Тестовые задания для подготовки к ГИА по русскому языку


Тестовые задания для подготовки к ГИА.
Вариант 1
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.
Когда не спасает красота

(1)Культура российская не оскудевает на события, но судь­бу культуры давно не решают события, происходящие в ее же масштабах. (2)Скажем, назову я не один роман, украсивший современную словесность, но что делать, если теперь не­щадно опустошается сам русский язык? (3) Что делать, если год от года у нас все неотвратимей отчуждаются люди и от род­ного своего языка, если самое что ни на есть нашенское Министерство образования на исходе века ставит под во­прос необходимость преподавания в русских школах русской литературы?!
(4)Судьба русского языка за пределами России — это во­прос, оказавшийся, к сожалению, политическим! (5)Только в одном новообразованном государстве, в Киргизии, он по­ставлен в равные условия с национальным языком. (6)Это тра­гедия для русских, ставших в чужих государствах изгоями, но и огромная утрата культурная для соседних с нашим наро­дов, для которых русский язык был-то «окном в Европе»
(7)Современное междоусобное отчуждение от русского языка — это трагедия для всех образованных людей и тор­жество невежества. (8)Плоды этого невежества будут пожинать в грядущем веке, и это горький, очень горький будет урожай. (9)Для русского же языка куда важнее вопрос самосохранения. (10)Утрата культурного влияния может оказаться и временной. (11)Но утрата национальной сущности — необратимой. (12)Гигантская языковая петровская реформа сделала недоступными для нас явления культуры шестнадцатого века: Аввакума и Кирилла Туровского переводят, как с латыни. (13)Теперь мы мо­жем потерять и свой девятнадцатый век. (14)Пушкин уже читает­ся новым поколением с трудом — это почти не его язык, а ведь всего пару десятилетий назад язык «Повестей Белки­на» и «Капитанской дочки» был значительно более и поня­тен, и современен. (15)Произошло огромное вливание в нашу речь американизмов и техницизмов.(16) Вот зазвучали с амери­канским акцентом наше телевидение, массовая печать, но дело не в конкретных словах, а в стиле — это очень узна­ваемый стиль «скетчей», рубленой деловой речи, которая звучит подстрочником с английского.
(17)Еще одно громадное ядовитое вливание — лагерный жаргон. (18)Каждый второй наш гражданин так или иначе сопри­касался с лагерно-тюремной системой. (19)Через лагеря прошли миллионы людей. (20)Лагерный жаргон стал основой современ­ного просторечия. (21)Блатная речь вкупе с американизмами —. вот новый деловой русский язык, а именно этот слой языка на котором мы не читаем, но которым день изо дня живем, работаем, является прообразом общественного мышления.(22) Язык — идеальный инструмент управления сознанием не только отдельного человека, но и всего общества. (23)Сознани­ем нашим, обществом пытается реально управлять крими­нальный мир, и самый кровный интерес этого мира — унич­тожение слоя культурного. (24)А начавши мыслить воровскими понятиями, напившись блатной отравой, мы будем не «брат­ки» по законам этого мира и не люди даже, а «фраера» да «шестерки».
(О.Павлов¹)
¹ Оле́г Оле́гович Па́влов (р.1970) — писатель. «за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием; за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах» присуждена премия Александра Солженицына. Написанные им произведения: роман «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней», «Дневник больничного охранника», роман «Асистолия» и др.
Часть A1 — А7 выполните на основе анализа содержания прочи­танного текста, из четырёх предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какая трагедия может стать необратимой для русского языка?»
1) Лагерный жаргон.
2) Министерство образования на исходе века ставит под во­прос необходимость преподавания в русских школах русской литературы?!
3) Теперь мы мо­жем потерять и свой девятнадцатый век.
4) Утрата национальной сущности.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «не оскудевает» (предложение )1)Увеличивается 2)Не становится меньше
3) Остается прежней 4) Изменяется
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)Плоды этого невежества будут пожинать в грядущем веке, и это горький, очень горький будет урожай.
