Родительская конференция «Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!»
МБДОУ «Детский сад «Рябинка»
Родительская конференция
«Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!»
Подготовила и провела
Ст. воспитатель Каштанова Е.В2014 апрель
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались обсудить очень важную проблему:
« Природу мы сохраним только тогда,
когда эта идея овладеет умами и душами
всех и каждого без исключения»
М.С.Гиляров
Цель:
Объединение детей, педагогов, родителей, образовательных учреждений, жителей микрорайона для участия в деятельности по сохранению окружающей среды. Совместные мероприятия, акции, праздники, трудовые десанты позволят подрастающему поколению, утвердится в ценности личностного вклада каждого в решение общей экологической проблемы.
Задачи:
Активизация творческого потенциала детей, педагогов, родителей.
Развитие практических навыков и умений в природоохранной деятельности через озеленение, разбивку цветочных клумб на территории детского сада.
Расширение просветительской деятельности по экологическому воспитанию жителей города.
Цель нашего учреждения – индивидуальное комплексное развитие каждого ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей, формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности.
Определяя порядок действий всех участников учебно-воспитательного процесса и их координацию между собой, а, также учитывая влияние социума и построение взаимоотношении с ним, мы создали свою воспитательную систему. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад не первый год работает по проблеме экологического воспитания. В своей работе мы используем парциальную программу Н.В.Рыжевой «Наш дом – природа»
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
- создание условий для экологического образования дошкольников;
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Организационно-методическое руководство
экологическим воспитанием детей в ДОУ
Педагоги, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия, - это решающий фактор в экологическом воспитании. Общий результат этой деятельности – продвижение детей по пути экологической культуры.
Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем – все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении.
Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей, на основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
При построении системы экологической работы
мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это – театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры - путешествия. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.
Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) – совместные с родителями акции по озеленению территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение.
Эколого-эстетическое направление – широко используются различные виды изобразительной деятельности (воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных, затем создает условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала).
Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
повышение экологической грамотности педагогов (создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала, семинары, работа в творческих группах по экологическому воспитанию);
обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (посещение памятных мест, знакомство с природным ландшафтом города); внедрение методик экологии здоровья;
экологическое просвещение родителей (музыкальные праздники, экологические досуги, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей).
Система работы с детьми в каждой возрастной группе:
посезонное планирование занятий;
создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);
организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, огород овощных культур, труд в природе);
чтение художественной литературы;
совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции «Добрая зима для птиц», «Мы ждем тебя, пернатый друг!»», «Сделаем город чистым»», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
выращивание зелени в зимнее-весенний период («огород на окне»);
игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
экология здоровья (фито-чай, аромотерапия, витаминотерапия, двигательная активность, закаливание);
создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
Создание эколого-развивающей среды
– это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:
Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические и экспериментальные лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, фито-бары, уголки релаксации и т.д.
Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с животными и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием.
Под руководством увлеченных своим делом специалистов,
проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки детей, кукольные спектакли экологического содержания. В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, игровых и спортивных площадок: экологическая тропа, огород, различные деревья и кустарники, цветники, клумбы, мини-стадион и игровые площадки. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Экологическое просвещение родителей
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
В детском саду мы проводим выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, картин по флористике; привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.). В групповых комнатах имеются уголки по экологии для родителей, где представлена различная информация.
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.
Результаты деятельности по реализации модели
Мероприятия и экологически-ориентированные виды деятельностей, равномерно распределенные во времени учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально-природного характера, обеспечивают успех каждой возрастной категории. Определение уровня экологической воспитанности дошкольников - трудоемкое и ответственное дело, которое должны выполнять профессионалы с полным пониманием того, каких результатов можно ожидать, как они помогут скорректировать дальнейшую педагогическую работу. Поэтому, нами разработаны диагностические карты и критерии по экологическому воспитанию детей. Педагогами ДОУ разработаны и реализованы много проектов:
«Наше дерево дуб, береза, рябина»,
«Есть у нас огород», «Окно в природу», «Войди в природу другом», «Как прекрасен этот мир, посмотри!», «Экологическое воспитание посредством театрализованной деятельности». В этом учебном году выпущены проекты по игровой деятельности: «Путешествие доктора Айболита в Африку», «Полет в космос», «Морское путешествие» (на диске)
Педагоги пополнили свои группы методической литературой, дидактическими играми, наглядными пособиями по экологическому воспитанию.
Сегодня мы Вам представляем еще один подпроект «Наш любимый город Заинск», который является частью нашего общего проекта, «Люби и знай родной свой край». Этот проект был реализован в старшей и подготовительной группе педагогами под руководством Срутдиновой К.Р.