Сценарий учебного занятия по химии Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ
Root Entry
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Зимнович Надежда Валериановна
Район
Советский
Место работы
МБОУ «Школа № 29»
Должность
Учитель химии, педагог-психолог
Общая информация
Образовательная область, учебный предмет
Неорганическая химия
Класс
8
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)
Автор Н.Н. Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2011г.)
Линия УМК «Рудзитис Г.Е. (8-9 классы)». Рабочая программа курса химии разработана к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана для 89 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.
Тема учебного занятия
«Классификация химических реакций
по числу и составу исходных и полученных веществ».
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.
Урок открытия нового знания.
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия
Изучаемая тема
Тема № 2 Первоначальные химические понятия (15 часов).
1.
Атомы, молекулы, ионы.
2.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки.
3.
Простые и сложные вещества. Химический элемент.
4.
Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.
5.
Закон постоянства состава вещества.
6.
Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Количественный и качественный
состав вещества.
7.
Массовая доля химического элемента в соединении.
8.
Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле
бинарных соединений.
9.
Составление химических формул бинарных соединений по валентности
10.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
11.
Атомно-молекулярное учение. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.
12.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
13.
Моль-единица количества вещества. Молярная масса.
14.
Решение расчётных задач по химическим уравнениям реакций.
15.
Контрольная работа № 1 «Первоначальные химические понятия».
Учебная задача
Открыть способ
Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию
Овладеть теоретическим знанием в области и способами его прикладного использования
- Открыть способ внесения порядка в разнообразие химических явлений, способствовать развитию умений учащихся проводить исследования для получения новых знаний, анализировать результаты проделанного эксперимента и делать выводы.
- Развивать коммуникативные умения, работая в команде, умения отвечать на вопросы, свободно и правильно излагать свою точку зрения, высказывать предположения, гипотезы .
- Развивать различные виды мышления :
теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций); наглядно-образное (формулы, уравнения); словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение химическим языком )
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты
Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)
Цель – предмет (предметный результат)
Обучающиеся научатся: записывать уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты, называть вещества , определять признаки и типы химических реакций, отличать один тип реакции от другого, классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.
Цель – способ (метапредметный результат)
Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой и графической информацией, работать в команде на общий результат , составлять отчёт о проделанной работе и представлять его для всего класса, проводить исследование по предложенному плану , концентрировать внимание, свободно и доказательно излагать свое мнение, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности.
Цель – ценность (личностный результат)
Обучающиеся убедятся в ценности организации и управления собственной деятельностью, в ценности командной работы.
Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт.;
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
- могут определять.;
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.
Обучающиеся
- Имеют опыт работы с текстовой и графической информацией,
- Имеют опыт работы по предложенному плану, некоторый опыт публичных выступлений;
- Знают первоначальные химические понятия: атом, молекула, вещество, простые и сложные вещества, химические и физические явления ,знаки химических элементов, бинарные соединения, названия бинарных соединений, валентность химических элементов, химические формулы, химические уравнения.
- Умеют определять относительные атомные и молекулярные массы, рассчитывать массовые доли химического элемента в соединении, составлять формулы по валентности, определять валентность по формуле, составлять уравнения химических реакций, называть бинарные соединения, расставлять коэффициенты.
- Могут наблюдать явления, описывать их, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты наблюдений.
- Имеют небольшой опыт планирования, целеполагания и оценивания собственной деятельности.
Формы оценки планируемых результатов
Предметный результат
Метапредметный результат
Личностный результат
- Расширение и совершенствование знаний о химических реакциях, их классификации, отличии одного типа реакции от другого;
- Составление отчета об исследовании в форме таблицы и схемы;
- Экспресс-тест «Химические реакции и их типы»;
- Фронтальная работа с презентацией по проверке новых знаний;
- Ценностное отношение к исследовательской деятельности как к основному способу получения знаний по химии.
- Участие в командной работе по решению обозначенной проблемы;
- Совершенствование навыков работы с таблицами, схемами, отчётами;
- Совершенствование умений наблюдать, анализировать химические реакции.
- Оценка работы команды, творческое задание.
