Урок по предмету Хоровое пение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств города Буинска Республики Татарстан»
Развитие дикции и артикуляции учащегося,
как метод выразительного средства
передачи сценического образа.
Открытый урок по предмету «Хоровое пение»
Преподавателя Самирхановой Э.А.
Буинск, 2011г.
Тема: «Развитие дикции и артикуляции учащегося, как метод выразительного средства передачи сценического образа».
Цель: В вокальных упражнениях и произведениях достичь единую манеру звучания и ясность произношения.
Задачи: 1.На исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.
2.Закрепить навыки правильного певческого дыхания, дать понятие – «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.
3.Развитие художественных способностей – музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.
Используемая литература:
Е.В.Сугоняева. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Ю.Б.Алиев. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: Просвещение, 1978.
С.А.Казачков. От урока к концерту, - изд. Казанского Университета, 1990.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Дыхательная гимнастика.
III. Упражнения для распевания.
IV. Работа над произведением «Радостный город» музыка Л. Батыркаевой, слова
Г. Зайнашевой.
V. Физкультминутка.
VI. Работа над произведением «Веселая песенка» Александра Ермолова.
VII. Разучивание песни «Всюду музыка живет» музыка Я. Дубравина, слова В.Суслова.
VIII. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Педагог приветствует детей, настраивает их на процесс обучения.
II. Дыхательная гимнастика.
Во время дыхательной гимнастики учащиеся становятся в свободной позе, не мешая друг другу.
Задание 1. «Тянем нитку» - глубокий вдох, затем задержка дыхания и медленный выдох с воспроизведением звука «с».
Задание 2. «Задержка дыхания» - про себя медленно считать до 5 делая вдох, и на этот же счет делается задержка, и на этот счет медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз, увеличивая счет.
Задание 3. «Кошечка» - делая шаг в сторону необходимо сделать вдох, притягивая другую ногу и выполняя полуприсед выдыхая воздух. В это время руки полусогнуты, пальцы растопырены, выдыхая воздух сжимать пальцы в кулак. Упражнение выполняется несколько раз. Следить за тем, чтобы вдох и выдох были резкими.
Задание 4. «Насос» - ноги на ширине плеч, руки взяты в «замок». Делается глубокий вдох, руками выполняются резкие движения вниз и в это время воздух выдыхается порциями, на звук «с».
III. Распевание.
Стоя, положив руки на пояс, все хористы по руке дирижера делают медленный вдох через нос, следя за тем, чтобы не поднимались плечи, а расширялись нижние ребра. Экономно выдыхая воздух на слог «лю» (вверх по полутонам до звука «си» первой октавы).
На одном звуке исполняются слоги «бра», «брэ», «бри», «бро», «бру». Следить следует за единой манерой исполнения, за одновременным началом и окончанием. Согласные должны быть звонкими «р-р» - раскатистой и утрированной, гласные пропеваются правильно формируя звукоизвлечения (вверх до ноты «до» первой октавы).
Данное упражнение «зи-и, зо-о, зи-и, зо-о, зи» исполняется на одном дыхании. Следить следует за мягкими и четкими переходами от одного слога в другой (по полутонам до «си» первой октавы).
Следующее упражнение на мелкую артикуляционную технику. Исполняется в темпе «лё-ли-лё-ли-лём». Следить за чистотой интонирования. Широко рот открывать не следует ощущение как будто «отталкиваемся от первой ноты, и взбираешься наверх».
Исполнение гаммы, следя за чистотой интонирования, динамическими оттенками, единой манерой исполнения, звукоизвлечения.
p < mp < mf < f > mf > mp > p
Конкурс скороговорок. Скороговорки развивают дикцию. Хористам предлагается произнести одну из скороговорок подряд три раза в быстром темпе, четко фиксируя движения рта.
Шуре сшили сарафан.
Пекарь пек калачи в речи.
Кукушка кукушонку купила капюшон
как в капюшоне он смешон.
Карл у Лары украл кораллы,
а Клара у Карла украла кларнет.
Лучшее исполнение отмечается и оценивается на отлично.
IV. «Радостный город» музыка Л. Батыркаевой, слова Г. Зайнашевой.
Исполнение произведения, повтор и закрепление навыков. Произведения, исполняется в быстром темпе, поэтому целесообразно будет попросить хористов произнести текст вслух в ритме произведения. Необходимо заострить внимание на четком произношении окончании слов, на их утрированном произношении.
Во время исполнения обращать внимание следует на активную работу артикуляционном аппаратом, но при этом широко рот открывать не следует, потому что теряется скорость исполнения. В медленном темпе пропеваются все гласные, дирижер следит за единой манерой, что обусловливает красоту и легкость звучания. После исполнения обсуждается характер и содержание текста, делаются выводы по исполнению.
V. Физкультминутка.
Тренинг. Насос и мяч: Один из хористов – насос, другие – мячи. Мячи стоят «спущенные» обмякнув телом, корпус наклонен, руки висят свободно. Насос качает воздух, надувая мячи. Мячи надуваются и затем «пробка» вынимается, и мячи заново спускают воздух.
Упражнение на мышечное расслабление.
VI. Исполнение «Веселая песенка» Александра Ермолова.
Во время исполнения уже готовой песни хористы должны помнить, прежде всего, об эмоциональном состоянии произведения. Перед исполнением дирижер делает установку о внимании на дирижера, правильной посадке, дыхании, о правильном звукоизвлечении.
Ведется ансамблевая работа между аккомпанирующим инструментом и хором. Прослушивается аккомпанемент целиком, разбираются особенности (выражает ли общее настроение, поддерживает ли вокальную партию, ритмический рисунок) исходя, из этого выбирается манера исполнения.
VII. Разучивание песни «Всюду музыка живет» музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.
Хористы слушают произведение, разбирают характер, настроение. Дирижер рассказывает об авторах.
Вместе с дирижером в медленном темпе проговаривают слова 1 куплета. Прохлопывают ритмический рисунок. Слушают мелодический рисунок первой фразы и пропевают сольфеджио. Также разбирается вторая фраза. Затем пропеваются со словами.
VIII. Итог урока.
Педагог подводит итоги. Оценивает учащихся. Задает домашнее задание.