Пособие по компьютерной грамотности для учащихся школ VIII вида
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII-го вида № 3 Костромской области».
Пособие по компьютерной грамотности для учащихся школ VIII вида
Составитель: Тетюшина Ю.С.
Кострома
2015 г.
Введение
Информатизация образования – приоритетное направление государственной политики в области образования. Она необходима для качественного и эффективного образовательного процесса, повышения доступности образования.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ. Дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение. В настоящее время для детей с ОВЗ а, именно, для детей с нарушением интеллектуальной деятельности компьютер, как новое средство обучения приобретает огромное значение для их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим, в ОГКОУ специальной (коррекционной) школе VIII вида вводится курс «Основы компьютерной грамотности» с целью создания условий для их успешной социализации.
Курс «Основы компьютерной грамотности» в отличие от общеобразовательной школы имеет ряд особенностей в методике преподавания учебного материала. Он составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне. А именно, на ранних этапах обучения у детей с нарушением интеллекта формируются элементарные представления об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), далее формируются и развиваются элементарные практические умения работы со средствами ИКТ и на последних этапах обучения формируются элементарные навыки использования и применения информационных и коммуникационных технологий в повседневной жизни.
Курс «Основы компьютерной грамотности» на всем протяжении обучения основывается на следующих принципах:
Концентрический принцип (один и тот же материал изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием объема и уровня сложности).
Доступность.
Следование в педагогическом процессе от простого к сложному, от неумения к умению.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов).
Реализация в процессе обучения здоровьесберегающих технологий.
Курс «Основы компьютерной грамотности» – это один из вариантов подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Он может рассматриваться как один из способов развития познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков, в данном случае – элементам работы на компьютере, компьютерным играм.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. В наше время роль ПК очень возросла, поэтому данная тема является актуальной
Цель курса: создание условий для формирования элементарных представлений о средствах информационных и коммуникационных технологий.
В данном пособии представлены материалы для работы на занятиях с 6 по 9 класс. Учебный материал расположен поурочно, содержит теоретический и практический материал: определения, тесты, таблицы, памятки; для наглядности пособие оснащено картинками. Пособие помогает учителю эффективно использовать урочное время и разнообразить деятельность учащихся на занятии.
Задачи курса.
Образовательные:
-учить правилам включения и выключения компьютера.
-учить правилам работы с мышью на Рабочем столе и умению ориентироваться на клавиатуре компьютера.
-учить правилам работы с текстом в текстовых редакторах.
Коррекционно-развивающие:
-развивать психические функции: внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу.
Воспитательные:
-учить правилам поведения в компьютерном классе.
-учить правилам ухода за компьютером и основным требованиям при работе на нем.
-воспитывать познавательную активность, трудолюбие, самостоятельность, бережное отношение к средствам ИКТ.
Формы работы:
Занятия проводятся в виде устного объяснения, демонстрации наглядного материала, видео материала, практических работ, самостоятельных работ, творческие индивидуальные задания.
На занятиях применяются следующие методы:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с пособием);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
метод проектов.
В рамках факультатива «Компьютерная грамотность» используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы работы учащихся.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», различать виды информации по способам её восприятия человеком;
- представление о способах кодирования информации;
- устройства компьютера;
- запуск программы из меню Пуск;
- назначение основных элементов окна графического редактора;
- основные элементы текста;
- приемы редактирования и форматирования текста;
- технологию вставки различных объектов;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать технику безопасности и гигиену в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
уметь включать и выключать компьютер;
уметь пользоваться мышью;
уметь пользоваться клавиатурой;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для редактирования простейших текстов.
меть создавать графические изображения.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………...2-4
Содержание……………………………………………………………………..5
Техника безопасности при работе на компьютере и организация рабочего места……………………………………………………………………………..6 - 7
Сведения из истории развития компьютерных технологий…………………8 - 15
Информация вокруг нас
- Информация…………………………………………………………………..16 - 20
- Передача информации……………………………………………….............21 - 24
- Основные виды носителей информации……………………………………25 - 28
- Кодирование информации…………………………………………………..29 - 31
Компьютер и человек.
