Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по программе гражданско-правового воспитания «Открытая кафедра».
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Ольховатский Дом пионеров и школьников
Молчанова Татьяна Александровна
Методические рекомендации
по организации и проведению мероприятий
по программе гражданско-правового воспитания
«Открытая кафедра».
Адрес учреждения: 396570 Воронежская область
Ольховатский район
р.п. Ольховатка, ул. Октябрьская, 56
Р.п. Ольховатка - 2013 год
Аннотация.
Методические рекомендации по разработке программы «Открытая кафедра» и проведению мероприятий в её рамках посвящены вопросам гражданско - правового воспитания обучающихся. Данные методические рекомендации помогут в организации Открытой кафедры как новой формы воспитательной работы по гражданско-правовому воспитанию обучающихся в образовательных учреждениях всех видов. Они предназначены для методистов учреждений дополнительного образования, завучей по воспитательной работе образовательных учреждений всех видов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей. Данная методическая продукция особенно актуальна в связи с разработкой и внедрением новой Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области. Методические рекомендации я разработала на основе собственного практического опыта воспитательной деятельности в МКОУ ДОД Ольховатский Дом пионеров и школьников. Программа разработана в 2009 году и успешно реализуется в течение 5 лет. Она базируется на использовании новой формы воспитательной работы – открытой кафедры. А поскольку все новое вызывает интерес у старшеклассников, то вскоре она приобрела особую популярность. На Открытой кафедре звучат выступления на самые злободневные темы: «Активная жизненная позиция. Что это значит для меня?», «Имею право на права», «Если бы я был президентом, губернатором», Право и экология. Вопросы правового регулирования» (См. Приложение 9).
Методические рекомендации могут применяться в различных учреждениях. Их можно адаптировать для разных возрастов воспитанников образовательных учреждений. Сфера их применения – гуманитарное направление воспитания и обучения. Наиболее эффективно их можно использовать в области гражданско - правового воспитания, так как правовой нигилизм и низкий уровень правовых знаний, характерны для нашего современного общества, особенно молодежи.
Сведения об авторе
Молчанова Татьяна Александровна,
методист – высшая квалификационная категория,
педагог дополнительного образования – первая квалификационная категория,
руководитель объединения «Юный патриот»
МКОУ Ольховатский Дом пионеров и школьников
Контактные телефоны: раб.(8-47395) 40-0-91; 8-930-402-36-75
Пояснительная записка.
В Конституции РФ наше государство обозначено как «демократическое федеративное, правовое государство», а общество – гражданское. Но после десятилетий существования СССР наше общество, привыкшее к авторитарной системе управления, не может автоматически приобрести черты гражданского в истинном смысле этого слова. С момента введения в действие новой Конституции (12 декабря 1993 год) прошло 20 лет, и это небольшой срок для создания правового государства и гражданского общества. Главная задача современности – воспитание правосознания и гражданственности. Её решают многие государственные и общественные структуры, но в первую очередь - система образования РФ.
Дополнительное образование сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию обучающихся, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде. Чтобы показать актуальность методических рекомендаций по реализации воспитательных мероприятий программы «Открытая кафедра» в целом, и методических разработок по конкретной тематике, я хотела бы обратиться к важному документу. В Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области определена «необходимость общественно-государственной системы воспитания молодежи», где «наиболее важными направлениями воспитания названы нравственное воспитание, патриотическое, правовое». Обосновывая актуальность новой Концепции, наряду с позитивными, авторами названы негативные тенденции в современном воспитании. Среди них:
- «преобладание пассивной жизненной позиции;
- низкая правовая культура значительной части учащейся молодежи, что выражается, прежде всего, в неадекватном отношении к нормам закона». Отсюда вытекают важные задачи для образовательных учреждений в области правового воспитания детей. Наше учреждение не осталось в стороне от решения этих важнейших проблем. В образовательном пространстве Ольховатского района, такая форма воспитательной работы как Открытая кафедра не использовалась. Изучая эффект от её использования, я нашла в Интернете только краткое теоретическое описание. Поскольку её использование ведет к активизации жизненной позиции детей, то я разработала воспитательную программу гражданско-правового направления «Открытая кафедра».
