Урок литературного чтения на тему В.Драгунский Друг детства
Тема: В. Драгунский «Друг детства»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель: познакомить с рассказом В.Драгунского, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Задачи:
1.Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;
2.Совершенствовать навык чтения;
3.Развивать речь;
4.Создать ситуации успеха для каждого ребенка;
5.Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
6.Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.
Оборудование:
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
компьютер;
презентация к рассказу В. Драгунского.
Ход урока:
1. Психологический настрой
1) Мотивация.
Звучит песня «Давай дружить»
– Ребята! Сегодня к нам на урок литературного чтения пришли гости. Надеюсь, вы на уроке будете внимательными слушателями и активными участниками.Давайте начнём урок с игры. Повторяйте движения и слова за мной:
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Пожмите руку тем, кто слева,
Пожмите руку тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
2) Деление на группы
- Я вижу, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что вы сохраните его на протяжении всего урока. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Давайте разделимся на группы с помощью пословиц. Я буду читать начало пословицы, а вы должны будете правильно подобрать концовку пословицы, которая у вас записана на листочках.
1) Старый друг лучше новых двух.
2) Человек без друзей – что дерево без корней.
3) Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
4) Без друга в жизни туго.
II. Актуализация знаний
1) Вводная беседа
- Какой раздел начали изучать? («Мои друзья») СЛАЙД
- Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? О чём?
- Какие произведения о дружбе и каких авторов вы уже читали?
– Что значит слово «друг» и слово «дружба»?– В толковом словаре даётся такое объяснение слова «друг», «дружба». СЛАЙД
«Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой»
«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
- Ребята, объясните смысл тех пословиц, которые вы составили в начале урока.
– Ребята, а кого можно назвать другом? Кто для вас является другом?Ответы детей:– Девочка или мальчик, с которыми можно посекретничать;– Мама, которая поможет в трудную минуту;– Книга, которую ты читаешь и тебе с ней интересно.- Прочитайте слова: СЛАЙД
Юла, шары, машина, ведёрко, слоник, кубики, барабан, лейка, кукла, скакалка, мячик, велосипед, зайчик, лошадка, пирамидка, домик.- Как можно назвать эти слова одним словом? (ИГРУШКИ).
- А могут ли игрушки быть вашими друзьями? Почему?
— Многие из вас выполнили творческое задание –нарисовали свою любимую игрушку. (Рисунки на доске)
– Это любимая игрушка Насти…и т.д.
3) Постановка проблемы, формулирование темы урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и новым произведением.
Сложите из букв фамилию автора произведения, вычеркивая каждую первую букву в паре.ВД ЮР ХА ЧГ ЦУ ПН ЬС ЫК ФИ ЭЙСЛАЙД
- С каким автором мы познакомимся?
III. Изучение нового материала
1) Изучение творчества В. Драгунского
– Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Драгунского «Друг детства», будем читать, анализировать, выделять главное, общаться друг с другом. СЛАЙД
- Ребята, вы что-нибудь знаете о Викторе Драгунском?
Виктор Драгунский - писатель, автор популярных рассказов для детей. Родился Виктор Драгунский в Белоруссии. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. Очень любил театр, цирк, сам писал пьесы. Виктор Драгунский написал много рассказов для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую – это младший сын Дениска. Своему сыну он посвятил 80 рассказов, которые вошли в сборник «Денискины рассказы". Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги, а Дениска Кораблёв так и остался мальчишкой.
Драгунского нет с нами уже много лет, но книги его продолжают выходить. СЛАЙД Посмотрите на выставку книг, я рекомендую вам сходить в библиотеку и прочитать книги В. Драгунского. Вы будете смеяться и огорчаться, будете переживать вместе с героями, а это и есть главное, для чего писатель создаёт книги.
Рассказ «Друг детства», с которым мы сегодня будем знакомиться, взят из книги В.Драгунского «Денискины рассказы».2) Работа с учебником.
– Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён? (Мальчик.) СЛАЙД
– Как вы думаете, почему он в боксёрских перчатках? Предположения детей.
– Почему же художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»?
- Прочитайте ключевые слова текста. (боксёрская груша, плюшевый мишка, не буду боксёром). СЛАЙД
- Попробуйте предположить по заглавию и ключевым словам, о чём пойдёт речь в этом произведении? СЛАЙД
• Мальчик хочет стать боксёром
• Мальчик будет играть с мишкой
• Мальчик передумал быть боксёром
3) Словарная работа
– При чтении данного рассказа нам встретятся незнакомые слова. Кто может их объяснить? СЛАЙД
Астроном - ученый, изучающий космос. (занимающийся астрономией, т.е. наукой о небесных телах и Вселенной)
Капитан – … У этого слова несколько значений.
- главный в спортивной команде.
- офицерское звание.
– командир морского судна.
- В этом рассказе слово будет иметь третье значение.
Приспичило – очень захотелось.
Груша - …. Какое значение может иметь это слово?
- фруктовое дерево, а также его плод.
- изделие, по форме напоминающее этот плод.
- спортивный снаряд.
- В рассказе слово будет обозначать «спортивный снаряд».
Перебиться – с трудом прожить.
Волчок – детская игрушка, то же, что юла.
Утиль – отходы, старые, негодные к употреблению вещи.
Плюшевый – сделанный, сшитый из плюша.
Плюш – ткань с длинным ворсом.
Сподручнее – удобно.
Наволочка – чехол для подушки.
4) Чтение рассказа с остановками
- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, какую дружбу хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по учебнику)
Читает учитель и ученики – комбинированное чтение произведения.
Виктор Драгунский «ДРУГ ДЕТСТВА»
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксёром.
Я сказал папе:
- Папа, купи мне грушу!
- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:
- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу!
- Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши.
И он оделся и пошёл на работу.
1остановка
- Сколько лет было мальчику?
- Кем мечтал стать Дениска, когда вырастет?
- Почему именно «приспичило», а не «захотелось» стать боксером?
- Как папа понял сначала Дениску?
- Что ответил папа на желание Дениски?
- Можно ли сказать, что у Дениски плохой папа? Почему?
- А кто-нибудь из вас мечтал стать боксером?
- Ребята, все встаньте и представьте, что мы маленькие боксёры.
Физминутка Быть боксёром хорошо (движения боксёра)
А штангистом лучше,
В волейбол играть легко,
Научиться нужно.
Спинку прямо ты держи,
Руки вверх всегда тяни.
- Что будет дальше?
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:
- Стой-ка, я, кажется, что-то придумала.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много ещё разного игрушечного утиля.
И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
- Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше!
2остановка
- Что придумала мама?
- Что же при этом увидел Дениска?
- Почему, по мнению мамы именно мишка, такой хороший отличный, с большим животом подходит на роль боксёрской груши?
- Почему мама, предложила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого мишку? Правильно ли она поступила?
- Итак, Дениске приспичило быть боксером. Как, по вашему, должны были поступить родители? (купить грушу, повести ребёнка в спортивную секцию…)
- Что будет дальше?
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый и у него были разные глаза: один – его собственный, а другой – из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим Мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
3 остановка
- Отчего же Мишка был облезлый?
- Что вспомнилось Дениске?
- Какие чувства, по вашему мнению, испытывал Дениска в это время?
- Как вы понимаете выражение «бывший самый лучший друг, настоящий друг»?
- Чем может закончиться этот рассказ?
- Ты что? - сказала мама. - Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно.
И потом, когда я скрепился немного, я сказал:
- Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.
4 остановка
- Почему Дениска передумал стать боксёром?
- Как ему в этом помог плюшевый мишка?
- Почему Дениске не хотелось, чтобы мама увидела его слёзы?
- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?
5) Рефлексия чувств, вызванных рассказом.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказа?