- Виды компьютеров…………………………………………………………..32 - 33
- Устройства компьютера……………………………………………………..34 - 37
- Знакомство с клавиатурой…………………………………………………..38 - 40
- Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши……………..41 - 43
- Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню……………………………………………………………………………44 - 46
- Выполнение вычислений с помощью программы «Калькулятор»……….47 - 48
- Текстовый редактор и текстовый процессор………………………………49 - 50
- Компьютерная графика. Графические редакторы (ГР)……………………51 – 52
7. Заключение…………………………………………………………………….53
8. Список литературы…………………………………………………………….54
Техника безопасности при работе на компьютере и организация рабочего места.
ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.
Во время работы следует быть предельно внимательным.
Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, рекомендуется выполнять следующие правила:
• Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.• Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.• Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.• Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.• Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.• Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.• Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.• Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.
ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.
Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
• Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.
• Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
• Плечи при работе должны быть расслаблены, локти — слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.• При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.Самое главное 1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.
2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.Вопросы и задания:
1. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в компьютерном классе?2. Как правильно организовать своё рабочее место за компьютером?
Сведения из истории развития компьютерных технологий
Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов. Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много». Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека С их помощью можно было считать до 5, а если взять две руки, то и до 10. Для облегчения вычислений в древности применяли еще и мелкие однородные предметы - камушки, ракушки, косточки, которые раскладывали на кучки.
Расширяющие потребности счета заставили людей использовать и другие счетные эталоны(зарубки на палочке, узлы на веревке).
В V веке до н. э. в Греции появился первый вычислительный прибор – абак. Абак встречался и у других народов: его использовали в Египте, Индии, Китае, Японии. Которые использовались для выполнения простейших арифметических операций (сложение и вычитание)
На Руси подобный прибор назывался счёты.
Открытие логарифмов Джоном Непером в начале 17 века была создана логарифмическая линейка. Счетные палочки также использовались в качестве счетного эталона
1). Пальцевой счет
2). Узелковый счет
3). Счет с помощью группировки и перекладывания предметов
4). Счет на счетах
5). Логарифмические линейки, счетные палочки.Ручной этап с 50-го тысячелетия до н.э. 1642 год Молодой французский математик Блез Паскаль создал первое устройство для счета, которое выполняло сложение и вычитание многозначных чисел (+,-).
1692 год Немецкий математик Готфрид Лейбниц построил механическую счетную машину, на которой можно было выполнять все четыре арифметических действия.
Арифмометр «Феликс» (СССР, 1929-1978) – развитие идей машины Лейбница 1834 год Английский ученый Чарльз Бэббидж разрабатывает проект Аналитической машины (прообраз современных компьютеров). Она состояла из четырех основных частей: "склада" для хранения чисел (память), "мельницы" для производства операций над числами (арифметическое устройство), "конторы", управляющей в определенной последовательности операциями машины (процессор), устройства ввода и вывода данных.
Для программного управления аналитической машиной Бэббиджа использовались перфокарты – картонные карточки с отверстиями. Первую программу для машины Бэббиджа в 1846 году написала Ада Лавлейс – первая программистка В 1924 году Генрих Холлерит основал фирму IBM. 1888 год Табулятор Холлерита
В 1939-1941 г. Конрад Цузе построил аналитическую машину с программным управлением и запоминающим устройством, но она не могла решать задачи на разветвляющий алгоритм. В 1944 г. на предприятии фирмы IBM с помощью работ Беббиджа построили аналитическую машину Mark-1 на электромеханическом реле. Эти машины использовались для военных расчетов. Размеры машины: длина – 17 м Высота и ширина – 2,5 м. Объем памяти равен 72 словам, скорость вычисления составляла 3 сложения в секунду. Первая ЭВМ – универсальная машина на электронных лампах ЭНИАК построена в США в 1946 году.