Её достоинством является то, что через игровую форму обучающиеся приобщаются к обсуждению важных вопросов, примеряют на себя взрослые роли, тем самым, повышая собственную значимость. В ходе подготовки участники Открытой кафедры используют свои знания по обществознанию и другим предметам, ищут литературу и материалы по теме самостоятельно, обращаются за консультацией к родителям, педагогам, специалистам, что ведет к активизации познавательной деятельности обучающихся. Дети повышают культуру речи, развивают свой опыт публичного выступления, приобретают и закрепляют навыки убеждения слушателей. Таким образом, дети накапливают опыт социализации, что очень пригодится им во взрослой жизни.
Настоящие рекомендации могут оказать практическую помощь педагогам – практикам в подготовке нетрадиционных уроков по обществоведению, праву, экологии и. др.; например, провести урок в форме открытой кафедры. Завучи по воспитательной работе, руководители методических объединений, классные руководители, школьные библиотекари могут их использовать в планах воспитательной работы, особенно для реализации мероприятий гражданско - правовой направленности. Педагоги – организаторы, методисты, завучи по учебно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования детей, выбравшие среди вариативных направлений, правовое, могут также использовать рекомендации при планировании своей работы.
Описание ожидаемого результата.
Данное мероприятие частично реализует задачи гражданско-правового воспитания, позволяя детям применять полученные знания на практике, а такая форма правового воспитания, как Открытая кафедра, ориентирует на последовательную выработку у старшеклассников не только знаний, но и ценностных установок, которые им будут необходимы в дальнейшей жизни.
Выступления, самые разные по форме: философские рассуждения, размышления, стихи, проекты, песни – раскрывают творческий потенциал участников, выявляя их таланты, но вывод складывается один: для изменения жизни в лучшую сторону необходимо, чтобы «любовь к родному краю была деятельной».
Содержание методических рекомендаций.
В ходе реализации программы «Открытая кафедра» были проведены следующие мероприятия:
- Открытая кафедра публичных выступлений старшеклассников на тему:
«Школьник в роли человека, гражданина мира, жителя Земли» - конкурс
рефератов (ко Дню Конституции);
- «Если бы я был президентом, губернатором».
Конкурс публичных выступлений. Представление учащимися в форме деловой игры «своей президентской или «»губернаторской» программы, составленной на основе знаний, полученных на уроках «Обществознания». В них старшеклассники покажут своё видение решений важных проблем общества.
- Викторина «Знаешь ли ты Основной Закон нашей страны?»; - «Активная жизненная позиция. Что это значит для меня?» Защита
рефератов и конкурс публичных выступлений на «открытой кафедре»;
- Заседание «открытой кафедры». Конкурс публичных выступлений «Как
я реализую свое право на права»;
- Творческий конкурс «Имею право на права»;
- Встреча с заместителем прокурора Ольховатского муниципального
района Галушка А.Н.;
- Районный творческий конкурс плакатов «Экологические проблемы
Ольховатского района и Воронежской области»;
- Открытая кафедра. «Экология и право»;
- Встреча молодежи с начальником отдела по охране окружающей среды и
природных ресурсов администрации Ольховатского муниципального
района Шинкаренко Д. Ю. и юрисконсультом УПФ по Ольховатскому
району Жилкиным А.В.
Алгоритм подготовки и проведения Открытой кафедры.
Исходя из состоявшегося опыта деятельности Дома пионеров и школьников по реализации программы «Открытая кафедра» и конкретных мероприятий можно составить алгоритм проведения Открытой кафедры.
1. Подготовка Положения о мероприятии в соответствии с планом программы и рассылка их потенциальным участникам по электронной почте.
2. Консультации по толкованию Положения.
3. Подготовительная работа. Формирование жюри. Список литературы.
Консультационная помощь руководителям в выборе форм, методов, приемов.
4. Оформление мероприятия (оформление зала, задника сцены, декорации, атрибуты мероприятия, музыкальное и звуковое оформление и т.п.).
5. Открытие мероприятия. Выступления участников, защита рефератов, проведение творческих конкурсов по теме Открытой кафедры.
6. Подведение итогов, рекомендации, награждение. Закрытие мероприятия.
7. Анализ Открытой кафедры. Публикации в СМИ.
Заранее приглашаю почетных гостей, знакомлю их с Положением, поэтому их выступления также тематический характер.
Рекомендую использовать основные приемы по правовому воспитанию школьников, используемые мною в программе «Открытая кафедра»:
- ролевая игра помогает повысить понимание ситуации и вызывает сопереживание. Открытая кафедра, как новая форма воспитательной работы, заключает в себе элемент игры. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно высказать свое мнение. При этом участник может выбрать для себя любую роль: президента, губернатора, директора учебного заведения и т. д. и в этой роли предлагает свое видение решения различных проблем;
- общая дискуссия. Это прием дает возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести навыки толерантности, важные для воспитания уважения к правам других людей;
- вопросы открытого типа при защите реферата. Используются потому, что на них трудно дать однозначный ответ, например; Каков твой личный вклад при подготовке работы? Какую помощь от научного руководителя ты хотел бы получить? и т.п.
