Рабочая программа элективного курса в 9 классе Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ОГЭ


Муниципальное общеобразовательное учреждение Охотничьевская средняя школа
278765330835УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
__________________ Э.А.Бухареева
Приказ № _______ от __________ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
__________________ Н.В. Петухова
« _______» ______________ 20 _____ г.
00УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
__________________ Э.А.Бухареева
Приказ № _______ от __________ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
__________________ Н.В. Петухова
« _______» ______________ 20 _____ г.

Рабочая программа элективного курса
«Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ОГЭ»
Наименование учебного предмета: обществознание
Класс: 9
Учитель: Ширяева Ольга Александровна
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год, 0,5 часа в неделю
Рабочую программу составила _____________________ Ширяева Ольга Александровна
подпись расшифровка подписи
П. Ст. Охотничья
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 9 класса разработана на основании Федерального Закона №272 – ФЗ от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 г. «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования», с Образовательной программой основного общего образования для 8-9 классов муниципального общеобразовательного учреждения Охотничьевской средней школы на 2015-2017 гг..

Место учебного предмета в учебном плане
Изучение обществознания в 9 классе завершает изучение предмета в основной школе. Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа элективного курса для 9 класса предусматривает обучение обществознания в объеме 17 часов, 0,5 часа в неделю.

Актуальность изучения элективного курса
Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации. ГИА по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 8-9-х классов к ОГЭ.
Цель курса: формирование более глубокие представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ.
Задачи курса: 
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в новой форме;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; кейс-папки, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Содержание учебного предмета
1. Структура и особенности ОГЭ по обществознанию – 1 час.
2. Человек и общество - 2 часа.
3. Духовная сфера - 2 часа.
4. Экономика – 3 часа.
5. Социальная сфера – 2 часа.
6. Политика – 2 часа.
7. Право – 4 часа
8. Итоговый контроль – 1 час.

Содержание программы
Раздел 1. Особенности ОГЭ по обществознанию.
ОГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ГИА по обществознанию: – кодификатор элементов содержания;– спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию;
- правила заполнения бланков ОГЭ;- информационные ресурсы ОГЭ.
Раздел 2. Человек и общество.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Деятельность человека. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Конфликты и пути их разрешения.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы и институты общественной жизни. Их взаимосвязь.
Раздел 3. Духовная сфера.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Религия и религиозные объединения. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм.
Раздел 4. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Ресурсы, факторы производства, ограниченность ресурсов. Типы экономических систем. Производство, разделение труда, специализация. Рынок и рыночные механизмы. Предпринимательство. Деньги. Налоги. Экономические функции государства.
Раздел 5. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Семья как малая социальная группа. Социальный статус, социальная роль. Отклоняющееся поведение. Социальная значимость ЗОЖ. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Раздел 6. Политика.
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие государства, его признаки. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Раздел 7. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права, НПА. Правоотношения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративной устройство РФ. Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы, судебная система. Конституционные права и обязанности граждан РФ. Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Гуманитарное право. Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Труд и трудовые правоотношения. Административные правонарушения и наказания. Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Каждая тема сопровождается выполнением практической части по изученному материалу.
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия. Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
Учебно- тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теоретическая часть Практическая часть
1 Структура и особенности ОГЭ 0,5 0,5
2 Человек и общество 1 1
3 Духовная сфера 1 1
4 Экономика 2 1
5 Социальная сфера 1 1
6 Политика 1 1
7 Право 3 1
8 Итоговый контроль 1
ИТОГО 9 8
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические: сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному; оперировать с абстракциями различной степени сложности; выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Критерии оценки за письменные работы (тесты):
Оценка «5» - 85-100% выполненных заданий
Оценка «4» - 70-84% выполненных заданий
Оценка «3» - 50-69% выполненных заданий
Оценка «2» - менее 50% выполненных заданий
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Кол-во
часовПланируемые результаты Дата урока
планфакт1 Структура и особенности ОГЭ 1 Умение заполнять бланки ответов ОГЭ 10.09 Глава 1. Человек и общество (2 часа)
2 Общество как форма жизнедеятельности людей. 1 Знать понятие «общество», уметь формулировать и объяснять взаимодействие общества и природы. 24.09 3 Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека. 1 Уметь определять основные отличия человека от животного, называть основные виды деятельности человека, знать понятия «личность», «индивидуальность», «индивид». 08.10 Глава 2. Духовная сфера (2 часа)
4 Сфера духовной культуры. Наука. Образование. Религия. 1 Знать основные формы культуры, уметь формулировать значимость науки и образования в информационном обществе. 22.10 5 Практикум по темам «Человек и общество» и «Духовная сфера». 1 Уметь работать с тестовыми заданиями по типу ОГЭ, применять поученные знания на практике. 12.11 Глава 3. Экономика (3 часа)
6 Экономика. Ресурсы и факторы производства. Экономические системы и собственность. Производство. 1 Знать понятие «экономика», роль экономики в жизни общества. Уметь различать и сравнивать тип экономики по основным признакам. Знать понятие «ресурсы», «факторы производства», «производство». 26.11 7 Рынок. Предпринимательство. Неравенство доходов. Экономические функции государства. 1 Знать понятие «рынок», «налоги», «экономические издержки». Уметь формулировать экономические меры социальной поддержки населению, экономические функции государства. 10.12 8 Практикум по теме «Экономика» 1 Уметь объяснять причинно-следственные и функциональные связи экономических систем. 24.12 Глава 4. Социальная сфера (2 часа)
9 Социальная структура общества. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт. 1 Знать основные социальные институты и процессы. Знать понятия: социальный статус, стратификация, социальная роль, конфликт. Уметь оценивать поведение человека в различных ситуациях.
21.01 10 Практикум по теме «Социальная сфера. 1 Уметь применять знания о характерных чертах, признаках явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка. 04.02 Глава 5. Политическая сфера (2 часа) 11 Государство. Политический режим. Гражданское общество и правовое государство. Участие граждан в политической жизни страны. Умение анализировать ситуации, связанные с деятельностью власти. Знать
причины зарождения государства, его функции, основные признаки государства. Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России).
Знать понятия: государство, суверенитет, функции государства, монополии государства, политический режим, авторитаризм, парламентский режим, диктатура, фашизм, деспотия, тирания, либерально- демократический режим. 18.02 12 Практикум по теме «Политика» 1 Уметь объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство); разъяснять сущность демократической формы правления; анализировать сущность демократической формы правления; анализировать политическую систему государства. 04.03 Глава 6. Право (4 часа) 13 Право: сущность и особенности. Нормы права. Виды правонарушений и юридической ответственности. 1 Уметь: объяснять особый статус права в системе социальных норм; сравнивать нормы морали. Знать понятия: социальные нормы, право, источники права, права и обязанности, правовая культура личности. Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности. 18.03 14 Конституция РФ. Конституционные права и обязанности граждан РФ.
1 Уяснить роль конституции в жизни общества Уметь объяснять особенности правового статуса гражданина, соотносить правовой статус жителя республики с правовым статусом гражданина России
Знать понятия: Конституция, правовой статус человека. 08.04 15 Виды правоотношений. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ. 1 Уметь: называть основные документы по защите прав детства, характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в республике; приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних. 22.04 16 Практикум по теме «Право» 1 Развитие умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения. 06.05 17 Итоговый контроль 1 20.05