Сестринский процесс. Презентация к лекционному занятию
Сестринский процесс Подготовила: Шохина М.Г. Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринский процесс состоит из 5 этапов. Каждый этап процесса является существенной стадией в решении основной проблемы – лечение пациента – и тесно взаимосвязан с остальными этапами. Цель обследования - Собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте и создать информационную базу о нём. Источником информации о пациенте могут быть: ПациентЧлены его семьи и родственникиОкружающие (например: соседи, свидетели на улице) Члены бригады медицинской помощиДанные осмотраРезультаты лабораторно-диагностических тестовМедицинская литература Чтобы наиболее полно собрать информацию, необходимо: Уметь провести беседу («интервьюировать»)Владеть навыками осмотра, пальпации, перкуссии и аускультацииЗнать основные, критические показатели лабораторно-диагностических тестов Знать основные побочные эффекты лекарственных препаратов, возможные осложнения от лечебно-диагностических процедурУметь установить и выяснить отношения пациента и его семьи к болезниВыявить ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения (от врача, от медицинской сестры) Причины ошибок медицинской сестры при сборе информации Неопытность, неорганизованность;Поспешность, пренебрежение к информации;Неправильная оценка тяжести состояния больного; Отсутствие дисциплины и профессионально-деловых связей в медицинской бригаде;Плохая организация работы;Перегруженность, утомляемость. Сестринская история болезни - Юридический протокол документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках её компетенции. Как только медицинская сестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных Начинается Второй этап сестринского процесса – Установление проблем пациента и формирование сестринского диагноза Задача сестринской диагностики Установить все настоящие и возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния, то, что наиболее тяготит больного в настоящий момент, является для него сейчас главным, и попытаться в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения. Существующие проблемы - Это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящей момент. Например: Под наблюдением находиться пациент 50 – ти лет, получивший травму позвоночника. Пострадавший находиться на строгом постельном режиме. Проблемы пациента беспокоящие его в настоящее время - БольСтрессовое состояниеОграничение подвижностиДефицит самоуходаподвижности Потенциальные проблемы - Те, которые ещё не существуют, но могут появиться с течением времени. У настоящего пациента потенциальными проблемами являются: Появление пролежнейПневмонияСнижение тонуса мышцНерегулярное опорожнение кишечника (запоры, трещины, геморрой). Приоритеты классифицируются как: ПервичныеПромежуточныеВторичные Первичным приоритетом обладают те проблемы Которые могут оказать пагубное влияние на пациента (например: неоказание экстренной помощи) Промежуточным приоритетом обладают те проблемы Которые включают не экстремальные и неопасные для пациента проблемы Проблемы вторичного приоритета Которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу Следующей задачей второго этапа Является:Формулировка сестринского диагноза Сестринский диагноз- Состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведённого сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры. Третий этап сестринского процесса Цель: Это ожидаемая реакция пациента на сестринское вмешательство По срокам реализации делятся Краткосрочные(для достижения результата требуется меньше недели)Долгосрочные (для достижения требуются недели, месяцы) При формулировке цели необходимо учитывать, Что цель должна иметь три компонента:Исполнение: действие (глагол);Критерии: дата, время, расстояние;Условие: с помощью чего/кого. Например: Пациент будет ходить (действие) по палате (расстояние) на 10 день (дата) с помощью костылей (условие) План сестринского ухода может ПересматриватьсяПрерыватьсяИзменяться в зависимости от эффективности ухода. Четвёртый этап сестринского процесса Цель этапа - Обеспечение соответствующего ухода за больным т.е. оказание помощи пациенту в удовлетворении жизненных потребностей. Потребность пациента в уходе может временной Например:Ограничение самообслуживания постоянной Например:На протяжении всей жизни реабилитирующей Например:ЛФК, лечебная физкультура Зависимое сестринское вмешательство - Это действие, которое выполняется м/с по требованию или под наблюдением врачаНапример:Введение медикаментовСмена повязокПромывание желудка и т. д. Независимое сестринское вмешательство Это действие, осуществляемое м/с в рамках своей компетенции автономно, без прямого требования со стороны врача, на основе собственной инициативы. Например: Помощь пациенту в самообслуживанииНаблюдение за его реакцией на лечениеОбучение больного самомассажуСоветы относительно его здоровьяОрганизация досуга пациента и т. д. Взаимозависимые вмешательства - Сотрудничество с врачом и другими специалистами в области здравоохраненияНапример:Физиотерапевтом;Инструктором ЛФК и т. д. Например: Независимое вмешательство: сестра будет обучать пациента технике расслабления каждый день.Зависимое вмешательство: сестра будет давать болеутоляющие каждые 3 часа по предписанию врача. Пятый этап сестринского процесса Итак: Сестринский уход нужен для того, чтобы научить пациента жить с заболеванием: помогать решать возникшие проблемы, связанные с болезнью, не допускать ухудшения состояния и возникновения новых проблем со здоровьем. Это всё! Вы справитесь!Спасибо за внимание!