Методические указания обучающимся по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОУД.08. ФИЗИКА 23.01.09. Машинист локомотива
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания обучающимся
по выполнению самостоятельных работ
по дисциплине
ОУД.08. ФИЗИКА
23.01.09. Машинист локомотива
2015г.
Содержание
1.Пояснительная записка ……………………………………………… 3
2.Перечень самостоятельных работ по учебной дисциплине .............. 4
3.Методические рекомендации для выполнения
внеаудиторной самостоятельной работы …………………………. 10
Пояснительная записка
В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине физика практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, лаборатории физики, во время внеклассных мероприятий, дома.
Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Учебная дисциплина ОУД.08. Физика является общеобразовательной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
- о роли физики в формировании современной естественно-научной картины мира и методах естественных наук;
- о наиболее важных идеях и достижениях физики, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий
- о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема);
- о истории развития современных представлений о живой природе;
- о выдающихся открытиях в биологической науке;
- о роли биологической науки в формировании современной
естественно-научной картины мира;
уметь:
- приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик.
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи.
- работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; энергосбережения;
- обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности человека, в развитии современных технологий;
- определять живые объекты в природе;
- проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- находить и анализировать информацию о живых объектах.
- называть неорганические и органические вещества,
- составлять уравнения реакций, характеризующие свойства веществ,
- решать расчетные задачи.
знать:
- смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика;- вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
- основные положения биологических теорий и закономерностей;
- строение функционирование биологических объектов;
- сущность биологических процессов;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию;
- основные классы неорганических и органических веществ, их свойства
Программа учебной дисциплины ОУД.08. ФИЗИКА предусматривает изучение теоретических и прикладных основ предмета. Программный материал способствует формированию материалистического мировоззрения и диалектического мышления обучающихся на конкретных примерах изучаемой дисциплины.
Количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки – 270 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки -180 часов,
самостоятельной работы -90 часов.
Самостоятельная работа обучающихся играет важную роль в воспитании сознательного отношения к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы обучающиеся не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Значимость самостоятельной работы:
1. глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно в нем разобраться;
2. выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений;
3.фомирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;
4. развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания.
Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
- мотивационность задания (для чего, чему способствует);
- четкая постановка задач;
- алгоритм, метод выполнения работы;
- четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения;
- критерии оценки, отчетности;
- виды и формы контроля.
Самостоятельная работа выполняет как развивающие, так и воспитательные функции. Она позволяет формировать у обучающихся самостоятельность как черту личности.
2. Перечень самостоятельных работ по учебной дисциплине ОДП.012 Физика
№ Вид самостоятельной работы Рекомендуемая литература Количество часов Форма контроля
Физика
1 Подготовить сообщения по темам: Скорости на железнодорожном транспорте.
1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/5 Отчёт в письменном виде, ответы на дополнительные вопросы
2 Составить обобщающую таблицу «Виды движений»; ответить на контрольные вопросы при использовании указанной литературы; решить задачи по теме 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет http://scbist.com/3 Защита практической работы: отчёт в письменном виде, ответы на дополнительные вопросы
3 Подобрать материал и подготовить реферат по теме: Условия, определяющие коэффициент сцепления (трения) колёсных пар с рельсами
. 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет http://scbist.com/4 Защита реферата в форме презентации
4 Составить обобщающую таблицу «Силы в природе»; ответить на контрольные вопросы при использовании указанной литературы; решить задачи по теме.
1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3 Отчёт в письменном виде, ответы на дополнительные вопросы
5 Подготовка к лабораторной работе: Проверка законов сохранения при действии силы тяжести и упругости 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 3 Защита лабораторной работы: отчёт в письменном виде, ответы на дополнительные вопросы
6 Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций): Определение параметров колебательного движения 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 3 Защита практической работы: отчёт в письменном виде, ответы на дополнительные вопросы
7 Подготовить и написать реферат по теме: Ультразвуковой дефектоскоп 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 4 8 Подобрать материал и подготовить реферат по теме: Роль давления воздуха в управлении пневматическими автотормозами.. 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 5 Защита практической работы: отчёт в письменном виде, ответы на дополнительные вопросы
9 Подготовка реферата: Использование капиллярных явлений в системе смазки электровоза. Принципиальное устройство паровоза. 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 8 Защита реферата в форме презентации
10 Подготовка докладов и сообщений на тему: Конденсаторы и их применение на электровозе 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 4 Защита реферата в форме презентации
11 Подготовка сообщений на темы: Сопротивление контактного провода. Нагрев электродвигателей 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 8 Защита реферата в форме презентации
12 Подготовка докладов и сообщений на темы: Назначение и устройство аккумуляторов в работе электровоза. Полупроводниковые выпрямители на электровозах переменного тока 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 8 Защита реферата в форме презентации
13 Подготовка рефератов на темы: Назначение и принцип действия тягового двигателя. Роль понижающего трансформатора на электровозах переменного тока. 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 8 Защита реферата в форме презентации
14 Составить сравнительную таблицу «Электрические и магнитные поля»; решить задачи по теме.
