Разработка урока по информатике и ИКТ в 8 классе Компьютерная графика и области ее применения
Урок в 8 классе.
Тема урока: «Компьютерная графика и области ее применения»
Цель: изучить типы компьютерной графики, определить достоинства и недостатки растровой и векторной графики, области применения компьютерной графики; основные программные средства для работы с графикой;
сформировать умение характеризовать и сравнивать растровые и векторные изображения
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о компьютерной графике;
выяснить области применения компьютерной графики;
Развивающие: развивать логическое мышление, память, умения выделять главное в изучаемом материале;
развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать: и т.д.
Воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся, развивать навыки самостоятельной работы, алгоритмического, критического мышления, умения анализировать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения: иллюстративно-словесный(беседа, обсуждение, проблема, рассказ, пример, демонстрация презентаций), наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский, практический, опережающее обучение.
Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, доступ к сети Интернет, карточки-слова рефлексии.
Программное обеспечение: ОС Windows 7
Структура урока:
Организационный момент (2 мин).
Постановка цели урока (3 мин).
Изучение нового материала (13-14 мин).
Закрепление новых знаний (работа над проектом) (15 мин).
Защита проектов (6-7 мин)
Постановка домашнего задания (2 мин).
Подведение итогов (2 мин).
Рефлексия (1 мин).
Организационный момент: (1 мин)
проверка списочного состава класса
проверка готовности учеников к уроку
Слово учителя и Постановка цели урока (3 мин):
«Близ испанской деревни Альтамира сохранилась пещера – жилище
первобытного человека. Скалистые выступы на потолке очерчены линиями и покрыты краской. Это изображение бизонов. Ранние формы графики были первыми попытками передачи информации об окружающем мире последующим поколениям. Они представляли собой своеобразный учебник жизни. Люди начали рисовать задолго до того, как научились писать. В Сибири, в Кузнечном Алатау найден рисунок, возраст которого – 34 тысячи лет! Наскальные росписи выполнялись земляными красками, черной сажей и древесным углем с помощью расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев.
С тех пор прошли многие тысячи лет, появились письменность и книгопечатание, человек овладел энергией атомного ядра и вышел в космическое пространство, а что изменилось в технике рисования? Стали лучше краски, кисти, появились перья, карандаши, фломастеры, но в принципе все осталось тем же самым, та же цепочка: глаз – рука – инструмент – изображение, те же требования к способностям художника.
Но вот появилась вычислительная техника»
Постановка цели урока
Демонстрация слайдов презентации 1-6 (кадры из кинофильмов,
мультипликации, рекламы, фотографии, визитные карточки, иллюстрации в книге, графические модели).
Что объединяет представленные вам слайды?
(предполагаемый ответ: компьютерная графика, спецэффекты)
А теперь подумайте, какую тему и цель мы можем поставить перед собой на нашем уроке?
Сообщение темы урока.
Постановка целей урока:
«Сегодня на уроке мы познакомимся с историей развития компьютерной графики; выясним, где применяется компьютерная графика; проведем небольшое исследование по применению компьютерной графики».
Изучение новой темы (13-14 мин):
Сообщение ученика (история развития компьютерной графики) – задание дано на предыдущем уроке.
Результатами расчетов на первых компьютерах являлись длинные колонки чисел, напечатанных на бумаге. После этого человек вручную производил графическую обработку результатов: чертил графики, диаграммы, чертежи. В таком виде результаты становились более понятными. Возникла идея поручить графическую обработку самой машине. Программисты научились получать рисунки в режиме символьной печати. На бумажных листах с помощью звездочек, точек, крестиков, букв печатались графики функций, изображались физические процессы, получались художественные изображения. В редком компьютерном центре стены не украшались распечатками с портретами Эйнштейна, репродукциями Джоконды и другой машинной живописью. Затем появились специальные устройства для графического вывода на бумагу – графопостроители (плоттеры). С помощью такого устройства на лист бумаги чернильным пером наносятся графические изображения: графики, диаграммы, технические чертежи и прочее. Для управления работой графопостроителей стали создавать специальное программное обеспечение. Появление графического дисплея – настоящая революция в компьютерной графике. На экране стало возможным получать рисунки, чертежи в таком же виде, как на бумаге с помощью карандашей, красок, чертежных инструментов. Рисунок из памяти компьютера может быть выведен не только на экран, но и на бумагу с помощью принтера.