Её размеры: Длина - 15 м, Ширина - 9 м. Вес – 30 тонн. 1950 – 1951год
БЭСМ (Большая Электронная Счетная Машина)
ЭВМ первого поколения 1948 - 1958 года
ЭВМ второго поколения 1959 - 1967 года
ЭВМ третьего поколения 1968 - 1973 года
Первая интегральная микросхема, выпущенная компанией Texas Instruments ЭВМ четвертого поколения с 1974 года до наших дней
В 1971 году фирмой Intel (США) создан первый микропроцессор - программируемое логическое устройство, изготовленное по технологии СБИС В 1981 г. IBM Corporation (International Business Machines)(США) представила первую модель персонального компьютера — IBM 5150, положившую начало эпохи современных компьютеров.
1983 г. Корпорация Apple Computers построила персональный компьютер Lisa — первый офисный компьютер, управляемый манипулятором мышь.
1984 г. Корпорация Apple Computer выпустила компьютер Macintosh на 32-разрядном процессоре Motorola 68000
Наши дни
Информация
Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?
Новые знания, которые вы получаете, слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом – ИНФОРМАЦИЯ.
ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире.
Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.
Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный?
Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый?
Как узнаем, громко играет музыка или тихо?
Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко?
Действительно, информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают через органы.
В зависимости от того, с помощью какого органа была получена информация, ее делят на виды: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная или тактильная зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния.
Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% - на тактильные ощущения и лишь 7% составляет информация, воспринимаемая в текстовой форме.
Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д. По форме представления информация делится на следующие виды: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
Числовая информация
Количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т.д.12 – число записанное арабскими цифрами.
XII – число, записанное римскими цифрами.
000011011 – представление числа в памяти компьютера
Текстовая информация
Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков. Книга – русский язык.
Book – английский язык.
Buch – немецкий язык.
Livre – французский язык
Графическая информация
Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д.
Звуковая информация
Все, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листьев, сигналы машины и т.д.
Видеоинформация
Последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.
Тест «Информация вокруг нас»
1. Дайте самый полный ответ. Информация — это ...
А) сведения об окружающем нас мире Б) то, что передают по телевизору в выпусках новостей С) прогноз погоды Д) то, что печатают в газете
2. Какой из видов информации не встречается в Вашем учебнике информатики?А) числовая Б) текстовая С) графическая Д) аудио (звуковая)
3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии — это примеры ...
А) числовой информации Б) текстовой информации С) графической информации Д)звуковой информации Е) видеоинформации
4. Все, что мы слышим, — человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин — относится к ...
А) числовой информации Б) текстовой информации С) графической информации Д) звуковой информации Е) видеоинформации
5. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.
А) Глаза Б) Уши С) Кожа Д) Нос Е) Язык
Передача информации
Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.
Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.
Рассмотрим ситуацию:
“Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.
Другой спрашивает:
- Ты что, на рыбалку собрался?
- Да нет, я на рыбалку.
- А я думал, ты на рыбалку…”
Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.
Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.
Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель).
Источник – это объект, который передает информацию
Приемник – это объект, который получает информацию.
Информационный канал – это канал, по которому передается информация.
Задания:
Вставь пропущенные слова.
Основные виды носителей информации
Носители информации: живые существа, неживые объекты и структуры, сигнал, знак, символ. Любой объект несёт какую-либо информацию о себе и окружающих его предметах, то есть является носителем информации.
Существует представление, что носители информации обладают вещественными, материальными свойствами и свойствами отношений. Первые подразумевают свойства веществ, из которых изготовлены носители; вторые – свойства процессов и полей, с помощью которых существуют носители и третьи – элементные (видовые) свойства, позволяющие выделять одни носители среди других, например по форме и размеру. Вещественные носители делят на: локальные (компьютер), отчуждаемые (переносимые диски и дискеты) и распределённые (линии связи). В отношении последних не существует однозначного мнения потому, что каналы связи можно представить в виде носителей данных, но одновременно они являются средой их передачи.
Обычно под носителями информации подразумевают общепринятое название их формы, то есть: бумага (книга, брошюра и т.п.), пластинка (грампластинка, фотопластинка), пленка (фото, киноплёнка, рентгеновская плёнка) аудиокассета, дискета, микроформа (фотоплёнка, микрофильм, микрофиша), видеокассета, компакт-диск (CD, DVD) и т.д.
