Конспект урока по химии с раздаточным материалом на темуОсновные химические свойства солей, 9 класс

Итоговый урок – исследование.
Основные химические свойства солей.

Цель: опираясь на знание учащимися:
1). химических свойств кислот; 3). признаков химических реакций;
2). химических свойств щелочей; 4). условий протекания реакции обмена до конца;
имеющихся у учащихся:
1). навыков работы с простейшим лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
2). умения составлять и уравнивать схемы химических превращений;

развить знания о химических свойствах солей и усовершенствовать навыки лабораторных умений
пробудить интерес к исследовательской работе и научить анализу систематизации полученных знаний и переносу информации о частных веществах на классы веществ

План урока:
введение: постановка цели урока;
проведение текущего инструктажа;
переход к работе в группах по исследованию определённых химических свойств солей;
подведение итогов групповой работы: заслушивание отчётов о проделанной работе;
обобщение полученных результатов и занесение дополнений в схему генетической связи неорганических веществ;
рефлексия: выполнение проверочной работы по вариантам
взаимопроверка
проверка работы
выставление оценок за урок
подведение итогов урока пояснение домашнего задания.
1 группа
Взаимодействие металлов с растворами солей.

Цель: экспериментальным путём установить правило, согласно которому определяется возможность взаимодействия между металлами и растворами солей.

Задание: провести три опыта
между железом и сульфатом меди (II) [железную скрепку залить 1ч2 мл раствора сульфата меди (II) результат опыта оценить после проведения второго опыта ].
между медью и сульфатом железа (II) [медную проволоку залить 1ч2 мл раствора сульфата железа (II)]
происходят ли изменения?
между натрием и сульфатом меди (II) *помощь учителя * (в пробирку налить 2ч3 мл раствора сульфата меди (II) добавить кусочек металлического натрия размером со спичечную головку).
Проблема: почему не происходит образование металлической меди?

Cоставление отчёта
результаты наблюдений оформить в виде таблицы.
сделать вывод:
о взаимном положении металла и металла, входящего в состав соли, в ряду активности металлов для результативного взаимодействия между раствором соли и металлом.
по какому пути идёт взаимодействие между очень активными металлами и растворами солей.

Вещества
Наблюдения
Уравнения реакций
Объяснение

Fe + CuSO4
раствор
1).
2).
Fe + CuSO4

Опираясь на положение Me в ряду активности металлов

Cu + FeSO4
раствор




Na + CuSO4
раствор
1).
2).
3).
4).
Выбрать путь, по которому шло взаимодействие веществ в растворе
+H2O +CuSO4 t° Na

+CuSO4
Na
Какое взаимодействие более вероятно первым в случае очень активного Me с H2O или раствором соли

2 группа
Взаимодействие растворов солей с щелочами.

Цель: экспериментальным путём установить правило, согласно которому определяется возможность взаимодействия между растворами солей и щелочей.

Задание: провести три опыта
между CuSO4 и KOH (к 1ч2 мл раствора CuSO4 прилить по каплям раствор KOH).
между Na2SO4 и KOH (к 1ч2 мл раствора Na2SO4 прилить по каплям раствор KOH). Есть ли признаки протекания реакции обмена до конца?
между раствором Na2SO4 и Ba(OH)2. Почему в отличие от опыта 2 есть изменения?

Cоставление отчёта
результаты наблюдений оформить в виде таблицы.
сделать вывод:
если реакция между раствором соли и щёлочи возможна, то какова должна быть активность Me, входящего в состав соли и растворимость соответствующего ему основания?
в каком случае наблюдается исключение из правила (а)?


Вещества
Наблюдения
Уравнения реакций
Объяснение

CuSO4 + KOH

1).

CuSO4 + KOH

Рассмотрите активность Me, входящего в состав соли.

Na2SO4 + KOH





Na2SO4 + KOH
Вспомните признаки протекания реакции обмена до конца и растворимость веществ, образованных Na и K (Me 1-2 группы гл. подгруппы).

Na2SO4 + Ba(OH)2
1).
Na2SO4 + Ba(OH)2
Что за вещество образовало осадок? Какую свою составляющую для его образования предоставила соль?

3 группа
Взаимодействие растворов солей с кислотами.

Цель: экспериментальным путём установить правило, согласно которому определяется возможность взаимодействия между раствором соли и кислотой.

Задание: провести три опыта
между серной кислотой и хлоридом бария (к 1ч2 мл раствора BaCl2 прилить по каплям раствор H2SO4).
между серной кислотой и хлоридом натрия (к 1ч2 мл раствора NaCl прилить по каплям раствор H2SO4). Есть ли изменения?
между соляной кислотой и нитратом серебра (к 1ч2 мл раствора HCl прилить по каплям раствор AgNO3).

Cоставление отчёта
результаты наблюдений оформить в виде таблицы.
сделать вывод о том, в каком случае возможна реакция между раствором соли и раствором кислоты.
Вещества
Наблюдения
Уравнения реакций
Объяснение

BaCl2 + H2SO4

1).

