Разработка урока по истории православной культуры «Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске» (8 класс)

Урок по истории православной культуры земли Смоленской. 8 класс
Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»
Тип урока: первичного получения знаний
Технология: критического мышления
Цели урока.
Образовательные: узнать какие храмы были возведены в XVIII веке при участии жителей Смоленска;
-какие из этих храмов сохранились в начале XXI века, какова их судьба.
Развивающие:
- работать с текстом;
-формулировать мысль, выражать точку зрения;
- выявлять причинно-следственные связи, делать выводы
- Развивать образное мышление
Воспитательные:
- формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, чувства ответственности и развитие исторической памяти.
- формирование эстетических вкусов
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор
Оформление доски:
Заготовка схемы к формулированию задач урока.
«Первая» тема урока: «И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души».
Сегодня в Смоленске 18 действующих храмов, большинство из которых было построено в XVIII веке.
Например (для учителя)
Свято-Успенский кафедральный собор (1677-1772 гг.)
Церковь Покрова (1789-1799 гг.)
Богоявленский Собор (1781-1787 гг.)
Церковь Двенадцати Апостолов (сер. XVIII - 2 пол. XVIIIвв.)
Варваринская церковь (1753-1757 гг.)
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Окопная) 1767 г.
Кресто-Воздвиженская церковь (1764-1767 г.)
Церковь Благовещения 1779 г.
Церковь в честь Рождества Богородицы 1793 г.
Нижне-Никольская церковь 1745-1748 гг.
Церковь Иоанна Предтечи (1703 гг.)
Георгиевская церковь 1782 г.
Воскресенская церковь 1765 г.
Свято-Преображенский собор Авраамиева монастыря

Литература:Беспаленок Е.Д. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке? – в журнале «Епархиальные ведомости», № , 200
Ход урока
Актуализация знаний.
Учитель: Продолжаются особые дни для всех православных россиян - праздничные пасхальные дни. Если бы вам доверили создать зрительный и музыкальный образ Смоленска в эти дни. Как бы это выглядело и звучало?
Ответы: Солнце, храм купола с сияющими крестами, перезвон колоколов....
Учитель: Я тоже нашла этот образ. Так его увидел мастер этого чудесного гобелена.

Слайд 1.

Гобелен "Золотые купола Смоленска", 1999 г.
Учитель: в нашем городе сегодня 18 действующих приходов. Большинство из сохранившихся храмов были построены в XVIII веке: времени наивысшего подъема в храмовом строительстве всей России.
Я предлагаю Вам сегодня на уроке связать одной нитью век восемнадцатый и День сегодняшний. Это возможно? Как?


Первый шаг поможет сделать формулировка темы урока:
Слайд 2. Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души».
Учитель: Трудно? А если так: «Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»? Привычнее? Тогда начнем со второго варианта темы.
Вопрос: Попробуйте сформулировать вопросы, которые предстоит рассмотреть на уроке.
На доске: глагол «строить»

Ответы:
1. Узнать сколько и какие храмы были построены в Смоленске?
Кто строил эти храмы?
Почему так много было построено храмов?
Какие из них сохранились до сих пор?
(По ходу формулирования ответов у стрелок появляются ключевые вопросительные слова.)
И все-таки я верю, что Вы, мои единомышленники, в конце урока ответите на собственные вопросы, но и сумеете понять мой замысел: объясните пока сложную для Вас первую формулировку. (повторить тему урока).
Итак, через трудности к вершинам?
Слайд 3. Туристическая карта Смоленска с обозначенными на ней ныне сохранившимися храмами.

Учитель: перед вами мною усовершенствованная государственная шпаргалка.
На какие вопросы может помочь ответить эта карта?

Ответы:
Сколько храмов сохранилось сегодня из построенных в 18 веке?
Примерно определить, как много храмов было построено в 18 веке?
Сколько средств и усилий было затрачено?
В каких районах было развернуто строительство?
Задание: попробуйте дать короткую информацию на поставленные вопросы, используя карту и свои знания.
Примерные ответы:
К началу XVIII века в городе стояли храмы XII века: Петра и Павла, Иоанна Богослова, Михаила Архангела. Мы пока не знаем сколько храмов было построено в 18 веке, но помним, что во второй половине 17 века начали строить Свято-Успенский кафедральный собор и колокольню. Заложили Троицкий и Вознесенский монастырь, Спасо-Преображенский собор Авраамиевского монастыря. Они сохранились до сих пор.
Но в 18 веке было построено много храмов, если вы сказали в начале урока, что действуют 18 церквей и большинство из них построены в пору наивысшего расцвета храмового строительства. Все они расположены в центре города на возвышенностях, вершинах естественных холмов.
Учитель: Я дополню эту информацию. На карте обозначены только 15 храмов 18 века. Остальных попросту уже нет: их поглотила история. А их всего было построено в XVIII веке (включая Свято-Успенский кафедральный собор)- 19
Вы совершенно правы, когда предположили, что для такого строительства потрачено было много средств и усилий смолян.
Слайд 4. Изображения храмов (Успенский собор, Троицкий монастырь, Вознесенский монастырь, Спасо-Преображенский собор, Богоявленский собор,

