Формы реализации гражданско-правового воспитания в начальной школе
Рекомендуемые формы реализации программы ГПВ во внеклассной работе с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Направление программы Содержание программы Формы реализации
Формирование гражданского отношения к себе Осмысление ребенком себя как частички окружающего мира. Обретение уверенности в своей значимости. Беседы по вопросам гуманизма и нравственности.
Классные часы и уроки о милосердии, доброте.
Праздники, концерты, направленные на развитие творческих способностей.
Кружки, спортивные секции.
Акции милосердия.
Прогнозируемый результат: Воспитание гуманности учащихся, понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения, человеческого достоинства, милосердия, терпения, доброжелательности.Направление программы Содержание деятельности Формы реализации
Формирование гражданского отношения к своей семье Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких. Классные часы, беседы на темы дружбы, семьи.
Беседы об уходе за телом, о культуре питания, об уходе за одеждой, о здоровье, о режиме.
Конкурсы рисунков.
Конкурсы стихотворений о семье.
Конкурсы сочинений: «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением».
Родительские недели (изучение семьи и её родословной)
Совместные спортивные мероприятия, праздники.
Встречи с интересными людьми.
Прогнозируемый результат: Сформировать у школьников сущность социальных ролей, мужчина, женщина, дочь, сын.
Направление программы Содержание деятельности Формы реализации
Формирование гражданского
отношения к школе Исходные положения: в школе учащиеся
не только получают знания, но и учатся жить. Изучение правил поведения в школе.
Беседы «Зачем нужно учиться в школе», «Школа – твой второй дом, береги её».
Экскурсии по школе.
Встречи с людьми науки, искусства, рабочими т.д.
Летописи класса, школы.
Прогнозируемый результат: Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы.
Овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение режима работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правилами ученика.
Направление программы Содержание деятельности Формы реализации
Формирование гражданского отношения к Отечеству. Осмысление ребёнком себя как части своей Родины, её гражданина и патриота.
Исходные положения: каждый человек не
только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Беседы « Моя малая родина», «Красная книга нашего края» и т.д.
Игры, диспуты «Знаешь ли ты своё Отечество?»
Конкурсы стихотворений, песен,
рисунков о России.
Встречи с участниками ВОВ
Традиционные русские народные праздники.
Экскурсии в музеи.
Прогнозируемый результат: Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное и духовное наследие.
Направление программы Содержание деятельности Формы реализации
Формирование гражданского отношения к планете Осмысление ребенком себя как части планета Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за всю планету. Беседы и наблюдения «Природа и мы», «Природа в произведениях искусства».
Конкурсы рисунков «Береги природу», загадок, стихов, сочинений о природе.
Экскурсии «Осень», «Зима», «Весна».
Экологические экспедиции «Друзья и враги леса», «В зимнем парке».
Прогнозируемый результат: Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Направление программы Содержание деятельности Формы реализации
Формирование гражданского отношения к искусству Осмысление школьниками значимости искусства для человека. Развитие духовного
мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора. Беседы: «Что такое красота», «Красота в природе и искусстве».
Кружки: «Декоративно-прикладное искусство.
Творческие конкурсы: инсценированной сказок, поделки, рисунки.
Экскурсии на художественные выставки, фотовыставки.
Экскурсии в музеи.
Посещение театров, кинотеатров.
Прогнозируемый результат: Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности. Занятие детей одним из видов искусства на факультативах и кружках, участие в художественной самодеятельности.