Выступление на семинаре по теме: «Дифференцированный подход в рамках ФГОС и в системе оценивания результатов»
Выступление на семинаре по теме: «Дифференцированный подход в рамках ФГОС и в системе оценивания результатов»
«Подлинный смысл педагогики
заключается в том, чтобы даже
человек, которому трудно то,
что посильно другим, не чувствовал
себя неполноценным, испытывал
высокую человеческую радость,
радость познания, радость
интеллектуального труда,
радость творчества».
Сухомлинский В.А. « Трудные дети»
Можно ли добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях? Можно, если организовать процесс обучения как дифференцированный.
Опыт последних лет показывает, что дифференцированное обучение является наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка . Дифференцированное обучение - это один из способов достижения всем детьми общеобразовательной цели обучении с учетом их индивидуальных особенностей.
Уровневая дифференциация — это не дифференциация детей, а дифференциация требований к уровню освоения изучаемого материала! ...
«Если дадим каждому ребенку учебный успех, проблем с обучением не будет»,
«Вся тайна состоит в том , чтобы дать ребёнку самому развёртываться , взрослые должны всегда относиться к ребёнку , как к человеку , с полным признанием его личности.» (П.Ф. Леспафт)
Актуальность дифференциации учебного процесса подтверждается
•Положением ФГОС: «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития»
•Конвенцией о правах ребёнка :
•« Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности»
Как художник учится смешивать краски и наносить мазок на холст, музыкант учит этюды, настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски.
В своей работе дифференцированный подход я сочетаю со следующими принципами :1. Принцип свободы выбора
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна безоговорочная для каждого человека – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чужие решения, отсутствие выбора. Особенно этого не любят дети.
Необходимо предоставлять ученику право выбора. Но с одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Пример: Тема: Сутки «Время от 0 до 24 часов»
1Вырази в часах и сутках.
5 сут=…ч 96ч=…сут
10сут12ч=…ч 8сут12ч=…ч
2.Составь верные равенства.
60мес, 7мин, 10ч, 2сут, 5лет, 420с, 48ч,600мин.
3.Поменяй единицы измерения.
5ч=60мин 72сут=3час
9ч6мин=114сек 10ч16мин=616сек
2. Принцип открытости
“Я знаю, что я ничего не знаю”, - говорил мудрый грек. Границы познания наук не существуют – учиться нужно на протяжении всей жизни.
Не только давать знания, но и показывать их “границы”, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию
Это можно сделать с помощью “приемов удивления
Прием “Яркое пятно”
Аристотель когда – то подметил: “что мышление начинается с удивления”.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Как его создавать?
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным, одновременно предъявляет противоречивые факты, теории, мнения, чтобы вызвать недоумение ученика) Пример: Урок русского языка.Дети записывают предложение. Старушка волновалась о сестре, дочери.
О сестре – сущ. ж.р., окончание -е; дочери - сущ. ж.р., окончание -и. Что вас удивило? Почему у существительных окончания разные? – Сегодня мы ответим на этот вопрос. Тема нашего урока…
Или демонстрирую отрывок из мультфильма. Например, м/ф “38 попугаев”. Мартышка измеряет питона. Результат разный. Почему?
Далее дети знакомятся с единицей измерения сантиметр.
Начерти отрезок длиною 7см.
Длина отрезка 5см,начерти отрезок на 2 см больше данного.
Начерти отрезок длина которого меньше ,чем 10 см ,но больше,чем 8 см
Приём «Проблемная ситуация с затруднением».
Тема: « Название компонентов действия деления»
1. Реши примеры и прочитай по – разному.
8 * 2 = 9 : 3 = 10 : 5 = 4 : 2 =
2. Составь примеры по образцу и сделай вывод.
17 – 8 = 9 8 : 2 =
9 + 8 = ?3. Реши уравнение и сделай вывод, как найти неизвестное число.
х + 15 = 29 х : 2 = 6
Ребятам даётся задание с которым они справится не могут,так как не знают название компонентов действия деления .Формулируется тема урока и задачи.
Прием отсроченная отгадка
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы с нее начать следующее занятие.
Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" даётся загадка“С горы сбегая без труда - она бежит как гром, в морозный день она тверда - руби хоть топором, нагрей ее - и к небесам взлетит она тогда, теперь ты мне ответишь сам - зовут ее - ?
Далее учитель рассказывае т историю: Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде?
Урок окружающего мира
Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то
Тема: "Австралия".
Задание для сильных детей
Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили Почему так вышло? Чего мы не знаем? Какая сейчас погода в Австралии?
Фантастическая добавка
Хочется удивить, да нечем… Вы можете перенести учебную ситуацию на фантастический лад: перенести реального или литературного героя во времени, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, придумать фантастический предмет, животное и т.д.
Например,представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?
Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
3. Принцип деятельности
Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”. “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать”, - говорил академик Александр Минц.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать на каждом уроке ученик должен заниматься конкретной деятельностью, получать реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо.
Приём «Лови ошибку»
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает
Например, урок математики. Мальчики записывали математическое выражение к заданию: 1) к 3 прибавь 6 и умножь на 4; 2) У них получились вот такие записи: 3+6*4=36, 3+6*4=27
Найди ошибку в записях.
Верный вариант: (3+6)*4=36
4. Принцип обратной связи
Учитель в ходе урока отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания.
Учитель использует на уроке все возможные приемы рефлексии для максимальной реализации принципа обратной связи.
Приём «До и после»
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Приём «Итог»
Интересно
Творчество
Обучились
Главное
В конце урока даётся схема по которой подводится итог урока.
Арабская мудрость гласит: «Знание завершается только делом. Знание – дерево, а дело – плоды».
То, что учитель хочет познать—это яблоня,
что познаёт—это ветвь яблони,
то, что передаёт ученику—это яблоко,
то, что он возьмѐт от него—это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня!