Рабочая программа внеурочной деятельности Этика: азбука добра
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
воспитание уважения к людям, традициям;
усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
3. Общая характеристика учебного курса «Этика: азбука добра»
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 часа.
Учебно-методический комплекс учителя:
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2-х частях. Под редакцией А.Я. Данилюка.Москва «Просвещение» 20011
Журнал «Начальная школа»
Классный час играючи. В.А. Герасимова. Москва 2005
Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Ирина Они
Формы проведения занятий:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах, игра, наблюдение.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Описание места учебного курса «Этика: азбука добра»
Внеурочная деятельность «Этика: азбука добра» изучается в рамках духовно-нравственной направленности в объёме 1 час в неделю. Курс рассчитан 135 часов.
В 1 классе – 33 часа (33 учебные недели), во 2, 3, 4 классах по 34 часа (34 учебные недели).
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса «Этика: азбука добра»
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Этика: азбука добра»
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
7. Содержание учебного курса «Этика: азбука добра»
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
- использовать доброжелательный тон в общении.
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс 33 ч
Наименование раздела
тема занятия
Характеристика основной деятельности ученика
Школьный этикет (5ч)
Мы пришли на урок
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Мы пришли на урок
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих на уроке
Зачем нужны перемены?
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих на перемене
Мы в школьной столовой
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Мы в школьной столовой
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
Правила общения (11ч)
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
Уметь применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации.
Использовать в речи слова вежливости
Правила вежливости
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках
Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания
Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов
Описывать сюжетную картинку (серию)
Значение вежливых слов в жизни
Употреблять в различных ситуациях слова вежливости
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками;
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
Мой учитель
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Уметь проявлять заботу о других, сочувствие
Моя семья
Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях
Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода)
Пути выхода из конфликтной ситуации
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
Практическое знакомство с правилами коллективных игр
Уметь применять на практике правила коллективных игр;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии (6ч)
Значение труда в жизни людей
Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда
Что помогает учиться лучше (старательность)
Уметь практически применять правила коллективных игр;
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
Учение как основной труд и обязанность школьника
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Как мы трудимся в школе и дома
Определять значение трудолюбия (в культуре народов своего края) как одного из важнейших общественно значимых качеств личности
Как мы трудимся в школе и дома
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи)
Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности
Культура внешнего вида (4ч)
Внешний вид человека
Определять оптимальные правила внешнего вида;
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Правила опрятности и их значение для здоровья
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности;
оценивать внешний вид человека.
Основные правила Мойдодыра
Применять основные правила Мойдодыра
Каждой вещи своё место
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Внешкольный этикет (7ч)
Правила поведения на улице
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
использовать доброжелательный тон в общении.
Правила поведения в транспорте
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
использовать доброжелательный тон в общении;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Правила поведения в общественных местах
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
использовать доброжелательный тон в общении;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Вежливое отношение к людям
Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям;
использовать доброжелательный тон в общении
«Спасибо» и «пожалуйста»
Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста»
«Здравствуйте» и «до свидания»
Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания»
Итоговое занятие
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
2 класс 34 часа
Наименование раздела и тем занятий
Характеристика основной деятельности ученика
Школьный этикет (5ч)
Дисциплина в школе
Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками.
Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на перемене)
Дисциплина в классе
Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке)
В библиотеке: люби книгу
Моделировать ситуации поведения в библиотеке
В библиотеке: люби книгу
Уметь работать с обложкой книги.
Практическая работа: ремонт книги
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе.
Правила общения (11ч)
Сопереживание, помощь друзьям
Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации
Сопереживание, помощь друзьям
Уметь проявлять заботу о других, сочувствие
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов
Преданный друг
Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях
О доброте и бессердечии
Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры
Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова
Дал слово держи его
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками
Диалоги со сверстниками и со взрослыми
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми
О зависти и скромности
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность)
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам
Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них
Чего в другом не любишь, того и сам не делай
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками
О трудолюбии (7ч)
Учусь всё делать сам
Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки
Учусь всё делать сам
Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых
Взаимопомощь дома и в школе
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его
Труд моих родных
Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях
Труд людей вокруг нас
Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
В мире мудрых мыслей
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека.
Трудолюбие как главная ценность.
Элементы культуры труда
Беречь результаты труда
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
Культура внешнего вида (4ч)
Правила личной гигиены
Определять оптимальные правила личной гигиены.
Составить памятку личной гигиены
Игра «Узнай по описанию»
Соблюдать правила коллективной игры.
Оценивать внешний вид человека
Бережное отношение к своей одежде
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности
Ремонт одежды
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях
Внешкольный этикет (7ч)
Правила поведения в общественном транспорте
Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте
Правила поведения в музее, кино, театре
Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре
Растения в жизни человека
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
Братья наши меньшие
Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным
Бережное отношение к природе
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
В мире мудрых мыслей
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику)
Итоговое занятие
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении
3 класс 34 часа
Наименование раздела и тем занятий
Характеристика основной деятельности ученика
Школьный этикет (5ч)
Правила поведения в школе
Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
Перемена с увлечением
Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих
Долг воспитанных ребят режим школьный выполнять
Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях
Взаимопомощь: учёба и труд
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
Школьное имущество надо беречь
Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом
Правила общения (11ч)
Добрый день. Здравствуйте
Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации
По стране вежливых слов
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Поговорим о доброте
Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры
Без друга в жизни туго
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов
Порадовать близких как это просто!
Уметь проявлять внимание и заботу к другим
Можно и не ссориться
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками
Большое значение маленьких радостей
Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова
Этикет познавая, дружно, весело играем!
Уметь практически применять правила коллективных игр
Время надо беречь
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его
Слово лечит, слово ранит
Употреблять в различных ситуациях вежливые слова
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины)
О трудолюбии (8ч)
Твой труд дома
Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности
Учись учиться
Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться
Ответственность
Анализировать и оценивать свои действия
Труд кормит, а лень портит
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека
Как организовать свой труд
Анализировать и оценивать свои действия
Даже будни может труд сделать праздничными днями
Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности
Цена ломтика
Обосновывать необходимость уважения к труду людей
Профессии людей
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
Культура внешнего вида (4ч)
Уход за своими вещами
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности
Одежда будничная и праздничная
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях
По одёжке встречают
Определять оптимальные правила внешнего вида
Есть обычай у ребят гигиену соблюдать
Применять основные правила Мойдодыра
Внешкольный этикет (6ч)
Разговор по телефону
Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону
Поведение в гостях
Воспроизводить правила поведения в гостях
Я пишу письмо
Воспроизводить правила написания письма
Правила безопасности при общении с животными
Уметь применять правила поведения с животными
Поведение на природе
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе
Я в роли прохожего. Путь от дома до школы
Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего
4 класс 34 часа
Наименование раздела и тем занятий
Характеристика основной деятельности ученика
Школьный этикет (8ч)
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим
Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками
Забота о младших
Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие
«Познай самого себя»
Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Как я работаю над собой
Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия
О терпении
Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Конец каждого дела обдумай перед началом
Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»
Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других
Правила общения (8ч)
Вежливый ли я дома?
Традиции общения в русской семье. «Домострой»
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя»
Культура общения в современной семье
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения
Правила приличия в житейских ситуациях
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения
Культура спора
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины)
Правила этикета: знакомство
Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости
Язык, мимика и жесты
Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику
«Приветливость золотой ключик, открывающий сердца людей»
Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова
Игра «Город вежливости»
Уметь практически применять правила коллективных игр
О трудолюбии (7ч)
Культура физического и умственного труда
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
Положительные герои в былинах и сказках
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений
Книга источник знаний
Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования
Золотые руки
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
Кем быть?
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы
Твоя малая родина
Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности
Герои труда
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
Культура внешнего вида (4ч)
Что такое культура внешнего вида?
Определять оптимальные правила внешнего вида
Одежда и осанка
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки
Вежливость и внешний вид
Применять основные правила вежливости и опрятности
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Внешкольный этикет (7ч)
Осваиваем правило «так нельзя»
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
Услышать собеседника
Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре
Готовимся к празднику
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
Что такое хорошо и что такое плохо
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
В мире мудрых мыслей
Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы
Россияне о любви к Родине
Оценивать яркое проявление патриотизма
Итоговое занятие
Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
Имеется в наличии
Планируется приобрести
Книгопечатная продукция
Программа «Этика: азбука добра». И.С. Хомякова, В.И. Петрова. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2013
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2-х частях. Под редакцией А.Я. Данилюка.Москва «Просвещение» 20011
Журнал «Начальная школа»
Классный час играючи. В.А. Герасимова. Москва 2005
Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Ирина Они
Программа включает основное содержание и тематическое планирование, которые могут быть скорректированы с учётом интересов учащихся.
1шт
Печатные пособия
Детские книги, раскрывающие духовно-нравственное воспитание из круга детского чтения.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе (в том числе в цифровой форме).
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой (в том числе в цифровой форме).
8 шт.
60%
60%
+
+
+
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Магнитная доска.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор Ноутбук.
Сканер
Принтер струйный цветной
Фотокамера цифровая
1 шт.