Издавна известны, такие носители, как: камень (наскальные рисунки, каменные плиты), глиняные таблички, пергамент, папирус, береста и другие. Затем появились следующие носители: бумага, пластмасса, фотоматериалы, магнитные и оптические материалы и другое.
Ныне они делятся на: традиционные и машиночитаемые. Под традиционными будем понимать следующие носители информации:бумага, холст, пластмасса (грампластинка), магнитная лента (аудио и видеокассета), фотографические материалы (фотопленка, фотопластина, фотоотпечаток, микроноситель) и т.п. К машиночитаемым носителям отнесём: дискеты (гибкие магнитные диски), жёсткие магнитные и компактные (оптические, магнитооптические и иные) диски, флеш-карты и другие носители информации, предназначенные для использования в компьютерных устройствах, комплексах, системах и сетях. Информация записывается на носитель посредством изменения физических, химических или механических свойств запоминающей среды.
Глиняные таблички - 7-й век до нашей эры
Восковые таблички
Папирус - 3000 лет до нашей эры
Пергамент - 2 век до нашей веры
Бумага - 1-й или начало 2 века нашей эры
Береста - широкое распространение с 12 века
Магнитная лента - 50-е годы
жесткий диск
Кодирование информации
Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих). По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Одна и та же информация может быть представлена различными кодами, иначе говоря, в разных формах.
Люди выработали множество форм представления информации.
К ним относятся:
Разговорные языки (более 2000);
Язык мимики и жестов;
Язык рисунков и чертежей;
Научные языки (математики, физики, химии);
Языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
Специальный способ представления информации для слепых (Французского педагога Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых.);
Азбука Морзе;
Семафорная азбука (выполняем задание (закодировано слово «шторм»));
Ребусы – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. (2 ребуса отгадываем вместе).
Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. (2 примера как кодируется информация перестановкой букв в словах)
Задания:
1. Закодируйте информацию с помощью кодовой таблицы
А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11
К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22
Х-23 Ц-24 Ч-25 Щ-26 Ш-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33
14 29 5 13 33 17 6 18 6 5 1 25 10 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10
2. Отгадайте ребус
1 ребус 2 ребус 3 ребус 3. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого слова:
а) кора, лото, боксер;_______________________
б) баран, рана, банщик; _______________________
4. Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. Восстановите зашифрованную информацию и сформулируйте правила перестановки.
Зашифрованная информация Правила кодирования Восстановленная информация
игатар етеливроз
Компьютер и человек.
Для работы с информацией у человека есть помощники. Это, например, компьютер. Часто компьютер называют инструментом для работы с информацией.
Любые инструменты являются помощниками человека, он их использует, чтобы проще и лучше выполнить какую-либо работу: починить мебель, забить гвоздь, накачать велосипедную шину, подстричь волосы и пр. Все вышеперечисленные инструменты используют для работы с вещами, предметами. Для работы с информацией используются, например, фотоаппарат, телефон, калькулятор. Компьютер отличается от других инструментов обработки информации тем, что его можно использовать как вместо калькулятора, так и вместо фотоаппарата, пишущей машинки и пр. Компьютер может хранить очень большой объем информации, передавать ее на большие расстояния.
Таким образом, компьютер выполняет все виды работы с информацией: хранит, обрабатывает, участвует в передаче информации. Вы уже обратили внимание, что компьютер может работать с разной информацией: текстовой, графической, звуковой и числовой.
Какие бывают компьютеры
настольные компьютеры
ноутбук плоский переносной компьютер.
Планшетные компьютеры Компьютер представляет собой плоский экран, на котором расположены кнопки для работы с ним.
Мини-«машины», на которых можно делать все то же, что и на обычных. Можно и музыку послушать, и текст написать, и в игры поиграть, и даже в Интернет сходить
Устройства компьютера
Компьютер – электронное устройство, созданное человеком для обработки, хранения и передачи информации, управляемое программами.
