Урок-лаборатория по химии на тему Свойства солей с точки зрения теории электролитической диссоциации (9 класс

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области МОУО городского округа Краснотурьинск
Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №28»















Урок – лаборатория по химии (9 класс) на тему:
«Свойства солей с точки зрения теории электролитической диссоциации»







Разработчик: Полевая Ирина Игнатьевна
учитель химии, биологии
















2007 г

Тема раздела: «Теория электролитической диссоциации»
Урок «Свойства солей с точки зрения теории электролитической диссоциации».
Цели:
1) Дать характеристику солям как электролитам, закрепить знания об основных свойствах солей;
2) Продолжить дальнейшее формирование навыков составления ионных уравнений.
3) Совершенствовать способности учащихся к анализу и самоанализу в определении уровня подготовки и качества знаний, практикуя, взаимооценивание друг друга.
4) Развитие логического мышления путём решения задач индуктивного и дедуктивного характера.

План

1. Исторический аспект исследования солей.
2. Соли как электролиты. Классификация солей.
3. Свойства солей (работа мини-лабораторий).
4. Получение солей.

I Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами постараемся не просто получать готовые знания, а добывать их в ходе исследования, организовав для этого мини-лаборатории, в которых будут трудиться научные сотрудники, знатоки свойств веществ и теории электролитической диссоциации. Поэтому мы распределяемся по группам и приступаем к работе.
II Повторение пройденного материала.
Для того чтобы приступить к работе, нам необходимо повторить основные положения и понятия теории электролитической диссоциации.
Учащимся предлагаются вопросы:


Вопросы для повторения темы «Электролитическая диссоциация».
1. Что такое электролиты?
Электролиты – это водные растворы, которые проводят электрический ток.
2. Какие вещества относятся к электролитам?
К электролитам относятся растворы кислот, солей и щелочей.
3. Дайте определение кислот как электролитов.
Кислоты – это электролиты, в растворах которых в качестве катионов присутствуют только катионы водорода(H+).
4. Дайте определение оснований как электролитов.
Основания – это электролиты, в растворах которых в качестве анионов присутствуют гидроксид-анионы (OH-).
5. Какие электролиты называют сильными, а какие – слабыми? Как по уравнению диссоциации их отличить друг от друга?
Сильными называют электролиты, в растворах которых присутствуют только ионы. Слабыми называют электролиты, в растворах которых кроме ионов присутствуют молекулы, не распавшиеся на ионы.
В уравнениях диссоциации сильных электролитов присутствует знак, например: HCl H+ + Cl- ;
В уравнениях диссоциации слабых электролитов – знак обратимости, например: HF H+ + F-.

III Изучение новой темы.
Обращаю ваше внимание на тему сегодняшнего урока, прежде чем начать исследование по данной проблеме мы заслушаем нашего коллегу по вопросу история появления и использования соли в жизни человека.
1. Исторический аспект исследования солей.
Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека.
Хлористый натрий – необходимейший компонент человеческой пищи. Соль приравнивалась по цене к золоту. В древнем Риме легионерам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово «солдат».
В Киевской Руси пользовались солью из Прикарпатья, из соляных озёр и лиманов на Чёрном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились не «солоно хлебавши». Соли не хватало, она была дорога. По этой причине возникали недовольства низших слоёв населения, которые переросли в восстание, известное под названием соляного бунта (1648 г).
Сейчас эта проблема решена: модернизировалась технология добычи соли, и запасов её в России достаточно.
2. Соли как электролиты. Классификация солей.
С химической точки зрения мы исследуем не одну соль, а целый класс солей и обратим внимание на их свойства, опишем их с точки зрения теории электролитической диссоциации.
(Учитель вместе с ребятами вспоминает определение солей как электролитов). Далее начинается работа с таблицей «Классификация солей».
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учащиеся составляют уравнения диссоциации солей различных классов.

Следующим этапом урока идёт раздача заданий для мини-лабораторий, и ребята приступают к работе. Предварительно послушав инструкторов по технике безопасности.
Техника безопасности при работе с кислотами.
1. Раствор кислоты необходимо наливать в сосуд (пробирку или колбу) осторожно!!! Работать следует над лотком, внимательно следя за переливаемой жидкостью.

2. При попадании кислоты на кожу рук, необходимо промыть под струёй воды это место, ещё раз ополоснуть руку раствором соды (NaHCO3) (для нейтрализации остатков кислоты) и ещё раз промыть под водой.

Техника безопасности при работе со щелочами.

1. 1. Раствор щёлочи необходимо наливать в сосуд (пробирку или колбу) осторожно!!! Работать следует над лотком, внимательно следя за переливаемой жидкостью.

2. При попадании щёлочи на кожу рук, необходимо промыть под струёй воды это место, ещё раз ополоснуть руку раствором уксусной кислоты (3% раствор CH3COOH) (для нейтрализации остатков щёлочи) и ещё раз промыть под водой.

№ группы
Ф.И УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
Работа с реактивами/ Балл

1 группа

Общие правила /

2 группа

Работа со щёлочью/

3 группа

Работа с кислотой/

4 группа

Общие правила/

5 группа

Работа с кислотой и щёлочью /

6 группа

°Работа с кислотой и щёлочью/


Инструктивная карточка

1 группа. Реакция солей с металлами

Оборудование: лоток, штатив с пробирками.
Реактивы: раствор сульфата меди (II), железный гвоздь.