BaCl2 + H2SO4

Связать результат опыта с признаками протекания реакции обмена до конца

NaCl + H2SO4

NaCl + H2SO4
См. опыт 1

HCl + AgNO3
1).

HCl + AgNO3
См. опыт 1

4 группа
Взаимодействие солей в твёрдом виде с кислотами.

Цель: экспериментальным путём установить правило, согласно которому определяется возможность взаимодействия солей, взятых для реакции в твёрдом виде и кислот.

Задание: провести три опыта
между карбонатом натрия и соляной кислотой (к порошку Na2CO3 прилить по каплям раствор HCl).
между сульфатом натрия и соляной кислотой (к порошку Na2SO4 прилить по каплям раствор HCl). Есть ли изменения?
между сульфитом натрия и соляной кислотой (к порошку Na2SO3 прилить по каплям раствор HCl).

Cоставление отчёта
результаты наблюдений оформить в виде таблицы.
сделать вывод о возможности взаимодействия между твёрдыми солями и кислотами, опираясь на соотношение между силой кислот, вступающих в реакцию и образующихся в результате неё.

Вещества
Наблюдения
Уравнения реакций
Объяснение

Na2CO3 + HCl

1).

Na2CO3 + HCl

+

Опираясь на соотношение между силой кислот

Na2SO4 + HCl


См. опыт 1

Na2SO3 + HCl
1).

Na2SO3 + HCl

+

См. опыт 1


5 группа
Взаимодействие между растворами солей.

Цель: экспериментальным путём установить правило, согласно которому определяется возможность взаимодействия между растворами солей.

Задание: провести три опыта
между сульфатом меди(II) и хлоридом бария (к 1ч2 мл раствора CuSO4 прилить по каплям раствор BaCl2).
между нитратом серебра и хлоридом натрия (к 1ч2 мл раствора NaCl прилить по каплям раствор AgNO3).
между нитратом натрия и хлоридом бария (к 1ч2 мл раствора NaNO3 прилить по каплям раствор BaCl2).

Cоставление отчёта
результаты наблюдений оформить в виде таблицы.
сделать вывод о возможности протекания реакции между растворами солей, опираясь на условия протекания реакции обмена до конца.

Вещества
Наблюдения
Уравнения реакций
Объяснение

Na2SO4 и BaCl2

1).


Na2SO4 + BaCl2


Опираясь на условия протекания реакции обмена до конца.

NaCl и AgNO3
1).
NaCl + AgNO3
См. опыт 1

NaNO3 и BaCl2


См. опыт 1 и растворимость образовавшихся веществ.

6 группа
Взаимодействие между растворимыми солями и водой.

Цель: экспериментальным путём установить правило, согласно которому определяется возможность взаимодействия растворимых солей с водой.

Задание: провести три опыта
между раствором карбоната натрия и метилоранжем (к 1ч2 мл раствора Na2CO3 добавить 2ч3 капли метилоранжа).
между раствором хлорида цинка и метилоранжем (к 1ч2 мл раствора ZnCl2 добавить 2ч3 капли метилоранжа).
между раствором хлорида натрия и метилоранжем (к 1ч2 мл раствора NaCl добавить 2ч3 капли метилоранжа). Окраска индикатора изменилась или только стала менее интенсивной?

Cоставление отчёта
результаты наблюдений оформить в виде таблицы.
сделать вывод о взаимодействии с водой определённых видов солей, опираясь на результаты опытов. какая составляющая (по силе) обязательно должна входить в состав соли?

Вещества
Наблюдения
Уравнения реакций
Объяснение

Na2CO3 +
раствор
метилоранж

1).

Какова сила кислоты, кислотный остаток которой входит в состав соли и какова растворимость основания, образованного тем же металлом, что и Me входящий в состав соли?
Да или нет

ZnCl2 и
метилоранж
1).
См. п.1


NaCl и
метилоранж





Заключение учителя: вернёмся к «Схеме генетической связи между неорганическими веществами» и добавим недостающие взаимодействия:
между металлом и солью;
между двумя солями.

Свойства разложения солей будут рассмотрены в 9-ом классе.


Рефлексия.

I вариант

Закончите уравнения возможных реакций:
Fe + AgNO3
Ag + Fe(NO3)2
NaCl +KOH
ZnCl2 + KOH
Na2SiO3 + HCl
NaNO3 + HCl
NaCl + H2SO4
Na2SO4 + HCl
AgNO3 + KCl
NaNO3 + KCl

II вариант

Закончите уравнения возможных реакций:
Fe + Hg(NO3)2
Hg + Fe(NO3)2
Mg(NO3)2 + NaOH
KNO3 + NaOH
AgNO3 + HCl
Fe(NO3)2 + HCl
KNO3 + H2SO4
K2SO4 + HNO3
K2SO4 + Ba(NO3)2
K2SO4 + NaNO3
15