1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 4 15 Подготовить доклад по теме: Радиотелефонная связь на электропоезде. Радиопомехи от контактной сети. 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 5 Защита реферата в форме презентации
16 Составить конспект по теме «Лазеры», опираясь на контрольные вопросы по данной теме; подготовить доклад по теме «Использование лазера»; решить практическую задачу.
1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 5 17 Подобрать материал и подготовить реферат по теме: Биологическое действие радиоактивных излучений. 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 5 18 Подготовка докладов и сообщений по темам: Теория большого взрыва, Эволюция звезд, Солнечная система, Термоядерный синтез. 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет 5 Тема 1.1. Кинематика
Обучающийся должен:
Иметь представление:
- Механическом движении и его относительности
Знать: знать определения и понятия: определение механического движения, виды механического движения в зависимости от формы траектории и скорости перемещения тела; понятия траектории, пути, перемещения, определение скорости и ускорения, системы отсчёта.
Уметь: графически изображать различные виды механических движений;
решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движений.
Самостоятельная работа №1:
Задание: Подобрать материал и подготовить доклады по темам:
Скорости на железнодорожном транспорте.
Цель: углубление и расширение знаний о предмете и необходимости его изучения для будущей специальности;
формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
развитие познавательных способностей, ответственности.
Вид работы: реферат.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить реферат по данной теме (см. приложение 2)
В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
Основные ограничения скорости движения по железной дороге
среднее значение скорости -маршрутная скорость.
Значение ускорения на железнодорожном транспорте.
Форма контроля: защита реферата, презентации.
Время выполнения: 5 часов.
Самостоятельная работа №2.
Задание: составить обобщающую таблицу «Виды движений»; ответить на контрольные вопросы при использовании указанной литературы; решить задачи по теме.
Цель: формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
развитие познавательных способностей, ответственности.
Вид работы: практические задания
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
3. Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить материал по данной теме (см. приложение 2)
Заполнить таблицу:
Обобщающая таблица:
Вид движения Скорость (формула, график) Ускорение (формула, график) Перемещение (формула, график) Координата (формула, график)
Контрольные вопросы:
1. Что изучает механика? На какие разделы делится механика?
2. Что называют механическим движением? В чем заключается основная задача механики?
3. Дайте определение материальной точки, траектории пути, перемещения.
4. Какие величины в физике называются векторными? Какие алгебраические операции можно проводить с векторными величинами?
5. Дайте определение прямолинейного равномерного движения тела. Что называется скоростью равномерного прямолинейного движения? Напишите формулу для расчета скорости, пути и времени для прямолинейного движения.
6. Какое движение называется неравномерным? Какая векторная величина называется ускорением? В каких единицах измеряется ускорение.
7. Как рассчитывается путь, скорость при неравномерном движении?
8. Какое движение называется криволинейным? Как направлена мгновенная скорость точки при таком движении, как направленно ускорение?
9. Напишите выражения для расчета центростремительного ускорения, скорости, частоты
обращения, периода обращения.
Решить задачи.
1. Велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч, встречает пешехода. Через 5 мин после встречи с пешеходом он подъезжает к библиотеке, в которой задерживается на 1 ч 10 мин, затем с прежней скоростью едет назад и через 30 мин догоняет пешехода Определить скорость пешехода. Начертить графики пути для движения велосипедиста и пешехода.
2. Между городами А и Б, находящимися на расстоянии 40 км один от другого, курсируют со скоростью 80 км/ч автобусы, выезжая из городов одновременно через каждые 30 мин. Из города А вместе с одним из автобусов стартует велосипедист, скорость которого 20 км/ч. Сколько автобусов он встретит и сколько его обгонят? Решить задачу графически.
3. Машинист пассажирского поезда, движущегося в лесистой местности со скоростью
108 км/ч, после поворота на прямолинейный участок увидел товарный поезд, который шел на 200 м впереди по той колее со скоростью 36 км/ч. Машинист сразу затормозил, вызвав ускорение пассажирского поезда, равное -1,2 м/с2 . Произойдет ли крушение? Решить графически.
4. Через реку переправляется лодка перпендикулярно течению. Скорость лодки 1,4 м/с скорость течения – 0,7 м/с, ширина реки 303 м. Найдите время, за которое лодка пересечет реку. На какое расстояние ее снесет по течению?
5. Автомобиль, остановившись перед светофором, увеличил затем свою скорость до 60 км/ч на пути 30 м. С каким ускорением он двигался? Сколько времени он на это потратил?
6. Сравните линейную скорость конца секундной стрелки и точки на экваторе Земли. Длина секундной стрелки 1 см; радиус Земли 6400 км.
