Разработка урока по химии «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации»
Разработка урока по химии «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации»
1. Тема урока: «Химические свойства солей с позиции электролитической диссоциации».
2. Результаты деятельности:
2.1. Личностные (ЛР) :условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности;
2.2. Метапредметные (МПР):
осознание практической значимости изучаемого материала;
развитие умений наблюдать, сравнивать, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;
2.3. Предметные (ПР):
* знание:
об общих химических свойствах, характерных для класса солей;
о правилах техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
* умение:
составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства солей;
делать выводы из наблюдений, спрогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
Цель урока:
Способствовать формированию представлений обучающихся об общих химических свойствах солей с теории позиции электролитической диссоциации, помочь обучающимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
Оборудование: реактивы для опытов, ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, карточки - задания, рабочий лист, мультимедиа средства.Место урока в теме: Данный урок рассматривается в рамках темы ТЭД. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Этот урок является продолжением урока по теме «Соли как электролиты». На первом уроке по этой теме обучающиеся уже вспоминают определение и номенклатуру солей, а также знакомятся с классификацией солей и правилами номенклатуры кислых и основных солей. Кроме того с некоторыми свойствами солей обучающиеся уже познакомились при изучении химических свойств кислот и оснований, умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов и таблицей растворимости.
Ход урока
I.Актуализация знаний, мотивация
Я хотел бы начать наш урок с письма. Учитель берёт письмо, вскрывает конверт и читает:
Многоуважаемые коллеги-химики 9 класса! Недавно я познакомился с теорией электролитической диссоциации, а также занялся изучением химических свойств кислот, оснований и солей. Несмотря на мои обширнейшие знания в области химических наук, у меня возник неразрешимый вопрос. Помогите мне, пожалуйста ответить на него.
На днях в одной из книг я прочитал, что соли – с позиции теории электролитической диссоциации это электролиты, и в их водном растворе присутствуют катионы металла и анионы кислотного остатка. Объясните мне, пожалуйста, что означают эти заумные слова.
С большим нетерпением жду ответа. Желаю удачи!
С уважением сыщик – химик Шерлок Холмс»
Ребята! Прежде чем вы дадите ответы на поставленные в письме вопросы, давайте расшифруем все химические понятия, упомянутые в письме:
электролитическая диссоциация, электролит, катион, анион.
(обучающиеся дают определения перечисленным понятиям, а затем отвечают на вопрос, заданный в письме).
Я очень рад, что на все вопросы вы смогли дать правильные ответы.
На прошлом уроке мы начали изучать тему «Соли с позиции ТЭД», а точнее поговорили о составе и строении, а также классификации и номенклатуре данного класса веществ. Конечно же, слово «соль» впервые вы услышали не на прошлом уроке. Это слово вам знакомо достаточно давно, вы знаете и используете поваренную соль при приготовлении пищи, питьевая сода незаменимый помощник при изготовлении различных кулинарных изделий, и даже в школе одна из солей помогает вам получать хорошие оценки при ответе у доски.
Солей достаточно много, а по какому признаку их классифицируют? Что входит в состав средних солей, кислых, основных?
Учитель организует экспресс контроль на 2 варианта, работают – 5 минут (приложение № 1). Взаимопроверка, выставление отметок согласно критериям.
Критерии оценок
«3» - правильно выбраны все формулы солей из предложенных;
«4» - правильно выбраны все формулы солей и даны им названия;
«5» - правильно выбраны все формулы солей, даны им названия, составлена классификация.
С последней парты на счет три передают свои карточки.
Я вижу, что состав, классификацию и номенклатуру солей вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее их химические свойства. Да и на практике нам больше необходимы знания о химических свойствах веществ, чтобы правильно использовать их в быту. Знание свойств солей поможет нам ответить на многие вопросы в жизни. Например, зачем гасить соду при выпечке и стоит ли это делать? Почему кислотные дожди разрушают памятники культуры? и многие другие. Изучением химических свойств солей мы и займемся сегодня на уроке.
II. Постановка учебной задачи
Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (формулируют совместно с учителем).
Записывают в тетради «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации».
