ИСТОЧНИКИ ПРИОБРЕТЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

И.В. Мохова
учитель начальных классов МОУ «СОШ№10»
г. Абакан


ИСТОЧНИКИ ПРИОБРЕТЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ


Весь процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше, чересчур прагматичное время сохранить в маленьком человечке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания? Психологи отмечают уникальность младших школьников именно в том, что они готовы и способны, как губка, впитывать всё новое; что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции, и нам, учителям, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях те задатки, которые заложены самой природой, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести своё место в социуме.
Категория «ценность» - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность.
Работать над проблемой развития способностей к нравственному самоопределению меня подтолкнула мысль о том, что наше подрастающее поколение утрачивает ряд нравственных качеств. Нравственное формирование личности младшего школьника предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
- воспитательные воздействия педагога направлены на формирования чувств, сознания и поведения детей в их единстве;
- воспитание предполагает включение всех детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;
- важнейшим условием нравственного развития детей является ситуация самостоятельного нравственного выбора;
- гуманный стиль отношения педагога к детям определяет развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.
Академик Б.Т. Лихачёв выделяет следующие критерии нравственной воспитанности:
от младших школьников требуется:
знать гимн, гордиться своей Родиной;
уметь закалять своё тело, быть полезным в школе и дома, делать работу по самообслуживанию, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;
любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;
дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно всё доверять и которого никогда не подведёшь;
трудиться с пользой для себя и людей на садовом и пришкольном участках, в школе по самообслуживанию, на уроках труда;
бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;
беречь общественное добро и родную природу;
помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам ,своим товарищам в учёбе ,труде, общественной работе;
творить на уроках в самостоятельной работе, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, играть в инсценировках.
В младшем школьном возрасте дети укрепляют привычки культурного поведения, интенсивно накапливают знания о нравственных формах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать своё поведение и поведение своих товарищей.[2]
Дидактическая система Л.В. Занкова наиболее полно способствует развитию нравственных ценностей у ребёнка, рассматривает проблемы воспитания личности в процессе обучения, позволяет объединить воспитание, развитие и обучение в единое целое. Внеклассная деятельность позволяет в полной мере реализовать возможности нравственного воспитания младших школьников .
Основными формами внеклассной деятельности по осуществлению нравственного воспитания детей являются: игра, экскурсия, классные часы, этические беседы, занятия клубного типа.
Работа в 1 классе по нравственному воспитанию начинается с диагностики по изучению нравственной воспитанности учащихся, что позволяет в дальнейшем определить основные направления работы.
Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных отношений. Задача учителя, внимательно наблюдая за детьми в играх, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование правильных гуманных отношений. Для этого, прежде всего надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. К сожалению, наши дети играют всё реже и реже в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение компьютерным играм, что лишает возможности воспитателя в полной мере использовать это действенное средство нравственного воспитания. В своей практике я использую подвижные игры в группе продленного дня , на экскурсиях, при проведении внеклассных мероприятий. Развитию нравственных взаимоотношений в классном коллективе способствуют ролевые поручения учащихся. Они обязательно являются сменными, чтобы каждый ребёнок смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать дело себе по душе. Экскурсии являются важнейшим средством формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника: самостоятельности, инициативности, определённых организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге, и оказывать взаимопомощь. В своей работе я использую разные виды экскурсий.
Экскурсии в природу. Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Все зёрна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве. Традиционно провожу осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии в сосновый бор, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. Очень любят мои ребята ходить в мини-походы, составляя команды по интересам. Такие поездки в лес способствуют экологическому воспитанию учащихся. Наблюдая за природой, ребята с удовольствием принимают в дальнейшем участие в школьных акциях «Кормушка», «Помощь зоопарку» и городских «Экологическая почта», «Марш парков». Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Часто мы с ребятами посещаем краеведческий музей, Минусинский музей им. Н.Мартьянова. С огромным интересом дети рассматривают экспозиции недавно открытого музея Абаканской железной дороги. Экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш город, что способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма. Посещение сквера им. А.С.Пушкина вдохновило учащихся на написание посланий великому поэту. Экскурсии в Центр Детского Творчества. Там мои дети очень частые посетители. Большинство из них посещают кружки и студии (внеучебная занятость-89%).Мы с удовольствием посещаем выставки и концерты. Экскурсии в этнографический музей с. Шушенское. Экскурсии в Республиканскую детскую библиотеку. Библиотечные уроки, конкурсы, выставки, юбилеи- все эти мероприятия способствуют нравственному воспитанию учащихся.
Очень важно, чтобы в начальных классах проводились с детьми беседы о морали - этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Название этической беседы каждый учитель формулирует сам. Оно должно быть лаконичным и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: «Друга ищи, а нашел – береги», «Говорить легко - делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, так как необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.
Занятия клубного типа - интересная форма внеклассной работы, позволяющая учителю успешно решать задачи нравственного воспитания школьников. На протяжении 4 лет мы сотрудничаем с педагогами дополнительного образования Центра Детского Творчества в рамках экспериментальной программы «Многоязычие и поликультурность». Дети принимают активное участие в конкурсах, праздниках, конференциях, проводимых организаторами клуба интернациональной дружбы. Большую помощь в нравственном воспитании учащихся мне оказывают методисты ЦДТ Матросова Н.Н. и Арбаева Е.С. .Наши воспитанники принимали участие в городском фольклорно-страноведческом празднике Рождества, стали лауреатами и призёрами конкурсов «Мои друзья в далёкой стороне»,.(1место), «Хоровод друзей», «Мир, в котором мы живём», «Природные достопримечательности Хакасии», интеллектуально- познавательной игры «Лаборатория разума-2008» в рамках реализации программы для одарённых детей «Шаг в будущее» (команда 4 «А» класса – абсолютный победитель) и многих других. Методисты ЦДТ помогают мне , как классному руководителю и в проведении диагностики. Большую помощь в нравственном воспитании учащихся мне оказывают родители. Это мои единомышленники. Совместные праздники, экскурсии- всё это способствует формированию нравственных качеств детей. На родительских собраниях мы стремимся обсуждать пути воспитания, находить действенные средства и методы. Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные, с учётом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.
Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной жизни и отношениях.
Литература:
Лихачев,Б.Т. Педагогика: Курс лекций./Б.Т. Лихачев// – М.: Юрайт, 2000.- 523с.
Занковские педагогические чтения. Опыт. Достижения. Перспективы. – Федеральный научно – методический центр им. Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2007.