7. Графики каких движений показаны на рисунке? Как отличаются скорости движения этих тел? В какой момент времени тела встретились? Какие пути тела прошли до встречи?
Форма контроля: обобщающая таблица, решение задач.
Время выполнения: 3 часа.
Тема 1.2. Динамика
Обучающийся должен:
Иметь представление: о законах Ньютона, взаимодействии тел.
Знать: определения и понятия сила, масса инерция, материальная точка, прямолинейное движение, состояние покоя, внешние силы, сила трения, закон инерции.Уметь: формирование умений использовать учебную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности;
-углубление и расширение теоретических знаний
Самостоятельная работа №3:
Задание: Подобрать материал и подготовить реферат по теме:
Условия, определяющие коэффициент сцепления (трения) колёсных пар с рельсами
Цель: углубление и расширение знаний о предмете и необходимости его изучения для будущей специальности;
формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
развитие познавательных способностей, ответственности.
Вид работы: реферат.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить реферат по данной теме (см. приложение 2)
В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
Что такое сила трения качения, сила трения покоя?
От чего зависит сцепной вес локомотива?
Рассмотреть виды сил трения в локомотиве.
Форма контроля: защита реферата, презентации.
Время выполнения: 4 часа.
Самостоятельная работа № 4.
Задание: составить обобщающую таблицу «Силы в природе»; ответить на контрольные вопросы при использовании указанной литературы; решить задачи по теме.
Цель: Повторить
основные задачи динамики;
понятие массы, силы, законы Ньютона;
закон всемирного тяготения, закон Гука;
Сформировать умение:
различать понятия веса и силы тяжести, инерции, инертности;
объяснять понятие невесомости;
решать задачи на применение законов Ньютона,
закона всемирного тяготения;
на определение силы тяжести, упругости, трения.
Вид работы: Обобщающая таблица:
Вид силы и её определение Графическое изображение Формула (закон) с пояснением Особенности
Контрольные вопросы:
1. Что изучает динамика? Перечислите ученых, которые внесли вклад в развитие этого раздела физики.
2. Сформулируйте 1 закон Ньютона. Дайте определение инерциальной системы отсчета.
3. Сформулируйте и запишите 2 закон Ньютона.
4. В каких единицах измеряют силу?
5. Какую силу называют равнодействующей? Как ее найти?
6. Сформулируйте и напишите 3 закон Ньютона. Приведите примеры действия третьего закона Ньютона.
7 .Сформулируйте закон всемирного тяготения. Как он записывается? Какова история его открытия? Чему равна гравитационная постоянная?
8. Какое падение называется свободным? Чему равно ускорение свободного падения?
Задачи.
1. Какая масса должна быть у автомобиля, чтобы он двигался с ускорением 5 м/с2, при силе тяги двигателя 12,5 кН?
2. Два тела, находясь на расстоянии 4 км, притягиваются друг к другу имея при этом массы равные 5,5 тонн и 1,5 тонн соответственно. Рассчитайте силу, с которой эти тела взаимодействуют. (G=6,67 * 10-11 Н * м2 / кг2).
3. Груз перемещают равномерно по горизонтальной плоскости, прикладывая при этом силу в 2 Н. Рассчитайте модуль силы реакции опоры, если коэффициент трения равен 0,4.
4. Проводя лабораторную работу ученик растягивал пружину с силой 25 Н. На сколько растянулась пружина, если её жесткость равна 500 Н/м?
5. По вогнутой поверхности, с радиусом кривизны 1500 см., движется тележка массой 800г., сохраняя при этом постоянную скорость 10 см/с. Найдите силу, с которой тележка давит на опору.
6. Тяговая сила локомотива, при движении грузового состава составляет 500 кН. Коэффициент трения при движении равен 0,8. Какой массы состав может переместить локомотив?
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Форма контроля: обобщающая таблица, решение задач.
Время выполнения: 3 часа.
Тема 1. 3 Законы сохранения в механике.
Обучающийся должен:
Иметь представление: о механической энергии, кинетической и потенциальной энергии, законе сохранения механической энергии, силах тяжести и упругости.
Знать: определения и понятия: закон сохранения энергии, определение пружинного маятника.
Уметь: уметь применять закон сохранения энергии при расчёте скорости колебаний пружинного маятника.
Самостоятельная работа №5:
Подготовка к лабораторной работе: Проверка законов сохранения при действии силы тяжести и упругости.
Задание:
Изучить теоретический материал по теме лабораторной работы.
Цель: подготовиться к выполнению лабораторной работы
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/http://www.uchportal.ru/load/40Порядок выполнения работы:
Изучить материал по теме лабораторной работы.
Сделать рисунок экспериментальной установки.
Ответить на дополнительные вопросы (см. методические рекомендации к выполнению лабораторных работ).
Форма контроля: Защита практической работы: отчёт в письменном виде, ответы на дополнительные вопросы.