- Участие в разрешении и обсуждении проблемной ситуации
- Совершенствование мения видеть связь между обозначенной целью и полученным результатом (смыслообразование);
- Развитие умения концентрироваться на изучаемом материале.
- Рефлексия собственной деятельности.
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку
В ходе урока учащиеся будут проводить самостоятельное исследование. При вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое.
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет - ресурсы
ЭОРы
Рабочие программы к учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. - Гара Н.Н. Линия УМК «Рудзитис Г.Е. (8-9 классы)».
Неорганическая химия. 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. 15 е изд. - М.: 2011. - 176 с.
Малая детская энциклопедия. Химия. / Сост. К. Люцис. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001. - 480 с.: ил. (научно-популярное издание).
Брейгер, Л. М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10, 11 классы / Л. М. Брейгер. - Волгоград : Учитель, 2004
Большая детская электронная энциклопедия. том 3. химияиздательство: мастермедиагод: 2006формат: isoразмер: 21мвстраниц: 1000
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/03/17/tipy-khimicheskikh-reaktsiy
Техническое обеспечение
Техника - компьютер, видеопроектор, экран.
Оборудование и реактивы:
Набор для группового исследования ( спиртовка, спички, набор пробирок в штативе, держатель для пробирок, тигельные щипцы, медная проволока, гидроксид меди(II), зачищенный железный гвоздь, раствор сульфата меди (II), раствор хлорида железа (III), раствор гидроксида натрия.
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Подготовка обучающихся к учебной деятельности
Методы стимулирования интереса к обучению: предъявление требований учителем
Учитель: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете делать, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели, стремиться к их достижению» (Ж.Ж.Руссо)
. Создание комфортной психологической атмосферы урока является важным условием для достижения максимального результата каждым обучающимся. Установление контакта необходимо для совместной деятельности, для эффективного взаимодействия, способствует развитию коммуникативных УУД.
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесный (беседа)
Задание на воспроизведение изученных данных.
По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа, включение каждого в конкретную деятельность уже на освоенном материале
Происходит актуализация имеющихся знаний, умений, опыта ,прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»
По источнику передачи и восприятию учебной информации: исследовательская работа.
По степени самостоятельности и активности мышления обучающихся: продуктивный-проблемное изложение (проблемная ситуация)
По характеру управления учебной работой: под руководством учителя
Стимулирование интереса к учебной деятельности через проблемную ситуацию
Активизируются, так как предстоит исследовательская работа по предложенному плану. Обучающиеся решают предложенную учителем проблемную ситуацию с целью выхода на область незнания. В результате работы над проблемой возникает учебно-познавательный мотив. Работая на развитие познавательной мотивации, учитель закрепляет интерес к предмету познания. Мотив – это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Исходя из выше сказанного, при правильно созданной проблемной ситуации учащиеся действуют активно, целенаправленно
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Формулирование цель урока, прогнозирую результат деятельности.
Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
Организационный этап - 1 мин
Актуализация знаний - 7 минут
Целеполагание - 2 мин.
Введение новых знаний - 25 минут
Первичное обобщение,
введение новых знаний в систему знаний обучающихся - 8 минут
Домашнее задание - 2 мин.
Совместное действие учителя и обучающихся в простановке основной дидактической цели урока. Реализация субъект-субъектные отношений.
Готовятся к восприятию новой информации, анализируют задание, делают самооценку своих возможностей, коллективно обсуждают проблему, готовятся к активной познавательной деятельности. Принимая участие в определении темы, цели и плана действий, учащийся становится субъектом собственной деятельности, берёт на себя ответственность за результат деятельности, его работа на уроке становится осознанной. Работая по алгоритму: от цели – к результату, учащийся постепенно вырабатывает и закрепляет у себя навык проектирования деятельности и переносит этот алгоритм на все её виды.