Слайд 5. Вопрос. Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
Определите сословную принадлежность благотворителей.
(разместить на слайде Одигитриевскую, Окопную, Кресто-Воздвиженскую, Нижне-Никольскую, Благовещенскую церкви)
Работа с документами: (парная работа)
Документ 1.
Купеческое храмостроительство, то есть щедрое пожертвование на возведение церковных зданий, совершавшееся отдельными купцами персонально, а не в рамках церковной общины, было характерно именно для России.
В России строительство храмов на частные пожертвования достигло своего апогея в то время, когда в стране формировались буржуазные отношения.
Документ 2.

В XVIII веке Одигитриевская церковь находилась на пересечении Большой Одигитриевской (ныне улица Докучаева) и Малой Одигитриевской (ныне участок улицы Ленина от Б. Советской до улицы Докучаева)
В 1764 году на месте обветшавшей деревянной Одигитриевской церкви была построена каменная одноглавая с трапезной и колокольней. Деньги для этой цели пожертвовали прихожане. А первый смоленский историк Н.А. Мурзакевич в "Истории губернского города Смоленска" указывает, что храм построен "...старанием помещика Михаила Хрисанфовича Гедеонова и прапорщика Семена Харлампиевича Бешенцова и жён их Гликерии и Анастасии.

Вопросы:
Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
Определите сословную принадлежность благотворителей на примере данного текста.
Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?



Документ 3.


Каменный Окопный кладбищенский храм в честь Спаса Нерукотворного Образа устроен в 1767 году дворянином Матвеем Борисовичем Пискаревым на мечте земляных укреплений «Шеина Острога», созданных отрядом воеводы Шеина во время войны за Смоленск в 1632-1634 гг.


Вопросы:
1.Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?




Документ 4.

Каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня (Кресто-Воздвиженский) был построен в 1764-1767 году на средства полковника Лесли, на правом берегу Днепра.
Документ 5. Основатель первой династии храмостроителей Фёдор Кирилов сын Щедрин в 1747-1748 годах устроил за Днепром церковь.Церковь называлась Нижне-Никольской. В настоящее время в здании этого храма располагается православная гимназия и действует гимназическая церковь св. Николая Чудотворца.
О самом Ф. К. Щедрине известно немного. Его отец, будучи отставным солдатом, записался в посад. А его старший сын - тоже Фёдор - был президентом Смоленского губернского магистрата, участвовал в многочисленных ходатайствах, защищая интересы смоленского мещанства. Он, как и отец, активно занимался предпринимательской деятельностью, ездил с товарами "в Москву, в Санкт-Петербург, в Ригу и в протчия великороссийския и малороссийския городы". Из ведомости Смоленского магистрата 1764 года известно, что купец первой гильдии Ф. К. Щедрин, вместе со своими сыновьями Фёдором и Филимоном, обладал самыми крупными капиталами в Смоленске - 50 тысяч рублей. Они производили торги "к Рижскому порту водяным путем... пенечным и хлебным товаром".
Вопросы: 1. Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
Определите сословную принадлежность благотворителей на примере данного текста.
Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?


Документ 6.
Младший сын купца Федора Щедрина - Филимон - стал вторым храмостроителем в династии Щедриных. В 1773 году, вместо деревянной Благовещенской церкви, он устроил каменный храм, с приделом Архангела Михаила и колокольней. В XXI веке Благовещенский храм возродился как православный благотворительный центр "Ради будущего" .
Каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1779 году на северном склоне Соборной горы на средства купца Феодора Щедрина. На его же средства был построен двухэтажный Нижне-Никольский храм в 1745-1748 гг.

Вопросы:
1. Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
Определите сословную принадлежность благотворителей на примере данного текста.
Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?