Время выполнения:3часа
Тема 1.4. Механические колебания и волны
Обучающийся должен:
Иметь представление:
Знать:
- процесс распространения колебаний в упругой среде;
- понятие продольных и поперечных волн;
- понятие свободных и вынужденных колебаний;
- превращение энергии при колебательном движении.
Студенты должны уметь:
Уметь:
- формулировать понятие колебательного движения и различных его видов; понятие волны;
- изображать графически гармоническое колебательное движение.
Самостоятельная работа №6:
Подготовка к лабораторной работе: Проверка законов сохранения при действии силы тяжести и упругости.
Задание:
Изучить теоретический материал по теме лабораторной работы.
Цель: подготовиться к выполнению лабораторной работы
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/http://www.uchportal.ru/load/40Порядок выполнения работы:
Изучить материал по теме лабораторной работы.
Сделать рисунок экспериментальной установки.
Ответить на дополнительные вопросы (см. методические рекомендации к выполнению лабораторных работ).
Форма контроля: Защита практической работы: отчёт в письменном виде, ответы на дополнительные вопросы.
Время выполнения:3часа
Самостоятельная работа №7.
Задание: Подготовить и написать реферат по теме: Ультразвуковой дефектоскоп.
Цель: подготовиться к выполнению лабораторной работы
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/http://www.uchportal.ru/load/40Порядок выполнения работы:
Изучить материал по теме реферата.
В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
-способы контроля рельсов, колесных пар.
- принцип действия и устройство ультразвукового дефектоскопа.
Ответить на дополнительные вопросы (см. методические рекомендации к выполнению лабораторных работ).
Форма контроля: Защита практической работы: отчёт в письменном виде, ответы на дополнительные вопросы.
Время выполнения:4часа
Тема 2.1. Основы молекулярно - кинетической теории.
Обучающийся должен:
Иметь представление: Экспериментальном основании молекулярно-кинетической теории. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений
Знать: Основные положения MKT, основные положения МКТ зарядовое и массовое число, масса молекулы, моль, количество вещества, молярная масса, постоянная Авогадро
Уметь: определять количество вещества и число молекул в веществе.
Самостоятельная работа №8:
Задание: Подобрать материал и подготовить реферат по теме: Роль давления воздуха в управлении пневматическими автотормозами.
Цель:
-углубление и расширение знаний по Физике с целью показать необходимость изучения для будущей профессии;
-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, ответственности.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить реферат по данной теме (см. приложение 2)
В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
Роль пневматических тормозов на локомотиве,
Управление пневматическими автотормозами.
Форма контроля: защита реферата, презентации.
Время выполнения: 5 часов.
Тема 2.2. Основы термодинамики.
Тема 2.3. Агрегатные состояния веществ и фазовые переходы.
Обучающийся должен:
Иметь представление: физической сущности понятий: внутренняя энергия, система изолированная и неизолированная, процесс, работа, количество теплоты;
способах изменения внутренней энергии;
Знать: формулировку и формулу первого начала термодинамики;
необратимость тепловых процессов;
принцип действия тепловой машины и холодильной установки;
- что такое тепловые двигатели;
- классификацию тепловых двигателей;
- каково влияние работы тепловых двигателей на окружающую среду
Уметь: объяснять принцип действия тепловых двигателей;
- уметь грамотно и лаконично изложить материал реферата перед аудиторией;
- уметь отвечать на дополнительные вопросы.
Самостоятельная работа №9:
Задание: Подобрать материал и подготовить рефераты по теме: Использование капиллярных явлений в системе смазки электровоза.
Принципиальное устройство паровоза.
Цель:
-углубление и расширение знаний по Физике с целью показать необходимость изучения для будущей профессии;
-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, ответственности.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить реферат по данной теме (см. приложение 2)
В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
-Из каких основных частей состоит паровоз?
- Что является в этой тепловой машине нагревателем, а что холодильником?
-Принципиальное устройство паровоза
Форма контроля: защита реферата, презентации.
Время выполнения: 8 часов.
Тема 3.1. Электрическое поле.
Обучающийся должен:
Иметь представление: Явление электризации тел. Электрический заряд. Закон сохранения заряд. Закон Кулона. Электрическое поле и его напряженность. Принцип суперпозиции полей. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы и их соединения.
Знать:
- что такое электризация;
- где встречается явление электризации;
-объяснить положительное и отрицательное значение наличия электрических зарядов в природе.
-определение электрического поля;
-закон сохранения электрического заряда;
закон Кулона;
-физический смысл напряжённости, потенциала и напряжения, емкости;
-электрические свойства проводников и диэлектриков.
Уметь: объяснять принцип действия конденсаторов и их применение на железнодорожном транспорте;
- уметь грамотно и лаконично изложить материал реферата перед аудиторией;
- уметь отвечать на дополнительные вопросы.