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
- По источнику передачи и восприятию информации: словесные (эвристическая беседа) ,наглядные, практические;
- По степени самостоятельности и активности мышления обучающихся: продуктивный: проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог), исследовательский;
- По характеру управления учебной работой: самостоятельная, педагог наблюдатель за ходом работы;
Метод стимулирования интереса: самостоятельная исследовательская работа;
Метод контроля: самоконтроль.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Необходимое содержание обучающиеся осваивают, работая в группах, высказывая собственные суждения, анализируя работу других групп, аргументируя верные и неверные ответы. Такой вид организации деятельности позволяет обучающимся развивать умение работать на общий результат, вносить свой вклад, проявлять активность, аргументировать свою точку зрения, выступать публично, защищая интересы команды. Знания, добытые таким образом становятся прочными и осознанными.
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
- По источнику передачи и восприятию информации: словесно-наглядный;
- По степени самостоятельности и активности мышления: частично-поисковый (краткий отчёт по итогам исследования);
- По характеру управления учебной работой: самостоятельная;
Метод стимулирования интереса: создание ситуации успеха, групповая исследовательская работа;
Метод контроля: самоконтроль.
- Продолжает формироваться:
- деятельностный подход к решению проблемы;
- регулятивная деятельность-работа и записи в ограничение времени;
- Полученные знания, сформированные «вне ученика переходят во внутрь его», т.е. происходит интериоризация способа деятельности, «присвоение жизненного опыта».
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
- По источнику передачи и восприятию учебной информации: практическая;
По степени самостоятельности и активности мышления: исследовательский;
- По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа ;
Метод стимулирования интереса: создание проблемной ситуации, работа в команде, самостоятельное исследование;
Метод контроля: самоконтроль, контроль учителя.
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости
Обучающиеся с помощью учителя осуществляют выбор способа решения поставленной проблемы.
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Учитель предлагает для индивидуального контроля знаний экспресс- тест «Химические реакции и их типы»;
Метод стимулирования интереса: комментирование учителем своих наблюдений за учебным процессом
Анализируют и оценивают собственную работу на уроке, выявляют степень владения новыми знаниями, понятиями, смыслом изученного и понимают степень личностных приращений, а так же корректируют деятельность на перспективу домашнего задания.
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
По источнику передачи и восприятию информации: словесный
Метод стимулирования интереса: самопроверка теста;
Метод контроля: краткосрочный - оценка за тест, долгосрочный – оценка за урок.
Анализируют, оценивают собственную учебную деятельность, выявляют степень освоения содержания (знаю что), овладение действием (знаю как), понимание смысла изученного (знаю зачем), личностные изменения (что изменилось во мне). Только осмысленное знание является ценностью, может грамотно использоваться, повышает культуру устной и письменной речи.
Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, создает благоприятный психологический климат, настраивает на интересную работу, вселяет уверенность в каждого учащегося.
Добрый день, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Предлагает выполнение упражнений по теме «Химические уравнения». Экспресс-тест по теме: «Химические уравнения»
Вариант 1
Задание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями.
Ca + O2 CaO
S + O2 SO2
2CО + O22CO2
3NO + O23NO2
Задание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций.
Mg + O2 MgO
Al(OH)3 Al2O3 + H2O
Na + H2O NaOH + H2
ZnSO4 + HCl ZnCl2 + H2SO4
Вариант 2
Задание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями.
2Ca + O2 2CaO
2S + O2 2SO2
CО + O2CO2
2NO + O22NO2
Задание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций.
Fe + HCl FeCl2 + H2
HgO Hg + O2
HCl + NaOH NaCl + H2O
Mg + O2 MgO
Учитель подводит учащихся к пробле-ме.
Выполняют два варианта,
обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
1.3. Создание проблемной ситуации
Демонстрируется слайд с различными химическими реакциями, приводится такое высказывание: «Если считать, что в настоящее время известно (описано в химической литературе) ~10 млн веществ, то сколько химических реакций может быть между ними?»
Вопрос: «Как можно навести порядок в этом многообразии?»
Слушают учителя, осознают проблему, предлагают способы её решения (поделить на сходные группы, классифицировать)
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Учитель предлагает самостоятельно определить тему занятия, учебную задачу и составить план деятельности. Помогает обучающимся, задавая вопросы, подводящие к правильному ответу, уточняет ответы учащихся.