2) Пушкин уже читает­ся новым поколением с трудом.— это почти не его язык, а ведь всего пару десятилетий назад язык «Повестей Белки­на» и «Капитанской дочки» был значительно более и поня­тен, и современен.
3) Лагерный жаргон стал основой современ­ного просторечия.
4) Утрата культурного влияния может оказаться и временной.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВТОРОЙ первый звук – [ф].
2) В слове ЯЗЫК звуков больше чем букв.
3) В слове РЕЧЬ мягкость согласного [ч’]на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)
4) В слове ГИГАНТСКАЯ согласный звук [т] является непроизносимым.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) урожай 2)образования
3) поколением 4) соприкасался
А6. В каком слове приставка является неизменяемой
1) прошли. 2)русский
3) недоступными 4)изгоями
А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1)общественный 2) невиданный
3)современный 4)совершенный
Часть В1 – В14 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы записывайте словами или цифрами.
В1. Замените разговорное слово «нашенское» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Замените словосочетание «русский язык», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 4
В4. Среди предложений 22-24 найдите предложение с обособленным однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Судьба русского языка за пределами России — это вопрос,(1) оказавшийся,(2) к сожалению, (3)политическим! Только в одном новообразованном государстве,(4) в Киргизии,(5) он поставлен в равные условия с национальным языком.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(-у), обозначающие(-ую) запятые(-ую) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Вот зазвучали с американским акцентом наше телевидение,(1) массовая печать,(2) но дело не в конкретных словах,(3) а в стиле — это очень узнаваемый стиль «скетчей(4)рубленой деловой речи,(5) которая звучит подстрочником с английского.
В8. Среди предложений 1–3 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 11-14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть С. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Язык — идеальный инструмент управления сознанием не только отдельного человека, но и всего общества».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2
Аффтары, жжом дальше!
(1)«Превед, чуваг!» — радостно размахивая сумками, приветст­вуют друг друга одноклассники. (2)«Ржунимагу!» — Хохочущий Петя хвалит Васю за меткую шуточку. (3)Первое желание — уса­дить рядком за прописи всех этих Петь, Вась, второе — разо­браться, каким образом так называемый «пАдонковский языГ» получил своё распространение и как он влияет на молодежь.
(4)Первоисточник этого «лингвистического зла» — Интернет. (5)Бедствие дало о себе знать почти десять лет назад. (6)Продвину­тые юзеры решили не утруждаться и стали сокращать слова для быстроты и удобства общения (меня — «мя», тебя — «тя», хорошо — «хрш» и т.д.). (7)Но нынче это безобразие приняло мас­штабы катастрофы! (8)Сайты, чаты, блоги (электронные личные дневники) кишмя кишат «словесными отметками». (9)Какие там пунктуация и орфография?! (10)Родные, привычные слова забыва­ются, ампутируются целые слоги, безбожно уродуются морфе­мы. (11)Все это на первый взгляд кажется смешным и не таким уж важным. (12)Но вы вдумайтесь: день за днем вирус «пАдонковского языГа» проникает в общественную жизнь и сеет смуту в на­ших стройных рядах. (13)Достаточно вспомнить автоматы оплаты мобильной связи. (14)Тычешь пальчиком в сенсорный экран, а из небытия вылезает «Медвед» с возгласом «Держи цветочег!» (15) Смешно? (16)Забавно?(17) Да нет. (18)Страшно.