Исходя из темы урока, скажите, какая цель стоит перед нами? (охарактеризовать химические свойства средних солей в свете ионных представлений). Что нам необходимо сделать, что достигнуть данной цели?
С какими химическими свойствами солей вы уже познакомились, при изучении других классов неорганических веществ?
Чтобы ответить на вопрос с чем взаимодействуют соли как электролиты, вам всем предстоит на некоторое время стать наблюдателями и активными участниками урока. Вашим путеводителем и помощником на этом уроке будет таблица растворимости. Прошу вас использовать её в работе.
У вас на столах лежит рабочий лист, в котором вы будете работать (приложение № 2).
III. Решение учебной задачи
Свойство № 1 – взаимодействие солей с металлами:
Показ опыта на экране мультимедиа. Какой признак химической реакции вы наблюдали? Тип реакции? Записывают уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде в рабочих листах (взаимодействие р-ра сульфата меди (II) c железом).
Свойство № 2 – взаимодействие солей с кислотами:
Показ опыта на экране мультимедиа. Наблюдают и указывают признаки химической реакции, делают вывод. Записывают уравнения реакций взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой и хлорида бария с серной кислотой в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде в рабочих листах.
Свойство № 3 – взаимодействие солей со щелочами:
Что необходимо помнить при обращении со щелочами? (проговаривают правила по Т.Б.!) Какое уравнение взаимодействия средней соли со щелочью вы можете привести в качестве примера? Учитель проводит эксперимент названного примера. Обучающиеся наблюдают и указывают признак химической реакции, тип реакции, делают вывод, самостоятельно записывают в рабочий лист реакцию в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Свойство № 4 – взаимодействие солей с солями:
Исходя из реактивов, обучающийся демонстрирует эксперимент, взаимодействие нитрата серебра с поваренной солью, записывает на доске уравнение. Обучающиеся наблюдают и указывают признак химической реакции, тип реакции, делают вывод.
IV. Итог урока
Сегодня на уроке мы познакомились с химическими свойствами средних солей. Какие признаки химический реакций наблюдали? В каких случаях реакции ионного обмена протекают до образования конечных продуктов? Обучающиеся формулируют общий вывод о свойствах солей.
V. Первичное закрепление «Химический цветок» , домашнее задание
В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с сульфатом меди? На лепестках формулы: Ag, Zn, CuО, NaOH, BaCl2, Na2CO3, HCI, Mg(OH)2. Пойти к доске и оторвать ненужные лепестки, обосновывая свой выбор. Значит, с оставшимися веществами будет взаимодействовать сульфат меди (II). Составьте схемы реакций, запишите к себе в тетрадь и дома запишите полное ионное и сокращенное уравнение для каждой реакции § 11(стр. 44).
VI. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке:
Теперь я могу называть химические свойства солей и составлять уравнения реакций, на уроке мне было все понятно.
Я могу называть химические свойства солей, но испытываю некоторые затруднения при составлении уравнений.
Я могу называть химические свойства солей, но с трудом могу составлять уравнения реакций.
Приложение №1
Ф.И.___________________________Класс_______Карточка I (задание на повторение). Выберите формулы солей, подберите к ним названия.
I вариант
ZnOHCl а) фосфат кальция
N2O5 б) гидроксохлорид цинка
Ca3(PO4)2 в) карбонат кальция
Mg г) гидросульфат калия
BaSO4 д) силикат натрия
Na2SiO3 е) сульфат бария
KHSO4
Fe (OH)2
Правильная запись ответа: записывается цифра и соответствующая этой цифре буква_________________
Составьте схему классификации предложенных вам солей.
Ф.И.___________________________Класс________Карточка I (задание на повторение). Выберите формулы солей, подберите к ним названия.
II вариант1. MgOHJ а) фосфат кальция; 2. H2SO4 б) бромид меди (II); 3. AgNO3 в) гидрокарбонат натрия; 4. NaOH г) сульфид кальция5. CaS д) гидроксоиодид магния6. Fe2O3 е) нитрат серебра7. NaHCO3 8. CuBr2Правильная запись ответа: записывается цифра и соответствующая этой цифре буква_________________
Составьте схему классификации предложенных вам солей.