ПРОГРАММА учителя — логопеда по исправлению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста


МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
Красногвардейского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________ Т.А. Бондаренко
" " ________________ 20__ г УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ
"Октябрьская школа - гимназия"
от ________ 20_г. № _____
ПРОГРАММА
учителя - логопеда
по исправлению речевых нарушений
у детей младшего школьного возраста
Срок реализации: 4 года
20__/20__ учебный год
Составлено: Черникова Е. Г., учитель – логопед МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
РАССМОТРЕНО
На муниципальном учебно - методическом объединении
учителей – логопедов
Протокол № 1
от 31.08.20 г СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогическогосовета школыПротокол № _____ от ___________
Содержание программы
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы по коррекции нарушений устной и письменной речи
3. Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы
4. Этапы логопедической работы
5. Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение: НОНР,
«Общее недоразвитие речи 3 уровня».
6. Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение: НОНР, «Общее недоразвитие речи 3 уровня».1 класс.
7.Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение: «Общее недоразвитие речи. Дисграфия» 2 класс.
8. Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи».
9. Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение : «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи» 1 класс.
10. Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:
«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия» 2 класс.
11. Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение: «Дисграфия» 2- 4 классы.
12.Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение: «Фонетический дефект».
13. Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение: «Фонетический дефект»
14. Содержание программы по коррекции смешанной дисграфии 2 – 4 классы.
15. Приложения (Календарно - тематическое планирование)
Приложение 1………………………………………………………………………………
Приложение 2………………………………………………………………………………
Приложение 3………………………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………………
Приложение 5………………………………………………………………………………
Приложение 6………………………………………………………………………………
Приложение 7………………………………………………………………………………
Приложение 8………………………………………………………………………………
Приложение 9………………………………………………………………………………
16. Список литературы.
Пояснительная записка
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменно-речевой деятельности у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
Обучение учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка и является одной из задач всего процесса обучения в школе.
Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.
Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Значение формирования письменной речи возрастает по отношению к детям с особенностями в развитии.
Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи учащихся. В настоящее время большое количество детей к началу школьного обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Основными направлениями работы учителя- логопеда в логопункте ОУ являются:
диагностика устной и письменной речи детей;
развитие звуковой стороны речи;
развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
формирование связной речи;
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
формирование полноценных учебных умений;
развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей, педагогов учреждения.
Данная программа коррекционной работы разработана для организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа коррекционно - развивающего образования является органичной частью основной образовательной программы образовательного учреждения в рамках введения ФГОС начального образования.
С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, является разделом основной образовательной программы образовательного учреждения и направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Название программы – Программа по исправлению речевых нарушений у младших школьников
Рабочая программа рассчитана на:
подготовительный этап -2 7 часов (1 класс),
I этап- 96, 64 часа (2 класс),
II этап - 34 часа, III этап- 30 часов (3 класс),
коррекцию дисграфии – 68 - 102 часа в год
коррекцию звукопроизношения - 21 и более часов (по необходимости)
Количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения.
Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2 «Учусь не путать буквы», «Учусь работать с текстом»,« Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
Программа составлена для учащихся 1- 4 классов, с нарушением устной и письменной речи
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»
Срок реализации 1- 4 года
Нормативно – правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;
Инструктивно-методическое письмо о работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98г. №20-58-07 ин.20-4 «Об учителях - логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению школьно-значимыми универсальными учебными действиями основной образовательной программы.
Задачи программы:
коррекция недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с ОВЗ и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
профилактика нарушений устной и письменной речи у младших школьников;
комплексная диагностика уровня развития устной речи, а также письма и чтения у учащихся начальной школы;
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);
совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
обогащение словарного запаса детей;
развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций;
развитие навыков связного высказывания;
развитие и совершенствование мелкой моторики рук;
развитие зрительного восприятия;
расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
формирование пространственных представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза;
систематическое взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса (учителя - логопеда, родителей, педагогов ОУ и детей);
консультирование учителей ОУ и родителей;
повышение уровня квалификации учителя - логопеда (самообразование).
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные Л.С. Выготским, М. Е.Хватцевым, М. В. Фомичевой, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г.Мисаренко, И.Н.Садовниковой и др.