(лекция-визуализация)
Слово учителя: Области применения компьютерной графики
Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности используются построенные с помощью компьютера схемы, графики, диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации. Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия. Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им увидеть, как оно впишется в ландшафт.
Можно рассмотреть следующие области применения компьютерной графики.
Научная графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Первые компьютеры использовались лишь для решения научных и производственных задач. Чтобы лучше понять полученные результаты, производили их графическую обработку, строили графики, диаграммы, чертежи рассчитанных конструкций. Первые графики на машине получали в режиме символьной печати. Затем появились специальные устройства – графопостроители (плоттеры) для вычерчивания чертежей и графиков чернильным пером на бумаге. Современная научная компьютерная графика дает возможность проводить вычислительные эксперименты с наглядным представлением их результатов.
Деловая графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Деловая графика – область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки – вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.
Конструкторская графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Конструкторская графика используется в работе инженеров–конструкторов, архитекторов, изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным элементом САПР (систем автоматизации проектирования). Средствами конструкторской графики можно получать как плоские изображения (проекции, сечения), так и пространственные трехмерные изображения.
Иллюстративная графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Иллюстративная графика – это произвольное рисование и черчение на экране компьютера. Пакеты иллюстративной графики относятся к прикладному программному обеспечению общего назначения. Простейшие программные средства иллюстративной графики называются графическими редакторами.
Художественная и рекламная графика
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Художественная и рекламная графика – ставшая популярной во многом благодаря телевидению. С помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы, компьютерные игры, видеоуроки, видеопрезентации. Графические пакеты для этих целей требуют больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти. Отличительной особенностью этих графических пакетов является возможность создания реалистических изображений и "движущихся картинок". Получение рисунков трехмерных объектов, их повороты, приближения, удаления, деформации связано с большим объемом вычислений. Передача освещенности объекта в зависимости от положения источника света, от расположения теней, от фактуры поверхности, требует расчетов, учитывающих законы оптики.
Одним из первых известных фильмов был фильм «Звездные войны». Он был создан с помощью суперкомпьютера Сгау. Этапы дальнейшего развития компьютерного кинематографа можно проследить по таким фильмам, как «Терминатор-2», «Вавилон 5», и др. До недавнего времени технологии компьютерной графики использовались для спецэффектов, создания изображений экзотических чудовищ, имитации стихийных бедствий и других элементов, которые являлись лишь фоном для игры живых актеров. В 2001 году вышел на экраны полнометражный кинофильм «Финальная фантазия», в котором все, включая изображения людей, синтезировано компьютером – живые актеры только озвучили роли за кадром.
Компьютерная анимация
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Компьютерная анимация – это получение движущихся изображений на экране дисплее. Художник создает на экране рисунке начального и конечного положения движущихся объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер, выполняя расчеты, опирающиеся на математическое описание данного вида движения. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения. Мультимедиа – это объединение высококачественного изображения на экране компьютера со звуковым сопровождением. Наибольшее распространение системы мультимедиа получили в области обучения, рекламы, развлечений.
Графика для Интернета
Вопрос для учеников: как вы думаете, в какой области нашей жизни и для чего используется эта графика? (слайд из презентации)
Появление глобальной сети Интернет привело к тому, что компьютерная графика стала занимать важное место в ней. Все больше совершенствуются способы передачи визуальной информации, разрабатываются более совершенные графические форматы, ощутимо желание использовать трехмерную графику, анимацию, весь спектр мультимедиа.
Работа над проектом (проводится индивидуально)
План работы: найти материал по исследуемой теме и подготовить мини-проект (презентацию), на котором будут представлены цели и образцы применения графики в той или иной области. Защита проекта - 1-2 минуты.
(учитель выслушивает вопросы учащихся)
Работа над проектом, оформление результатов проекта (15 мин)
Защита проектов (6-7мин)
Домашнее задание (2 мин)
Параграф 3.2.1 стр.110, стр.118 вопросы 1-2. Подготовить иллюстративный материал (по 1 примеру) на каждую область применения компьютерной графики (в электронном варианте)
Итоги урока (2 мин)
Рефлексия Учащимся предлагается таблица для заполнения
Знаю
Узнал
Хочу узнать
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
[]
Учитель информатики и ИКТ
МКОУ Кучеряевская ООШ
Солодунова Вера Владимировна
Разработка урока в 8 классе
Компьютерная графика и области ее применения