Самостоятельная работа № 10
Задание: Подобрать материал и подготовить доклады на темы: Конденсаторы и их применение на электровозе
Цель:
-углубление и расширение знаний по Физике с целью показать необходимость изучения для будущей профессии;
-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, ответственности.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить реферат по данной теме (см. приложение 2)
В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
-Виды конденсаторов, устройство и принцип действия.
Применение конденсаторов на электровозе.
Форма контроля: защита реферата, презентации.
Время выполнения: 4 часа.
Тема 3.2. Законы постоянного тока
Обучающийся должен:
Иметь представление: Постоянный электрический ток и его характеристики. Электродвижущая сила. Законы Ома для участка цепи и полей цепи. Сопротивление как электрическая характеристика проводника.
Знать: определение постоянного тока;
условия, необходимые для его существования;
закон Ома для участка цепи;
физический смысл ЭДС;
зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника;
правила и их математическое выражение для последовательного и параллельного соединения потребителей;
закон Ома для полной цепи;
основные формулы определения работы и мощности электрического тока;
закон Джоуля – Ленца.
Уметь объяснять принцип конденсаторов и их применение на железнодорожном транспорте;
- уметь грамотно и лаконично изложить материал реферата перед аудиторией;
- уметь отвечать на дополнительные вопросы.
Самостоятельная работа № 11
Задание: Подобрать материал и подготовить сообщения по теме: Сопротивление контактного провода. Нагрев электродвигателей
Цель:
-углубление и расширение знаний по Физике с целью показать необходимость изучения для будущей профессии;
-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, ответственности.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить сообщение по данной теме (см. приложение 2)
В сообщении должны быть отображены следующие вопросы:
-Основные требования , предъявляемые к контактным проводам на железной дороге
-Сопротивление контактного провода.
-причины нагрева электродвигателей
-связь скорости движения локомотива и нагрева электродвигателей.
Форма контроля: устный доклад, презентации.
Время выполнения: 8 часов.
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах.
Обучающийся должен:
Иметь представление: о проводниках электрического тока, электролитах, электролизе, законах фарадея, химических источниках электроэнергии, использование электролиза в техник, электрическом токе в полупроводниках, полупроводниковых диодах и транзисторах и их использовании в технике.
Знать: -природу электрического тока в электролитах, газах, в вакууме;
-использование электролиза в технике;
-проводимость газа, возникновение полярного сияния, свечение газа в рекламных трубках;
- виды проводимости полупроводников;
-зависимость электропроводности полупроводников от температуры и освещённости;
- различие в характере проводимости между проводниками, полупроводниками и диэлектриками.
Уметь: - формулировать основные положения электронной проводимости металлов;
- уметь грамотно и лаконично изложить материал в сообщении;
- уметь отвечать на дополнительные вопросы.
Самостоятельная работа № 12.
Задание: Подобрать материал и подготовить сообщения на темы: Назначение и устройство аккумуляторов в работе электровоза. Полупроводниковые выпрямители на электровозах переменного тока
Цель:
-углубление и расширение знаний по Физике с целью показать необходимость изучения для будущей профессии;
-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, ответственности.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить сообщение по данной теме (см. приложение 2)
В сообщении должны быть отображены следующие вопросы:
-определение отличительных особенностей тока в различных средах;
- применение аккумуляторов в вагонном хозяйстве,
- применение полупроводниковых выпрямителей на электровозах переменного тока
Форма контроля: защита реферата, презентации.
Время выполнения: 8 часов.
Тема 3.4. Магнитное поле.
Обучающийся должен:
Иметь представление: о понятиях: магнитная индукция, магнитная постоянная. магнитная проницаемость среды. напряженность магнитного поля. действие магнитного поля на проводник с током. закон ампера. магнитный поток. действие магнитного поля на движущийся заряд. сила Лоренца. электроизмерительные приборы
Знать: - определение и свойства магнитного поля;
-физическую сущность магнитной индукции;
-закон Ампера;
-определение силы Лоренца.
Уметь: - определять направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле (правило левой руки);
- определять направление силы Ампера и силы Лоренца;
- решать задачи на использование закона электромагнитной индукции, расчёт ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля.
Самостоятельная работа № 13.
Задание: Подобрать материал и подготовить рефераты по теме: Назначение и принцип действия тягового двигателя. Роль понижающего трансформатора на электровозах переменного тока.
Цель:
-углубление и расширение знаний по Физике с целью показать необходимость изучения для будущей профессии;
-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, ответственности.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить реферат по данной теме (см. приложение 2)
В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
-Электрические машины на локомотиве,
- принцип действия и устройство двигателя постоянного тока на локомотиве.
- принцип действия трансформатора.
- назначение трансформатора на электровозе.
Форма контроля: защита реферата, презентации.
Время выполнения: 8 часов.
Самостоятельная работа №14.