Адресат программы – обучающиеся с речевыми нарушениями, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:
Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условии формирования речевой функции ребёнка. Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании коррекционной работы это учитывается.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи и организации преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те
психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.
Принцип наглядности.
Принцип постепенного перехода от простого к сложному.
Принцип сознательности усвоения материала.
Принцип учёта возрастных особенностей.
Методы, применяемые в практике учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:
практические (игры, упражнения);
наглядные (демонстрация, иллюстрации);
словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).
Формы работы учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:
логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные);
консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или родителей;
совместная работа родителей и детей дома по заданиям логопеда.
Формы организации деятельности учащихся:
групповая работа в парах
индивидуальнаяНаправление работы:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой - научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,наглядно - демонстрационные,словесные.Сводная таблица по видам контроля во 2 – 4 классах
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год
итого
Проведение диагностик речи и письма 1 1 (промежуточная)1 3
Количество плановых проверочных работ 1 1 1 3
Этапы логопедической работы.
Диагностическая работа включает:
Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи
(с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Проводится обследование устной и письменной речи учащихся начальных классов с использованием следующих методик: Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Данные методики позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия.Требования к процедуре диагностики уровня развития устной и письменной речи младших школьников:
1.Обследованию подлежат основные виды познавательной деятельности ребёнка. Выявляются наиболее существенные операции мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракция. Устанавливается, умеет ли ребёнок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных ,находить сходство или различие ,обобщать окружающие предметы по какому-либо признаку и т.д.
2. Диагностическое обследование каждого ребёнка должно состоять из двух частей: констатирующей и обучающей (что имеется в данный момент и может ли усвоить новый материал.)
3.При оценке уровня познавательных возможностей должны учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания, но и данные анализа самого процесса деятельности. Поэтому в процессе обследования необходимо обращать внимание на то, проявляет ли ребёнок интерес к деятельности, внимателен или быстро отвлекается, как относится к успехам и неудачам в своей работе, каковы трудности , и умеет ли он их преодолевать.
4.Обследование ребёнка рекомендуется начинать с выполнения заданий, доступных его возрасту и, в случае необходимости, упрощать их до тех пор, пока ребёнок не будет справляться с новой для него формой деятельности.
При диагностике речевого развития ребёнка используется совокупность приёмов и методов с учётом всех данных о ходе развития ребёнка. Материал для обследования познавательной деятельности предъявляется преимущественно в наглядной форме.
Обследование не может быть стандартным по отношению ко всем детям. В зависимости от возраста ребёнка, его развития, речевых возможностей и уровня знаний варьируются методы и приёмы обследования, предъявляемый материал и формулирование задания.У детей школьного возраста проверяется навык усвоения письма и чтения.
Коррекционно – развивающая работа включает:
Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой, Е.В.Мазановой. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности); создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы
В целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в ОУ организован логопедический пункт. Основные задачи логопункта – коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; разъяснения логопедических знаний среди педагогов, родителей обучающихся (лиц, их заменяющих).
Организационно - методическое руководство деятельностью логопункта осуществляется руководителем ОУ, зам.директора по учебно–воспитательной работе. Ответственным за работу логопункта является учитель-логопед.
В логопункт зачисляются учащиеся ОУ, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи.
Зачисление учащихся на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи младших школьников, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с 15 по 30 мая.
Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке. На каждого обучающегося в логопункте учитель-логопед заполняет речевую карту.
В логопункте одновременно занимается не более 20 человек. Занятия с обучающимися проводятся как в часы свободные от уроков, так и по согласованию с администрацией ОУ во время уроков. Логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи, являются основной формой коррекционного обучения.
Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции, делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия. В группы подбираются, по возможности, обучающиеся с однородными нарушениями речи.
Темы групповых, индивидуальных занятий, а также регистрация обучающихся фиксируются в типовом классном журнале, который является финансовым документом.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушениями чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трёх раз в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трёх раз в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
С заикающимися обучающимися не менее трёх раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи 2 уровня; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (ринолалия, дизартрия.)
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия- 20 минут.
Срок коррекционного обучения у детей с ФФН и ФН и обусловленными ими нарушениями чтения и письма составляет 4-9 мес.; с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловленными им - 1,5-2 года.
Выпуск учащихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.
В случае необходимости (при согласии родителей или лиц, их заменяющих) учащиеся могут быть направлены в районную поликлинику для обследования врачами- специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения диагноза.