Документ 7. Каменный храм в честь сошествия Святого Духа был построен в 1703-1711 году на средства посадских людей Петра Кондратьева и Диомида Иванова.
Вопросы:
1. Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей на примере данного текста.
3. Как ты думаешь, почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?






Документ 8.
В 50-х годах XVIII столетия рядом с Петропавловской церковью началось строительство храма святой Варвары. Средства для этого, по благословению духовника, выделил смоленский мещанин Афонасий Алексеев сын Кремлицын. Он был потомственным купцом, родовые корни которого уходили в московскую Кадашевскую слободу. Пережив смерть своего единственного сына, А. А. Кремлицын тяжело заболел. Именно тогда он принял решение о пожертвовании всех своих капиталов на возведение храма. Из-за ранней смерти он не смог закончить строительство. Сделал это другой купец - Андрей Сысоев.
С конца XX века началось возрождение храма св. великомученицы Варвары. В 1999 году в здании храма, переданном епархии, начал работать Православный молодёжный духовный центр, а 17 декабря 2001 года храм св. великомученицы Варвары, освящённый митрополитом Кириллом, стал снова действующим.
Вопросы:
1. Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей на примере данного текста.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?

Документ 9.
В 1765 году Андрей Фёдоров сын Сысоев принял деятельное участие и в построении церкви во имя Воскресения Христова - с приделом во имя Введения во храм Богоматери и каменной колокольней. В настоящее время церковь не действует, хотя здание сохранилось. Сын духовщинского мещанина, А. Ф. Сысоев стал купцом первой гильдии. Он, как и большинство богатых купцов Смоленска, занимался пеньковой и хлебной торговлей, "отпуская" свой товар в Ригу для продажи за границу. Ежегодный оборот его капиталов составлял 20000 рублей. Известно, что у А. Ф. Сысоева, как и у его друга - И. Б. Пискарёва, не было сыновей, только дочери, и передать дело так же было некому.После его смерти могло не остаться человека, который молился бы за его душу.
А. Ф. Сысоев активно занимался общественной деятельностью. Был бургомистром Смоленского губернского магистрата. Пережил немало испытаний в своей жизни. Это было связано главным образом с проблемой, больной для всех смоленских мещан, - военными постоями.
Сегодня храм используется как «Планетарий».
Вопросы:
1. Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей на примере данного текста.
3. Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?

Документ 10. В последней четверти XVIII века в Смоленске стал известен своей благотворительной деятельностью Василий Григорьевич Хлебников. С его именем связано фактическое возрождение старинной Свирской церкви. Будучи в 1775-1785 годах старостой этой церкви, он "возобновил все обветшавшее внутри храма, построил вновь каменную колокольню и обнес церковь каменною оградою". В. Г. Хлебников относился к купцам второй гильдии. Его капитал составлял 10 тысяч рублей. Главным из того, что руководило его благотворительной деятельностью, была его необычайная доброта, о которой помнили ещё и в следующем столетии. Каждый год он платил подати не менее чем за 40 душ, давал приют бедным, кормил их. "Всякий нуждавшийся и обращавшийся к Василию Григорьевичу находил в нем приветливость, радушие и получал соответствующую нужде помощь". В. Г. Хлебников не ограничился только обустройством древнего храма. Рядом с ним он построил каменный дом, в котором устроил училище для бедных и бесприютных детей всех сословий.
Вопросы:
1. Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей на примере данного текста.
3. Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?

Документ 11.
Самая известная купеческая семья, пожертвовавшая значительную часть своих капиталов на строительство смоленских храмов, - отец и сыновья Пискарёвы. В 1755 году усердием смоленского купца Бориса Захарова сына Пискарёва построена каменная двухэтажная церковь в Смоленском Авраамиевом монастыре. Верхний этаж был освящён во имя Преображения Господня, нижний - во имя преподобного Авраамия9. Нижняя - Авраамиевская - церковь возрождена и действует в настоящее время. Отец Б. З. Пискарёва был записан в смоленский посад "по торговому промыслу" из солдатских недорослей в 1712 году. Сыновья Бориса Захаровича Пискарёва - Иван и Матвей, ставшие за свои заслуги дворянами, но продолжавшие заниматься предпринимательством, построили на свои средства ещё два храма.
Вопросы:
1. Кто же строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей на примере данного текста.
3. Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?