- На партах у вас лежат картинки с изображением мишки. Закрасьте мишку нужным цветом. Если рассказ у вас вызвал… СЛАЙД
ГРУСТЬ – синий РАДОСТЬ – жёлтыйОБИДА – красный
ЖАЛОСТЬ - зелёныйУВАЖЕНИЕ – белый
– Какое чувство у тебя вызвал этот рассказ? Синий мишка, а почему у тебя возникло это чувство?
V. Анализ прочитанного– О чём мальчик попросил своего отца и почему?
– Найдите в тексте и прочитайте: Что вспомнил мальчик, когда мама вместо боксёрской груши предложила мишку?
- Почему Дениска «раздумал быть боксёром»? (Денис добрый, он не может бить даже плюшевого мишку).
- Кем считает Дениска свою игрушку? (Другом детства. Нельзя бить своего друга, даже если он – игрушка.)-Мы прочитали историю В. Драгунского «Друг детства». Скажите, оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали перед чтением произведении?. СЛАЙД 14.
(мальчик хочет стать боксёром, мальчик будет играть с мишкой, мальчик передумал быть боксёром).
- Как вы поняли, о чём это произведение? (О настоящей дружбе)
- А кто же такой настоящий друг?
- Так что же хотел сказать нам автор? Чему нас учит этот рассказ?
Вывод: Не только человек может быть другом, но и игрушки. Любимая игрушка – это как самый верный близкий друг. Он не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст.
- А Дениса можно назвать настоящим другом? (Да, он обладает качествами настоящего друга.)
VI. Работа в группах
1 группа – Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.
Дениска -
сердечный
добрый
грубый
верный
жадный
злой
внимательный
отзывчивый
вежливый
2 группа - Расположите части рассказа в нужной последовательности.
2. Мама достала старого плюшевого мишку.
1. Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
3. Дениска вспомнил своё детство.
4. Мальчик никогда не будет боксёром.
3 группа – составьте картинку из частей и опишите к какому фрагменту рассказа она относиться.
4 группа – составьте синквейн к понятию «Друг детства».
Примерный синквейн:
Друг.Мягкий, пушистый.Утешает, радует, слушает.Друг в беде не бросит. Игрушка.
Проверка работы групп. Слайд
6.Рефлексия.
1) Итоговая беседа
- С каким новым автором и каким рассказом мы познакомились? (Виктор Драгунский «Друг детства»)
- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему? (Настоящим другом может быть не только человек, животное, но и игрушка. О друге надо заботиться)- Что мы узнали о Викторе Драгунском?
- Кто он? (детский писатель)
- Что пишет? (рассказы)
- О ком его рассказы? (о детях)
- Для кого он пишет (для детей).
2) Мини-тест:
1) «Друг детства» - это
А) сказка
Б) стихотворение
В) рассказ
2) Кем в детстве мечтал стать Дениска?
А) Агрономом, лётчиком, штангистом
Б) Астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром
В) Актёром, космонавтом, гимнастом
3) Кто является другом детства для Дениски?
А) деревянная лошадка
Б) резиновый зайчик
В) плюшевый мишка
4) О чём это произведение?
А) о настоящей дружбе
Б) о мишке
В) о помощи мамы
3) Рефлексия своей деятельности «Лестница достижений»
- Оцените свою работу на уроке с помощью вашего мишки. Напишите на мишке своё имя. Если вы хорошо усвоили новую тему, активно работали на уроке, то поставьте своего мишку на верхнюю ступеньку. Если вы усвоили тему, работали на уроке, но у вас не всегда всё получалось, возникали трудности в работе, то поставьте своего мишку на среднюю ступеньку. Если вы рассказ не поняли, не принимали участие на уроке, то поставьте своего мишку на нижнюю ступеньку.
4) Домашнее задание. СЛАЙД
1) Прочитать выразительно рассказ В. Драгунского «Друг детства»
2) Выполнить задание в тетради с.18 з.1, 2
3)* Составить рассказ о своём друге детства, которого вы нарисовали к уроку.