Ответственность за обязательное посещение учащимися ОУ занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация данного учреждения.
Консультативная работа включает:
Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
Этапы реализации программы:
Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:
Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР IIIур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР IIIур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.
Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.
Требования к условиям реализации программы:
Психолого – педагогическое обеспечение
Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Проводимое коррекционное воздействие организует учебную деятельность учащихся с недостатками речевого развития, поможет им успешно преодолеть имеющуюся речевую патологию, а также естественные трудности школьного обучения в целом. Таким образом, логопедическая работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников будет способствовать формированию коммуникативной культуры, вооружит детей средствами познания, развития мировоззрения и чувств, т.е. универсальными учебными действиями.
Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение:
«Общее недоразвитие речи 3 уровня».
Характеристика группы.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.)
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
трудности овладения учебными понятиями, терминами;
трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым
явлениям.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно
словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области
языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и
деятельности.
Следствие:
недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.)Основные направления работы:
1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении ,моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; определение путей и средств достижения учебной цели;контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика;
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы;
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих
речевое заключение: «Общее недоразвитие речи 3 уровня».
1 класс.
Этапы коррекционной работы Содержание коррекционной работы Грамматические темы, используемые на занятиях Содержание воспитательной работы и развитие неречевых процессов. Количество занятий
1 этап.
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Коррекция дефектов произношения.
Формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Звуки и буквы.
Гласные и согласные. Деление слов на слоги. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Парные звонкие и глухие согласные. Ударение. Двойные согласные. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формирование навыков организации учебной работы. Развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, самостоятельности, учебной деятельности в целом. 30-45 занятий
2 этап.
Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой 1.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения пользоваться различными способами словообразования.2.Уточнение и развитие, совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций.Безударные гласные. Корень. Однокоренные слова. Окончание. Суффикс. Приставки и предлоги. Сложные слова. Род имён существительных и прилагательных. Изменение имён существительных по числам. Изменение имён прилагательных по падежам, родам, числам в зависимости от существительных. Склонение имён существительных. Изменение глаголов по лицам и числам. Развитие слухового внимания, памяти, логического и образного мышления.
Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, активности. Развитие самоконтроля, усидчивости; формирование адекватной самооценки. 21-30 занятий
3 этап.
Восполнение пробелов в формировании связной речи. Развитие навыков связного высказывания:
1)установление последовательности высказывания,
2) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка),
3)совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов. Связь слов в предложении. Формирование активной позиции в коллективе, активной роли в коммуникативном процессе.
Развитие абстрактного, образного и логического мышления, памяти, воображения. 10-12 занятий
Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих
речевое заключение: «Общее недоразвитие речи. Дисграфия».
2 класс.
Этапы работы Содержание коррекционной работы Грамматические темы, используемые на занятиях Развитие неречевых процессов, воспитательная работа Количество занятий
1 этап
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи 1.Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения и слова.
Дифференциация понятий «слово» -«предложение»
2. Слого-звуковой состав слов.
Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата.
Звуковой анализ слов.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме (посредством гласных 2 ряда и буквы ь).
Звонкие и глухие парные согласные.
Оглушение звонких согласных.
Слово и предложение. Предложение.
Звуки речи и буквы.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Развитие наблюдательности,
памяти, внимания.
Развитие фонематического слуха.
Развитие пространственных представлений.
30-35 занятий.
2 этап.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. 1.Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слого-ритмической структуры слов.
Безударная гласная.
2. Предлоги.
3.Словосочетание и предложение.
-согласование слов в числе, роде;
-управление;
-связь слов в предложении.
4.Словообразование.
Родственные слова. Образование слов с помощью приставок, суффиксов. Сложные слова.
Слово и слог.
Ударение.
Безударная гласная в корне.
Предлоги.
Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания.
Формирование полноценной учебной деятельности, наблюдательности.
Расширение объёма всех форм внимания и памяти.
Уточнение и развитие пространственных представлений.
Развитие усидчивости.
Развитие способности к самоконтролю,
целенаправленности,
организованности.
Формирование адекватной самооценки. 20-25 занятий.
3 этап.
Восполнение пробелов в развитии связной речи. 1. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
-слова-«сорняки»;
-слова-«приятели»;
-слова-«неприятели»;
-многозначные слова.