Ответ: В числе жертвователей были выходцы их всех сословий. Они были благотворителями.
Вопрос: Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов? Пусть эти стихи помогут вам начать разговор на эту тему.
Слайд. Читает учитель: Я строю храм,
стараюсь делать крепким,
красивым,
чтоб разрушить не смогли.
Я строю храм,
как завещали предки,
не лучшие, быть может,
но – мои.
Я строю храм,
какие строят редко,-
для чувств высоких,
мыслей и молитв,-
и буду жить
без страха в храме этом,
пока над миром
Божий свет разлит.
Н.Родионов










Варианты ответов на основе текстов и умозаключений:
1.Они занимались прибыльным видом деятельности – заграничной торговлей (пенькой, хлебом через Рижский порт).
2. Все они были общественно активны, пользовались большим авторитетом у смолян, выдвигавших их на различные выборные должности.
3. Купцы вставали на защиту горожан, помогали смолянам решать многие проблемы.
4. У них было общее качество: щедрость, доброта.
Вопрос: Каковы были мотивы этих людей? Обсуждения с классом.
Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?

Если в семье росли одни дочери, то некому было оставить наследство и после смерти отца некому было молиться за его душу.
Иногда купцы переживали разорение и страдая от притеснений властей, купцы давали обет – в случает удачного исхода дела – построить храм, или, возводя церковь, приносили благодарность Богу за помощь. Ведь несколько храмостроителей были выходцами из бедных слоев общества. Поэтому успех в делах, удачу они считали наградой за добрые дела от Бога.
Нельзя забывать и о наставлении о возможности получения прощения душе того человека, чье богатство, неправедно собранное не будет праведно употреблено.
Среди обстоятельств была и забота о душе. Традиции, высокое духовное развитие жертвователей, что воспитывалось в семьях из поколения в поколение, не позволяли относиться к этому вопросу без должного внимания.
Вывод:
Это и экономические обстоятельства(развитие буржуазных отношений, становление купечества, как крепкого сословия) и духовные – религиозность русского народа, который стремился «устроить свою душу».
Как ?
Ответ: Через создание прекрасных церквей, которые сохранились доныне.

Вопрос: Как вы считаете, какие потребности преобладали у смолян в 18 веке: материальные или духовные?
Ответ: духовные.
Для учителя:
Есть мир, есть Бог –
Они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога
Но все в себя вмещает человек,
Который любит жизнь и верит в Бога.
(Н. Гумилев)


Рефлексия.
Мы возвращается к оказавшейся трудной в начале формулировке темы урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души».
Задание: Объясните мой замысел. Что означают эти строки?
Ответ: В 18 веке многие жители Смоленска жертвовали средства на строительство храмов, поскольку обладали высокой духовностью.
Раздумывая над тем, как донести для Вас этот смысл, я не сомневалась в успехе. И еще более актуальным становятся слова американки:
«

Учитель: Прошло 200 лет. Сохранились ли традиции благотворительности на Смоленщине в 21 веке? Мы еще будем говорить об этом на следующих уроках, но я не могу удержаться, чтобы не показать вам современные храмовые сооружения. Они были построены в том числе и на пожертвования смолян.
Слайд. Демонстрация часовни в честь Георг
·ия Победоносца (у Дома офицеров), храма Меркурия Смоленского ( на ул. Лавочкина), храм Новомученников и исповедников Российских.
Вопрос классу (рефлексия):
Кому ( в начале урока) показалось непонятным поведение благотворителей 18 века?
Вы бы так не поступили?
Кто изменил свое мнение в процессе урока?
Кого урок заставил задуматься о судьбе Смоленщины и России?

Домашнее задание:

Подобрать материал, доказывающий, что духовные традиции живы в нашем обществе и в частности на Смоленщине. (о вкладе смолян в строительство храмов и часовен Смоленска).
Возможно выполнение компьютерной презентации.
Написать сочинение на тему: «Я строю храм для чувств высоких, мыслей и молитв». Обращаю внимание на возможность обоснования своей позиции, приведение примеров, принимая эти слова не только в прямом, но и в переносном смысле.
Тема мини-эссе по схеме ПОПС: «Здесь воздух на истории настоян»
Выучить стихотворение и быть готовым к обсуждению на следующем уроке.

Слайд
Благодарю всех участников урока
за сопереживание и понимание!