(19)Забудем о Медведе и вернёмся к нашим баранам. (20)Оглянитесь вокруг и прислушайтесь к тому, что говорим мы — нынешняя молодежь. (21)Поколение NEXT ловко оперирует новомодными сло­вечками, подчас забывая о несметных сокровищах русского язЫка, которые — вот, прямо перед нами. (22)Ты только руку протяни, прочти, научись, запомни... (23)Но нет, так неинтересно.(24)Рассматривая проблему распространения «пАдонковского языГа» на примере моего города, могу с полной уверенностью сказать, что около 70% всей молодежи (среди которых подав­ляющее большинство — пользователи Всемирной сети, увяз­шие в ней по самые уши) уже не могут обойтись без словечек «лжошь», «чуваг», «красавчег», «чорд».(25) Они прочно вошли в наш лексикон, застряли в сознании, как в своё время англи­цизмы хай и о'кей. (26)Любовь к «интернетовской» речи молодые люди объясняют примерно одинаково: так «прикольно», «мод­но», «удобно», хотя с последним доводом согласиться сложно. (27)Неужели кому-то на самом деле удобно написать «превед» вме­сто привычного «привет»? (28)Очень в этом сомневаюсь. (29)Скорее ре­бятам нравится сама мысль, что они идут против установив­шихся правил, ломают стереотипы. (30)Действительно, зачем гово­рить правильно, когда в ход идёт адская смесь ненормативной лексики с детсадовским лепетом? (31)Батюшка Синтаксис и ма­тушка Грамматика отдыхают и мирно посапывают на книжных полках. (32)Но было бы намного продуктивнее направить свою оригинальность в другое русло и перестать коверкать русскиеслова.
(33)Ау! (34)Молодые люди, опомнитесь! (35)Не загрязняйте наш вели­кий и могучий мелочным и ничтожным. (36)Пора реабилитировать язык, на котором мы должны говорить и, что немаловажно, писать и думать! (37)Вылезайте «изпадцтала», перестаньте биться «апстену» и ставить смайлы в школьных сочинениях. (38)Встаём на защиту чистой красивой речи!(39)Что говорите? (40)«Медвед» дороже? (41)Эх... ну тогда, «аффтары», «жжом» дальше...
(По Т. Бабошко)
Часть А. Задания A1 — А7 выполните на основе анализа содержания прочи­танного текста, из четырёх предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что влияет на язык и молодежь?»
1) Электронные дневники. 2) Школа.
3) Интернет. 4) ПоколениеNEXT.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «баранам» (предложение19)
1) Пример. 2) Домашнее животное.
3) Ругательное слово. 4) О чем говорилось ранее.
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Но нынче это безобразие приняло масштабы катастрофы!
Все это на первый взгляд кажется смешным и не таким уж важным.
Оглянитесь вокруг и прислушайтесь к тому, что говорим мы — нынешняя молодежь.
Родные, привычные слова забыва­ются, ампутируются целые слоги, безбожно уродуются морфе­мы.
А4. Укажите верное суждение.
1)В слове МАСШТАБЫ буквы С и Ш сливаются в один звук [с].
2)В слове ОРФОГРАФИЯ количество звуков совпадает с количеством букв.
3) В слове РАЗОБРАТЬСЯ мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)
4) В слове ПОКОЛЕНИЕ все буквы О имеют звук [а].
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1)Распространение 2) Рассматривать.
3)Остановиться. 4) Выращивать.
А6. В каком слове правописание приставки определяется ее значением «приближение»:
1)Прилететь. 3)Пришкольный.
2)Пригореть. 4) Прикоснуться.
А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила:
1) Общественный. 2) Рассказанный.
3) Оловянный 4)Рассчитанный.
Часть В. Задания В1 – В14 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы записывайте словами или цифрами.
В1. Замените разговорное слово «прикольно» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
В2. Замените словосочетание «для быстроты общения», построенное на основе управления (6 предложение), синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
В4. Среди предложений 19 -23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (-у), обозначающие (-ую) запятые (-ую) при вводном слове.
Действительно,(1) зачем гово­рить правильно,(2) когда в ход идёт адская смесь ненормативной лексики с детсадовским лепетом? Молодые люди,(3) опомнитесь!
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(-у), обозначающие(-ую) запятые(-ую) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они прочно вошли в наш лексикон,1 застряли в сознании,2 как в своё время англи­цизмы хай и о'кей.
В8. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 25-29 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть СНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают…»
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.