1 шт.
1шт.
1шт.
1шт.
1шт.
1шт.
1шт.
Экранно-звуковые пособия
Электронное издание «Уроки тётушки Совы»
1шт.
10. Формы и средства контроля
Тесты, проекты, творческие работы, диагностики
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Тест на знание правил поведения в общественных местах
Этот тест покажет Вам, насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?
1) следует, если их принимают в гардероб
2) не следует, если они тебе не мешают
3) следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
2) нежелательно
3) нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
1) допустимо
2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
3) шумное поведение допустимо везде
Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
1) нужно
2) не нужно
3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен
Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
1) не нужно
2) нужно
3) желательно, но не обязательно
В какой одежде ходят в кино?
1) в нарядной
2) в спортивной
3) в будничной
Что лучше надеть, собираясь в театр?
1) свитер и джинсы
2) легкую декольтированную одежду
3) нарядную одежду по сезону
4) желательно брючный костюм
Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
1) да
2) нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте
Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
1) и юноше, и девушке обязательно
2) на усмотрение юноши и девушки
3) юноше обязательно, девушке если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)
4) девушке обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)
Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
1) нет
2) сколько угодно
3) в любом, кроме меховой шапки
4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма
Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену
лицом к сидящим
2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену
Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?
1) следует
2) не следует
3) желательно
Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?
1) обязательно
2) желательно
3) не следует
Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?
1) можно, если успеешь это сделать первым
2) желательно
3) нежелательно
Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?
1) можно ничего в этом особенного нет
2) нельзя программу и бинокль каждый приобретает сам
3) на ваше усмотрение
Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
1) можно
2) нельзя
3) нежелательно
Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
1) нельзя
2) нежелательно
3) можно в знак одобрения декораций
Можно ли вслух комментировать спектакль?
1) можно, если это интересно вашим соседям
2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей
3) нельзя подождите антракта
Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
1) можно, если у вас хорошие слух и голос
2) желательно чтобы подбодрить артистов
3) нельзя
Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
1) можно
2) нежелательно
3) нельзя
Как выразить свой восторг от концерта?
1) громким свистом и топаньем ног
2) криками «браво» и вставанием
Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
1) свистеть и топать ногами
2) немедленно встать и покинуть зал
3) молчать и не аплодировать
Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?
1) можно
2) нельзя
3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус
4) на ваше усмотрение
Задания по разделу «О добром отношении к людям».
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы. 1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1
2
3
4
5
Слова на карточках
Спасибо
Пожалуйста
Благодарю
Здравствуйте
Добрый день
Извините
Будьте добры
До свидания
Простите
Добрый вечер
Будьте любезны
Жаль
Очень признателен
Доброе утро
До встречи
Если Вас не затруднит
Не могли бы Вы мне помочь
Я рад Вас видеть
Мне очень жаль
Прощайте
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
отдашь все открытки сестре;
отдашь ей одну открытку;
предложишь ей выбрать самой 1 2 открытки;
выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
_________________________________________ .
2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________ ;
бабушка __________________________________ ;
дедушка __________________________________ .
3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
радостным;
злым;
спокойным;
плачущим;
смеющимся;
недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Задания по разделу «О добром отношении к людям».
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
желать добра
сочувствовать
сопереживать
воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности».
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
Буду читать самую интересную книгу.
«Вылечу» все «больные» книги.
Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Тест на умение пользования мобильным телефоном?
Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.
Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?
- да
- нет
Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?
- да
- нет
Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?
- да
- нет
У тебя есть наушники к мобильному телефону?
- да
- нет
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
- да
- нет
Говоришь ли ты звонящему, где находишься?
- да
- нет
В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?
- да
- нет
Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?
- да
- нет
Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?
- да
- нет
Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?
- да
- нет
- когда как
Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон совершенно лишняя вещь?
- да
- нет
- не знаю
Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?
- да
- нет
- когда как
Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?
- да
- нет
После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?
- да
- нет
- когда как
Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?
- не буду
- буду
Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
4
3
2
2
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
4
3
2
3
Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми
4
3
2
4
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
4
3
2
5
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
4
3
2
6
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
4
3
2
7
Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню
4
3
2
8
Мне приятно доставлять людям радость
4
3
2
9
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
4
3
2
10
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
4
3
2
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№
п/п
Список желаний
№
ответов
1.
Быть человеком, которого любят.
2.
Иметь много денег.
3.
Иметь самый современный компьютер.
4.
Иметь верного друга.
5.
Мне важно здоровье родителей.
6.
Иметь возможность многими командовать.
7.
Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8.
Иметь доброе сердце.
9.
Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10.
Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проигралв игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этойситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315