Стихотворение на память.
Благодать или благословение
Ниспошли на подручных своих
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая- святых.
Избавленьем от язв и уродства
Будет душ исцелительных вод.
Это словно возврат в первородство
Или нет – осушенье болот.
Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди.
Лей на нас свою воду святую
И от варварства освободи
(из стихотворения В.Высоцкого)












Слайды с храмами Смоленска. (Музыка?)












































































Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?

Документ 1.
Купеческое храмостроительство, то есть щедрое пожертвование на возведение церковных зданий, совершавшееся отдельными купцами персонально, а не в рамках церковной общины, было характерно именно для России.
В России строительство храмов на частные пожертвования достигло своего апогея в то время, когда в стране формировались буржуазные отношения.
Документ 2.

В XVIII веке Одигитриевская церковь находилась на пересечении Большой Одигитриевской (ныне улица Докучаева) и Малой Одигитриевской (ныне участок улицы Ленина от Б. Советской до улицы Докучаева)
В 1764 году на месте обветшавшей деревянной Одигитриевской церкви была построена каменная одноглавая с трапезной и колокольней. Деньги для этой цели пожертвовали прихожане. А первый смоленский историк Н.А. Мурзакевич в "Истории губернского города Смоленска" указывает, что храм построен "...старанием помещика Михаила Хрисанфовича Гедеонова и прапорщика Семена Харлампиевича Бешенцова и жён их Гликерии и Анастасии.

Задание 2.

Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?



Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?

Документ 2.

В XVIII веке Одигитриевская церковь находилась на пересечении Большой Одигитриевской (ныне улица Докучаева) и Малой Одигитриевской (ныне участок улицы Ленина от Б. Советской до улицы Докучаева)
В 1764 году на месте обветшавшей деревянной Одигитриевской церкви была построена каменная одноглавая с трапезной и колокольней. Деньги для этой цели пожертвовали прихожане. А первый смоленский историк Н.А. Мурзакевич в "Истории губернского города Смоленска" указывает, что храм построен "...старанием помещика Михаила Хрисанфовича Гедеонова и прапорщика Семена Харлампиевича Бешенцова и жён их Гликерии и Анастасии.

Задание 2.

Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?







Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?

Документ 3.


Каменный Окопный кладбищенский храм в честь Спаса Нерукотворного Образа устроен в 1767 году дворянином Матвеем Борисовичем Пискаревым на мечте земляных укреплений «Шеина Острога», созданных отрядом воеводы Шеина во время войны за Смоленск в 1632-1634 гг.



Задание 2.


Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?







Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?
Документ 4.

Каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня (Кресто-Воздвиженский) был построен в 1764-1767 году на средства полковника Лесли, на правом берегу Днепра.







Задание 2.

Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?










Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?



Документ 5. Основатель первой династии храмостроителей Фёдор Кирилов сын Щедрин в 1747-1748 годах устроил за Днепром церковь.Церковь называлась Нижне-Никольской. В настоящее время в здании этого храма располагается православная гимназия и действует гимназическая церковь св. Николая Чудотворца.
О самом Ф. К. Щедрине известно немного. Его отец, будучи отставным солдатом, записался в посад. А его старший сын - тоже Фёдор - был президентом Смоленского губернского магистрата, участвовал в многочисленных ходатайствах, защищая интересы смоленского мещанства. Он, как и отец, активно занимался предпринимательской деятельностью, ездил с товарами "в Москву, в Санкт-Петербург, в Ригу и в протчия великороссийския и малороссийския городы". Из ведомости Смоленского магистрата 1764 года известно, что купец первой гильдии Ф. К. Щедрин, вместе со своими сыновьями Фёдором и Филимоном, обладал самыми крупными капиталами в Смоленске - 50 тысяч рублей. Они производили торги "к Рижскому порту водяным путем... пенечным и хлебным товаром".

Задание 2.

Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?




Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?
Документ 6.
Младший сын купца Федора Щедрина - Филимон - стал вторым храмостроителем в династии Щедриных. В 1773 году, вместо деревянной Благовещенской церкви, он устроил каменный храм, с приделом Архангела Михаила и колокольней. В XXI веке Благовещенский храм возродился как православный благотворительный центр "Ради будущего" .
Каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1779 году на северном склоне Соборной горы на средства купца Феодора Щедрина. На его же средства был построен двухэтажный Нижне-Никольский храм в 1745-1748 гг.




Задание 2.
Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?






Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?
Документ 7. Каменный храм в честь сошествия Святого Духа был построен в 1703-1711 году на средства посадских людей Петра Кондратьева и Диомида Иванова.


Задание 2.
Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?




















Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?