Определяют тему занятия, учебную задачу и составляют план деятельности.
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением.
М. В. Ломоносов
Учитель предлагает разбиться на 6 групп и выполнить исследовательскую работу. Организует взаимодействие в группах, назначает ответственных, напоминает правила работы в группе, следит за работой, организует обмен листами ответов, предлагает выступить представителям различных групп, подводит к главному выводу и предлагает сравнить его с правилом учебника и материалом презентации.
Инструктивная карта
исследования химических реакций.
Цель: Научиться проводить химические реакции, наблюдать их признаки, составлять уравнения и относить их к разным группам
Оборудование: спиртовка, спички, набор пробирок в штативе, держатель для пробирок, тигельные щипцы, медная проволока, гидроксид меди(II), зачищенный железный гвоздь, раствор сульфата меди (II), раствор хлорида железа (III), раствор гидроксида натрия.
Ход работы
1.Опыт 1. Железный гвоздь опустите в раствор сульфата меди (II). Через 2 минуты выньте гвоздь. Что наблюдаете? Кирпично-красный цвет налета на гвозде говорит об образовании чистой меди. Спрогнозируйте, что образовалось еще? Запишите уравнения реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?
2.Опыт 2. Накалите медную проволоку в пламени спиртовки. Брать проволоку только тигельными щипцами!!! Выньте её из пламени, рассмотрите налёт. Запишите уравнения реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?
3.Опыт 3. Пробирку с твёрдым гидроксидом меди (II) нагрейте в пламени спиртовки. Соблюдайте меры предосторожности!!! Что произошло? Спрогнозируйте, что образовалось ? Запишите уравнения реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?
4.Опыт 4. В пробирку налейте немного раствора хлорида железа (III). По каплям добавляйте раствор гидроксида натрия. Спрогнозируйте, что образовалось ? Запишите уравнения реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?
Полученные результаты занесите в таблицу. (Форма таблицы на доске).
Проводит краткий инструктаж по технике безопасности . Ученики работают в группах по плану, соблюдая правила взаимодействия, высказывают свои мнения, ведут записи в тетради, анализируют работу других групп, готовят выступление и определяют выступающего. Они внимательно слушают выступления других групп, знакомятся с их выводами и приходит к общему выводу о том, как состав и количество исходных веществ и продуктов реакции позволяют классифицировать химические реакции.
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Учитель просит ещё проговорить найденный алгоритм решения проблемы,.
Обучающиеся повторяют найденный алгоритм решения проблемы. Отрабатывают его, давая определения типов химических реакций
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Учитель предлагает различные задания для отработки способа классификации химических реакций, определения типа реакции.
Слайд 12. 13 Проверка знаний.
Экспресс-тест.
Вариант № 1
Задание: выберите схемы реакций соединения, перепишите их в тетрадь и расставьте коэффициенты.
CH4 C + H2
CuSO4 + Fe FeSO4 + Cu
CaCO3 CaO + CO2
Zn + 2HCl ZnCl2 + H2
Na2O + H2O NaOH
Li2O + P2O5 Li3PO4
Вариант № 2
Задание: выберите схемы реакций разложения, перепишите их в тетрадь и расставьте коэффициенты.
HgO Hg + O2
Fe + HCl FeCl2 + H2
HCl + NaOH NaCl + H2O
HNO3 H2O + NO2 + O2
Fe(OH)3 Fe2O3 + H2O
Ca + O2 CaO
Выполняют два варианта,
обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Учитель раздает задания и предлагает выполнить тест, контролирует его выпол-нение, просит обменяться тетрадями с соседом по парте и проверить друг друга, оценить свою работу.
Ученики выполняют работу, обменивают-ся карточками, осуществляют взаимо-проверку с оцениванием и последующим обсуждением, указывают на ошибки товарища (по критериям: выполнено все, выполнено частично, не выполнено).
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Выставляет оценки, комментирует их и сообщает домашнее задание. Подробное описание домашнего задания будет в электронном дневнике.
Делают вывод о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, об умении делать выводы .
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
Сценарий учебного занятия по предмету
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»