Задание


1. Налейте в пробирку раствор сульфата меди (II) (CuSO4);
2. Опустите в этот раствор железный гвоздь, через некоторое время достаньте гвоздь.
Что вы видите на поверхности гвоздя?
3. Объясните данный признак реакции, закончив уравнение реакции
Fe + CuSO4 = ? + ?
Для данной реакции составьте полное и сокращённое ионное уравнение.


Инструктивная карточка

2группа. Реакция солей с растворимыми основаниями

Оборудование: лоток, штатив с пробирками.
Реактивы: растворы хлорида железа (III), гидроксида натрия.

Задание

1. Налейте в пробирку раствор хлорида железа (III) (FeCl3).
2. К данному раствору добавьте раствор щёлочи (раствор гидроксида натрия) (NaOH).
Что происходит?
3. Объясните наблюдаемое явление, закончив уравнение реакции в молекулярном виде:
FeCl3 + NaOH = ? + ?
Для данной реакции составьте полное и сокращённое ионное уравнение


Инструктивная карточка

3 группа. Реакция солей с кислотами

Оборудование: лоток, штатив с пробирками.
Реактивы: растворы карбоната натрия, азотной кислоты.

Задание

1. Налейте в пробирку раствора карбоната натрия (Na2CO3).
2. Осторожно! По каплям прилейте раствор азотной кислоты (HNO3)
Что происходит?
3. Объясните наблюдаемое явление, закончив молекулярное уравнение реакции:
Na2CO3 + HNO3 = ? + ?
Для данной реакции составьте полное и сокращённое ионное уравнение.

Инструктивная карточка


4 группа Реакция солей с солями.

Оборудование: лоток, штатив с пробирками.
Реактивы: растворы сульфата натрия и хлорида бария.


Задание

1. Налейте в пробирку раствора сульфата натрия (Na2SO4)
2. К данному раствору добавьте раствора хлорида бария (BaCl2).
Что происходит?
3. Объясните наблюдаемое явление, закончив молекулярное уравнение реакции:
Na2SO4 + BaCl2 = ? + ?
Для данной реакции составьте полное и сокращённое ионные уравнения. Инструктивная карточка

5 группа Распознавание кислоты, щёлочи и соли.

Оборудование: лоток, штатив с пробирками.
Реактивы растворы соляной кислоты (HCl), гидроксида натрия (NaOH), хлорида натрия (NaCl), индикаторная бумага.


Задание


1. В пронумерованных пробирках находятся растворы трёх электролитов: кислоты (HCl), щёлочи (NaOH) и соли (NaCl) в каждую опустите полоску индикаторной бумажки (универсального индикатора).
Что происходит? Зная, как изменяется окраска в растворах кислот, щелочей, определите, где и какой раствор содержится.
Результат эксперимента оформи так: 1-ая пробирка – раствор( );
2-ая пробирка – раствор ( );
3-я пробирка – раствор ( ).
2. Объясните наблюдаемые явления, закончив уравнения диссоциации:
HCl ?+ + ?- ; NaOH ?+ + ?- ; NaCl ?+ + ?- .
Определите, какие ионы изменяют окраску индикатора. Почему в растворе соли (NaCl) окраска индикатора не изменилась?
Инструктивная карточка

6 группа Решение экспериментальной задачи.

Задание

1. Дана генетическая связь (цепочка превращений):
CuSO4 +? Cu(OH)2+? CuCl2
Какие вещества необходимо взять, чтобы осуществить превращения:
1). CuSO4 + ? = Cu(OH)2 + ?;
2). Cu(OH)2 + ? = CuCl2 +?
Подберите необходимые реактивы и проделайте эксперименты. Какие признаки реакции можно отметить?
2. Объясните наблюдаемые явления, закончив уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
На работу каждой группе даётся 5 минут, затем каждая группа отчитывается у доски, объясняя экспериментальную и теоретическую часть. При этом все участники исследований могут задавать вопросы и вносить дополнения. В это время работу осуществляет и экспертная группа.
Анализ экспериментально-теоретической работы.

1. Грамотно проведён эксперимент.
2. Соблюдены правила техники безопасности.
3. Отмечены признаки реакции.
4. Правильно составлены уравнения реакции.
5. Названы вещества.

.
№ группы
Состав группы (Ф.И учеников)
Критерии оценки
Общий балл

1 группа

1.
2.
3
4
5


2 группа

1
2
3
4
5


3 группа

1
2
3
4
5


4 группа

1
2
3
4
5


5 группа

1
2
3
4
5


6 группа

1
2
3
4
5



Для выставления оценки можно использовать цветовую шкалу (пробирки с окрашенными растворами: красный (лакмус в кислой среде) – «5», жёлтый (метиловый оранжевый в щелочной среде) – «4», синий (лакмус в щелочной среде) – «3»). У каждой группы на столе имеется штатив, и в этот штатив с комментариями эксперт-группы ставится оценка за проделанную работу.

4. Получение солей
Опять по группам можно дать теоретическое задание получить разные соли всеми возможными способами, попросить ребят обменяться работами и проверить друг друга, выявив лучших теоретиков.

IV Закрепление пройденного материала.
Упражнение 1,2 стр. 50

V Домашнее задание
§15, задания 3,4 стр. 50.











СОЛИ


нормальные
Na2CO3


кислые
NaHCO3


основные
(CuOH)2CO3


двойные
KNaSO4



15