Задание: составить сравнительную таблицу «Электрические и магнитные поля»; решить задачи по теме.
Цель:
- формирование умений использовать учебную литературу;
-развитие познавательных способностей: самостоятельности, ответственности;
- умение подготовиться к рубежному контролю
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
-изучить конспекты по темам: электрическое поле, магнитное поле, вихревое электрическое поле.
-заполнить таблицу.
- решить задачи.
Сравнительная таблица:
Электростатическое поле Магнитное поле Вихревое электрическое поле
Источник поля (чем создаётся) неподвижными электрическими зарядами Силовые линии: замкнуты или разомкнуты (показать графически) Потенциальное или вихревое Чему равна работа поля на замкнутой траектории Задачи:
1. За 3 секунды магнитный поток, пронизывающий проволочную рамку, равномерно увеличился с 6 Вб до 9 Вб. Чему равно при этом значение ЭДС индукции в рамке?
2. За 3 секунды магнитный поток, пронизывающий проволочную рамку, равномерно уменьшается с 9 Вб до 6 Вб. Чему равно при этом значение ЭДС индукции в рамке?
3. Чему равна индуктивность проволочной рамки, если при силе тока 3А в рамке возникает магнитный поток 6 Вб?
4. Чему равна ЭДС самоиндукции в катушке с индуктивностью 2Гн при равномерном уменьшении силы тока от 3А до 1А за 2 секунды?
5. Чему равна индуктивность проволочной рамки, если при силе тока 2А в рамке возникает магнитный поток 8 Вб?
6. Чему равна ЭДС самоиндукции в катушке с индуктивностью 3Гн при равномерном уменьшении силы тока от 5А до 1А за 2 секунды?
7. Линии магнитной индукции однородного магнитного поля вертикальны. Каков магнитный поток через горизонтальный контур площадью 50 см2, если модуль магнитной индукции равен 60 мТл?
8. Линии магнитной индукции однородного магнитного поля образуют угол 30°с вертикалью. Модуль магнитной индукции равен 0,2 Тл. Какой магнитный поток пронизывает горизонтальное проволочное кольцо радиусом 10см?
9. Магнитный поток через квадратную проволочную рамку со стороной 5 см, плоскость которой перпендикулярна линиям индукции однородного магнитного поля, равен 0,1 мВб. Каков модуль магнитной индукции поля?
10. Магнитный поток через замкнутый контур изменился на 0,06 Вб за 0,3с. Какова средняя скорость изменения магнитного потока?
11. Магнитный поток, пронизывающий замкнутый контур, за 6мс равномерно возрастает с 2 до 14 мВб. Какова ЭДС индукции в контуре?
12. Какова индуктивность контура, если при силе тока 6А его пронизывает магнитный поток 0,3 мВб?
13. Какая ЭДС самоиндукции возникает в катушке индуктивностью 20 мГн при равномерном изменении силы тока на 15А за 1с?
14. Какой должна быть скорость изменения силы тока, чтобы в катушке индуктивностью 50 мГн возникла ЭДС самоиндукции 30В?
15. Какова индуктивность контура, если при равномерном изменении силы тока на 5А за 50мс в этом контуре создается ЭДС 10В?
16. В катушке индуктивностью 0,4Гн сила тока равна 5А. Какова энергия магнитного поля катушки?
17. Энергия магнитного поля катушки индуктивностью 0,5Гн равна 0,25Дж. Какова сила тока в катушке?
18. Какова индуктивность катушки, если при силе тока 3А энергия магнитного поля катушки равна 1,8 Дж?
19. В катушке из 200 витков возбуждается постоянная ЭДС индукции 160В. На сколько изменился в течение 5мс магнитный поток через каждый из витков?
20. Магнитная индукция однородного магнитного поля изменяется со скоростью 20 Тл за секунду. При этом в катушке с площадью поперечного сечения 6см2 возбуждается ЭДС индукции 12В. Сколько витков в катушке? Ось катушки параллельна линиям магнитной индукции.
Форма контроля: сравнительная таблица; решение задач.
Время выполнения: 3 часа.
Тема 3.6. Электромагнитное поле.
Обучающийся должен:
Иметь представление: о понятиях: свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре. затухающие электромагнитные колебания. генератор незатухающих колебаний. активное сопротивление. электрический резонанс. электромагнитные волны, их свойства. энергия электромагнитного поля. физические основы радиосвязи. принцип радиолокации и телевидения.
Знать: - историю изобретения радио;
-определение электромагнитного поля и электромагнитной волны.
Уметь: изображать графически электромагнитную волну;
объяснять принципы современной радиосвязи;
уметь грамотно и лаконично изложить материал доклада перед аудиторией;
уметь отвечать на дополнительные вопросы.
Самостоятельная работа № 15
Задание: Подобрать материал и подготовить реферат по теме: Радиотелефонная связь на электропоезде. Радиопомехи от контактной сети.