На основе выше изложенного можно сделать вывод: данное мероприятие способствует:
- формированию обучающимися осознания необходимости изучения прав человека;
- профилактике противоправного поведения; воспитанию обучающихся в духе уважения прав и свобод других людей, толерантности;
- способствует преодолению правового нигилизма и повышению правовой компетентности.
Для эффективной работы Открытой кафедры необходимо продумать кадровое обеспечение воспитательной деятельности по реализации программы «Открытая кафедра» - организаторы должны иметь высшее педагогическое образование (желателен опыт преподавания права, географии, экологии, объединений профильной направленности т.д.), потому что рефератам и исследованиям необходимо давать тематическую экспертную оценку.
Отсюда вытекает следующая рекомендация: рефераты и учебно-исследовательские работы участники должны сдать в оргкомитет не позже, чем за неделю до мероприятия. Выставленные оценки (баллы) прибавляются к оценке (баллам) за публичное выступление и выводится оценка для определения победителей.
Конкурсная методика имеет свои преимущества – есть мощный стимул к хорошей подготовке.
Трудным моментом в организации является лимит времени для мероприятия в целом и регламент для участников (обычно не более 7 минут). Поэтому, исходя их опыта, рекомендую продумать четко время всех этапов. В частности, если есть викторина, то проводить её в отдельном кабинете, заранее подготовив педагогов-экспертов, которые проверят ответы и предоставят жюри готовые результаты и бланки с ответами. Если есть конкурс рисунков или плаката, то проводить его заранее, и к заседанию «открытой кафедры» подготовить выставку творческих работ и протокол для жюри с итогами конкурса.
Самым трудным моментом в организации, конкретно для нашего учреждения допобразования, как следствие муниципального финансирования, является слабая материальная база нашего учреждения. Поэтому помощь нам оказывает отдел образования (грамоты, призы, канцтовары и т.п.), и общеобразовательная школа, на базе которой и располагается наш Дом пионеров и школьников (актовый зал, кабинеты, звуковое усиление, оргтехника для презентаций участников и т.п.).
Чтобы избежать типичной ошибки - «формальное» проведение мероприятия - рекомендую лучшие работы публиковать в СМИ; использовать работы победителей для «педагогических чтений» в своих учебных заведениях; использовать материалы «Открытой кафедры» для дальнейшей воспитательной работы.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Енин А.В., Великородная В.А., Работкина Е.С. Модель реализации
Концепции воспитательной деятельности. ВОИПКИиПРО-2006 год.
3. «Методическая работа в системе образования». Материалы, анализ,
обобщение опыта. Под руководством М.П. Кайгородцева. Волгоград 2008
год.
4. «Внеклассные мероприятия». Москва «ВАКО» - 2004 год.
5. «Образовательные программы по основным направлениям деятельности учреждений дополнительного образования детей». Воронеж - 2002 год.
6. Сборник материалов научно–практических конференций и семинаров. «Возрождение патриотизма – возрождение России». Воронеж – 2008 год.
7. Антуфьева О.А. Обухова Л.А. «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Воронеж – 2006 год.
8. Интернет – ресурсы «Ваш психолог», «Новые формы воспитательной
работы».
9. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы
по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – Москва: ВАКО,
2006 год – 224 с.
10. Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области. Авторы и разработчики: А.М. Фактор, М.В. Шакурова, А.В. Енин, Н.С. Кириченкова, В.А. Моргунова, В.А. Великородная.
11. Агапова Г.В. Молодежь Воронежской области: особенности социализации и воспитания. Воронеж, ВГПУ, 2006 год (Агапова Г.В., Шакурова М. В., Ромулус О. В.).
12. Е. Плешаков «Я + Природа», Воронеж – 1997 год.
13. Проблемы экологии России. Под ред. К.С. Лосева, В. Г. Горшкова. ФЭФ РФ, 1993 год.
14. Программа «Открытая кафедра» МКОУ ДОД Ольховатский Дом пионеров и школьников.
Конституция Российской Федерации.М-2001 г.
Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области. Стр. 2
Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области. Стр. 2-3.
15