебным материалом.
Формировать у студентов умение анализировать, устанавливать связи, причины и следствия.
Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, воображение, представление, речь.
III. Воспитывающая цель: воспитание устойчивого интереса к выбранной профессии и формирование у студентов стремления к развитию профессиональных способностей и мастерства.
Задачи:
Воспитывать уважение к труду и к людям труда.
Воспитывать коллективизм, готовность к социальному общению.
Воспитывать трудовую дисциплину (ответственность, добросовестность, инициативность).
Методы обучения: наглядно-демонстрационный, практический.
Форма обучения: фронтально-групповая.
Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, устный опрос, письменная проверка.
Материально-техническое оснащение урока: интерактивная доска, плакаты, образцы, эталоны, инструменты и приспособления слесаря и сварщика (молоток-шлакоотделитель, металлическая щетка, зубила, электроды марки МР-3), многопостовой сварочный выпрямитель ВДМ-1202, балластные реостаты РБ-250
Межпредметная связь: Спецтехнология, черчение, математика, материаловедение.
Внутрипредметная связь: «Освоение приемов владения инструментами», «Ознакомление с оборудованием ручной дуговой сварки», «Ручная дуговая сварка во всех пространственных положениях».


ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.
Построение группы.
Фиксация отсутствующих.
Проверка готовности студентов к уроку.
Проверка внешнего вида.
После проверки внешнего вида и состояния спецодежды студентов занимают свои места.
Эмоциональный настрой, включение студентов в деловой ритм.

II. Вводный инструктаж:
1. Сообщение темы и целевая установка на урок. Тема урока: Сварка короба из тонколистовой стали. Сегодня нам необходимо изготовить коробчатое изделие, т.е. ящик, который состоит из пяти пластин, толщиной металла 3мм. Мы изучим технологическую карту, чертеж изделия, последовательность выполнения швов, контроль качества изделия. Для этого нам необходимо использовать все те знания, умения и навыки которые вы ранние изучали и выполняли практически.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
1. Что называется сваркой?
2. Что называется сварочной дугой?
3. Чему равна длина дуги?
4. Что называется сварным швом?
5. Как классифицируются сварные швы по положению в пространств
Эталон ответов.
1. Сварка это неразъемное соединение двух или нескольких элементов за счет образования между ними межатомных связей.
2. Сварочная дуга это длительный электрический разряд между электродом изделием, с малым напряжением, с большой силой тока.
3. Длина дуги при сварке в нижнем положении равна диаметру электрода.
4. Сварной шов это участок сварного соединения, образовавшийся в результате кристаллизации сварочной ванны.
5. Нижние, вертикальные, горизонтальные, потолочные швы.
3. Предварительное определение уровня знаний – по тестовому заданию:
1. Дуговая сварка осуществляется под действием:
а. электрической дуги
б. силы Р
в. газового пламени.
2. Источником энергии для ручной дуговой сварки является:
а. газовое пламя
б. сварочная дуга
в. сила
3. Сварной шов в ручной дуговой сварки защищается :
а. защитными газами
б. флюсом
в. электродным покрытием.
4. Источником питания переменного тока является:
а. выпрямитель
б. трансформатор
в. преобразователь.
5. Какое соединение образует стыковой шов?
а. угловое.
б. тавровое
в. стыковое
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверяйте по эталону ответов (высвечивается на экране)
Эталон ответов.
а.
б.
в.
б.
в.
Критерии оценок (высвечивается на экране)
«5»- 5 правильных ответов
«4»- 4 правильных ответа
«3»- 3 правильных ответа
4. Мотивация: Современному сварочному производству требуются специалисты не только обладающие профессиональными знаниями и умениями, но и умеющие ориентироваться в информационных потоках, быть мобильными, компетентными, осваивать новые технологии. Требования работодателей к специалистам ужесточились. На производстве осваиваются новые оборудования, и мы должны научиться уметь внедрять инновации при изготовлении современных конструкций, решать производственные задачи. И сегодня мы научимся изготавливать своими руками первое сварное изделие, которое требует творческого подхода на нашем уроке при конструировании короба.
5. Изучение нового материала. А теперь приступим к изучению новой темы. Перед вами лежат папки с раздаточными материалами.
А. Внимательно изучите инструкционно-технологическую карту по сварке короба, чертеж и требования к конечному результату.