Основные устройства компьютера:
Системный блок
Монитор
Клавиатура
Мышь
Что скрывает за собой корпус системного блока? В стандартной комплектации компьютера необходимо, чтобы присутствовали следующие компоненты: материнская плата процессор ОЗУ (оперативное запоминающие устройство) или оперативная память жёсткий диск (винчестер) блок питания видеокарта, звуковая карта дисковод CD-ROM или дисковод CD-RW (для компакт-дисков) при необходимости - дисковод FDD (для гибких дисков)
материнская плата
процессор
оперативная память
жесткий диск
Дополнительные устройства компьютера:
Принтер
Модем
Сканер
Колонки
Флешка
Микрофон
Наушники
Системный блок является самой важной частью компьютера. Внутри него находятся:
Процессор–устройство, обрабатывающее информацию.
Устройства, предназначенные для хранения информации, называются
запоминающими. Важное запоминающее устройство компьютера –дисковод на жестком магнитном диске.
Оперативная память–устройство, где размещаются программы и данные в момент работы компьютера.
Для работы с компакт-дисками (CD-дисками) в системном блоке имеется устройство CD-ROM
Задание: Отгадай кроссворд.
528320196850
Знакомство с клавиатурой
Клавиатура – устройство ввода информации в память компьютера. На ней очень много клавиш.
Виды клавиатур:
Проводные.
Проводная клавиатура, как следует из самого названия, соединяется с компьютером посредством специального кабеля.
Беспроводные.
Беспроводная клавиатура может подсоединяться к компьютеру через bluetooth или специальный радиопорт. Главным преимуществом таких устройств является, очевидно, отсутствие провода.
Игровые.
Лазерная клавиатура.
Виртуальная лазерная клавиатура - это проекция клавиш на подручную поверхность, и считывающее устройство, следящее за вашими пальцами.
Группы клавиш:
Функциональные клавиши;
Символьные (алфавитно-цифровые) клавиши;
Клавиши управления курсором;
Специальные клавиши;
Дополнительная клавиатура.
Функциональные клавиши F1-F12 заранее запрограммированны на выполнение определенных действий. Например, F1 – это вызов справки.
На символьных клавишах нанесены цифры, специальные символы (! , ; ? * и другие) и буквы русского и латинского алфавита. Чтобы переключиться на нужный вам алфавит, необходимо одновременно нажать две клавиши: Alt+Shift или Ctrl+Shift. Буквы каждого алфавита могут быть прописными (большими) или строчными (маленькими). Чтобы переключиться на режим ввода прописных букв, надо нажать клавишу Caps Lock. Если вам надо набрать только одну большую букву, то удобней пользоваться комбинацией клавиш Shift+(буква).
Самая большая клавиша – Пробел. Она используется, чтобы отделять слова в предложении друг от друга.
Клавиши управления курсором нужны, чтобы перемещать курсор по тексту. Клавиши со стрелочками перемещают его на одну позицию вверх, вниз, вправо или влево. Клавиши Page Up позволяют листать документ вверх, Page Down – вниз. Home – переводит курсор в начало строки, End – в конец строки.
Специальные клавиши:
Enter завершает или вызывает команду. При наборе текста служит для завершения абзаца, т. е. переводит курсор на следующую строку.
Esc служит для отказа от только что выполненного действия.
Alt, Shift, Ctrl изменяют действия других команд. Backspace удаляет символ, стоящий слева от курсора.
Delete удаляет символ, стоящий справа от курсора.
Ins – автоматически удаляет символ справа от курсора при вводе другого символа с клавиатуры.
Дополнительная клавиатура - удобная клавишная панель как на калькуляторе, при нажатой клавише Num Lock.
Рабочий стол.
Рабочий стол – это изображение на экране монитора готового к работе компьютера.
На рабочем столе размещаются небольшие картинки - значки и ярлыки. Ярлыки - это значки со стрелочкой в нижнем углу. Они обеспечивают быстрый доступ к объектам - различным устройствам и программам компьютера. Кроме того, на рабочем столе есть еще ПАНЕЛЬ ЗАДАЧ. Это синяя (серая или голубая) полоска в нижней части Рабочего стола. На ней располагаются часы и индикатор клавиатуры (RU и EN), а также дополнительные кнопки.
- значок
- ярлык
Взаимодействие пользователя с программами и устройствами компьютера осуществляется с помощью мыши.
