Урок литературы в 5 классе на тему:Сказка литературная и сказка фольклорная

Урок литературы в 5 классе
Учитель: И.В.Пантелеева, МОУ Усть-Теленгуйская СОШ, Шилкинского района

УМК: Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. под ред. И.Н.Сухих. – М. Издательский центр «Академия», 2010, Интернет – ресурсы (фотографии)

Оборудование: доска, мультимедиапроектор или интерактивная доска, толковый словарь, учебник, сборники сказок

Название раздела: Дороги к счастью
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Путешествие в мир литературной сказки
Цель урока: сравнение литературной сказки и сказки фольклорной, знакомство с особенностями литературной сказки
Задачи урока:
образовательная: повторить особенности сказки как жанра фольклора, дать понятия «литературная сказка», «бродячий сюжет», выявить особенности литературной сказки;
развивающая: формировать умение выразительно читать текст, анализировать информацию;
воспитывающая: воспитывать интерес к предмету через дидактический материал (текст сказок, иллюстрации), воспитывать стремление совершать добрые дела через интерпретацию сказочного сюжета.

Ход урока
Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.



№п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1
Этап организации и мотивации
Приветствие, проверка готовности к уроку, психологический настрой
Задача: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на очередном уроке литературы. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир сказки. А можно отправляться в путешествие с плохим настроением? (Нет) Тогда давайте улыбнемся друг другу. А без чего ещё нельзя путешествовать? Правильно, без багажа. Нам понадобится багаж наших знаний. Итак, в дорогу.
Задача: готовность к уроку, включение в учебную деятельность («могу»)

2
Этап актуализации и пробного учебного действия
Подготовка мышления учащихся, организация потребности получения новых знаний, повторение необходимых базовых знаний по теме, необходимых для получения новых знаний.
Задача: повторить особенности сказки как жанра фольклора, сформулировать цель урока
-Ребята, обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Как вы думаете, какое слово в теме урока главное? Почему? (Возможный вариант вопроса: А что для тебя счастье?)
(Возможен и исторический морфемный анализ слова)
- А кто из вас хотел бы найти счастье? Кто знает, какая сказка называется литературной? Следовательно, что мы сегодня на уроке должны узнать?
-Чтобы узнать, какая сказка называется литературной, надо вспомнить особенности фольклорной сказки. Давайте перечислим их
( наличие присказки, концовки, нарушение запрета, мотив дороги, троекратный повтор, разлука, странствия, испытания героя)

Задача: строить речевое высказывание, обосновывать свою точку зрения, воспроизводить известную информацию, уметь слушать друг друга

3
Этап усвоения нового знания
Задача: вовлечь учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность по выявлению особенностей литературной сказки
Итак, как же рождается литературная сказка? Каковы ее особенности? Представим себе просторный зал, в нем за круглым столом сидят пятеро мужчин. (Проецируется слайд с фотографиями.) Один – в пышном парике с буклями до плеч, в старинном кафтане. Ребята, кто знает, что такое кафтан?(Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.)(Проецируется портрет Шарля Перро). Двое других – с длинными чуть вьющимися волосами, с тонкими чертами лица, очень похожие друг на друга.( Проецируются портреты братьев Гримм Якоба и Вильгельма). Четвертый – с высоким лбом, мягким, спокойным взглядом, красиво очерченными губами.( портрет В.А.Жуковского). Пятый – голубоглазый, с темными кудрявыми волосами, с очень подвижным лицом. (Портрет А.С.Пушкина) Вы узнали, кто изображен на портретах? (Если нет, кратко представить всех). Ребята, посмотрите внимательно на этих людей. Могли ли они когда-нибудь собраться за одним столом? ( Нет, они жили в разное время и в разных странах) Но наше воображение поможет нам это представить
- Итак, перенесемся древний замок (фотография замка, круглый стол). Послушаем, о чем могли говорить эти мудрецы.
- Ребята, скажите, как вы поняли, об одной или о разных сказках идет речь?
- А как же так получилось, что у разных народов в разное время появились похожие сказки? Кто их написал?
- Все писатели говорили сейчас о литературных сказках. Что же лежит в основе литературной сказки? Правильно, фольклорная сказка. -Сюжет, который повторяется во многих сказках, но обыгрывается по-разному, называют бродячим сюжетом
А какие еще похожие сказки вы читали? Чем они похожи?