Подготовка металла к сварке.
Сборка. Положить, на стол сварщика дно коробки размером 150х100х3 мм. поставить на нее пластину размером 96х35х3 мм и прихватить, прихватку производим с внутренней стороны отступая с края 10-15 мм, длина прихватки по 10-15мм, затем берем следующую пластину 150х35х3 мм и прихватываем потом следующую 96х35х3 мм, прихватываем последнюю пластину размером 150х100х3 мм.
Сварка коробки. Сварка пластины коробки производится встык без подготовки кромок. Для уменьшение короблений сварку выполняют последовательно, 1,2,3, в направлениях указанных стрелками на чертеже. Сваривают боковые стенки к днищу выполняя швы 4,5,6,7, завершают сварку коробки выполнением шва 8. сварные швы должны быть без внешних видимых дефектов.
Б. Демонстрация студентов последовательности выполнения трудовых приемов с использованием пластины – 2 студентов с комментариями.
В. Инструктаж по технике безопасности.
Г. Показ трудовых приемов мастером п/о с использованием сварочного оборудования.
Д. Предупреждение студентов о возможных затруднениях и ошибках.
При выполнении работы по наплавке валиков могут быть дефекты сварного шва. Рассмотрим, по какой причине может образоваться дефект при наплавке и как можно исправить.
1. Какие дефекты могут образоваться при выполнении сварки? (кратер, несплавления, подтеки, неравномерная форма шва, шлаковые включения);








2. На сколько процентов нужно уменьшить силу сварочного тока, чтобы не было подтеков? (10-15%)
3. Почему образуется кратер? (обрыв дуги, неправильное выполнение конечного участка шва);
4. Как выполнять сварку, чтобы не образовалось шлаковые включения? (малый сварочный ток и большая скорость сварки);
5. Почему образовываются неравномерная форма шва? (неустойчивый режим сварки, неточное направление электрода);
6. Как можно отличить шлак от расплавленного металла? (имеет темную окраску, в отличие от расплавленного металла).
Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. Вы прекрасно знаете, что во всех предприятиях имеется отдел по контролю качества работы. Сварные швы тоже подвергаются контролю качества.
- Какой способ контроля качества сварных швов вы знаете?

Ж. Визуальный и измерительный контроль.
Визуальный осмотр и измерение сварных швов – наиболее простые и широко распространенные способы контроля их качества. Они являются первыми контрольными операциями по приемке готового сварного узла или изделия. Этим видам контроля подвергают все сварные швы независимо от того, как они будут испытаны в дальнейшем.
Визуальным осмотром сварных швов выявляют наружные дефекты: прожог, неравномерная форма шва, кратеры, наплыв, несплавления, подрезы. Визуальный осмотр производят как невооруженным глазом, так и с применением лупы с 10- кратным увеличением.
Д. Задание на текущий инструктаж.
В кабинах на столе лежат пластины. Вы должны произвести сварку короба. При работе пользуйтесь инструкционно-технологической картой.
13. Ознакомление студентов с критериями оценки.

III. Текущий инструктаж:
Самостоятельная работа студентов – выполнение наплавки валика в вертикальном положении шва.
Обходы мастера производственного обучения с целью:
- проверка организации рабочего места;
- проверка соблюдения правил ТБ;
- проверка правильности выполнения работы;
- соблюдения санитарных требований;
- соблюдения правил внутреннего распорядка;
- контроль за выполнением качества сварных швов;
- проверка конечного результата работы.
Уборка рабочего места.

III. Заключительный инструктаж:
1.Выставить оценки по предварительному определению уровня знаний.
2. Анализ работ студентов.
3. Разбор типичных ошибок.
4. Выявление лучших работ.
5. Объявление и комментирование оценок за урок.
Итак, сегодня на уроке вы изготовили коробчатое изделие. Все вы были очень активными, внимательными и справились с поставленной задачей. Я считаю, цель урока достигнута, об этом говорят ваши результаты:
Отличных работ –
Хороших работ -
Удовлетворительных работ – нет.
Всем спасибо за активное участие на уроке.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15