Образом мыши на экране является указатель мыши, чаще всего имеющий форму стрелки. Движение указателя по экрану соответствует движению мыши по коврику.
Чтобы воздействовать на графический элемент управления (значок, кнопку и др.), надо навести на неё указатель, а потом щелкнуть левой кнопкой мыши: быстро её нажать и отпустить. В момент щелчка в компьютер передаётся информация.
Чтобы запустить программу, открыть файл, надо навести на значок или ярлык указатель, а потом щелкнуть левой кнопкой мыши быстро последовательно два раза (двойной щелчок) и отпустить её. Исходя из этого, можно назвать действия, которые можно совершать с мышью.
Действия с мышью:
перемещение указателя мыши;
щелчок левой кнопкой мыши;
щелчок правой кнопкой мыши;
двойной щелчок (два быстрых последовательных щелчка);
перетаскивание объекта с помощью мыши (перемещение мыши при нажатии левой кнопке).
Главное меню. Запуск программ.
У компьютера тоже есть своё меню, благодаря которому можно управлять компьютером, выбирая нужную команду из заранее заготовленных вариантов – меню.С какой кнопки начинаем работу на компьютере? Где она располагается?
Меню – список команд или программ, выбирая которые, пользователь может управлять компьютером.Таким образом управлять компьютером можно через главное компьютерное меню, которое состоит из команд, которые можно выбирать из ранее приготовленных вариантов.Каждая команда или программа обозначает пункт меню.?
Рядом с некоторыми пунктами меню имеются дополнительные символы: черный треугольник-стрелка и многоточие.Черный треугольник-стрелка означает, что данный пункт при наведении указателя мыши открывает вход в следующее меню (вложенное). Работа с этими меню напоминает игру с матрёшками: чтобы добраться до самой маленькой, необходимо открыть все предыдущие.Многоточие после пункта означает, что перед выполнением команды у пользователя будет запрошена дополнительная информация.
Для выбора пункта меню следует подвести к этому пункту указатель мыши и щелкнуть левой кнопкой мышки.
Например, для открытия программы Блокнот следует в главном меню выбрать пункт - Программы, постепенно следующие пункты вложенных меню: Стандартные > Блокнот, предназначенная для создания простейших текстов. Чтобы запустить программу Блокнот, надо щёлкнуть на её названии, тогда на Рабочем столе откроется окно программы.
Окно - это прямоугольная область экрана, которую занимает на Рабочем столе конкретная работающая программа. Когда программа запущена, то говорят, что ее окно открыто.Рассмотрите внимательно окно запущенной программы. Какие элементы данного окна вам уже знакомы?
Основные элементы окна:
cтрока заголовка – название программы;
сворачивающая кнопка – если программа не используется можно убрать с рабочего стола и оставить в виде кнопки на панели задач, чтоб восстановить щёлкнуть на кнопке с программой на панели задач;
разворачивающая кнопка – увеличивает окно программы на весь экран;
закрывающая кнопка – закрывает окно программы;
строка меню – выбираем команды для работы с программой;
рабочая область – область, где выполняются действия;
полосы прокрутки;
рамки окна - границы.
Игра«Да-нетка» Согласны ли вы с утверждениями?
Главное меню открывается с помощью кнопки Пуск.
Существует только Главное меню.
В меню есть возможность выбора.
Чтобы запустить программу нужно в меню выбрать соответствующий пункт и нажать на нем левую кнопку мыши.
При запуске программы открывается дверь программы.
Основные элементы окна: строка меню, рамка окна и открывающая кнопка.
Выполнение вычислений с помощью программы «Калькулятор»
В середине XX века был создан калькулятор. Это электронное устройство быстро выполняет различные математические действия
В программе «Калькулятор» можно работать в режиме привычного карманного калькулятора, выполняющего простейшие арифметические действия, и в режиме инженерного, имеющего дополнительные возможности.
Чтобы запустить программу «Калькулятор», нужно выполнить следующие действия:
Щелкнуть мышью на кнопке Пуск.
Из открывающегося главного меню выбрать Программы – Стандартные - Калькулятор.