2. Формирование связной письменной речи:
-деформированное предложение, текст;
-письменные ответы на вопросы;
-составление рассказа по вопросам;
-выборочное письмо (основная мысль).
3.Составление рассказа:
-по опорным словам и картинкам;
-по опорным словам и началу;
-по частично закрытой картине;
-по серии сюжетных картинок;
-по его названию.
Составление рассказа с элементами творчества. Предложение и текст. Осуществление формирования полноценной учебной деятельности, наблюдательности.
Формирование активной позиции в коллективе положительных качеств личности, самоутверждения.
Развитие абстрактного и логического мышления, памяти, внимания.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. 10-15 занятий.

Логопедическая работа с учащимися,
имеющими речевое заключение: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и
фонематическое недоразвитие речи».
Характеристика группы.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1.Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.)
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас без грубых отклонений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.
2.Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
Психологические особенности.
1.Неустойчивое внимание.
2.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3.Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
4.Недостаточное развитие способности к переключению.
5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7.Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.)Основные направления работы.
Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.
а) уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:
уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
выделение его на фоне слога;
определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
определение места звука по отношению к другим (какой по счёту звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
выделение его из предложения, текста.
Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель-их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.
В процессе работы каждый из звуков соотносится с определённой буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.
Примечание. В том случае, если у ребёнка присутствуют нарушения фонетической стороны речи, устранению дисграфии предшествует работа по коррекции звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.
2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количества слов; придумывание предложений с определённым количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения, определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определённым количеством слов и т.д.;уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.3.Формирование связной речи.
развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; определение путей и планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное средств достижения учебной цели;контроль над ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика;
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы)при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением ;пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы;
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Перспективный план работы с группой учащихся,
имеющих речевое заключение :«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи».
1 класс.
Этапы коррекционной работы Содержание коррекционной работы Грамматические темы, используемые на занятиях Развитие неречевых процессов, содержание воспитательной работы Количество занятий
1 этап.
Коррекционная работа на фонематическом уровне 1.Уточнение и развитие пространственно-временных представлений.
2.Развитие фонематических представлений, фонематического восприятия, дифференциации:
-речевые и неречевые звуки;
образование речевых звуков;
-дифференциация понятий: «звук»-«буква»;
-гласные звуки и буквы «а», «о», «у», «э», «ы»;
выделение гласных звуков 1 ряда из звукового ряда, слога, слова;
-согласные звуки и буквы;
-дифференциация гласных и согласных звуков и букв.
3.Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога:
-слогообразующая функция гласных;
-ударение, ударный слог.
4.Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов:
-образование гласных 2 ряда;
-звукобуквенный анализ и синтез слов с гласными «я», «ё», «е», «ю»
-в начале слова;
-в середине и конце после гласной;
-в середине и конце после разделительного «ь».
5.Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных:
-дифференциация твёрдых и мягких согласных;
-буквы «а-я» после тв. и мяг.согласных;
-буквы «о-ё»;
-буквы «у-ю»;
-буквы «ы-и»;
-буква «ь» после мягких согласных на конце слов, в середине слов.
6.Развитие фонематических дифференцировок на материале гласных звуков: «о-у», «ё-ю», «о-а».
7.Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных: «з-с», «в-ф», «б-п», «д-т», «г-к», «ж-ш».
8.Развитие фонематических дифференцировок в группе:
-свистящих-шипящих: «с-ш», «з-ж», «сь-щ»;
-аффрикат и составляющих их звуков: «с-ц», «ч-ть», «ч-щ», «ч-ц»;
-сонорных: «р-л»;
-заднеязычных: «г-к-х». Звуки и буквы.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Слог.
Перенос слов.
Обозначение мягкости согласных на письме.
Парные звонкие и глухие согласные.
Обозначение парных согласных звуков на конце слова. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
Устойчивости внимания, наблюдательности,
Способности к переключению.
Развитие навыков самоконтроля.
Формирование познавательной активности.
Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания.
Формирование положительных качеств личности. 30-45 занятий.
2 этап.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. 1.Развитие речевого анализа на уровне слова, предложения и текста.