Цель:
-углубление и расширение знаний по Физике с целью показать необходимость изучения для будущей профессии;
-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, ответственности.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
Подготовить реферат по данной теме (см. приложение 2)
В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
-принципы радиосвязи.
- радиолокационный скоростемер и его применение на ж/д транспорте.
Форма контроля: защита реферата, презентации.
Время выполнения: 4 часа.
Тема 4.2. Физика атома
Обучающийся должен:
Иметь представление: о понятиях и явлениях: модель атома Резерфорда, Бора. уровни энергии в атоме. постулаты Бора. квантовые генераторы. поглощение и испускание света атомом. квантование энергии. принцип действия лазера
Знать: - характеристику лазера и свойства лазерного излучения;
- принцип действия лазеров;
- типы лазеров и их применение.
Уметь: - на основе знаний о лазере и его свойств объяснить общий принцип действия лазера;
- решать количественные задачи, основываясь на основные свойства лазера и его принципа действия.
Самостоятельная работа № 16
Задание: составить конспект по теме «Лазеры», опираясь на контрольные вопросы по данной теме; подготовить доклад по теме «Использование лазера»; решить практическую задачу.
Цель:
-углубление и расширение знаний по Физике с целью показать необходимость изучения для будущей профессии;
-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей, ответственности.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/, http://www.studfiles.ru/preview/1701766/Порядок выполнения работы:
Составить конспект по теме Лазеры, пользуясь контрольными вопросами.
Подготовить доклад по теме: Использование лазера: строительство тоннелей при помощи лазера;
В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
- Устройство лазера.
- Принцип действия лазера
- Применение лазеров.
Контрольные вопросы и задача:
1. Что такое индуцированное излучение?
2. Сформулируйте определение лазера и перечислите его свойства.
3. Объяснить принцип действия лазера.
4. Дать характеристику трехуровневой системе.
5. Назвать типы лазеров и объяснить их применение.
6. Лазер, работающий в импульсном режиме, потребляет мощность 1кВт. Длительность этого импульса 5 мкс, а число импульсов в 1с равно 200. Найти изучаемую энергию и мощность одного импульса, если на излучение идет 0,1 % потребляемой мощности.
Формы контроля: конспект, доклад.
Время выполнения: 4 часов.
Тема 4.3. Физика атомного ядра
Обучающийся должен:
Иметь представление: Естественная радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и их воздействие на живые организмы
Знать: определения и понятия: радиоактивность, радиоактивный распад, α-распад, β-распад, γ-распад, энергия распада, анти-нейтрино знать определения и понятия: биологическое действие радиоактивных излучений, экспозиционная доза излучения, биологическая доза излучений
Уметь: - работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
Самостоятельная работа № 17
Задание: Подобрать материал и подготовить реферат по теме: Биологическое действие радиоактивных излучений.
Цель: показать отрицательное биологическое действие радиоактивных излучений.
Вид работы: реферат.
Литература: 1. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Физике; 2. Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2010 -447
Ресурсы интернет http://scbist.com/vysokoskorostnoe-dvizhenie/Порядок выполнения работы:
1)Подготовить реферат по данной теме (см. приложение 2)
2)В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
- рассмотреть виды ионизирующих излучений,
- объяснить степень их биологического воздействия на живые организмы в зависимости от их проникающей способности,
- объяснение способов контроля воздействия и защиты от радиоактивных излучений
Форма контроля: защита реферата.
Время выполнения:4часа.
Тема 5.2 Эволюция звёзд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
Обучающийся должен:
Иметь представление: о возможных сценариях эволюции Вселенной, Эволюция и энергия горения звезд.
Знать: определения и понятия: термоядерная реакция, красные гиганты, белый карлик, нейтронная звезда, чёрная дыра, процесс необратимости развития материального мира
Уметь: - работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
Самостоятельная работа № 18
Задание: Подобрать материал и подготовить реферат по теме: Теория большого взрыва, Эволюция звезд, Солнечная система
Цель: показать современные теории рождения и эволюции Вселенной
Вид работы: реферат.
Литература:
1.Методические рекомендации к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по Естествознанию
2.П.И. Самойленко. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профиля М.; «Академия» 2011 г
3. Ресурсы интернет
Порядок выполнения работы:
1)Подготовить реферат по данной теме (см. приложение 2)
2)В реферате должны быть отображены следующие вопросы:
- теория большого взрыва как пример одной из теорий рождения Вселенной,
- этапы эволюции Вселенной.
Форма контроля: защита реферата.
Время выполнения:5часов.
Приложения:
Методические рекомендации для выполнения
внеаудиторной самостоятельной работы
1. Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы обучающихся, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1) Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающихся и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.
Порядок сдачи и защиты рефератов.
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия
2. При оценке реферата преподаватель учитывает
качество
степень самостоятельности обучающегося и проявленную инициативу
связность, логичность и грамотность составления
оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата обучающимися предусматривает
доклад по реферату не более 5-7 минут
ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы обучающегося, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 1996), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника) , с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)).