Физкультминутка
Буратино потянулся, раз-нагнулся (влево), два-нагнулся (вправо), три-нагнулся (вперед), руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

-Вы уже прочитали много литературных сказок и фольклорных, поэтому, могли заметить, что они рассказывают о людях, несправедливо гонимых, отверженных, униженных другими. Давайте вспомним некоторые прочитанные сказки и их героев (братья завидуют Ивану-царевичу, сестры – невесте Финиста-ясна сокола и др). но благодаря волшебству и своей доброте герой сказки выдерживает все испытания и побеждает.
-Так у фольклорной и литературной сказки много общего. Но почему же тогда мы их называем по-разному?
-Давайте подумаем, кто создает народную сказку? Да, это плод коллективного труда.
А литературную? – Конкретный человек, автор. Поэтому, ее еще называют авторской. А как вы думаете, автор вкладывает в свое детище свои мысли, эмоции, свое видение мира, помогает доброму герою найти счастье?
-Значит, литературная сказка должна отличаться от фольклорной?
А вот чем они отличаются, вы сейчас узнаетесами.
Задача: внимательно слушать своих товарищей, анализировать информацию, делать выводы, выразительно читать текст
Заранее подготовленные учащиеся читают текст учебника, диалог на стр.4-6


























Дети по рядам читают учебник на стр.8 1 группа- 1 абзац, 2 группа- 2 абзац, 3 группа- 3 абзац. После прочтения, посовещавшись, вы сформулируете отличительные особенности литературной сказки.

4
Этап первичного закрепления с проговариванием
Задача: обобщить ответы учащихся, подвести итог усвоению знаний, организовать самопроверку.

-Итак, а теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы. Посмотрите на доску и запишите в тетрадь отличительные особенности литературной сказки:
-действие может происходить в обычном мире;
-литературные сказочные герои могут иметь как положительные качества, так и отрицательные;
- литературные герои часто попадают в смешные ситуации.

Задача: проговорить и обосновать полученные выводы, произвести самопроверку

5
Этап включения в систему знаний
Задача: помочь учащимся осознать необходимость полученных знаний для дальнейшего обучения.
- Теперь мы с вами знаем особенности литературной сказки. А зачем же нам их нужно знать? Давайте обратимся к содержанию нашего учебника. С какими произведениями мы будем знакомиться при изучении раздела «Дороги к счастью»?
Это фольклорные или литературные сказки? Значит, знание особенностей литературной сказки поможет нам правильно ее понимать.
Посмотрите, сколько литературных сборников представлено на нашей выставке? С некоторыми вы уже знакомы, но многие для вас пока неизвестны. Знания, полученные на уроках литературы помогут вам найти правильную дорогу к книге, а через книгу – к счастью.

Задача: подготовиться к изучению следующих разделов курса, понять, что знание отличительных особенностей литературной сказки поможет правильно ее интерпретировать

6
Этап рефлексии
Задача: проверить, достигнута ли цель урока
-Итак, подведем итоги нашего путешествия. Мир литературной сказки необыкновенно богат. Какая работа на уроке больше понравилась? Почему? Что показалось трудным? А каким будет, на ваш взгляд, домашнее задание?
Оценивание.
Задача: оценить результаты своей учебной деятельности.
Что я сегодня открыл для себя? Что я умею делать хорошо? А что пока не получается? Почему? Как можно это исправить?

7

Домашнее задание: прочитать литературную сказку «Шиповничек» братьев Гримм, приготовить ответ на 1 вопрос на стр. 14





15