-дифференциация понятий «слово» и «предложение»;
-анализ предложения на слова;
-определение количества, последовательности слов в предложении;
-главные члены предложения;
-интонационное оформление предложения в устной речи;
-анализ текста из предложений;
-грамматическое оформление предложения на письме.
2.Предлоги.
3.Связь слов в предложении. Слово.
Предложение.
Текст.
Предлог. Формирование навыков организации учебной работы.
Развитие наблюдательности, внимания, памяти.
Формирование положительных качеств личности, активности. 5-7 занятий.
3 этап.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Развитие навыков связного высказывания:
-текст;
анализ содержания;
логическая последователь-
ность;
-сообщение;
конструирование сообщения;
работа над планом;
составление рассказов по опорным словам;
на заданную тему;
-работа с деформированным текстом;
-составление рассказа по картине;
-продолжение рассказа по заданному началу;
-изложение. Предложение.
Текст. Развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Развитие логического и абстрактного мышления, а также памяти и воображения. 10-12 занятий.
Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:
«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи.
Дисграфия». 2 класс.
Этапы работы Содержание коррекционной работы Грамматические темы, используемые на занятиях Развитие неречевых процессов, воспитательная работа Количество занятий
1 этап
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи 1.Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения и слова.
Дифференциация понятий «слово» -«предложение».
2. Слого-звуковой состав слов.
Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата.
Звуковой анализ слов.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме (посредством гласных 2 ряда и буквы ь).
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство: б-д, о-а, и-у, п-т, ш-щ.
Дифференциация фонем, имеющих акустическо-артикуляционное сходство:ё-ю, о-у.
Звонкие и глухие парные согласные.
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: с-ш, з-ж, сь-щ, р-л, г-к-х, с-ц, ч-ть, ч-щ, ч-ц. Слово и предложение. Предложение.
Звуки речи и буквы.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Развитие наблюдательности,
памяти, внимания.
Развитие фонематического слуха.
Развитие пространственных представлений.
30-35 занятий.
2 этап.
Коррекционная работа на лексическо-грамматическом уровне. 1.Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слого-ритмической структуры слов.
Безударная гласная.
2. Предлоги.
3.Словосочетание и предложение.
-согласование слов в числе, роде;
-управление;
-связь слов в предложении.
Слово и слог.
Ударение.
Безударная гласная в корне.
Предлоги.
Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания.
Формирование полноценной учебной деятельности, наблюдательности.
Расширение объёма всех форм внимания и памяти.
Уточнение и развитие пространственных представлений.
Развитие усидчивости.
Развитие способности к самоконтролю,
целенаправленности,
организованности.
Формирование адекватной самооценки. 20-25 занятий.
3 этап.
Восполнение пробелов в развитии связной речи. 1. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
-слова-«сорняки»;
-слова-«приятели»;
-слова-«неприятели»;
-многозначные слова.
2. Формирование связной письменной речи:
-деформиро-
ванное предложение, текст;
-письменные ответы на вопросы;
-составление рассказа по вопросам;
-выборочное письмо (основная мысль).
3.Составление рассказа:
-по опорным словам и картинкам;
-по опорным словам и началу;
-по частично закрытой картине;
-по серии сюжетных картинок;
-по его названию.
Составление рассказа с элементами творчества.
Предложение и текст. Осуществление формирования полноценной учебной деятельности, наблюдательности.
Формирование активной позиции в коллективе положительных качеств личности, самоутверждения.
Развитие абстрактного и логического мышления, памяти, внимания.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. 10-15 занятий.

Перспективный план работы с группой учащихся,
имеющих речевое заключение: «Дисграфия».
2- 4 классы.
Этапы работы Содержание коррекционной работы. Грамматические темы, используемые на занятиях Развитие неречевых процессов;
Воспитательная работа Количество занятий
1 этап
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. 1.Уточнение и активизация словарного запаса детей и восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи:
лексика:
-имя существительное;
-имя прилагательное;
-глагол;
-слова-«антонимы»;
-слова-«синонимы»;
-слова-омонимы.
Словообразование:
-состав слова (корень, родственные слова);
-развитие функции словообразования (приставки, суффиксы);
-обогащение, актуализация словарного запаса;
обогащение знаний о составе слова.
Грамматика :предлоги;
предлоги и приставки;
согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
2.Развитие речевого анализа и синтеза.
Гласные, согласные звуки и буквы.
Ударение.
Звукобуквенный анализ слов.