Появится изображение Калькулятора.
Чтобы увидеть вид калькулятора в разных режимах, надо щелкнуть:
Вид – Инженерный.
Вид – Обычный.
Текстовый редактор и текстовый процессор.
Текстовый редактор - приложение для обработки текстовой информации. Простые текстовые редакторы позволяют редактировать текст, а так же осуществлять простейшее форматирование шрифта.
Текстовый процессор - это более совершенные текстовые редакторы, имеющие широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков, таблиц, графиков, формул и т.д.)
Правила ввода текста
Знаки препинания ставятся сразу после слова, потом идет пробел.
«Роса для растений так же полезна, как дождь».
Знак «тире» отделяется пробелами с двух сторон.
«Москва – столица России».
Знак «дефис» ставится без пробелов.
«Файл-сервер; кто-нибудь».
Слова, заключенные в скобки или кавычки, не отделяются от них пробелами.
«Евгений Онегин», слобода Алексеевка (ныне Алексеевка Белгородской области).
Переход на новую строку происходит автоматически.
Редактирование текста - процесс обработки текстовой информации для придания ей нужного вида, т.е. любое изменение текстового материала, такое как исправление, добавление и удаление.
В процессе редактирования текста пользователь может:
Исправлять ошибки.
Переносить, удалять, копировать фрагмент.
Вставлять какие-либо объекты (формулы, изображения, таблицы, диаграммы и т.д.).
Форматирование текста – это изменение внешнего вида текста, его частей: шрифтового оформления (начертание, выравнивание, изменение ширины набора и размера абзацного отступа и т. п.); преобразование текста в строки, абзацы.
Проверка правописания
Чтобы проверить правописание нужно выполнить команду [Сервис - Правописание].
Компьютерная графика. Графические редакторы (ГР)
Графический редактор – это программа, позволяющая создавать рисунки и графические изображения.
Запуск программы:
ПУСК - Программы - Стандартные - PAINT
Элементы окна графического редактора.
Ластик - стирает часть рисунка при нажатии левой кнопки мыши.
Заливка – заполняет цветом одноцветную область рисунка.
Линия – проводит прямую линию при нажатой левой кнопке мыши.
Прямоугольник – создает прямоугольник или квадрат путем протаскивания мыши с нажатой левой кнопкой.
Эллипс – рисует овалы и круги.
Заключение
Курс «Основы компьютерной грамотности» – это один из вариантов подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Он может рассматриваться как один из способов развития познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков, в данном случае – элементам работы на компьютере, компьютерным играм.
Процесс формирования компьютерной грамотности в работе с детьми с нарушением интеллекта создаёт ситуацию успеха, что вызывает интерес к учебной деятельности, повышает работоспособность обучающихся, воспитанников и облегчает организацию учебно-воспитательного процесса для педагогов в (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида.
В течение 2,5 лет я разрабатывала и пополняла данное пособие.
Мои ученики стали проявлять больший интерес к факультативу компьютерная грамотность. Они лучше стали владеть элементарными навыками работы за компьютером.
Все сказанное выше указывает на то, что использование данного пособия способствовало подготовке учеников к жизни в современном социуме
Считаем, что пособием могут воспользоваться и учителя других коррекционных школ.
Список литературы:
http://prezentacii.com/informatike/http://pwpt.ru/presentation/informatika/http://prezentacii.com/informatike/13493-informaciya-i-informacionnye-processy-v-nezhivoy-i-zhivoy-prirode.htmlhttp://www.myshared.ru/slide/162893/http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=11http://ru.wikipedia.org/block_big.htmlhttp://www.alleng.ru/edu/comp5.htmhttp://sociosphera.com/publication/conference/2014/258/formirovanie_kompyuternoj_gramotnosti_u_uchawihsya_specialnoj_korrekcionnoj_obrazovatelnoj_shkoly_viii_vida_na_fakultativnyh_zan/http://ppt4web.ru/informatika/zapusk-programmy.htmlhttp://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-informatike/3791-programma-provodnik.htmlhttp://prezentacii.org/prezentacii/shablony_dlya_prezentacii/