Критерии оценки реферата
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 3 балла;
глубина проработки материала, 3 балла;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
доклад, 5 баллов;
умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 20.
19-20 баллов соответствует оценке «5»
15-18 баллов – «4»
10-14 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
3. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение). Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающихся навыки работы на компьютере.Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч
Критерии оценки
соответствие содержания теме, 1 балл;
правильная структурированность информации, 5 баллов;
наличие логической связи изложенной информации, 5 балл;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям, 3 балла;
работа представлена в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
4. Подготовка и презентация доклада. Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.
Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указаны в докладе.
Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
Работа обучающегося над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение
самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
Докладом также может стать презентация реферата обучающегося, соответствующая теме занятия.
Обучающийся обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок. Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада)
- сообщение основной идеи
- современную оценку предмета изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
- живую интересную форму изложения
- акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должна даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. Примерный план публичного выступления
1. Приветствие
«Добрый день!»
«Уважаемый «(имя и отчество преподавателя)
« Уважаемые присутствующие!»
2. Представление (Ф.И., группа, и т.д.)
«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...группы, техникума №..., города....»
3. Цель выступления
«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме.
4. Название темы
«Название темы»
5.Актуальность
«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»
6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения
«Цель моего выступления – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»
получены новые знания следующего характера:..., выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,определены новые проблемы (задачи)»
7. Благодарность за внимание
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
8. Ответы на вопросы
«Спасибо (благодарю) за вопрос...
А) Мой ответ...
Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.
9. Благодарность за интерес и вопросы по теме
«Благодарю за интерес и вопросы по подготовленной теме. Всего доброго»
Факторы, влияющие на успех выступления
До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления.
Внешний вид докладчика
Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.
Прическа – аккуратная.
Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.
Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.
Речь
Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.
Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.
Критерии оценки доклада
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 1 балл;
глубина проработки материала, 1 балл;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
соответствие оформления доклада требованиям, 1 балл.
умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
5. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла;
отражение основных положений, результатов работыавтора, выводов, 5 баллов;
ясность, лаконичность изложения мыслей обучающегося, 3 балла;
наличие схем, графическое выделение особо значимойинформации, 1 балл;
соответствие оформления требованиям, 1 балл;
грамотность изложения, 1 балл;
конспект сдан в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
6. Содержание и оформление опорных конспектов. Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
Не должен содержать сплошного текста.
Должен быть аккуратно оформлен ( иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме, 1 балл;
правильная структурированность информации, 3 балла;
наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
соответствие оформления требованиям, 3 балла;
аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Приложения
____________________________________________________
Приложение 1
Образец титульного листа
-1162051841500
Наименование
учебного заведения
Р Е Ф Е Р А Т
Тема:
Выполни л (а)
Ф. И. О. обучающийсяа,
курс, группа,
специальность
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Таганрог 20___
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 2
Глава 1 .................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................. 6
Глава 3 ................................................................................................ 10
Заключение ........................................................................................ 14
Список литературы............................................................................ 16
Приложение 2
Образец оформления конспекта
КОНСПЕКТ
Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)
«_______________________________________________»
выполнил Ф.И.О. обучающийсяа, курс, группа, специальность
Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания
План (схема простого плана):
1.
2.
3.
План (схема сложного плана):
1. ________________________;
а) _____________________;
б) _____________________;
в) _____________________.
1.2. _______________________:
а) _____________________;
б) _____________________.
2. ________________________.
2.1. __________________ и т.д.
(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Приложение 3
Образец оформления опорного конспекта (фрагмент)
Опорный конспект темы
"Молекулярная физика. Основные положения МКТ"
выполнил Ф.И.О. обучающийсяа, курс, группа, специальность
Приложение 4
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):
_____________________________________________________
Подготовил: Ф.И.О. обучающийсяа, курс, группа, специальность
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Второй слайд
План:
1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.
Третий слайд
Литература:
Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно
включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы
и другие способы наглядного отображения информации
Приложение 5
Список литературы
Дмитриева В.Ф. Физика// Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,2012
Сборник задач по физике. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений.\ Под ред. Р.А.Гладковой.- М.:Наука,2010
Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом решения.- М.: Просвещение, 2011
Рябоволов Г.И., Дадалова Н.Р., Самойленко П.И., Сборник дидактических заданий по физике. М.,2012
Гладкова А.А., Кутыловская Н.И. Сборник задач по физике\ \Учебное пособие для заочных средних специальных заведений. М.,2009
Сборник задач, упражнений и лабораторных работ по физике \ Под ред. Н.Д.Глухова.М.,2012
Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика с основами астрономии. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 2010
Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика . Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2014
Пинский А.А.,Граковский Г.Ю. Физика с основами электротехники.\\ Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,2011