Документ 8.
В 50-х годах XVIII столетия рядом с Петропавловской церковью началось строительство храма святой Варвары. Средства для этого, по благословению духовника, выделил смоленский мещанин Афонасий Алексеев сын Кремлицын. Он был потомственным купцом, родовые корни которого уходили в московскую Кадашевскую слободу. Пережив смерть своего единственного сына, А. А. Кремлицын тяжело заболел. Именно тогда он принял решение о пожертвовании всех своих капиталов на возведение храма. Из-за ранней смерти он не смог закончить строительство. Сделал это другой купец - Андрей Сысоев.
С конца XX века началось возрождение храма св. великомученицы Варвары. В 1999 году в здании храма, переданном епархии, начал работать Православный молодёжный духовный центр, а 17 декабря 2001 года храм св. великомученицы Варвары, освящённый митрополитом Кириллом, стал снова действующим.
Задание 2.

Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?



Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?
Документ 9.
В 1765 году Андрей Фёдоров сын Сысоев принял деятельное участие и в построении церкви во имя Воскресения Христова - с приделом во имя Введения во храм Богоматери и каменной колокольней. В настоящее время церковь не действует, хотя здание сохранилось. Сын духовщинского мещанина, А. Ф. Сысоев стал купцом первой гильдии. Он, как и большинство богатых купцов Смоленска, занимался пеньковой и хлебной торговлей, "отпуская" свой товар в Ригу для продажи за границу. Ежегодный оборот его капиталов составлял 20000 рублей. Известно, что у А. Ф. Сысоева, как и у его друга - И. Б. Пискарёва, не было сыновей, только дочери, и передать дело так же было некому.После его смерти могло не остаться человека, который молился бы за его душу.
А. Ф. Сысоев активно занимался общественной деятельностью. Был бургомистром Смоленского губернского магистрата. Пережил немало испытаний в своей жизни. Это было связано главным образом с проблемой, больной для всех смоленских мещан, - военными постоями.
Сегодня храм используется как «Планетарий».

Задание 2.

Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?
Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?
Документ 10. В последней четверти XVIII века в Смоленске стал известен своей благотворительной деятельностью Василий Григорьевич Хлебников. С его именем связано фактическое возрождение старинной Свирской церкви. Будучи в 1775-1785 годах старостой этой церкви, он "возобновил все обветшавшее внутри храма, построил вновь каменную колокольню и обнес церковь каменною оградою". В. Г. Хлебников относился к купцам второй гильдии. Его капитал составлял 10 тысяч рублей. Главным из того, что руководило его благотворительной деятельностью, была его необычайная доброта, о которой помнили ещё и в следующем столетии. Каждый год он платил подати не менее чем за 40 душ, давал приют бедным, кормил их. "Всякий нуждавшийся и обращавшийся к Василию Григорьевичу находил в нем приветливость, радушие и получал соответствующую нужде помощь". В. Г. Хлебников не ограничился только обустройством древнего храма. Рядом с ним он построил каменный дом, в котором устроил училище для бедных и бесприютных детей всех сословий.
Задание 2.

Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?








Тема урока:
«И дольше Века длится молитвенный призыв об «устроении души»
ИЛИ
«Век восемнадцатый: храмовое строительство в Смоленске»

Задание 1: Прочтите текст. Ответьте на вопросы.

1. Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?
2. Определите сословную принадлежность благотворителей.
3.Почему эти люди жертвовали огромные деньги на возведение храмов?
Документ 11.
Самая известная купеческая семья, пожертвовавшая значительную часть своих капиталов на строительство смоленских храмов, - отец и сыновья Пискарёвы. В 1755 году усердием смоленского купца Бориса Захарова сына Пискарёва построена каменная двухэтажная церковь в Смоленском Авраамиевом монастыре. Верхний этаж был освящён во имя Преображения Господня, нижний - во имя преподобного Авраамия9. Нижняя - Авраамиевская - церковь возрождена и действует в настоящее время. Отец Б. З. Пискарёва был записан в смоленский посад "по торговому промыслу" из солдатских недорослей в 1712 году. Сыновья Бориса Захаровича Пискарёва - Иван и Матвей, ставшие за свои заслуги дворянами, но продолжавшие заниматься предпринимательством, построили на свои средства ещё два храма.
Задание 2.
Документ А.
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность...».
"К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа.
Вопросы: Как автор объясняет причины широкой благотворительности, пожертвований на строительство смоленских храмов?

























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115