Перенос слов.
Звонкие и глухие согласные.
Безударные гласные.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Родственные слова.
Корень слова.
Приставка.
Суффикс.
Предлоги.
Безударные гласные. Развитие познавательной активности детей.
Развитие способности к запоминанию, к переключению внимания.
Совершенствование умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях выполнения учебной задачи.
Развитие умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.
Развитие умений применять знания в новых ситуациях, работать в определённом темпе.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. 30-35 занятий.
2 этап.
Коррекционная работа на фонематическом уровне. 1.Дифференциация гласных:
«а-я», «о-ё», «у-ю», «ы-и», «ё-ю».
2.Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство:
-звонкие-глухие «з-с», «в-ф», «д-т», «г-к», «ж-ш», «б-п».
Оглушение звонких согласных в середине и на конце слов.
-свистящих, шипящих и аффрикат «з-ж», «с-ш», «с-ц», «ч-щ», «ч-ц».
Дифференциация согласных, имеющих оптическое сходство «б-д», «п-т», «л-м», «о-а», «у-и».
Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания.
Развитие наблюдательности, памяти, мышления.
Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, активности, усидчивости.
Формирование адекватной самооценки. 20-25 занятий.
3 этап.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. 1.Согласование слов в предложении.
Интонационное оформление предложений в устной речи.
Работа голоса.
2.Развитие связной речи.
-последователь-
ный и краткий пересказ;
-творческий пересказ;
-пересказ по заданному началу, концу;
-пересказ с опорой на план;
-рассказ по сюжетной картине;
-изложение. Текст.
Развитие абстрактного, образного и логического мышления, памяти, воображения.
Развитие навыков коммуникации по учебному заданию.
Составление устных высказываний с элементами фантазии. 10-12 занятий.
Логопедическая работа с учащимися,
имеющими речевое заключение: «Фонетический дефект».
Характеристика группы.
Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1.Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искажённых звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
2.Недостаточная сформированность (в более тяжёлых случаях-несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
Трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1.Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении лов, смешение слов по смыслу и т.п.
2.Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
Психологические особенности:
1Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.)развитие комплекса неполноценности.
Основные направления работы.
1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
осуществлять слуховой контроль над собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
2.Совершенствование грамматического строя речи и лексического запаса.
3 Формирование связной речи.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; определение путей и - планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное средств достижения учебной цели;контроль над ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика;
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы)при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы;
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Перспективный план работы с группой учащихся,
имеющих речевое заключение: «Фонетический дефект»
Этапы работы Содержание коррекционной работы Количество занятий
1 этап.
Общее речевое развитие. 1.Развитие фонематического восприятия и навыка звуко-слогового анализа.
2.Развитие речи:
-уточнение, обогащение, активизация словаря;
-овладение грамматическим строем языка;
-воспитание выразительной речи. 2-5 занятий
2 этап.
Коррекция дефектного произношения звуков. 1.Подготовительные артикуляционные упражнения с целью подготовки нужной подвижности, силы и гибкости мышц языка, губ.
2.Специальные артикуляционные упражнения с целью подготовки нужного артикуляционного уклада для звуков.
3.Постановка звуков.
4.Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи:
-введение поставленных звуков в слоги и слова (в начало, середину, конец), при стечении согласных;
-во фразе: повтор за логопедом, заучивание стихов, скороговорок, составление предложений по картинкам;
-в самостоятельной речи: чтение стихов, потешек, пересказ текстов, сказок, составление рассказов по картинкам и опорным словам.
5.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.
6.Контрольная проверка речи.
От 20 и более занятий
Список литературы
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников. СПб.: Лань, 1999.
2. Волкова Л.С. , Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии том 2 М., 1997.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
4. Ефименкова Г.С. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М., 1991.
5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.- М., 2006.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М: Просвещение, 2008.
7. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Санкт-Петербург,2003.
8. Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционном классе.- М.: Владос, 1999.
9. Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.
10. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.
11. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007.
12. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов 2-е изд., испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
13. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов, М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
14. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. 2-е изд., испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
15. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. (альбом 2, упражнения по коррекции акустической дисграфии) - М., 2008.
16. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.- М., 2005.
18. Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения // Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Регистрационный №  15785  Минюста России от 22 декабря 2009 г. / Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения // Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.